Посещение музея истории латвийской железной дороги

Посещение музея истории латвийской железной дороги в родном городе (Рига, Латвия, бульвар Узварас 2а, 13.12.2016).

В качестве предисловия...

Здравствуйте...

В 2000-ом году, находясь ещё в кружке журналистики общественной организации МКЛ (Молодёжный Клуб Латвии, улица Дзирнаву 102а), я понял, что политика - не моё. Это было чётко видно, когда за заголовки о теракте, проходящем в то время в Риге (17 августа 2000-го года, в 17.29 и 17.37 в Старом городе, в магазине, что тогда назывался универмагом "Centrs", сработали два взрывных устройства с часовыми механизмами, пострадали не менее 28-ми человек, и даже есть данные о погибшей женщине, скончавшейся в больнице и трёх пострадавших с тяжелыми увечьями), я получил от преподавателя зефир, в качестве поощрения... С той поры, оставив подобные организации и, определив для себя пять главных тем для статей, рецензий, эссе и очерков (Кино, Спорт, Музыка, Иностранные языки, Путешествия), я стал свободным журналистом-любителем. И не жалею об этом!.. Не удивляйтесь, пожалуйста, тому, как я подхожу к своим работам... Спасибо...
 

Музей, рельсы… Вы (устав сидеть), стоите на станции, ждёте, когда же придёт поезд. Вокруг вас чемоданы, запасные пути (на которых стоят дрезины) и ещё несколько человек (на платформе). Тишина… Где-то недалеко залаяла собака. Залаяла и перестала. Все в ожидании поезда... Вот, рельсы начинают вибрировать и отдаваться гулким звуком. Перекатывается гравий, мелкая щебёнка. Следует долгий гудок. Поезд приближается. Сначала тихо, а потом, так громко, что лучше отойти от края платформы, как можно дальше. Остановился. Закончилась качка вагонов. Вас обдало лёгким паром. Выходят пассажиры. Вся станция наполняется людским шумом. Вы отходите в сторонку, чтобы никому не мешать. И так как это был не ваш поезд, то молча ждёте дальше. Вот он набирает ход и отходит от станции. Всё… Вновь тишина… Вы снимаете наушники, медленно открываете глаза и приходите в себя… Перед вами вновь музей, рельсы, платформа, дрезины (занимающие всё свободное место на рельсах) и никаких признаков жизни. Большое просторное помещение. Как будто ничего и не было.

Так ведь и правда не было! Это всё шумы, эффекты, запись, наушники, а главное – ваше богатое воображение. Нужно лишь закрыть глаза…

Потрясающее начало! Ничего подобного раньше не встречал! И ведь как натурально всё было! И приближающийся поезд, и люди, и собака, и ветерок, и щебёнка, и гулкий звук. Потрясающе!

Ну, а дальше - по музею ходишь, как зачарованный. Изредка обращая внимание на то, что он одноэтажный, не такой уж и большой (но длинный), просторный и... почти пустой (особенно зал, похожий на актовый, как в школе или же спортивный)...

Несколько вагонов, дрезина, особая комната того, что же находится на вокзале, форма разных лет, пульты диспетчеров, детская железная дорога (но в пять раз больше, ярче и насыщеннее!), модельки, игрушки паровозов, отдел перевозки и, конечно же, история...

Здесь вы увидите, какие раньше были станции, как и когда в Латвии начали строить первые железные дороги (середина XIX века), оцените паровой английский локомотив, сравните, как менялась техника с XIX-го века на XX, узнаете почему просторный зал пустой (а это и не секрет – мероприятия там проводят, вот и не занимают место вагонами, да кабинами машиниста, кои стоят в конце помещения) и побываете на вокзале, в специальной комнате, где в занимательной игровой форме узнаете много нового про перевозки, быт и работу диспетчеров, сигналы и кое-что ещё (не стоит раскрывать всех карт, да портить интригу). Вот-с…   

Мне понравилось многое. И не потому, что можно было бесплатно фотографироваться, а потому, что подход был интересный. Креативно, весело, находчиво…

А ведь сам музей является частью ассоциации Латвийской Железной Дороги (по-латышски “LDZ”). И, по сути, предполагалось увидеть здесь лишь один раритет, прошлое, да исторические материалы. А они, вон как подошли. И наушники, и игры, и звуковые стенды, из серии что происходит на вокзале, и сенсорные видеоматериалы, и кабины машинистов, и мультфильм про английский старый паровоз есть... Креативно, весело, находчиво…

Вообще, наблюдая, как XXI век (век компьютеров и высоких технологий) внедряется в советские помещения, можно смело сказать, что музеи стараются идти в ногу со временем, не терять своих посетителей, привлекать туристов, обновлять данные и расширять сферы деятельности. Да, это нелегко и, как я успел заметить, зимой не совсем актуально (музеи пусты), но, всё же, интерес они проявляют. И в памяти остаются…

Однако музей был бы неполным, если бы помимо залов, у него не было бы продолжения на улице, где стоят не просто отдельные вагоны или же голова поезда с кабиной машиниста, а целые составы. Небольшие, но составы. И на это также было занятно поглядеть…

Кстати, сам музей находится на противоположном берегу реки (если смотреть от центральной части города), почти у самой Даугавы. Впереди него, у самой набережной, только здание национальной библиотеки, под названием «Замок Света» возвышается, как могучая гора. И вид у неё такой величественный, что… Вот, смотрите. Идёте вы вдоль поездов, а библиотека над ними стоит, как Памир, как Монблан, как Эверест! Эпично…

У нас, в Латвии, гор нет, так хоть воображение включим. И несуществующие поезда, на заполненной дрезинами платформе, представим. И в диспетчеров, кондукторов, машинистов поиграем, если не увидим специальных табличек, указывающих, что руками не трогать. Да и кнопки даны на то, чтобы ими пользоваться (в специальной игровой комнате, под названием, мол, что происходит на вокзале)…

Ну, а в целом, конечно же, это расширение кругозора, знакомство с чем-то новым, возврат в прошлое, изучение иного быта, культуры, моды, традиций. Также: позитив и азарт (в хорошем смысле этого слова). И это не может не радовать. Зимой. Когда снег то есть, то нет. А всё время дома сидеть надоедает… Да и ни к чему это. Жизнь ведь начинается за порогом… И это важно…

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.

   


Рецензии