Сообщества или странности дружбы. Книга о друзьях

Посвящается другу

Эпиграф: «Нужно беречь рядом идущих с нами людей». «И помнить их незаменимый вклад в содружество». (с) Источник неизвестен.

Когда ты молод и ты покидаешь свой маленький город, чтобы покорить огромный мир, жизнь неизбежно претерпевает существенные изменения: происходит коренной слом прежних стереотипов, а старые программы, без проблем работавшие в детстве, стремительно заменяются на новые, помогающие выжить. Ведь привычная зона комфорта осталась там, откуда я рванула. В награду я получаю абсолютно новую, ни на что не похожую жизнь!
И вот, теперь, по прошествии стольких лет, я убеждена - выдержать все тяготы моей внутренней, а у кого-то она была внешняя, эмиграции мне тогда помогло мое новое окружение. Мои друзья и попутчики, которые двигались параллельно со мной теми же дорогами и были обуреваемы похожими мотивами. Конечные наши цели порой сильно различались, но в одном я не сомневалась — в ЭТОМ мгновении я и мои друзья были попутчиками, хотя и каждый на пути к своей Цели.
О совместимости и быте
Бард Володя жил у меня на кухне несколько зимне-осенних сезонов. Это совпало с двумя глаными периодами: и когда я была техником-смотрителем в ЖЭУ№2 Центрального района, и когда стала директором подросткового клуба. Говоря современным языком, это, скорее всего, была субаренда моей кухни на дружеских паях - приготовление еды, культурные мероприятия и, время от времени, возможность отобедать в ресторанах: Дом Архитекторов, Дом Композиторов, Дом Ученых...и далее по списку. Соседство это по заключенному между нами простому дружескому договору, было сезонным. Заезд в октябре-ноябре, зимование и отъезд по весне на малую родину, где у Володи были огромные, по советским меркам, латифундии - целых пол гектара заросшего сада!
Будучи одним из ярких представителей странных невротиков, он являлся ярчайшим алмазом среди ленинградской бардовской богемы. Он был бард, поэт и композитор в одном лице - то есть, как минимум, две музы отвечали за акты творчества в одном человеке.
Итак, о чем я? А-а-а - о совместимости и быте.
Как раз в быту Володя доставлял мне максимум неудобств. Вспомнить хотя бы его знаменитые жареные макароны на завтрак, обед и ужин! Вначале макароны (советского производства!) должны быть правильно сварены, затем особым образом, методом подбрасывания на сковороде, поджарены. В процесс приготовления макаронного завтрака-обеда-ужина вовлекалась обычно вся посуда, имевшаяся на кухне, и во время оного священнодействия лучше Володе было не попадаться под руку! Если же, не приведи господи, в этот момент на кухне присутствовали посторонние зрители, что к слову случалось часто («шел мимо, смотрю у вас свет горит и гитара звучит»), то они должны были постараться стать особенно незаметными: по стеночкам поприжаться и отвлекающие разговоры с шефом не заводить.
Еще Володя любил стирать. Это была даже не любовь - страсть! Как вы думаете, как стирают странные творческие натуры? Конечно же тоже странно. Мы жили в небольшой двухкомнатной квартирке на первом этаже – моя служебная жилплощадь. Каждая из двух комнат имела метраж не более десяти с половиной метров, кухня около одиннадцати. Все вместе, комнаты и кухня, составляли три длинных узких пенала, каждый из которых напоминал собой трамвайный вагон. И все эти длинные, узкие пеналы — трамвайные вагоны - соединял вместе такой же длинный, узкий коридор — еще один вагон, только поперек. Общая жилая площадь квартирки была не более тридцати шести квадратов. Имелись плюсы: первый этаж, высокие потолки около трех с половиной метров, раздельные туалет и ванная. Но самым положительным было, что одна из комнат-пеналов была нежилая. Она принадлежала соседу, который жить в ней наотрез отказался, посему ремонтировать не стал. Эта комната нами успешно использовалась для сушки белья и хранения всевозможного инвентаря.
И так, похоже я забегаю вперед, упомянув о сушке белья. Но что же такое стирка в исполнении моего гениальнейшего друга-музыканта?
Надо уточнить, Володя крайне не любил мочить руки. "Руки музыканта, кожа сохнет...", и всякий подобный бред был привлечен для оправдания генеральной странности. Даже если бы качественные хозяйственные перчатки существовали в советских магазинах, (а они наверняка существовали и радовали советских хозяек!), то это ничего не изменило бы в знаменитой технике стирки белья моего соседа, ибо - важен принцип - за него костьми ляжем. Как все происходило? Брался тазик, в него насыпался порошочек, затем в тазик опускались вещи и включался на полную мощность кран горячей воды. Оглушающее-громко потоки обжигающе- горячей воды в своей могущественной извергающейся энергии начинали нестись сверху вниз в тазик.Творец, при этом, подобного шикарного способа стирки всем своим щупленьким жилистым телом нависал над тазом и, соревнуясь в скорости с мотором стиральной машы, быстро-быстро мешал палкой белье, с грохотом елозя ею по краям таза. Белье стиралось, ручки музыкальные, с длинными цепкими пальцами гитариста, оставались сухими, автор метода был доволен, горд собой, можно предположить, счастлив. Недовольна была я — хозяйка этих невероятных трамвайных апартаментов. Ибо, какие имеем вводные: дело происходит в СССР, вода из крана на первом этаже, течет под таким напором, который вполне может осуществить маленькое водохранилища, стоит невероятной силы грохот, который и производит децибельной мощности шум. Все это, заметьте, в три часа ночи!
В молодости я спать ложилась поздно. Однако к двум часам ночи спать мне уже обычно хотелось. Вот и представьте меня - я уже готова отойти в объятия Морфея, как вдруг в голову врывается невероятной силы шум падающей воды, а его сопровождает грохот стучащей по краям таза палки. Поверьте - это моментально выбрасывает из сна! Меня это буквально ввергало в какую-то адскую воронку.
Тогда я выходила из своей комнаты и вежливо так говорила:
- А не мог бы ты, Володя, прекратить эту свою деятельность и постирать днем, когда я буду на работе?
Или же громко, а может даже очень громко так говорила:
- Слушай, Вовчик, кончай с этим делом! Хватит мучить меня своей водой! Стирай днем! Ну, что тебе мешает все это делать днем?!!
Друг смотрел на меня кротко, аки агнец. Затем у него появлялись лукавые чертики в глазах, и он, ластясь и подлизываясь, говорил:
- Тиночка, девочка, давай я и твоего чего-нибудь постираю.
- Нет! - отвечала я сурово и резко. - Моего - не надо! Мое сама постираю!
Стирать я любила, и ручки свои белые для этого ничуть не жалела - мне удовольствие доставляло в воде полоскаться. Но у Володеньки, как у человека творческого, позывы к хозяйственной деятельности просыпались только ночью. Поэтому он придумал такую фразу: «Тина не любит шум падающей воды в три часа ночи». Произносил, как хайку, ритмично: «Тина не любит шум падающей воды в три часа ночи!». Очень любил ее повторять, как стишок, как песенку, под разными предлогами распевал и декламировал во время наших посиделок друзьям, когда они заваливались в гости на огонек. Обставлялось это все, как очень смешная моя особенность. Как бы, это очень странно, что я не люблю шум падающей воды в три часа ночи. Ну, извините - давайте уточним - не шум, а грохот)))


Рецензии