Часть 9. Представление

                1

Казалось, слышно было, как дышат зрители с самого последнего ряда противоположной трибуны, настолько замерли все присутствующие в темноте зала.

Кто-то в оркестре громко подвинулся вместе со стулом, следом раздался всеобщий «Ох!» и снова всё затихло. Наконец, где-то над форгангом раздался ритмичный  равномерный стук дирижёрской палочки по пюпитру, и вместе с пятым ударом грохнул всеми инструментами оркестр, тьму пронзил диагональный конусообразный луч желтоватого света, выхватив из кромешного мрака того самого человека с афиши, в смокинге, цилиндре и с бабочкой. Оркестр смолк, директор цирка раскинул руки в разные стороны и громоподобным басом открыл представление:

- Вас приветствует единственный, а, следовательно, лучший цирк нашего города! Утопите в овациях наших артистов!

Снова оглушил всех состоявший из пяти музыкантов и дирижёра оркестр, вспыхнул яркий свет всех прожекторов, и оказалось, что арена была заполнена артистами, зал взорвался аплодисментами, соревнуясь в громкости с музыкантами, и не щадя ладоней.
Белочка оторвалась от своей прорези для наблюдения, чуть отогнула лацкан пиджака и посмотрела на Димена, Адену, Свяло, Мету и тех сидящих рядом зрителей, которых можно было увидеть из её убежища. Все были настолько поглощены парадом артистов, что, казалось, выйди Белочка наружу и сядь Димену на плечо, никто и внимания не обратит.

Тем временем, директор цирка Гастар Тро, представлял по очереди артистов, те кланялись публике и покидали манеж, пока рядом с ним не остались только двое странно одетых даже для цирковых артистов человека.

- Весь вечер на арене лучшие клоуны нашего лучшего в Макасе цирка - Там и Тут!

Зрители захлопали ещё яростнее, хотя, казалось, что до этого они уже старались изо всех сил.

- Я Тут, - представился один из клоунов в тесном зелёном костюме в крупный жёлтый горошек с красным беретом на голове.

- Это я тут, а ты там, - возразил ему другой клоун в таком же тесном красном костюме в крупный зелёный горошек с жёлтым беретом на голове, стоявший на другой стороне арены.
-Не путай людей, они и так все запутанные сидят. Я Тут, а ты Там.
Лёгкий смешок пробежал по рядам, Димен тоже улыбнулся, а Адена не понимала, что здесь такого смешного, и она действительно не могла разобраться, кого из них зовут Тут, а кого - Там.

- Иди сюда, - сказал Тут, - я тебе паспорт покажу.

- Ну, покажи, - Там подошёл к Туту.

- Вот, - Тут достал из большого нагрудного кармана книжицу, развернул её, и стал показывать зрителям крупную надпись «ТУТ» на развороте, завершив показ тем, что ткнул книжку чуть ли не в лицо Таму, - читай, что тут написано? А у тебя есть паспорт?

- Нет, но сейчас будет, - Там выхватил книжку из рук Тута и тоже стал её показывать зрителям, - я теперь тоже тут, а вы – там.

- Гастар, Гастар! – закричал Тут, - Рассуди нас! Кто из нас Тут, а кто Там?

- Вы оба там, а я тут, - охотно откликнулся директор цирка, хотя казалось, что он всецело поглощён руководством подготовкой к первому номеру отделения.
- Гастар, ты же директор! Это твой цирк, ещё представление не началось, а уже всё смешалось в кучу, не поймёшь, кто Тут, а кто Там, - продолжал настаивать Тут.
 
- Чего же здесь непонятного? – Там поднял над головой книжку и кивнул головой в сторону Гастара, - Это мы с тобой тут, а он там.

Зрители покатывались со смеху, всё больше и больше запутываясь в диалоге клоунов между собой и с директором. Только Адена всё никак не могла понять, над чем все смеются, она дёргала Димена за рукав пиджака, но тот лишь отмахивался от неё, хихикая и невольно почёсывая правым кулаком лоб. В этот момент Адена встретилась взглядом с Белочкой, которой тоже было совсем не смешно от выступления Тута и Тама, они обе поочерёдно непонимающе пожали плечами и продолжили наблюдать за происходящим на арене цирка.

- Меня зовут Тут, - сообразил, как выйти из положения клоун в зелёном костюме в крупный жёлтый горошек с красным беретом на голове.

- А меня зовут Там, - представился клоун в красном костюме в крупный зелёный горошек с жёлтым беретом на голове, - но я тут.

- Какой же ты бестолковый! – воскликнул в сердцах Тут и с размаха отвесил Таму подзатыльник.

Там не удержался на ногах и плюхнулся вперёд всем телом, попав лицом в тазик с водой, который как раз в это время проносил мимо униформист. Цирк взорвался от хохота зрителей, некоторые не могли сохранить равновесие и чуть не падали со своих сидений, Свяло раскраснелся и схватился за руку Меты, судорожно глотая  воздух раскрытым ртом. Мета мелко дрожала, склонившись к мужу, Димен закрыл лицо обеими руками, пытаясь удержать накатывающие приступы в себе.

Адена оглянулась и встретилась взглядом с тем самым человеком, который перед началом представления ошибочно опознал в ней засекреченного представителя цирковой труппы. Это был обычный парень с трудовыми, мозолистыми руками и простецким лицом, каких среди молодых людей его возраста едва ли не каждый второй. Он тоже не смеялся, а лишь улыбался с видом бывалого человека.

Встретившись взглядом с Аденой, он весело подмигнул и спросил:

- Что, подсадная, когда не в первый раз, не смешно?

Адена резко отвернулась и снова сосредоточилась на происходящем на манеже, Тут и Там исчезли, а Гастар Тро придерживал занавес выкатывающимся колесом один за другим гимнастам. Никто больше не смеялся, хлопая артистам первого серьёзного циркового номера.

Димен, глядя на гимнастические трюки, спросил тихонько у своего пиджака:

- А ты бы так смогла?

- Конечно? – ответил ему столь  же тихо девичьим голосом пиджак, и гордо добавил, - Это они не смогут так, как могу я.

- Нисколько не сомневаюсь.

- Надо будет несколько трюков добавить в мою цирковую программу, - уже деловито продолжил общаться с Дименом пиджак.

- Кстати, да, гимнастики у тебя совсем не было, - согласился с пиджаком Димен, - да и клоунов я что-то у тебя не припомню.

- Тише вы, - Адена показала брату на сидящего сзади любопытного молодого человека, заподозрившего в ней подсадную участницу представления.

 - Молчу, молчу, - Димен оглянулся, встретив любопытный взгляд соседа, подозрительно вслушивавшегося в его слова.

                2

- Раз!

- Два!

- Раз!

- Два!

На манеже, перепрыгивая друг через друга, играя в чехарду, словно малые дети, появились Тут и Там.

- А вот и мы! – радостно заявил Тут, - Мы вам покажем настоящие гимнастические номера, не то, что эти неумехи.

- Але-е-е! – Там поставил правую ногу на сложенные ладони Тута, выпрыгнул высоко вверх, кувыркнулся назад и ловко приземлился на две ноги, - Гоп!

- Гастар, посмотри на наш номер! – Тут замахал рукой директору цирка, - Увольняй этих бездельников и ставь нас вместо них.

- Ну-ну! Показывайте, что там у вас есть? – Гастар Тро снова отвлёкся от руководства работой униформистов, как бы проявляя заинтересованность в клоунах.

- Але-е-е! – Там снова поставил ногу на ладони Тута, оттолкнулся, взмыл в воздух, но в этот раз явно что-то не рассчитал, не докрутился немного в воздухе, и грохнулся на пол животом  вниз.

- Гоп! – закончил фразу директор цирка, - гоп-гоп с манежа, идите, репетируйте, не готовы вы ещё к большим номерам.

Трибуны снова рассмеялись, но уже не так неистово, как перед первым номером.

- Я же тебе говорил – тренируйся! – Тут закричал на Тама, - А ты всё за слонихой бегаешь, яблоки ей таскаешь!

Тут снова влепил с размаха Таму всей ладонью по затылку, мимо снова проходил униформист с тазиком, полным какой-то жидкостью, Там и в этот раз не промахнулся мимо тазика лицом, смех усилился.

- Не бейте его! Ему же больно! – Адена вскочила и закричала с места на весь цирк так, что услышали даже задние ряды по всему цирку.

- О! Подсадная начала работать! – несмотря на прямо-таки взрыв смеха, Адена услышала у себя за спиной знакомый голос.

- Не бейте меня! Мне же больно! – закричал Там и ударил Тута по затылку в ответ.

Тут сделал сальто назад и попал лицом всё в тот же тазик, зрители надрывались со смеха.

- Так, неуклюжие вы мои, - обратился к клоунам Гастар, - точнее сказать, бестолковые, освобождайте манеж, у нас конные акробаты на очереди.

На манеж уже выбегали кони из следующего номера, они погнались за клоунами, но те перевалились в разных местах через барьер и уселись вместе со всеми смотреть на следующий номер. Там оказался совсем рядом с семьёй Порето, он обернулся, нашёл взглядом Адену, улыбнулся и подмигнул ей. Лицо его было полно радости, словно это не его только что били на глазах у всей публики. Адена не зная, что ей делать, улыбнуться в ответ и тоже подмигнуть или выразить сострадание бедному Таму, отвернулась.

- Смотри, смотри! Как будто наша Белочка выступает! – показал на манеж рукой Димен, привлекая внимание сестры к происходящему прямо перед ними.

Адена повернула голову, клоунов уже не было видно, огромные конские крупы проносились прямо над ними, из-под копыт летели опилки, смесь запаха конского и человеческого пота накатывала волнами, вслед за проносившимися артистами. Кнут, казалось, щёлкал прямо внутри головы Адены.

Зрители, позабыв про клоунов, заворожённо смотрели за наездниками, весело и непринуждённо, как казалось со стороны, парившими над лошадьми. Было удивительно, что такие акробатические трюки можно было выполнить на полном скаку и не разбиться здесь же, под копытами сильных и мощных животных. Даже Белочка позавидовала мастерству всадников.

Когда номер закончился, зрители долго не отпускали артистов, рукоплеща, заставляя кланяться людей и лошадей вновь и вновь. Наконец, все, кроме униформистов покинули арену цирка. Гастар Тро перелистнул страницу в своих записях, собираясь объявить следующий номер,  как, вдруг, раздался голос Тама:

- Вот только не надо торопиться!

Из-за занавеса появилась процессия, вновь заставившая всех громко смеяться. Первым довольно быстро пятился назад Там, в руках он держал небольшой прутик, к кончику которого была привязана на короткой верёвочке морковка. Вслед за ним семенил маленький ослик, на котором сидел верхом задом наперёд Тут. Даже Адена расхохоталась при взгляде на эту весёлую компанию.

- Уважаемая публика! – Там вывел ослика на середину манежа, - Только у нас и только сейчас! Уникальный номер! Больше нигде в мире вы такого не увидите!

- Помоги мне развернуться, - Тут схватился за ослиный хвост, испуганно глядя по сторонам, зрители покатывались от хохота.

- Зачем тебе разворачиваться? У меня всего одна морковка, да и та не понадобилась, самому пригодится, - Там спрятал морковку за пазуху, - Давай, показывай свой уникальный номер, зрители ждут.

Там оставил партнёра на середине арены и пошёл по кругу, заводя публику, как бы хлопая в ладоши и призывая всех присоединиться к нему. И люди откликнулись на его призыв, вслед за клоуном увеличивая темп оваций, пока всё не слилось в общий шум беспорядочных рукоплесканий.

Из-за занавеса показался униформист с тазиком воды, люди стали показывать на него пальцами, ожидая очередного трюка с маканием лиц Тута и Тама в эту жидкость, но униформист демонстративно зашёл за барьер и двинулся вдоль первого ряда, повернув голову в сторону манежа. Несколько раз он специально задевал ноги зрителей, спотыкался и чуть не обливал кого-нибудь водой из своего тазика.

Люди испуганно визжали и кричали, а в первых рядах на самых дорогих местах сидели самые уважаемые и зажиточные люди города, и галёрка требовала немедленно облить кого-нибудь водой, желая самолично увидеть, как их богатые и высокопоставленные земляки будут публично поставлены в неудобное положение.
- Смотри, сейчас подсадную обольют, - услышала Адена позади себя.

Униформист приближался, Адена сжалась от ужаса, представив себе, как ей достанется от мамы за испорченное платье, но ни одной капли из тазика так и не попало ни на одного из зрителей. Адена обернулась назад и обнаружила в глазах паренька крайнюю степень разочарования.

                3

- Там! Помоги! – Тут за то время, пока все наблюдали за униформистом и его тазиком, успел развернуться и лечь ничком лицом вниз на ослика, с одной стороны свисали ноги, с другой верхняя часть туловища.

- Какая удобная позиция! – обрадовался Там и подбежал к своему другу, висящему на ослике, достав на бегу прутик с морковкой, - Сейчас мы будем учить кое-кого азам цирковой этики.

- Кого? – закричал, заподозрив неладное Тут.

- Тебя! – Там спрятал отвязанную морковку во внутренний карман и примерился, словно собираясь ударить своего партнёра по самому выдающемуся месту его тела на этот момент.

- За что?

- Наш самый лучший на свете и мудрейший из директоров цирка – Гастар Тро миллион раз говорил тебе, не поворачивайся к зрителям задом, это проявление неуважения к тем, для кого мы работаем.

- Но цирк круглый, тут, как ни встань, всё равно будешь стоять к кому-то задом, - разумно возразил Тут.

- Это так, но ты умудрился в круглом цирке расположится задом ко всем одновременно, - Там размахнулся под одобрительный хохот зрителей, а Тут, внезапно, соскользнул вниз головой .

Там схватил его за ноги, удерживая на весу и прижимая своим телом к ослу, Тут пролез под брюхом животного и крепко ухватился за свои голени под пятками.

Казалось, что цирк дрожит от гогота зрителей, некоторые задыхались, не в силах больше глотнуть воздуха.

- Тут! Там! Освобождайте арену! – директор цирка подошёл к весёлой парочке и ослу.

- Слышишь! Освобождай арену! – Там просунул голову между ног Тута и заглянул сверху через осла, затем обернулся к Тро, - А кто там у нас следующий выступает?

- Воздушные акробаты, семья Шену! – торжественно объявил Гастар, публика постепенно успокаивалась.

- Слышишь! Семья Шену! Отпускай руки! – Там снова перегнулся через осла к своему напарнику.

- Ага, нашёл осла! Если я отпущу руки, я упаду!

- Нашёл, да не одного! На манеже их, как минимум, два!

- Я попросил бы выбирать выражения, - Гастар Тро изобразил возмущение.

- Ну что вы! Как вы могли подумать? – Там взял под руку директора цирка и отвёл в сторонку, - Я хорошо его знаю, его теперь ничем не отцепишь, давайте просто уберём их с манежа и продолжим представление.

Директор цирка согласно кивнул головой и вместе с Тамом подошёл к ослу с висящим на нём Тутом. Они попробовали сдвинуть с места эту живописную парочку, но не смогли сделать этого, как ни упирались и ни толкали осла. Гастар махнул рукой и созвал всех униформистов, и уже человек пятнадцать толкали осла вперёд, но тот стоял, не шелохнувшись.

Зал, настроившийся было на следующий номер, снова ожил и живо реагировал на продолжение весёлого зрелища. Директор цирка позвал семью воздушных гимнастов и теперь больше двадцати человек толкали осла сзади, тот стоял, как вкопанный
Но вдруг, осёл обернулся и заржал на весь цирк. Зрители снова неистовствовали, стали передразнивать осла и из оркестра раздался звук трубы, весьма похожий на крик ушастого упрямца. Директор посмотрел наверх и скомандовал дирижёру, чтобы тот спускался вместе с музыкантами вниз и помог им. Дирижёр замахнулся палочкой на трубача, тот развёл руками, и тут на весь цирк раздался голос  Тама:

- Эврика!

Клоун достал из рукава свой прутик с верёвочкой, затем из внутреннего кармана морковку, привязал морковку к прутику и снова попятился перед осликом, дразня того любимым лакомством. Ослик сдвинулся с места и пошёл за Тамом, а вслед за ним и все артисты, бывшие на манеже, причём несколько из них повалились на ковёр.

Все, кроме семьи Шену, воздушных акробатов, покинули манеж, причём Тут так и остался висеть под брюхом у ослика. Оркестр, так и не успевший спуститься вниз, расселся на свои места и заиграл очередную цирковую композицию.

Восемь человек в серебристых костюмах поочерёдно забрались под самый купол по двум верёвочным лестницам, сопровождаемые овациями зала и расположились на двух небольших площадках по четыре человека, две девушки и два мужчины.

Димен чуть откинулся назад, чтобы Белочке было лучше видно, что происходит высоко наверху, а в цирке приглушили освещение, серебристые костюмы отражали свет прожекторов, и казалось, будто молнии засверкали среди внезапно собравшихся над зрителями туч.

Где-то там, в вышине, кто-то едва различимый, шёл по невидимому канату, держа в руках длинный светящийся шест. Под ним, раскачиваясь на перекладинах, кувыркались в воздухе красивые тела артистов, летали от одной качели к другой самые маленькие из них, а внизу, задрав головы и затаив дыхание, чуть приоткрыв рты, наблюдали за всем этим триста пар зрительских глаз.

- Ах! Ох! Эх! – дружно реагировал зал на самые сложные трюки.

Адена отвлеклась от номера, её взгляд упал на Димена, который, как бы невзначай, опустил свой маленький театральный бинокль к лацкану пиджака. «Показывает Белочке!» - сообразила Адена, и повернулась направо, Свяло и Мета рассматривали верхотуру цирка в свои бинокли.  Тогда она обернулась назад и увидела, что тот самый парень, который заподозрил в ней подсадную, всматривается, щурясь и стараясь рассмотреть что-то. Адена сняла с шеи свой бинокль и протянула его соседу сзади, слегка ткнув сжатым кулачком в его коленку.

- Спасибо! – парень не сразу взял бинокль, колеблясь, стоит ли делать это.
Адена снова повернулась к брату, тот согнулся к своему биноклю, слушая что-то, она тоже склонилась к убежищу Белочки и поняла, что Димен и малышка обсуждают, что нужно сделать и перестроить у них во дворе, чтобы можно было повторить этот номер.

В цирке вспыхнул свет, оркестр смолк, и трибуны дружно захлопали вслед за дирижёрской палочкой, отстукивающей такт по пюпитру.

- Будьте любезны, мадмуазель, - Тут подал руку последней спускавшейся по лестнице барышне из семьи Шену, - а что вы делаете сегодня вечером?

- А тебе какое дело? - перед Тутом выросла накачанная фигура в серебристом костюме.

- Да нет, ничего серьёзного!

- Раз ничего серьёзного, отойди в сторонку, моя сестра не любит шутов и клоунов, - зал засмеялся.

                4

- Тут! – на ковре появился Там, - Хочешь я тебе помогу?

- Чем ты можешь мне помочь?

- Тебе понравилась Сеша? Признайся, ну, понравилась?

Тут застенчиво сложил руки перед собой, опустил вниз голову, поводил носком ноги влево, вправо и кивнул головой:

- Да.

- Но ей нравятся серьёзные артисты из настоящих больших номеров? Так?

- Да.

- Я сделаю из тебя человека, - Там обратился уже к трибунам, - поможете мне?
Зрители загудели, в ожидании нового подвоха со стороны штатных весельчаков.

- А сейчас я, по-твоему, не человек?

- И сейчас ты человек, маленький, смешной человечек. А я сделаю из тебя большого человека, ты станешь настоящим человечищем! Мы будем учиться летать!

- Как птицы?

- Как белки, - при этих словах Белочка дёрнулась на груди у Димена, но этого никто не увидел, - с ветки на ветку.

Там показал наверх, туда, где только что люди летали под куполом цирка, сверкая, словно молнии. Тут посмотрел наверх, потом на Тама, снова наверх и отрицательно замотал головой.

- Тебе нравится Сеша?

- Мне нравится Сеша, но ещё больше я люблю жизнь.

- Ты боишься высоты?

- А кто её не боится?

- Это мы сейчас вылечим.

 Там подмигнул зрителям, достал из кармана уже знакомый всем прутик с морковкой, отвязал морковку и кинул её за занавес, трубач снова изобразил благодарственный крик осла, а дирижёр замахал на него палочкой. Знакомый всем униформист с тазиком появился из какого-то бокового выхода, но в тазике вместо воды лежала огромная конфета в фантике. Тут попытался выхватить конфету, но промахнулся и упал на ковёр,  зрители оживились и лёгкий смешок пробежал по трибунам.

Там взял конфету, привязал её к прутику и ловко взобрался на несколько ступенек вверх. Тут вскочил и устремился за своим напарником, пытаясь выхватить конфету, однако, это ему не удалось, Там успел подняться ещё на несколько ступеней. В зале уже никто не смеялся, наблюдая, как клоуны преодолевают всё большее расстояние и оказываясь всё выше и выше.

Наконец, Там взобрался на одну из площадок, взялся на светящийся шест и осторожно вступил на канат. Погас свет, зал испуганно вздохнул, два прожектора прорезали тьму и выхватили Тама, делающего один шаг за другим и Тута, схватившегося за поручень и с ужасом смотрящего то вниз, то на Тама. Звенящую тишину пронзила барабанная дробь, зрители боялись пошевелиться.

Там покачнулся, зал снова ахнул, а Там в несколько прыжков преодолел последние несколько метров расстояния до противоположной площадки, зал бешено рукоплескал, загорелся свет, Тут сел на площадку и закричал оттуда:

- Помогите, люди добрые! Снимите меня отсюда!

Зрители вспомнили, что перед ними клоуны и захихикали.

- Иди сюда, я тебя спасу! – Там показал Туту конфету, но тот в ответ замахал отрицательно головой.

- Что скажет Сеша? – продолжал Там.

-Жизнь дороже, - ответил Тут, встал во весь рост, открыл у себя над головой люк и исчез там, закрыв за собой лаз.

-Сеша, я иду к тебе! – с этими словами Там открыл люк со своей стороны и тоже скрылся от зрителей.

-Знаменитый факир, фокусник, маг и волшебник, Мамет Сунанет! – Гастар Тро объявил следующего выступающего.

Когда зрители опустили свои взгляды вниз, на манеже они увидели человека в восточном халате и огромной чалме. Овации клоунам переросли в приветствие новому артисту. Мамет взмахнул руками и у него в руках, буквально ниоткуда, возникли две белые голубки, вспорхнувшие со следующим взмахом рук фокусника.

Птицы разлетелись в разные стороны, сели на крыши ящиков, стоящих по две стороны от восточного факира, и, вдруг, провалились куда-то внутрь, ящики развалились, открыв двух прекрасных помощниц Мамета в белоснежных костюмах, а сами голуби исчезли.

Адена хлопала вместе со всем залом, вглядываясь в восточного мага, уж не один ли это из клоунов? А тот положил свою помощницу на небольшой столик, взмахнул рукой, и девушка взмыла вверх, неподвижно застыв в одной позе. Фокусник провёл рукой под ней, показывая, что там ничего нет, затем над помощницей, чтобы все убедились, что она не висит на каких-нибудь малозаметных верёвочках.

Другую помощницу он засунул в небольшой ящик на колёсиках, занавесил со всех сторон шторками, затем одним движением сдёрнул их, а внутри уже никого не было.

- Она внизу! – закричал парень из-за спины у Адены.

Фокусник приложил руку к уху, показывая, что плохо слышит, в этот раз ему уже со всех сторон кричали, что он перепрятал девушку в ту часть, что была под ящиком. Мамет согласно закивал, как бы признавая правоту всё знающих зрителей, виновато понурил голову и засунул руку под ящик. Показалось, что изнутри кто-то схватил его, некоторое время они перетягивали руку на себя с переменным успехом, пока факиру не удалось высвободиться, выхватив из внезапно вспыхнувшей ярким пламенем нижней части белую голубку. На колёсиках остался только металлический каркас, девушка исчезла, голубка улетела за занавес.

Вторая помощница, тем временем, выкатила на манеж продолговатый ящик из фанеры, открыла его крышку, вытащила оттуда пару десятков шпаг, отдала их магу и улеглась внутрь. Мамет положил шпаги на крышку ящика, затем стал хватать шпаги поочерёдно двумя руками и втыкать их в ящик, зал отзывался: «Ах!»; на каждую вонзённую в ящик шпагу.

Когда шпаги закончились, фокусник резко раскрыл крышку ящика, и оттуда выпорхнула ещё одна белая голубка и улетела вслед за первой – за занавес, к остальным артистам цирка.
                5

- Смертельный номер! – с восточным акцентом прокричал до сих пор не проронивший ни слова Мамет Сунанет, доставший из ящика огромную пилу с двумя ручками, - Шанс выжить – пятьдесят процентов! Требуется доброволец!

- Я! Я доброволец! – Адена неожиданно для всех вскочила, перевалилась через барьер и оказалась рядом с восточным факиром.

- О! Опять пошла подсадная! Молодец, девчонка! – еле услышала Адена далеко позади себя.

- Ты? - фокусник смотрел на Адену, раздумывая, что делать с таким необычным случаем.

- Я!

- И ты не боишься? – Адене показалось, что акцент у Мамета стал гораздо меньше заметен, чем первоначально.

- Нет! Мне мэр города сказал, что это абсолютно безопасно! – уверенно заявила Адена.

Фокусник посмотрел на ложу, где давился от смеха мэр Макаса, который, поймав немой вопрос во взгляде Мамета, замахал руками, показывая, что он здесь абсолютно ни при чём.

- Мэр утверждает, что он тебе такое не говорил, - Мамет показал рукой на ложу.

- Я из Арадота!

- А! Тогда понятно! Иногородние! – Мамет снова заговорил с сильным акцентом, - А ты здесь одна? Где твои папа, мама?

- Папа и мама дома, в Арадоте, а я приехала на представление, я давно мечтала попасть в цирк, я сегодня первый раз, я каталась на машине и залезла на небоскрёб, а там нет трубы, - Адена старалась рассказать всё, что выпало ей в этот день, поэтому её речь потеряла связность и логичность, - и мороженое оказалось несладким.

- Так ты здесь одна? – акцент снова стал едва различим.

- Нет, я с братом, его зовут Димен, а это мой дядя – Свяло рядом с ним моя тётя, Мета, мы приехали все вместе сегодня днём, потому что нам надо найти …

- К сожалению, я не смогу взять тебя, - очень вовремя остановил её фокусник, снова вспомнивший о своём акценте, - у нас очень опасный трюк, в котором выживает лишь половина участников, у которых нет ни мамы, ни папы, ни дяди, ни тёти, ни брата, ни свата.

- Таких людей не бывает! – Адена не собиралась сдаваться, вспомнив, однако, про Пэтару, библиотекаря из родного  Арадота.

- А это мы сейчас проверим, - Мамет пошёл по кругу, повторяя условие участия в его следующем фокусе, - есть в зале человек, у которого нет никого на белом свете из родных? О ком никто не всплакнёт? Кто никому не нужен и кому жизни своей не жалко?

- Есть! – с первого ряда почти напротив семейства Порето встала девушка с робким голосом и чрезвычайно тонкой фигурой.

-Ну, вот, то, что надо! – Мамет поспешил к новой участнице, наклонившись перед этим к Адене и без всякого акцента прошептав ей на ухо, - беги на своё место, красавица.

Адена, понурившись, побрела к своим, расстроенная донельзя, сопровождаемая овациями.

- Молодец, подсадная! – встретил Адену сосед сзади, - Хорошо играешь!

- Я не подсадная, - наконец-то решилась признаться Адена.

- Ага! – парень недоверчиво ухмыльнулся, - Рассказывай кому-нибудь другому! А я на этом цирке собаку съел!

- Он правда здесь собаку съел? – спросила Адена, наклонившись к Свяло.

- Нет, конечно! Просто так говорится.

- Пошевели руками. А теперь ногами.

Адена только сейчас обратила внимание, что, пока она возвращалась на своё место, факир успел распилить никому не нужную на белом свете девушку, и та послушно пошевелила руками, а затем отпиленными и находящимися метрах в трёх от её туловища в отдельном ящике ногами. Адена внимательно посмотрела на свои ноги и невольно пошевелила ими, затем подняла глаза и встретилась взглядом с Маметом, который улыбался ей, тоже, наверняка, заметивший, как она шевелила ногами.

Адена смутилась и отвернулась к Димену, который не отрываясь наблюдал за происходящим на манеже. «Наверное, снова придумывает, как сделать подобный номер у нас во дворе» - подумала Адена. Димен наклонился к Белочке, и они обменялись несколькими фразами, слышимыми только им двоим. «Так и есть!» -  догадалась Адена, но тут на арене вспыхнул огромный факел.

- Пацан тоже подсадной, - раздался голос за спиной.

«Мальчика сожгли» - Адена вспомнила, рассказ Торно о представлении и ни капельки не удивилась, когда факир раскрыл сундук из своего реквизита, а оттуда живой и невредимый выпрыгнул сожжённый несколькими мгновениями ранее ребёнок. Трибуны утопили фокусника в овациях.

- Это всё обман! – из-за занавеса появился Там, прервав долгие поклоны Мамета Сунанета, - Встречайте самых честных фокусников в мире!

- А я, по-твоему, кто? - удивился Мамет.

- Заграничный шарлатан! – Там тянул за собой ящик, похожий на тот, что был у восточного факира, из его отверстий торчали голова, руки и ноги Тута.

- Мы – настоящие фокусники! – закричала голова Тута.

- Ну, что же, уступаю место, - обладатель халата и чалмы удалился, униформисты стали убирать его реквизит, однако Там отобрал у одного из низ пилу фокусника.

- У вас нет своей пилы? – поинтересовался Гастар Тро.

- Есть, конечно, - возмутился Там, - просто с утра была такая интенсивная репетиция, что наша пила затупилась. Попался костлявый клиент.

- А мне казалось, что вы только друг друга пилите.

- Ага, нашёл дурака! – Тут выбрался из ящика и пошёл вдоль барьера, выбирая зрителя для следующего номера.

- Смотри, сейчас наша подсадная пойдёт! – Адена обернулась, собираясь ответить.

- Ты хотела, чтобы тебя распилили? – Адена повернулась в сторону манежа и увидела прямо перед собой Тута, протягивающего ей руку.

                6

- Да, - сначала Адена ответила растерянно, не веря, что это ей не снится, и Тут обращается действительно к ней.

- Давай! – толкнул её под локоть Димен и из под его пиджака мелькнуло радостное лицо Белочки, - Ты, ведь, этого хотела!

- Да! – уже уверенно закричала Адена на весь цирк, - Это я!

Адена подошла к барьеру, схватилась за руку Тута, вскочила на барьер и спрыгнула на ковёр, а сердечко её от волнения билось так часто, что казалось - синичка залетела в грудную клетку и бьётся о рёбра, стараясь вырваться наружу.

- Ты попрощалась с родными? – нарочито заботливо спросил Там.

- Нет, - радостно закричал с места Свяло.

- Это кто кричит? – спросил у Адены Тут.

- Мой дядя.

- Дядя? А чем он занимается? – поинтересовался Там.

- Он охотник, он очень меткий, - Адена приподнялась на цыпочки и заглянула в ящик, - мой папа тоже охотник, он ещё более меткий, чем дядя Свяло.

- Может, возьмём другую девочку? – спросил Там у Тута, - я слишком медленно бегаю.

- Нет, не надо брать другую девочку, я на всё согласна, - закричала Адена, почувствовав, что её мечта ускользает из рук.

- Можно мы распилим вашу девочку пополам, и у вас будет две девочки? – обратился Тут к Свяло.

Свяло хотел сказать: «Да»; но так смеялся, что только махнул рукой в знак согласия. Все вокруг держались за животы, за бока, покатывались со смеху, веселились от души, принимая, как и парень позади Адены всё семейство Порето за подсадных. Белочка, хоть и чувствовала некую толику ревности за то, что её выступление не было таким великолепным, как в цирке Макаса, мелко подрагивала от хохота, радуясь за Адену.

- Полезай, - Тут встал на колено перед Аденой, подставив другое, как ступеньку, чем Адена и воспользовалась, ловко взобравшись внутрь.

Адена легла в ящик, положив голову в специально предназначенное для этого  отверстие, Там захлопнул крышку.  Тут поочерёдно вытащил руки Адены в отверстия по сторонам ящика, затем вытащил снизу в отверстия в нижней части ящика  две волосатые тряпичные ноги в огромных ботинках, трибуны снова грохнули со смеха.

- Чего это они? – спросила Адена у Тута.

- Потом, потом, - прошептал тот в ответ деловитым тоном, и добавил, - подожми коленки вбок к животу.

Адена поджала ноги, и Там незаметно для зрителей вставил в ящик фанерную перегородку, чтобы девочка не могла выпрямиться. Чуть ниже этой перегородки он просунул в отверстие в ящике небольшой мешочек, который вывалился из его рукава в согнутую ладонь. Униформисты расстелили в центре ковра брезент и Там закатил ящик с Аденой на середину брезента.

- Зачем вам брезент? – поинтересовался директор цирка.

- Мы честные люди, мы будем её пилить по-настоящему, - прокричал в ответ Тут, - будет много крови.

- А-а-а! – Гастар демонстративно рассмеялся.

- Оркестр! Дробь! – скомандовал Там, и дирижёр взмахнул рукой, барабанщик застучал часто, так, как будто начиналась опасная часть представления.

- Ой! – Тут попробовал пальцем, острые ли зубцы.

Тут и Там встали по обе стороны от ящика, взялись за ручки пилы, долго примеривались, несколько раз почти уже брались пилить, но снова отступали, перебирали пальцами, трясли руками, как бы не решаясь начать, зрители смеялись, глядя на эти кривляния. Наконец, клоуны упёрлись свободными руками в ящик, широко расставили ноги и быстро, в несколько движений распилили ящик почти до конца.

- Ах! Кровь! Девочку уберите! Кто разрешил такое? Немедленно прекратите! – Адена услышала, что зрители больше не смеются, а со всех сторон несутся возгласы, полные ужаса.

- Что вы наделали? – раздался громоподобный бас Гастара Тро.

Тут и Там заглянули под ящик, с которого текла на брезент густая красная жидкость, присели, вскинули руками и бросились бежать в разные стороны, однако были почти мгновенно схвачены униформистами, один из которых, почему-то, оказался в полицейской фуражке.

- Да что там такое происходит? – раздался на весь цирк громкий голос Адены.

- Живая, живая! – пронеслось по рядам.

- Ничего не происходит! Всё под контролем! – Тут и Там вырвались из рук униформистов и в два движения допилили ящик, из которого вывалилась тряпочка, вся измазанная чем-то красным.

- Пошевели головой! – попросил Тут, и Адена покрутила головой в разные стороны.

- А теперь руками, - это был уже Там, Адена покрутила кистями рук, а затем растопырила пальцы.

- И ногами, - Тут развернул нижнюю часть ящика так, что торчащие из него ноги оказались рядом с головой девочки.

Адена увидела, как Тут теребит какой-то рычаг под ящиком, а вслед за этим стали дёргаться волосатые тряпичные ноги в больших ботинках. Адена посмотрела по сторонам, её снова окружали не искажённые от ужаса, а смеющиеся лица зрителей показывающие на неё и шевелящиеся рядом с её головой ноги.

- Антракт! - объявил Гастар Тро.

Адену униформисты выкатили прямо в её половине ящика за занавес, быстро вынули уже начавшее затекать тело, Тут и Там схватили её с двух сторон за руки и вытянули на манеж. Трибуны, уже вскочившие, чтобы броситься за развлечениями в извилистых коридорах цирка, снова рассыпались в аплодисментах и ободряющих выкриках.

Клоуны помогли Адене вскочить на барьер, хотели поцеловать её с двух сторон в щёчки, зажмурились, но, пока они собирались, Адена спрыгнула вниз, и Тут с Тамом с размаха столкнулись лбами. Впрочем, видели это уже немногие из зрителей, и рассмеялись только те, кто сидел недалеко от семьи Порето и не успел покинуть свои места.

- Молодец, подсадная! Хорошо подготовилась! Как будто обычная девочка, - парень кивнул Адене и показал ей свой большой палец, устремлённый в купол цирка.

                7

На этот раз сначала съели мороженое, а уже потом сахарную вату. Как и предполагали, вата оказалась несладкой, ещё им предлагали поп-корн, но это блюдо иногда дома делала Яра и дети отказались есть чего и дома достаточно, хотелось чего-то экзотического.

Когда семейство Порето вернулось на свои места, манеж было не узнать: вокруг всей арены установили сплошную металлическую решётку в крупную ячейку, но мелкоячеистой сеткой поверх не обтягивали. Занавес раздвинули, а из темноты до самой клетки поставили решётчатый коридор, судя по грозному рыку, раздававшемуся откуда-то из глубины цирка, хищников по этому коридору предстояло провести чрезвычайно опасных и страшных.

На трибунах стоял гомон, ещё не все заняли свои места, как, вдруг, на весь цирк прорычало что-то ужасное, находящееся явно совсем рядом. Большинство из присутствующих вздрогнули и устремили взгляд на коридор из крепких металлических прутьев, в котором уже бесновался огромный тигр.

Невысокого роста человек в красном костюме с длинным хлыстом прошёл вдоль бросающегося на прутья тигра, открыл щеколду в незаметной поначалу дверце ограждения, распахнул дверь и походкой, полной достоинства, проследовал к центру арены. Второй человек, шедший следом, закрыл дверцу, запер щеколду и вытащив из-за пояса два больших револьвера с длинными стволами, занял позицию рядом, у дверцы, готовый прийти на помощь дрессировщику.

- То-о-о-о-со То-о-о-о-о-со! – Гастар Тро объявил начало второго отделения.
Человек в красном костюме низко поклонился, зрители захлопали, побежали по своим местам опоздавшие, клетку окружило несколько униформистов, кто-то из них держал длинную пику, направленную к центру арены, ещё двое были вооружены короткими копьями, у одного в руках было что-то наподобие ухвата для печи, а рядом с Аденой стоял самый настоящий пожарный с брандспойтом в руках.

Невооружённый униформист открыл калитку и на арену выбежал тот самый тигр, который только что рычал на весь цирк, калитка вслед за ним захлопнулась, в глубине лязгнул металл и перед калиткой оказался следующий тигр.

Тосо Тосо направил хлыстом первого тигра на одну из тумб, расставленных по периметру арены, затем подал знак униформисту, который открыл калитку и на арену выбрался второй тигр. Так, один за другим, места на тумбах заняли пять тигров, дрессировщик поклонился, зал ответил рукоплесканиями.

Адена первый раз в жизни видела тигров, не говоря уже о том, что они были настолько близко, что при желании можно было вскочить на барьер, протянуть руку через прутья и дотронуться до спины тигра. С ужасом глядя на огромные клыки гигантских кошек, Адена представила себе, что должна чувствовать маленькая зазевавшаяся мышка, загнанная голодным Силементрием в угол. А как от них пахло! А как резко они перекидывали хвосты с одной стороны на другую! А как рычали! А как раскрывали свои страшные пасти и сверкали глазами, недовольные постоянными требованиями Тосо Тосо что-то делать в угоду собравшимся посмотреть на это зрелище зевакам.

Димен не особо интересовался происходящим на арене, тихонько переговариваясь с Белочкой, Свяло и Мета, не отрываясь смотрели на тигров, а Адена просто растворилась с головой в этом опасном номере.

Сначала Тосо Тосо просто рассадил тигров по тумбам, причём тумб было десять, а тигров пять, гигантские кошки уселись так, что рядом с каждой оказалась свободная тумба. Тосо Тосо прошёл по кругу, показывая тиграм своим хлыстом вверх, и те послушно встали на задние лапы.

Зрители захлопали, Тосо Тосо поклонился, а тигры снова сели на свои места. Дрессировщик вышел на середину арены, опустил хлыст, затем резко поднял его, чуть щёлкнув, на что тигры почти одновременно снова встали на задние лапы.
Когда аплодисменты успокоились, Тосо Тосо продолжил выступление. На этот раз он подходил к тигру, показывал хлыстом на соседнюю тумбу, и гигантская кошка, словно маленький котёнок, послушно перепрыгивала с тумбы на тумбу. Обойдя всех своих подопечных, Тосо Тосо вернулся на середину манежа и снова резко поднял хлыст вверх, чуть слышно щёлкнув им, на что тигры почти синхронно вернулись на те тумбы, на которых сидели до этого.

- Что, подсадная, слабо к тиграм в клетку войти? – раздался  знакомый Адене голос, но она сделала вид, что не расслышала его.

Тосо Тосо выкатил на середину арены большой обруч на колёсиках и по обе стороны от него расставил две свободные тумбы. Тигры один за другим взбирались на тумбу с одной стороны от обруча, прыгали через обруч на другую и возвращались на своё место.

Выслушав очередную заслуженную порцию оваций, Тосо Тосо смазал обруч какой-то жидкостью и поджёг его. Из пяти тигров укротитель выбрал двух, которые прыгали через горящий обруч сначала по одному, а затем вдвоём одновременно с разных сторон. В момент, когда они встретились в полёте, на весь цирк, словно молния,  сверкнула яркая вспышка, которая в первое мгновение многих испугала, но, как только стал виден источник этой вспышки – аппарат фотографа из городской газеты, все тут же успокоились.

Как Адена и предполагала, Димен с Белочкой живо обсуждали номер с горящим обручем, Адена, вдруг, и сама засмеялась, представив себе, как они с братом запихивают толстого Силементрия сквозь горящий контур, а тот сопротивляется всеми четырьмя конечностями, и даже хвостом упирается в воздух.
 
- А придётся! – прокричала и ещё громче расхохоталась Адена.

Она посмотрела по сторонам и поймала на себе недоумённые взгляды Димена, Белочки, Свяло, Меты и некоторых из сидящих рядом зрителей. Адена пожала плечами и снова сосредоточилась на выступлении Тосо Тосо и его милых кошечек. Как раз в это время дрессировщик лежал на всех пяти тиграх, катающихся синхронно по ковру и сдвигающих своего укротителя влево и вправо.

«Для этого номера нужно несколько Силементриев» - подумала Адена.

Тем временем в цирке погасло всё освещение, затрещала тревожная барабанная дробь, загорелся один из прожекторов, пробежался лучом по трибунам, зажёгся ещё один, присоединился к первому, затем ещё и ещё. Всего пять лучей бегали по растерянным лицам зрителей, оркестру, проходам, свисающим канатам, и, вдруг, все прожектора сошлись в центре манежа, где Тосо Тосо стоял перед раскрывшим пасть тигром.

Все присутствовавшие знали, что сейчас произойдёт, но всё равно замерли в ужасе, наблюдая, как самый смелый из присутствовавших, засунул то место, которым думают тигру в то место, которым тот ест и несколько секунд проверял, не голоден ли хищник настолько, чтобы быстренько перекусить. Но, нет, тигр оказался не настолько голоден, и цирк утонул в овациях и криках: «Браво!».

Тосо Тосо ещё раскланивался, а тигры, один за другим уже начали покидать арену, подгоняемые помощниками дрессировщика. Затем и сам укротитель присоединился к процессу удаления своих больших котиков в их невидимое убежище, и только тот самый тигр, который не откусил ему голову, отказывался покидать тумбу в центре ковра, рыча на Тосо. Укротитель сделал вид, что задумался, поднял вверх указательный палец, взял у одного из помощников большой кусок мяса, вцепился в мясо зубами, подошёл к тигру. Тот лизнул два раза Тосо в лицо, выхватил мясо и бросился вон.

                8

Аплодисменты ещё сотрясали своды цирка, Тосо Тосо ещё раскланивался в центре ковра, а уже послышался голос Гастара Тро:

- На это-о-о-м! – директор набрал воздух в лёгкие, - Наше представление-е-е-е! – и снова сильный вздох, - Объявляю-ю-ю!  - новый вздох.

- Сто-оп! – у клетки показался Тут, - Не понял! А как же мы?

Тут подал знак униформисту и тот опустил иголку граммофона на край пластинки, на весь цирк раздался громкий тигриный рык, настоящему с этим было не сравниться. Зрители, уже было вставшие со своих мест, а некоторые успевшие добежать до проходов, стремясь первыми попасть в гардероб, сели на свои места.

- Объявляю-ю-ю!  - Гастар с удовольствием наблюдал за реакцией посетителей его любимого детища, - Продолжающимся! Весь вечер на манеже Тут и Там!

Последние слова директора утонули во взрыве смеха и очередной бодрящей композиции оркестра, это Там появился в коридоре из металлических прутьев, толкая перед собой фанерного тигра на колёсиках, голова у хищника была непропорционально огромной, а цвета перепутаны – тело окрашено в чёрный цвет, а на нём проступали коричневые полосы.

Один из помощников открыл перегородку, другой кольнул фанеру пикой, и Там выкатил макет хищника на манеж. Униформист у граммофона повторил грозный рык, пожарный напрягся, просунув наконечник брандспойта сквозь прутья и состроив страшное лицо. Тут приоткрыл дверцу, раздалась тревожная дробь, помощники приподняли свои заострённые предметы, а тот, у которого были пистолеты, направил их на Тута и Тама. Зал снова просто лежал, схватившись за животики.

- Поосторожнее с оружием, может, ведь, и пальнуть ненароком! – Тут пытался уклониться, бегал по арене, но помощник укротителя продолжал водить стволом вслед за клоуном.

- Ты зачем на нас пистолеты наводишь? – Там спрятался за тигра.

- Из присутствующих на ковре, вы двое – самые опасные для зрителей, - ответил ему владелец револьверов с длинными стволами, - а моя работа защищать этих людей от неадекватных работников цирка, будь они хоть животными, да хоть и людьми.

- И с чего ты взял, что мы неадекватные? – продолжил бегать по манежу Тут.

- А кто распилил маленькую, ничего не подозревавшую девочку пополам так, что залил кровью всю арену? – продолжал настаивать вооружённый помощник Тосо Тосо.

- Так это не по-настоящему! – умоляюще прокричал из-за тигра Там.

- Так и я не по-настоящему, пистолеты не заряжены.

- Как не заряжены? - остановился Тут, - А как же тигры?

- Они не знают.

- А зачем я бегаю?

- Не знаю, - человек поднял пистолеты вверх и выстрелил залпом из двух стволов, - холостые.

Зрители при звуках выстрелов вздрогнули, замерли на мгновение, но тут на арену сверху упали два резиновых чучела селезней, вызвав новый приступ смеха.

- А это как? – удивился Тут, глядя то на пистолеты, то на купол цирка.

- Они тоже холостые, - кивнул на селезней помощник укротителя, сдунул дым с двух стволов поочерёдно и вопросительно посмотрел на Тута.

- Я женат, - радостно прокричал Тут.

- Я тоже, - Там выбрался из своего убежища и облокотился рукой на бок макета.

- Тогда продолжайте, - человек спрятал револьверы за пояс и удалился.

Звук рыка снова перекрыл смех зала, и Там, как бы вспомнив о существовании тигра, отдёрнул руку.

- Есть желающие испытать судьбу? – Тут выбрался через дверцу из клетки и пошёл по кругу, ища добровольца.

Жители города отказывались выходить на арену, не желая становиться посмешищем в глазах знакомых и соседей, отмахиваясь от Тута и вырывая свои руки из его цепких лап.

- Иди, подсадная! – издевательский возглас сзади раздался как раз тогда, когда Тут проходил мимо семейства Порето.

- Есть желающий! – охотно отозвалась Адена.

- К сожалению, девочка, мы не можем взять два раза одного и того же человека, - Тут пожал плечами, выражая крайнюю степень своего разочарования.

- А это не я, - выждав небольшую паузу, Адена продолжила, - это он.
Адена показала пальцем на парня, сидевшего сзади и донимавшего её всё представление.

- Я? – парень явно не понимал, что происходит, почему его схватили за руку и волокут на манеж.

- Давай, подсадной, иди, работай! – с удовольствием бросила ему в спину Адена.

Там, тем временем, уже раскрыл фанерную пасть своего подопечного тигра, зазвучала барабанная дробь, погасло освещение, снова забегали по трибунам блики прожекторов, сосредоточившись в итоге на соседе Адены, стоявшем на коленях перед тигром. Униформист снова включил рык тигра и Тут показал пареньку, куда надо совать голову.

В этот момент, словно очнувшись ото сна, парень собрался вскочить, но Тут и Там крепко взяли его с двух сторон за руки и запихнули под всеобщий хохот в пасть тигру, закрыв путь наружу и повесив на губы тигра большой амбарный замок.

- Кажется, сегодня мы неплохо сэкономили на питании для хищников, - воскликнул Тут и с размаха хлопнул своей ладонью по подставленной ладони Тама.

- Отпустите меня! Я буду жаловаться! Господин мэр, на ваших глазах похищают человека! – эти и многие другие слова раздавались из чрева тигра, которого катили в тёмные недра цирка по коридору из металлических прутьев Тут и Там.
Казалось, цирк вот-вот рухнет от бушевавших в восторге зрителей, а громче всех рукоплескала Адена, которая с удовольствием  кричала: «Браво! Бис!»

- На это-о-о-м! – раздались уже знакомые слова Гастара Тро, - Наше представление-е-е-е! – голос директора цирка был чрезвычайно радостным от явно удавшегося вечера, - Объявляю-ю-ю!  Законченным!

На манеж снова вышли все артисты и зрители снова утопили их в овациях, в этот раз никто уже не спешил покинуть свои места, а самые сильные восторги достались, конечно же, паре клоунов - Туту и Таму, которые ушли с манежа последними, если не считать униформистов.

                9

- Ну, что, как вам наш цирк? – голос у Гастара был такой же, как будто он продолжал объявлять номера, видимо, это уже вошло в привычку.

- Даже слов нет! – Адена успела первой, - Я, как будто в сказку попала.

В опустевшем помещении на манеже стояли Свяло, Мета, Димен, Адена, Гастар Тро и Барамено. Давно покинули свои места зрители, артисты, оркестранты, даже униформисты, закончив уборку арены, растворились в многочисленных проходах между трибунами.

- Никогда раньше в цирке не была? – снова оглушил всех директор цирка.

- Не кричи так, - улыбнулся Барамено, и ответил за Адену, - откуда ей быть в цирке? У них в Арадоте такого нет.

- Ничего не могу с собой поделать, привычка, - виновато развёл руками Гастар Тро, - со следующего года начнём гастролировать, сначала по окрестным городам, а там и по всей стране. Чтобы не осталось детей, которые скажут, что не были в цирке. Ещё немного денег подкопить, и сможем купить передвижной шатёр.

- У тебя нет денег? – снова откликнулся Барамено, - тебе подкинуть тысяч двадцать?

- Тут полтора миллиона нужно, -произнёс директор цирка многозначительно, Барамено понимающе покачал головой.

- Чинз, иди сюда! – позвал Гастар Тро кого-то, и, к удивлению Адены из одного из проходов показался тот самый паренёк, который мучил её всё представление, - Знакомьтесь, наш секретный работник, так называемый подсадной.

- Ты? – удивилась Адена.

- А! Вот! Никто не догадался! – снова закричал Гастар, - Хочешь работать в нашем цирке?

- Она сегодня уже работала, - Чинз подмигнул Адене, продолжавшей смотреть во все глаза на своего мучителя.

- Да, да, а зарплату не получила! – снова напомнил о себе Барамено.

- Потому и предлагаю, что видел, как ты сегодня оживила моё представление, просто блестяще, зрители получили больше, чем могли ожидать, заплатили по десяточке, а получили зрелище на все пятнадцать монет, - видно было, как в голове директора цирка машинка просчитала весь сегодняшний вечер, и на лице у Гастара повисло печальное выражение упустившего сиюминутную выгоду человека, - подумай о моём предложении.

- Ей нужен свой агент, который будет защищать её интересы, - Барамено, видимо, знал в этом толк, - а то ты, тёртый калач, заставишь ребёнка работать за конфеты.

Все рассмеялись, а Адена ткнула пальцем в Чинза и заявила:

- Он будет моим агентом.

Барамено закатился в хохоте, Гастар усмехнулся и ответил:

- Ему нельзя быть твоим агентом, это получится конфликт интересов, он мой сын.

- Так ты ей ещё за сегодняшний вечер не заплатил, а уже к новой работе склоняешь, - Барамено снова обрёл способность говорить.

- Что ты хочешь? – сдался Гастар Тро и вопросительно посмотрел на Адену.

- Ничего, - Адена залилась краской, но тут её толкнул в бок Димен, он наклонился к сестре, прошептал ей что-то на ухо, и та передумала, - а можно посмотреть на ваш цирк изнутри?

- Хочешь посмотреть, что там, за занавесом? – заговорщицки прошептал басом Гастар Тро.

- Да! – уверенно ответила Адена, - Мы с братом хотим посмотреть, что там, где живут тигры.

- Хорошо! – согласился Гастар, - Чинз проводит вас.

- Легко отделался, хитрец, - мотнул головой Барамено, и уже детям добавил, - мы подождём вас у того входа, через который попали в цирк, у западного.
На том и порешили, разойдясь в разные стороны. Чинз оказался весьма разговорчивым человеком, подробно рассказал обо всём, что встретилось у них на пути, но Димен пропускал всё это мимо ушей, вчитываясь в таблички на дверях, надеясь найти гримёрную Тосо Тосо, а Адена всё впитывала, как губка, ей было по-настоящему интересно.

Последним, что можно посмотреть, судя по рассказу Чинза, были клетки с тиграми, они оказались настолько тесными, что Адена  сразу же пожалела красавцев, большую часть жизни проводящих в маленьких железных ящиках, лишь иногда выходящих на репетиции и выступления. «Интересно, для кого это была большая радость, для зрителей, или для тигров?» - подумала Адена про недавно увиденное представление.

- А Тосо Тосо? – спросил Димен у Чинза.

- Что Тосо Тосо? – не понял Чинз.

- Он здесь? – уточнил Димен.

- Если не ушёл домой, то здесь, - безразличным тоном ответил Чинз, - его гримёрка этажом выше.

- А можно к нему подняться? – Адена сказала это максимально милым голосочком маленькой девочки, умоляюще сложив руки на груди.

- Странно, вы, кажется, не очень внимательно следили за его выступлением, - Чинз с подозрением посмотрел на Адену, потом на Димена, - и, кроме того, наш великий укротитель отличается крайне нелюдимым нравом, он кроме своих тигров никого не жалует.

- Пару минут, пожалуйста, - снова включила всё своё обаяние Адена.

- Давайте попробуем, - сдался Чинз.

Они поднялись наверх, прошли немного по коридору и оказались у двери, на табличке которой не было никакой надписи, только нарисованный на уровне глаз карандашом силуэт тигра. Чинз осторожно постучал, никто не ответил, тогда постучала Адена, требовательно, обеими пятернями.

- Кто там? – раздался недовольный, почти визгливый голос.

- Я же вас предупреждал, - прошептал Чинз Димену и Адене, и уже громко прокричал через дверь, - открывай, Тосо, к тебе гости.

- Я никого не жду, - визг почти перешёл в истерику.

- Очень тяжёлый человек, - снова тихо проговорил Чинз и опять громко добавил, - это дети, Гастар разрешил им осмотреть цирк в награду за сегодняшнее выступление и они хотят поговорить с тобой.

-Пусть смотрят, я здесь при чём?

- Мы хотели расспросить про выступление маленьких человечков, - вступил в диалог Димен.

- Входите, - дверь открылась, на пороге стоял знаменитый дрессировщик Тосо Тосо.

                10

Чинз хотел пройти вслед за детьми, но Тосо Тосо поставил руку, перегораживая вход, они обменялись взглядами и Чинз отступил.

- Я подожду вас снаружи.

- Хорошо! – ответила Чинзу Адена.

Тосо Тосо закрыл дверь на щеколду и проследовал вслед за детьми, протиснулся между ними к своему столику с тремя зеркалами, сел перед центральным, не предложив детям сесть. Впрочем, стул в комнате был один и тот занял сам укротитель.

- Слушаю вас, - дрессировщик видел обоих стоящих у него за спиной детей в двух зеркалах – центральном двоих сразу, и в каждом из боковых одного из них.

- Мэр нашего города, мы живём в Арадоте, был на представлении, где вы выступали с маленькими человечками, - начала разговор Адена.

- Он рассказал нам об этом выступлении, как об одном из самых интересных событий в своей жизни, - продолжил Димен, заполнив намечавшуюся паузу.

Тосо Тосо, казалось, не проявил никакого интереса к сказанному его гостями, что Адене и Димену показалось крайне невежливым по отношению к ним.

- Он сказал, что это были самые настоящие люди, только маленькие, несмотря на то,  что в  программке было написано, что это обезьянки, - сказав это, Адена заметила, что одна из афиш, которыми была обклеена вся гримёрная укротителя тигров, как раз предлагала посетить предстоящее выступление необычных маленьких артистов.

Адена толкнула локтём брата и показала ему кивком головы на эту афишу, Димен кивнул ей в ответ и поймал на себе изучающий взгляд Тосо Тосо.

- Он ошибся, - продолжал противно повизгивать дрессировщик, - это были самые обыкновенные обезьяны. Очень маленькие, и очень похожие на людей. Наш ветеринар их обследовал.

- Здесь написано, что предстоят новые выступления и гастроли, - Димен подошёл к афише и показал надпись пальцем, - а почему больше не было выступлений?

- Они сбежали, - очень противно взвизгнул Тосо Тосо, в ушах у детей засвистело.

- Сбежали? Жаль! – явно притворно произнесла Адена, - А сколько их было?

- Я их не считал, - укротитель был не в настроении, и всё больше и больше напрягался по ходу никак не складывавшегося диалога.

- А они умели разговаривать? – изобразил полное безразличие к своему собственному вопросу Димен.

- Какая чушь! Как обезьяны могут уметь разговаривать?  - Тосо Тосо прислушался к шуму за дверью, - Вам пора уходить.

- Почему? – удивлённо спросила Адена, - Мы не торопимся, Гастар обещал взять меня работать в вашем цирке.

- Вы работаете на Гастара? – дрессировщик вскочил на ноги, подкрался к двери и прильнул к ней ухом, вслушиваясь.

- Пока нет, но скоро мы переезжаем в Макас и директор цирка обещал взять меня на работу.

- Кем?

- Подсадной! – с гордостью в голосе ответила Адена.

Тосо Тосо непонимающе выпучил на неё глаза, бросился к своему стулу, уселся на него и категорическим визгом заявил:

- Немедленно уходите!

- А может быть такое, что не все сбежали? – решился спросить напоследок Димен, - Не могли они кого-то по дороге потерять?

- Бред! Просто бред! Где потерять? Здесь? Ищите, ищите, все маленькие обезьянки, которых вы здесь найдёте, ваши! Забирайте их и сию же секунду покиньте мою гримёрную.

- Не здесь, а по дороге домой, - сказала Адена и Тосо Тосо, поражённый, замер.

Дрессировщик повернулся на стуле лицом к детям, оглядел их внимательно и остановил взгляд на левой стороне груди Димена. Затем он абсолютно нормальным голосом, без малейших признаков визга, произнёс длинную фразу на непонятном языке. Белочка, вдруг, резко дёрнулась в своём убежище, Димен прикрыл её рукой, Тосо Тосо вскочил, попытался схватить Димена, но упал, наткнувшись на стул, и завалился вместе со стулом на бок.

- Бежим! – Димен схватил сестру, опрометью выскочил из гримёрной укротителя тигров, оттолкнув по дороге Чинза.

- Задержите их, - послышался снова ставший визгливым голос Тосо Тосо.
Адене часто снилось, как она вылетает из окна своей комнаты и носится над знакомыми полями, лесами, домами и людьми, причём это оказывалось так легко, даже не надо было махать руками, как птицы крыльями. Достаточно было расставить руки определённым образом, и, вот,  ты уже паришь над планетой. Адена знала, что это сон, но была абсолютно уверена, что она проснётся и полетит наяву, что это так просто, надо только расставить руки, точно, как во сне.

Но до этого дня ей так и не удалось взмыть над землёй, а сейчас она летела, крепко держа брата за руку, Адена, конечно, иногда, очень редко, касалась едва-едва ногами пола, но своего веса она абсолютно не чувствовала, ощущая именно то состояние невесомости, которое было знакомо по снам. Ах, если бы за ними не гнался ужасный Тосо Тосо, она была бы абсолютно счастлива.

- Держите, держите их, закройте южный вход, там не заперто, - дрессировщик выскочил в коридор, споткнувшись об Чинза, и они растянулись оба на полу, крепко держась друг за друга.

- Южный вход не закрыт, заприте его кто-нибудь! – подхватил Чинз.

«Какие же они глупые оба!» - обрадовался Димен, увидев у себя над головой надпись «Южный вход».

Он остановился, опустив на пол летавшую в облаках Адену, отдышался, вслушиваясь, гонятся ли за ними, однако, ничего не услышал, вздохнул ещё раз, и нажал на ручку двери. Ручка легко поддалась, дверь раскрылась и дети вывалились наружу.

- Вот вы где! – прямо перед ними стоял Гастар Тро, насмешливо улыбаясь и широко расставив руки.

«Ну, всё, попались!» - подумали одно и то же Димен и Адена, и у обоих синхронно сердца опустились в пятки.

- Попались, которые кусались! – Гастар Тро, словно читая мысли детей, схватил их в охапку, - Теперь всё! Я вас никому не отдам! Вы - мои пленники!


Рецензии