О писательском ремесле

В современных представлениях о писательском ремесле часто можно столкнуться с требованием излишней детализации описаний. Портреты персонажей рекомендуют делать такими детализированными, словно эта информация нужна не для работы над романом, а для составления фоторобота. Например, в одном «Справочнике писателя» мне встретилась рекомендация отмечать, какие у персонажа зубы. Но я не стоматолог, поэтому мне в высшей степени неинтересно, какие у моих персонажей зубы. Более того, мне абсолютно неважно, какая у них внешность, - если, разумеется, некоторые её особенности не играют роли в сюжете. Если персонажу надо драться или обращать на себя внимание девушек – тогда существенно отметить, субтильный он или крепкого сложения. А если персонаж по сюжету просто сидит у окна – что нам за дело до его внешности! В русской классической литературе и великих текстах модернизма портреты персонажей в стиле информации для стендов «Их разыскивает милиция» - редкое явление. Я считаю, что для того, чтоб персонажи были живыми, главное внимание надо уделять их речевым характеристикам. Они могут в известной мере заменить портрет. По портрету мы различаем персонажей в  визуальных искусствах, по голосу – в аудиальных а в текстовых искусствах нет возможности слышать голос и видеть картинку, так что там важнейшим средством характеристики персонажа должен быть СТИЛЬ – только ему одному присущий стиль, по которому читатель и будет его узнавать, даже если не писать имя говорящего.


Рецензии