Содержание понятия справедливости
Гегель.
Содержание понятия социальной справедливости отражает экономические, политические и правовые условия жизни как всех членов общества, так и тенденции развития всего общества.
Понятие социальной справедливости наряду с такими понятиями, как истина, добро, воля, свобода, счастье, гуманизм, равноправие входят в мироощущение каждого человека с давних времен и эти понятия издавна и глубоко проникли во все формы общественного сознания.
Поскольку понятие справедливости одновременно определяет как отношения между людьми, так и отношения по вопросам распределения совместно производимых материальных и духовных благ, то разные обязанности в обществе для разных лиц должно определять дифференцированное распределение средств для жизни и развития каждого члена общества. И распределяться это должно количеством относительно равномерно от относительного равенства рабочего времени как относительно равного для всех количества труда, а качество благоустройства жилья, приготовления блюд питания и изготовления одежды от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны по зарплате от категории, классности или по другим критериям определения квалификации труда, сохраняя рынок на производимое сверх необходимых норм для социального благополучия общества, а также для морально-нравственного здоровья и интеллектуально-духовного развития населения страны.
И Маркс 150 лет назад выделил справедливость социальной экономики как ОСНОВНОЙ ПРИЗНАК СОЦИАЛИЗМА: "Наконец, представим себе, для разнообразия, союз свободных людей, работающих общими средствами производства и планомерно расходующих свои жизненные силы в рабочее время как совокупную общественную силу для производства необходимого для жизни всего общества. Весь продукт труда такого союза представляет собой общественный продукт. Часть этого продукта служит снова в качестве средств производства и она остаётся общественной. А другая часть потребляется членами союза в качестве необходимых всем базовых средств для воспроизводства своих сил и для своей счастливой жизни! Поэтому их общая масса (в виде жилья, продуктов питания и фактуры для одежды) должна быть распределена между ними по потребностям каждого, (но от количества и квалификации своего труда, а не только по зарплате пропорционально труду, ибо условия жизни у всех разные.) Способ этого распределения будет изменяться соответственно характеру общественного строя и соответствовать уровню социального развития общества.
Лишь для того, чтобы провести параллель с товарным производством, мы предположим, что количественная доля каждого производителя в необходимых жизненных средствах определяется относительно равным для всех количеством необходимого общественного труда по относительному равенству рабочего времени как количества труда. В этих условиях рабочее время играет как бы двоякую роль и одна его роль определяет общественно-планомерное отношение каждого к своим трудовым функциям при участии в социально-экономических взаимоотношениях трудоспособных граждан страны. В другой роли относительно равное рабочее время служит вместе с тем мерой не столько индивидуального участия населения в совокупном общественном труде, сколько в относительно равном количестве индивидуально потребляемых каждым этой части производимых продуктов труда в виде необходимых каждому базовых средств для жизни, но по потребительским качествам от результатов квалификации труда на рабочем месте в экономике страны по потребностям каждого! Именно поэтому социально-экономические взаимоотношения людей в труде и в потреблении необходимых всем базовых средств для жизни становятся при социализме прозрачно ясными и взаимосвязанными как по участию в трудовых отношениях от количества и квалификации труда, так и в распределении по потребностям от возможностей общественного производства. Именно в этом случае общественно полезный труд и распределение базовых средств для жизни, которые необходимы каждому, приводятся в более социально справедливое соответствие с общественным характером труда в сфере производства как общественного продукта труда, так и базовых средств для жизни!" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 23, с. 88-89).
Известные античные философы неслучайно выделяли справедливость в качестве основной категории для оценки состояния всего общества. Именно поэтому справедливость определяется не столько добросовестностью каждого в отношении к своему делу, сколько в том, чтобы каждый имел право на средства для жизни достойно своего отношения к труду на благо общества, что говорит о том, что справедливость не может означать равенства, а значит должен отсутствовать и элемент уравнительности в распределении средств для жизни.
Однако уравнивающая справедливость, в основе которой лежит принцип равенства прав всех граждан перед законом, и распределяющая справедливость, в основе которой соответствие уровня жизни с уровнем трудового вклада, определяет и условия жизни общества, в которой один живёт лучше другого в зависимости от своих достоинств. То есть в распределении по «достоинству» усматривается сущность справедливости, понимаемая как общее начало не столько справедливого вознаграждения за труд, сколько является основой становления общества справедливости. А это означает только то, что признание неравенства в отношении к общественно полезному труду есть основа принципа социальной справедливости!
Когда каждый человек имеет свою собственную, соответствующую ему сферу деятельности, то должно быть и соответствующее этой деятельности вознаграждение и преступать это соответствие несправедливо. Тема связи справедливости с правом, с проблемами равенства, политики и этики, находит свое развитие в трудах философов всех эпох. По золотому правилу нравственности, которое известно около трёх тысячелетий, следует, что нельзя другим делать то, чего не желаешь себе, что необходимо жить справедливо самому и требовать это от других, что нельзя быть снисходительным к нарушителям ЗАКОНА. Это правило утверждает, что справедливость есть то, что во все века объединяет людей, делает их братьями и служит основанием для справедливых правовых отношений в обществе.
Гегель в своё время сводил справедливость к правовому феномену, имеющему государственно-законодательное происхождение. Он утверждал, что справедливость, составляя нечто великое в гражданском обществе, предполагает установление хороших законов, соблюдение которых «ведёт к процветанию государства и к благополучию населения." Гегель полагал, что право и правовые обязанности в труде должны соединяться со стремлением поступать справедливо ради справедливого вознаграждения за труд при получении своей доли средств для счастливой жизни. В свою очередь это «требует считать других равными себе самому» и должно отражаться в конституции, которая будучи «существующей справедливостью» должна включать равенство прав человека перед законом, свободу от любого угнетения и эксплуатации, кроме как стремления жить достойно количества и квалификации своего труда на благо общества, чтобы иметь от общества необходимое для своей счастливой жизни. Именно такое общество, где один для всех и все для каждого, определяет общество гуманизма, равноправия и социальной справедливости.
В социально-экономической сфере содержание понятия справедливости может выражаться в оценке экономических взаимоотношений людей в обществе, форм собственности, принципов распределения социального капитала общества, уровня жизни населения и законодательно оформленной социальной защищенности. В свою очередь в сфере политики и права справедливость связана с обеспечением прав и свобод, совершенством деятельности правоохранительных органов. Но в этой оценке есть связь и с образованием, с воспитанием, с искусством, а в сфере духовности оценка содержания справедливости связана с действующей в обществе системой морально-нравственных норм, правил, традиций, то есть со всем тем, что в конечном итоге определяет культуру общества и его морально-нравственного здоровье в процессе его интеллектуально-духовного развития
По теме -
http://www.proza.ru/2014/09/04/413
http://www.proza.ru/2016/06/22/414
http://www.proza.ru/2013/08/13/549
Свидетельство о публикации №216121400279