Приложение 1

 
Перевод Виктора Агафонова
                Таганрог 2015г.               




                Кен Робинсон.


        Сага о Пита-Ма-Кане – Бегущем Орле, Жанне д'Арк народа


                Пикуни, племени Черноногих.


     Водопад Питамакан или водопад Бегущего Орла, расположенный между верхним и нижним озёрами Двух Талисманов в Национальном парке Глэсир, является одним из самых красивых водопадов в Северной Америке. Весной в пору половодья, столь большое количество воды ниспадает с его верхней части, что почти совсем перекрывает его вторую – нижнюю часть. Летом же, когда уровень воды в питающей водопад реке спадает и сама река меняет своё русло, взорам путешественников открывается пещера расположенная почти посередине скального выступа, с которого ниспадает водопад. Из этой пещеры, как из разверзнутой пасти сквозь зубья скальных выступов бьют мощные потоки воды с рёвом и грохотом, падая в выбитый ими за века бассейн. Вот почему белые люди дали этому водопаду довольно глупое название Трюкач или Обманщик. Но благодаря упорным усилиям Общественной организации «Апикуни», Этому замечательному водопаду возвращено его историческое имя Питамакан или водопад Бегущего Орла, данное ему индейцами племени черноногих в честь знаменитой девственной женщины-воина народа пиеганов - пикуни из союза племён черноногих.

     Питамакан или Бегущий Орёл, это мужское имя, которого в знак исключительной и  высокой чести была удостоена за свои воинские заслуги была удостоена единственная женщина за всю историю племени черноногих. Она родилась пала в бою где-то около 1836 года, но её славное имя и история её жизни и подвигов, сохраняются в её племени и пересказываются стариками народа Пикуни.

     Её женским именем, данным ей при рождении, было Женщина Ласка или Коричневая Женщина Ласка. Она была старшим ребёнком у своих родителей, у которых было ещё два сына и две дочери. В детские годы она, как и все девочки её племени обучалась выполнению женских обязанностей. И хотя она и не проявляла к ним интереса, но все же усвоила все необходимые уроки и, как старшая дочь прекрасно справлялась с ведением домашнего хозяйства, когда её мать болела и была не в состоянии заботиться о семье. Её настоящие жизненные интересы проявились, когда её отец, уважаемый в племени воин, начал брать свою дочь на охоту и обучать её стрельбе из лука. Возможно, ему не хватало ещё не родившихся в то время сыновей и славный воин начал воспитывать свою дочь, как мальчика. Однако его дочь Женщина Ласка с большим энтузиазмом восприняла эту мужскую науку и вскоре она стала таким умелым охотником, что ей было разрешено участвовать вместе с мужчинами в охоте на бизонов, и она убила нескольких буйволов!

     Однажды во время такой охоты, когда ей было около пятнадцати лет, охотники пикуни столкнулись с большим военным отрядом племени абсарока (ворон – кроу). Застигнутые врасплох и уступавшие противнику количественно пикуни были вынуждены бежать. Во время бегства лошадь под отцом Женщины Ласки была убита, а вслед за этим погиб и сам отец. Однако увидев падение своего отца, Женщина Ласка, развернув на скаку своего коня вернулась, и подняв с земли уложила тело отца поверх груза свежедобытого бизоньего мяса на своего коня смогла уйти от вражеской погони и вернуться на стоянку своего народа. Тогда она удостоилась большой похвалы за свой высокий боевой дух и храбрость перед лицом врага.

     Вскоре после смерти её отца, мать Женщины Ласки, не выдержав потери любимого мужа, умерла от разрыва сердца. Женщина Ласка осталась старшей в семье, и на её девичьи плечи лёг груз ответственности за её младших братьев и сестёр, что заставило её принять серьёзные решения о том, как устраивать дальше свою жизнь и жизнь своих сестёр и братьев. Так как она с детских лет не имела ни малейшей склонности к домашней женской работе, Женщина Ласка пригласила жить в свою палатку молодую вдову, чтобы она взяла на себя женскую работу и заботилась о семье, а Женщина Ласка взяла на себя роль главы семейства. От отца Женщине Ласке досталось ружье и она продолжала совершенствовать свое мастерство в стрельбе и охоте. Так ей удалось свою семью. Однако не все в лагере одобряли тот факт, что девушка охотится наравне с мужчинами, считая, что её примеру могут последовать и другие женщины и девушки, забросив домашнюю работу.

     Женщина Ласка была очень красива и вскоре много влюбленных в неё молодых людей начали ухаживать за девушкой, мечтая взять её в жены. Девушка отвергла их всех, она поняла, её путь-это путь воина, на котором звучат военные кличи, гремят ружья и свистят стрелы, а не тропинка в лунном свете над которой сладко звучит флейта молодого воина, заманивая её в сети семейного рабства. Всякий раз, когда воинские братства собирались для танцев или совершения своих воинских ритуалов, Женщина Ласка была, поблизости наблюдая за военными плясками и ритуалами и слушая разговоры воинов. И, конечно же, в те моменты торжества, когда военные отряды возвращались из походов с победой, она была в первых рядах встречающих и была самой внимательной слушательницей рассказов воинов об их победах и доблестных деяниях, громче всех звучал её голос восхвалявший подвиги воинов пикуни. Все её мысли были только о войне и воинских подвигах.

     Как это часто бывает в устных рассказах об истории, события и эпизоды из жизни бывают, размыты и перепутаны. Но в одном рассказчики сходятся: в один из вечеров, когда нашей героине было около двадцати лет, большой военный отряд черноногих отправился в поход в страну племени плоскоголовых. Они шли всю ночь, а когда рас-свело, они вдруг обнаружили, что Женщина Ласка идёт за ними следом. Предводитель военного отряда велел ей отправляться домой, но она спокойно отказалась исполнить его приказ, сказав: «Если ты не разрешишь мне идти вместе с вами, я буду идти вслед за отрядом по вашим следам».
     Следовавший с отрядом шаман заступился за Женщину Ласку и сказал: «Я советую вам разрешить ей идти вместе с нами, что-то подсказывает мне, что она принесёт нам удачу».
     – Что же, пусть будет так, как ты советуешь, пусть она идёт с нами. – Сказал вождь, и Женщина Ласка вступила в ряды военного отряда. И все воины отряда относились к ней как родной сестре, не позволяя по отношению к ней ни малейшего неуважения.

     Наконец, они обнаружили большой лагерь племени плоскоголовых расположенный на берегу озера Флэдхед. Рядом с плоскоголовыми поставили свои палатки и их союзники из племени Панд д'Орей. Отряд черноногих дождался ночи, и подобрался к самому лагерному кругу состоящему из вражеских палаток. И тут Женщина Ласка вновь обратилась к предводителю их отряда с просьбой, чтобы ей разрешили отправиться внутрь вражеского лагеря: «Позволь мне первой пробраться во вражеский лагерь, я чувствую, что меня там ждёт удача».
     – Иди,  – сказал ей вождь, – а мы будем ждать тебя и в случае нужды сразу же придём на помощь тебе, если ты попадёшь в беду.
     Женщина Ласка, пробралась во вражеский лагерь, где у хозяйских палаток были привязаны лучшие скакуны племени плоскоголовых. В слабом лунном свете молодого месяца она смогла выбрать лучших из лучших коней. Женщина Ласка перерезав верёвки, которыми они были привязаны, вывела из вражеского лагеря трёх отличных пегих лошадей, и спокойно привела их к тому месту, где её ждали воины из отряда черноногих. Передав лошадей воинам своего отряда, она опять отправилась в лагерь плоскоголовых и вскоре снова возвратилась ещё с тремя лошадьми. На этот раз она сказала: « На данный момент, я добыла достаточно коней. А теперь я останусь здесь и буду ждать вашего возвращения, а заодно и буду охранять лошадей, которых вы уведёте из вражеского лагеря».

     После этого воины черноногих сделали несколько вылазок во вражеский лагерь и увели ещё много лучших лошадей племени плоскоголовых и их союзников. Поразительно, но отряд черноногих благополучно преодолев горные перевалы, вернулся в свой лагерь на равнинах, не потеряв в дороге ни кого из своих членов и пригнав в целости всех угнанных у врагов коней.

     Через несколько дней после победного возвращения отряда, была возведена свя-щенная палатка, и воины по заведённому обычаю рассказывали всем собравшимся о своих подвигах совершённых ими во время похода против племени плоскоголовых. Двое или трое молодых воинов, которые совершили свои деяния воинской доблести похитив лошадей из вражеского лагеря получили новые достойные воинов имена. И вот, после этого старый  шаман, встал и вызвав Женщину Ласку, предложил ей рассказать всем о двух её вылазках в лагерь плоскоголовых, и о том, как она увела шесть лошадей привязанных у вражеских палаток.  И все соплеменники с одобрением, восторженными криками приветствовали её, когда знахарь-шаман дал Женщине Ласке новое имя Питамакан, что означает Бегущий Орёл. Это славное мужское имя принадлежало ранее знаменитому в прошлом вождю, и теперь вновь давая его имя прославившейся воительнице, черноногие в соответствии со своими верованиями желали призвать его тень из Песчаных Холмов – места упокоения их мёртвых, чтобы дух славного вождя получил новую жизнь и вновь помогал своим соплеменникам.

     После этого теперь уже не Женщине Ласке, а Питамакану – Бегущему Орлу не приходилось больше тайком красться за военными отрядами. Ей предлагали участвовать в военных походах. И первым таким походом был рейд против племени кроу, воины которых украли лошадей со стоянки пиеганов – народа Бегущего Орла. Когда отряд пиеганов достиг лагеря кроу, Бегущий Орёл со своим двоюродным братом выкрала из вражеского лагеря одиннадцать лошадей. А вовремя возвращения домой, когда отряд отдыхал, Бегущий Орёл была в карауле и наблюдала за окрестностями с вершины холма. И заметила двух вражеских воинов пытавшихся угнать табун захваченный её отрядом. Атаковав неприятельских воинов Бегущий Орёл одного из них убила выстрелом из ружья, а второго вражеского всадника обратила в бегство.

     После таких успехов на военной тропе, по решению совета старейшин и вождей, Бегущий Орёл отправилась для прохождения священного поста и поиска видения, и обретения магического помощника. Для того, чтобы узнать свою истинную судьбу и жизненное предназначение. Для прохождения всех священных церемоний Бегущий Орёл уединилась в пещере под водопадом.  И во время поста там получила видение и духовную энергию необходимые для того, чтобы стать успешным и непобедимым во-ином. Никто в её племени ни на миг не сомневался в том, что она действительно пользовалась покровительством высших сил.

     После многих успешных рейдов против племён сиу, ворон – кроу и плоскоголовых в которых она отличилась и проявила себя как воин и показала неординарную храбрость, Бегущий Орёл стала военным вождём. Она сама возглавила несколько военных походов. В отряды которые она вела в поход, теперь уже мужчины воины просились наперебой, поскольку все они верили, что возглавляемый ею отряд всегда ждёт удача. На тропе войны Питамакан всегда носила боевое одеяние сшитое на мужской манер, однако дома в родном лагере она одевалась, как женщина и была тихой, и скромной. Она часто устраивала пиры и праздники для своих соплеменников, в которых с удовольствием принимали участие вожди и уважаемые знахари-шаманы.

     Однажды, когда большой военный отряд под предводительством Бегущего Орла возвращался из очередного похода против племени плоскоголовых, они где-то на западной стороне Скалистых гор встретились с военным отрядом племени кайна – бладов одного из трёх братских племён союза черноногих. Несколько дней союзнические отряды двигались вместе, и в один из вечеров, предводитель кайна которого звали Па-дающий Медведь сказал мальчику, который был походным оруженосцем Бегущего Орла: «Пойди к своей женщине – вождю и скажи ей, что я хочу, чтобы она стала моей женой».

     Мальчик ответил вождю кайна, что он не может передать ей такое предложение: «Она не такая,  – сказал мальчик. – Все мужчины для неё только братья и ничего больше. Она никогда и ни за кого не выйдет замуж. И будет очень сердита на меня если я передам ей ваше предложение.
     На следующий день, когда отряды неспешно ехали вместе, Вождь кайна подъехал к Бегущему Орлу и сказал ей: «Я никогда и никого ещё не любил, в этой жизни. Но теперь я полюбил, и я люблю тебя. Моё сердце всё без остатка твоё. Давай станем мужем и женой».

     – Я не скажу тебе да, но не скажу и нет, вождь. – Ответила ему Бегущий Орёл. – Я услышала твоё предложение, и дам на него ответ в конце этого похода.
     Вечером того же дня, высланные вперёд разведчики обнаружили большой объединённый лагерь племён плоскоголовых и кутенаев насчитывающий более сотни палаток, и когда наступила ночь отряды пиеганов и кайна подкрались к нему. И тут Бегущий Орёл сказала Падающему Медведю вождю кайна: «Пусть наши воины пока остаются на месте, а ты и я по очереди отправимся за лошадьми во вражеский лагерь». 

     Падающий Медведь, отправился в лагерь плоскоголовых и вскоре вернулся ведя одного коня.

     – Теперь моя очередь. – Сказала Бегущий Орёл. Она пошла и привела двух лошадей из вражеского лагеря. За ней снова пошёл Падающий Медведь и на этот раз вернулся тоже ведя на поводу двух новых лошадей. Бегущий Орёл в свою очередь привела ещё четырёх лошадей, а вождь кайна сходив во вражеский лагерь снова привёл двух лошадей, и вслед за ним Бегущий Орёл вернулся с ещё одной лошадью.

     Наконец она сказала вождю кайна: «Наши воины уже заждались своей очереди проявить себя и добыть лошадей для своих табунов. Давай ещё раз сходим во вражеский лагерь, а затем пусть наши воины отправляются в гости к плоскоголовым и кутенаям, и добудут лошадей для себя».

     Падающий Медведь, отправился в четвёртый и последний раз за эту ночь во вражеский лагерь и вскоре вернулся с четырьмя лошадьми доведя таким образом свой счёт до девяти. Бегущий Орёл привела ведя в поводу сразу восемь лошадей и её добыча за эту ночь составила пятнадцать коней. Дождавшиеся наконец своей очереди воины, отправились в безмятежно спящий лагерь и увели из него всех коней которых можно было увести не поднимая шума, и объединённый отряд черноногих отправилась к родным стоянкам.

     На следующий день вождь кайна подошёл к Бегущему Орлу и сказал: «Я люблю тебя так сильно, что больше не могу терпеть, и хочу услышать твой ответ прямо сейчас».

      Питамакан, ответила ему: «Я дала тебе шанс. Мой ответ тебе был бы Да, если бы ты ночью привёл из вражеского лагеря лошадей больше чем я. Но оказалось, что я добыла лошадей больше. Поэтому я могу стать твоей женой!»
     Таков был её способ уклониться от притязаний вождя кайна стать её мужем. Она победила в воинском соревновании его старого и опытного воина, и таким образом он уже не мог больше просить её стать его женой. Падающий Медведь Вождь кайна чувствовал себя очень неловко, но больше ничего не сказал.

     Питамакан – Бегущий Орёл продолжила свой путь воина. Она принимала участие во многих боевых рейдах, и совершила множество военных подвигов рассказать о которых она рассказывала во время священных церемоний в магической палатке во время ежегодных праздников посвящённых Солнцу. Она стала членом военного общества Храбрецов, и с успехом руководила им и водила в походы его отряды. По рассказам старых вождей черноногих Питамакан была одой из первых воинов среди племён черноногих, которая стала использовать огнестрельное оружие в бою. Она заряжала свой мушкет дробью и сразила из него в разных боях не менее трёх вражеских воинов.

      Говорили, женщина-вождь обладала очень сильной магией и всё то, что она видела во сне всегда сбывалось. Вождь пикуни Белая Трава вспоминал такой случай. Во время очередного похода Питамакан увидела сон, в котором её отряд сражался с воинами племени проколотых носов. Женщина-вождь отправила вперед разведчиков. Однако вернувшись, они сказали, что не обнаружили следов врага. Но спустя несколько дней отряд Бегущего Орла  наткнулся на  лагерь проколотых носов на Лосиной реке. Готовясь к бою, Питамакан соединила два пера с небольшим плоским латунным диском, сняв его со своей  сумки и привязала эти перья к своим волосам. Это была её военная магия. Питамакан запела песнь, окопалась быстрее всех, приготовившись к бою и первым же выстрелом сразила  одного воина из атаковавшего их отряда неперсе. После этого она убила ещё много врагов. Мужчины, вдохновленные её примером, отразили атаку неперсе. И отряд под командованием Бегущего Орла вновь одержал победу, и вернулся домой без потерь.

      Но однажды, она вновь повела свой отряд против племени плоскоголовых стоянка которых в то время располагалась у Солнечной реки, в тот момент, когда она и её воины пробрались в большой лагерь противника с целью увести их коней, воины плоскоголовых окружили их и неожиданно атаковали. Бегущий Орёл была убита ударом боевой дубинки сзади и с нею были убиты пятеро воинов из её отряда.

     Вождь Белая Трава несколько иначе описал гибель Бегущего Орла: «Когда она вошла в лагерь врага, чтобы захватить лошадей, её вдруг окликнули. Говорят, флэтхеды узнали, что это женщина возглавляет походы против них и уводит лошадей. И каждый в лагере, заметивший любую подозрительную женщину должен был схватить её.  Питамакан не знала языка флэтхедов - она попятилась назад. Раздался выстрел и дух женщины-вождя направился в Песчаные Холмы».

    Так не стало Питамакана – Бегущего Орла, которую французские трапперы и торговцы называли Жанной д'Арк племени черноногих. Всё племя оплакивало её смерть и весной следующего года, против племени плоскоголовых был организован поход, и более шести их воинов были убиты в отмщение за смерть храброй и девственной женщины вождя.        Красивый водопад между двумя озёрами Двух Талисманов, место где постилась в своём  поиске видений Бегущий Орёл, был назван в её честь водопадом Бегущего Орла. На протяжении многих лет черноногие рассказывали своим детям у лагерных костров истории о её подвигах на военной тропе. Потом белые люди назвали этот водопад в национальном парке Глэсир нелепым именем Трюкача – Обманщика, и имя Питамакана – Бегущего Орла исчезло из истории белого человека до тех пор пока рассказы пикуни – пиеганов не снова не принесли белым людям историю этой великой женщины народа черноногих. Благодаря усилиям общества Апикуни (общества Джеймса Уилларда Шульца) имя Питамакан было возвращено этому красивейшему водопаду в 1977 году.


На фото: современный вид водопада Питамакан – Бегущий Орёл.



      



                Хью Демпси  о Бегущем Орле.



     "Без сомнения, самым известным бардашом-женщиной была пиеганка по имени Бегущий Орёл, Petau-mahkan, увековеченная в драматичном романе Джеймса Уилларда Шульца и в имени водопада в Национальном Парке Глейcир, Монтана.

     Она была членом племени бладов, получив при рождении имя Пустая Долина, Naps-sticum. Когда она была ещё молодой женщиной, муж её погиб от рук кроу и она искала мести. Во сне явился к ней дух Солнца и сказал: «Я дам тебе великую силу на войне, но если ты вступишь в связь с каким-либо мужчиной, то погибнешь». [сообщение Хвоста Ласки см. в: John C. Ewers, Wom-en’s Roles in Plains Indians Warfare // Skeletal Biology in the Great Plains, ed. D.W. Owsley & R.L. Jantz, 328] После этого видения она отправилась на войну и успешно захватила множество вражеских лошадей. Выказав храбрость на тропе войны и убив в бою врага, она получила мужское имя Бегущий Орёл. Как говорят, она была единственной женщиной, удостоенной такой чести.

Бегущий Орёл в основном совершала набеги на кроу, творя личную месть за смерть своего мужа. В одной такой экспедиции она созвала мужчин прежде, чем они добрались до вражеского стойбища, и спела: «Будьте все храбры и поступайте наилучшим образом,/ Будет хорошо, если вы станете прислушиваться друг к другу,/ Со мной будет удача в битве». [сообщение индейца-сиксика Одно Ружьё в интервью Люсьену и Джейн Хэнкс, 24 июля 1939 г. Hanks papers, box 300, folder 45, Glenbow Archives]

     Её описывают, как крупную женщину, которая на тропе войне носила женское платье, мужские ноговицы, капот из одеяла и «своеобразно нижнее бельё наподобие подгузника». [Ewers, Women’s Roles in Plains Indians Warfare, 328] Из-за её удачливости мужчины стали следовать за ней и вскоре она уже орга-низовывала собственные военные отряды. Однако она всегда настаивала на том, что остаётся женщиной. В походе она готовила для мужчин и чинила их мокасины. Когда мужчина протестовал, говоря, что предводитель не должен заниматься такой работой, она отвечала: «Я женщина. Мужчины не умеют шить». [Ewers, Women’s Roles in Plains Indians Warfare, 329]

Также она совершала набеги на плоскоголовых к западу от Скалистых гор. Когда в том племени узнали, кто ответственен за эти набеги, они решили убить её. Однажды плоскоголовый, стоявший на страже, увидел незнакомую женщину, уводящую лошадей из табуна. Он окликнул её и она побежала прочь. Тогда он понял, что поймал знаменитую Бегущего Орла, выстрелил и убил её.    
     Некоторые пиеганы полагали, что она лишилась сверхъестественного по-кровительства духа Солнца, когда вступила в связь с одним из мужчин своего военного отряда. «Поэтому, – рассказывал старейшина, – она и погибла». [Ewers, Women’s Roles in Plains Indians Warfare, 329]

    Мехоторговец Джон Роуэнд мог иметь в виду Бегущего Орла, когда писал другу в 1844 г., рассказывая о приключениях своего семейства. Он говорил, что его сын Джон странствовал по хорошо пробитой тропе в землях кри близ форта Питт. «Это была военная дорога. Тут Джон лицом к лицу столкнулся с военным отрядом из 1000 человек при котором находилось свыше 200 женщин, а возглавляла его Королева Равнин. Она и вся её армия были очень добры к Джону. Он провёл с ними два дня». [письмо Джона Роуэнда к Дональду Россу от 21 декабря 1844. City of Edmonton Archives] Других сведений об этом инциденте не имеется, но, исходя из размеров и состава отряда, это, очевидно, был поход мести, организованный, чтобы покарать врагов за оскорбление или обиду. Тот факт, что во главе такого отряда находилась женщина, говорит о великом почтении к её способностям и лидерским качествам. (Hugh A. Demp-sey. Тhe Vengeful Wife and Other Blackfoot Stories, 58-59)   


    ***************************************************************


Рецензии