Свиток и сапог. Глава 82
2. Как я отметил в прошлой главе, отсуствие или нехватка такой интеграции были (и остаются) важнейшей чертой экзистенциальных общественных кризисов начиная с древнего Ближнего Востока и кончая современностью. Эта проблема соотношения вертикали и горизонтали внутри рассматриваемого нами текста из Книги Царств рассматривается в личном плане, в связи с меняющимися, горизонтализующимися отношениями между Давидом и его другом Ионафаном. Тем не менее решение этой проблемы, которое в тексте предлагает Ионафан и принимает Давид имело, как мы увидим, более широкое религиозное и культурное значение. Для удобства читателей я вновь воспоризвожу ниже этот ключевой текст (в синодальном переводе).
1. Давид убежал из Навафа в Раме и пришел и сказал Ионафану: что сделал я, в чем неправда моя, чем согрешил я пред отцом твоим, что он ищет души моей?
2. И сказал ему Ионафан: нет, ты не умрешь; вот, отец мой не делает ни большого, ни малого дела, не открыв ушам моим; для чего же бы отцу моему скрывать от меня это дело? этого не будет.
3. Давид клялся и говорил: отец твой хорошо знает, что я нашел благоволение в очах твоих, и потому говорит сам в себе: «пусть не знает о том Ионафан, чтобы не огорчился»; но жив Господь и жива душа твоя! один только шаг между мною и смертью.
4. И сказал Ионафан Давиду: чего желает душа твоя, я сделаю для тебя.
5. И сказал Давид Ионафану: вот, завтра новомесячие, и я должен сидеть с царем за столом; но отпусти меня, и я скроюсь в поле до вечера третьего дня.
6. Если отец твой спросит обо мне, ты скажи: «Давид выпросился у меня сходить в свой город Вифлеем; потому что там годичное жертвоприношение всего родства его».
7. Если на это он скажет: «хорошо», то мир рабу твоему; а если он разгневается, то знай, что злое дело решено у него.
8. Ты же сделай милость рабу твоему, — ибо ты принял раба твоего в завет Господень с тобою, — и если есть какая вина на мне, то умертви ты меня; зачем тебе вести меня к отцу твоему?
9. И сказал Ионафан: никак не будет этого с тобою; ибо, если я узнаю наверное, что у отца моего решено злое дело совершить над тобою, то неужели не извещу тебя об этом?
10. И сказал Давид Ионафану: кто известит меня, если отец твой ответит тебе сурово?
11. И сказал Ионафан Давиду: иди, выйдем в поле. И вышли оба в поле.
12. И сказал Ионафан Давиду: жив Господь Бог Израилев! я завтра около этого времени, или послезавтра, выпытаю у отца моего; и если он благосклонен к Давиду, и я тогда же не пошлю к тебе и не открою пред ушами твоими,
13. пусть то и то сделает Господь с Ионафаном и еще больше сделает. Если же отец мой замышляет сделать тебе зло, и это открою в уши твои, и отпущу тебя, и тогда иди с миром: и да будет Господь с тобою, как был с отцом моим!
14. Но и ты, если я буду еще жив, окажи мне милость Господню.
15. А если я умру, то не отними милости твоей от дома моего во веки, даже и тогда, когда Господь истребит с лица земли всех врагов Давида.
16. Так заключил Ионафан завет с домом Давида и сказал: да взыщет Господь с врагов Давида!
17. И снова Ионафан клялся Давиду своею любовью к нему, ибо любил его, как свою душу.
18. И сказал ему Ионафан: завтра новомесячие, и о тебе спросят, ибо место твое будет не занято;
19. поэтому на третий день ты спустись и поспеши на то место, где скрывался ты прежде, и сядь у камня Азель;
20. а я в ту сторону пущу три стрелы, как будто стреляя в цель;
21. потом пошлю отрока, говоря: «пойди, найди стрелы»; и если я скажу отроку: «вот, стрелы сзади тебя, возьми их», то приди ко мне, ибо мир тебе, и, жив Господь, ничего тебе не будет;
22. если же так скажу отроку: «вот, стрелы впереди тебя», то ты уходи, ибо отпускает тебя Господь;
23. а тому, что мы говорили, я и ты, свидетель Господь между мною и тобою во веки.
24. И скрылся Давид на поле. И наступило новомесячие, и сел царь обедать.
25. Царь сел на своем месте, по обычаю, на седалище у стены, и Ионафан встал, и Авенир сел подле Саула; место же Давида осталось праздным.
26. И не сказал Саул в тот день ничего, ибо подумал, что это случайность, что Давид нечист, не очистился.
27. Наступил и второй день новомесячия, а место Давида оставалось праздным. Тогда сказал Саул сыну своему Ионафану: почему сын Иессеев не пришел к обеду ни вчера, ни сегодня?
28. И отвечал Ионафан Саулу: Давид выпросился у меня в Вифлеем;
29. он говорил: «отпусти меня, ибо у нас в городе родственное жертвоприношение, и мой брат пригласил меня; итак, если я нашел благоволение в очах твоих, схожу я и повидаюсь со своими братьями»; поэтому он и не пришел к обеду царя.
30. Тогда сильно разгневался Саул на Ионафана и сказал ему: сын негодный и непокорный! разве я не знаю, что ты подружился с сыном Иессеевым на срам себе и на срам матери твоей?
31. ибо во все дни, доколе сын Иессеев будет жить на земле, не устоишь ни ты, ни царство твое; теперь же пошли и приведи его ко мне, ибо он обречен на смерть.
32. И отвечал Ионафан Саулу, отцу своему, и сказал ему: за что умерщвлять его? что он сделал?
33. Тогда Саул бросил копье в него, чтобы поразить его. И Ионафан понял, что отец его решился убить Давида.
34. И встал Ионафан из-за стола в великом гневе и не обедал во второй день новомесячия, потому что скорбел о Давиде и потому что обидел его отец его.
35. На другой день утром вышел Ионафан в поле, во время, которое назначил Давиду, и малый отрок с ним.
36. И сказал он отроку: беги, ищи стрелы, которые я пускаю. Отрок побежал, а он пускал стрелы так, что они летели дальше отрока.
37. И побежал отрок туда, куда Ионафан пускал стрелы, и закричал Ионафан вслед отроку и сказал: смотри, стрела впереди тебя.
38. И опять кричал Ионафан вслед отроку: скорей беги, не останавливайся. И собрал отрок Ионафанов стрелы и пришел к своему господину.
39. Отрок же не знал ничего; только Ионафан и Давид знали, в чем дело.
40. И отдал Ионафан оружие свое отроку, бывшему при нем, и сказал ему: ступай, отнеси в город.
41. Отрок пошел, а Давид поднялся с южной стороны и пал лицем своим на землю и трижды поклонился; и целовали они друг друга, и плакали оба вместе, но Давид плакал более.
42. И сказал Ионафан Давиду: иди с миром; а в чем клялись мы оба именем Господа, говоря: «Господь да будет между мною и между тобою и между семенем моим и семенем твоим», то да будет на веки. И встал Давид и пошел, а Ионафан возвратился в город.
(Первая книга Царств 20:1-42)
3. Поскольку в процессе матричного анализа мы будем сравнивать этот текст с 5-10 шагами восемнадцати шагового алгоритма идентичности нам также понадобится описание этого алгоритма в восемнадцатом псалме, который для удобства читателей я воспроизвожу целиком ниже в синодальном переводе. Интересующие нас шаги этого алгоритма описаны в 10/12 стихах, ввиду краткости и емкости этого описания, нам понадобится в некоторых случаях для уточнения смысла обращаться к исходному еврейскому тексту этих стихов.
1. Начальнику хора. Псалом Давида.
2. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь.
3. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание.
4. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их.
5. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их. Он поставил в них жилище солнцу,
6. и оно выходит, как жених из брачного чертога своего, радуется, как исполин, пробежать поприще:
7. от края небес исход его, и шествие его до края их, и ничто не укрыто от теплоты его.
8. Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых.
9. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи.
10. Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны;
11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота;
12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда.
13. Кто усмотрит погрешности свои? От тайных моих очисти меня
14. и от умышленных удержи раба Твоего, чтобы не возобладали мною. Тогда я буду непорочен и чист от великого развращения.
15. Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!
(Псалтирь 18:1-15)
4. А теперь вернемся к обещанному в прошлой главе детальному матричному анализу встречи Давида с Ионафаном (см. выше). Переход от вертикальных отношений проксимономного СВН покровительства (Ионафан как наследник престола контекстное поле совершенных жизненных форм В в верхнем правом углу матричного квадрата и Давид как слуга Саула, один из его дружинников- контекстное поле обьектов/слуг/ценностей Н в середине нижней репрезентационной горизонтали СD личность-мир) к горизонтальным отношениям равных был связан с решением Саула уничтожить Давида. Об этом решении Давиду сообщает его лучший друг и сын царя Ионафан. Спасаясь
от царского гнева Давид выходит из проксимономной сферы Саула и Ионафана. Он из "своего" G (контекстное поле "своих" G в середине правой боковой имманентной/идиографической вертикали CB личность/формы)становится бездомным изгнанником и беглецом (контекстное поле "чужих" Е в середине левой боковой трансцендентной/номотетической вертикали DA мир/принципы), которому постоянно угрожает смерть (контекстное поле мира D в нижнем левом углу матричного квадрата).
5. Таким образом новой основной парадигмой идентичности для Давида становится трансферономика EDB, парадигма странствий, отчуждения и перемен. Это очень интересная и довольно сложная парадигма, которую мы подробно рассматривали в контексте истории Иисуса. Ее особенностью является возможность внезапного перехода от унижения,страдания и отчуждения(отрезок ED)к восстановлению/исцелению/жизнеутверждению обозначенная движением вверх по формативной диагонали DB из контекстного поля мира D. В основном алгоритме идентичности это движение DB связано с пятым интеграционным шагом DB, который в восемнадцатом псалме обозначается обещанием устойчивого пребывающего благоустроения для тех людей, которые выстраивают свое поведение в соответствии с божественными заповедями, то есть живут в страхе Божьем: "Страх Господень чист, пребывает вовек".
6. При всем их радикальном различии домашняя патриархальная замкнутая и авторитарная проксимономика Саула и Ионафана СНВ и неустойчивая, инновационная, открытая и динамичная трансферономика Давида EDB имеют одну общую точку, а именно контекстное поле совершенных форм и успешного жизнеустроения В в правом верхнем углу матричного квадрата. Но пребывание в этом контекстном поле В зависит прежде всего от Бога, а Бог судит по справедливости.
7. Ионафан знает, что Давид невиновен, что царь преследует его несправедливо, он открыто говорит об этом отцу, рискуя вызвать его гнев. Поэтому Ионафан не без основания предполагает, что в споре Саула и Давида Бог может решить в пользу Давида и приблизить его к себе из его нынешнего отчужденного и беспомощного положения. В матрице идентичности это божественное суждение в соответствии с принципами истины и справедливости (контекстное поле общих принципов А)отображается полугоризонтальной признавательной/рекогнитивной диагональю ВЕ, входящей в состав трансферономики. В восемнадцати шаговом алгоритме 18 псалма эта линия, соответствует шестому дарительному шагу ВЕ: "Суды Господни истина, все праведны".
8. Именно это понимание центральной роли решения Бога в выборе между проксимономикой Саула/Ионафана и трансферономикой Давида обнаруживается в словах сказанных Давиду Ионафаном: "Да будет Господь с тобою, как был с отцом моим!" (см. выше).
9. Сочувствие Ионафана к Давиду в матрице отображается полугоризонтальной ассоциативной линией СЕ, соединяющей контекстное поле чужих Е с контекстным полем С независимой личности в котором находится Ионафан, когда он решается нарушить правила отцовской проксимономики ради своего чувства справедливости и любви к Давиду. Вместе взятые рекогнитивная ВЕ и ассоциативная СЕ линии в сочетании с правой боковой имманентной вертикалью СВ образуют этономику СЕВ, основную горизонтальную этическую парадигму матрицы идентичности.
10. В геометрическом смысле этономика занимает среднее положение между проксимономикой Саула и частично Ионафана с одной стороны и трансферономикой Давида. Она имеет одну общую линию с обеими парадигмами. С проксимономикой она делит правую боковую имманентную диагональ СВ. С трансферономикой она имеет общую полугоризонтальную рекогнитивную диагональ ВЕ.
11. Центральная горизонтальная коммуникативная ось GE матричного квадрата, соединяющая контекстные поля "своих" G и "чужих" Е вместе с тем является центральной осью этономного треугольника СЕВ. В то же время эта линия общая у двух половинок матричного квадрата: нижней "материальной" рыночно-договорной дианомики
CGED и верхней культурной, политической и образовательной периномики GBAE. Нас в данном случае больше интересует дианомика, поскольку три следующих шага алгоритма: оценочный (7)ЕН, усваивающий НС (8) и сохраняющий HG (9) связаны с дианомной сферой.
12. Когда Ионафан С/G просит Давида E позаботиться о его потомстве (контекстное поле ценностей H )он косвенно тематизирует снабжающую/супплементальную линию ЕН, то есть восьмой оценочный шаг ЕН алгоритма идентичности, утверждающий, что ценность религиозных заповедей выше материальных интересов и ценностей, или, по выражению восемнадцатого псалма: " они (Божьи суждения) вожделеннее (в евр. тексте "прекраснее"/"милее" nekhmadim)золота...".
13. Эта тематизация происходит в рамках прециономики СЕН (от латинского pretium цена) или сенсономики GEH, но сама договоренность закрепляется ссылкой на Бога, как свидетеля соглашения и источника подлинного блага (верхнее центральное месономное поле блага/мира I).
14.Таким образом мир и взаимная поддержка между двумя друзьями и их потомством должна по мысли Ионафана увенчать новую горизонтальную структуру этого межличностного отношения. Эти чувства и намерения по видимому разделяет и Давид. Во всяком случае в одном из псалмов (7.4-6)он выражает готовность быть уничтоженным и обесславленным в том случае, если он беспричинно нападет на своего противника или воздаст злом человеку, который находится в мире с ним.
15. Мы не можем знать насколько эти намерения соответствовали конкретному поведению, но во всяком случае Давид здесь обнаруживает стремление интегрировать это поведение в динамику внутреннего духовного развития, определяемую алгоритмом идентичности. В следующих главах мы на конкретных примерах из дальнейшей жизни Давида познакомимся с практическими выражениями этого миросозерцания.
Свидетельство о публикации №216121401523