Почти библейская история

Мои отношения с религией и верой складывались, наверное, несколько странно.
Ещё лет в 15 я поняла, что есть всё-таки нечто такое в жизни, какая-то сила, которая устанавливает некий порядок. Но я была обычным советским ребёнком и меня везде -- и дома, и в дет.саду, и в школе, а потом и в техникуме, и в институте -- учили, что Бога нет. Пусть вас не удивляет и не обнадёживает через-чур сильно, что я пишу слово "Бог" с заглавной буквы. Я сейчас объясню, почему.
Как, наверное, и любого другого подростка, меня заносило в моих странствиях и исканиях приключений -- мама не горюй! И были ситуации, когда моих мозгов для того, чтобы выбраться из очередного дерьма, куда я влезала по своей неспокойной натуре, явно было недостаточно. Я просто всем нутром ощущала, что меня кто-то или что-то необъяснимое оберегает. И каждый раз, когда меня благополучно вытаскивало, я говорила "спасибо" и тому, кто наверху, и тому, кто внизу. Я считала, что мне нет никакой разницы, кто именно из них двоих мне помог, и просто старалась быть благодарной за оказанную помощь.
Но вот начались лихие 90-е. Особенно самое их начало. И нам вполне конкретно объяснили, что мы на фиг больше не нужны ни нашему правительству, ни самой стране. Катастрофа была столь масштабной, что на этот раз даже думать не приходилось, чтобы разрулить её как-то самостоятельно. Вот тогда-то я впервые пошла в церковь.
Первый раз это произошло в Ижевске, в один из моих приездов, когда я переоформляла отпуск по уходу за малолетним сыном. У нас на заводе директор тогда издал указ продлить молодым мамашам декретный отпуск до исполнения ребёнку трёх лет и его надо было переоформлять в полгода, в полтора и в три. Вот в один из этих приездов я зашла в церковь просто поставить свечи за упокой души моей бабки и прабабки.
Единственное, что я тогда знала о посещении церкви -- это что туда нельзя заходить с непокрытой головой. Погода стояла холодная и на мне по-любому был пуховый платок. Я зашла в церковь, увидела каких-то женщин у какого-то крохотного оконца и подошла к ним попросить помощи т.к. не имела ни малейшего представления, что же мне делать дальше? Мне сказали, что надо купить свечи в этом самом оконце. Я купила. И спросила женщину, сидевшую за стеклом, что мне делать дальше? Как заказать заупокойную, куда поставить эти свечи? Она как-то нетерпеливо махнула вглубь церкви рукой и сказала, что надо отдать бумажку, где она записала имена моих родственниц, батюшке.
Я посмотрела в ту сторону, куда она махнула, и не увидела никакого батюшки, а только толпу в основном женщин, одетых во всё чёрное. На вопрос, куда ставить свечи, продавщица только что пальцем у виска не покрутила. Смерила меня презрительным взглядом и отвернулась, явно давая понять, что я ей и без того изрядно надоела, и разговор со мной закончен. В те времена я была ещё особой достаточно скромной и постеснялась дальше её доставать.
Я попыталась пробиться сквозь толпу к батюшке и, разумеется, ничего у меня из этого не вышло. Тогда я решила: "Ладно... Бог с ней, с заупокойной... В конце концов, деньги я заплатила -- Господь и без батюшки должен был это увидеть. Может и позаботится о моих предках без всяких специальных служб." Но тут передо мной встала другая проблема -- а куда свечи-то ставить? Там до чёрта висело на стенах всяких икон и перед каждой из них стояло по одному-два стола с догорающими огарками. Углядев у одной из икон женщину более-менее спокойного и доброжелательного вида, я обратилась к ней за помощью. Она назвала мне имя какого-то святого и тоже махнула рукой в сторону, где по-всей видимости должна была висеть его икона. Я пошла туда. Но в том-то и фокус, что на этой стене висело две иконы и перед ними стояло два стола. Которая из икон изображала нужного мне святого, я понятия не имела! Не говоря уже о том, который из этих двух столов относился к какой иконе. Измучившись с поисками, я просто сунула эти свечи в первые два свободных гнезда, попавшихся мне на глаза, и вышла из храма. Надо ли говорить, в каком состоянии я находилась?
Второй раз я попала в церковь, когда мы в общем-то уже знали, что уедем из страны. Как мне было страшно -- знают только те, кто уезжал. Куда мы едем? На что глядя?? Что нас там ждёт??? И тогда мать уговорила нас с сестрой пойти покреститься. Мы решили, что да, наверное, надо. Но покреститься надо не только нам с ней, но наших детей покрестить на всякий случай. Мы абсолютно ничего не знали об обряде крещения. Просто в один из апрельских выходных взяли детей -- она дочь, а я сына -- и отправились в единственно известную нам во всём городе махонькую церквушку недалеко от центра города на старом кладбище.
Народу было -- тьма-тьмущая!! И все в эту несчастную церквушку. Только чтобы попасть туда, мы сначала отстояли очередь часа в полтора, чтобы заплатить за обряд, купить свечи и крестики и выписать свидетельства о крещении. Не смейтесь! Именно так и было. А потом отстояли ещё часа два лишь за тем, чтобы войти в церквушку!
Нас туда набилось -- что кильки в бочку! Не то, что яблоку упасть некуда, но, казалось, ноги подогни -- и всё равно не упадёшь. Худо-бедно какие-то бабки умудрились выстроить всю эту толпу рядами. Народ галдит, дети кричат, младенцы плачут... Короче, Садом и Гоморра.
Вышел батюшка да кааак начал нас всех поливать отборным матом! Кем только не обзывал... В конце концов, что-то такое пробасил, хор прицерковных бабулек старческими нестройными голосами что-то ему там подпел и батюшка царственно удалился. Дьякон побрызгал на толпу какой-то жидкостью и вдруг между рядами начали шнырять какие-то бабки... Когда одна из них добралась и до нас с сестрой, оказалось, что они собирали деньги. Да не просто собирали, а ТРЕБОВАЛИ!
В конец одуревшая от многочасового ожидания, от того, во сколько нам выкатилось всё это действо, от шума и гама, от толкотни в церквушке, я уже почти на автомате спросила у этой бабульки -- а за что??? Ответ меня просто поверг в шок: "Ну, как же? Ведь батюшка же за вас помолился!" Я выпала в осадок!!
Простите покорно!!! Но если он ещё и молиться перестанет, то по-кой ляд он вообще тут нужен???
Мы вышли из церкви и я была уверена, что меня туда больше палкой не загонишь! Не тут-то было...
Через пару недель мать начала ко мне приставать, что, дескать, тут неподалёку открылась новая церковь -- сходи да сходи... И так она меня запилила, что я в конце концов сдалась. Собственно, по-большей части мне просто не хотелось её расстраивать. С тех пор, как у неё обнаружили рак груди, её швыряло из стороны в сторону, что я почти перестала её узнавать. Прежде весьма умная, образованная и рациональная женщина, она то поклонялась Кашпировскому, утверждая, что у неё седина заметно уменьшилась и заставляя всю семью торчать перед телевизором, то заряжала воду Чумаком, то теперь вот в христианство вдруг ударилась.
Ладно... Как бы там ни было, но в какую-то субботу, когда мать была дома и согласилась ради такого случая посидеть с моим сыном, я отправилась на поиски этой новой церкви. Это оказался бывший детский садик в районе, где проживала моя школьная подруга. Я зашла внутрь и чуть не упала. Погода была мокрая, снег ещё только сходил и грязи в этом детском садике было -- ноги разъезжались в разные стороны! Я потолкалась среди собравшихся людей, выяснила, что батюшка ещё не прибыл, и вышла наружу, дабы не оказаться затоптанной грязными сапогами.
Минут через пятнадцать бабки обрадованно зашелестели -- батюшка приехал! батюшка приехал!!
Я увидела, как ко входу подкатила новенькая серебристая иномарка и из неё вылез какой-то молодой мужчина в добротном цивильном прикиде. И это в начале-то 90-х??? В то самое время, когда у меня мои несчастные боевые валенки уже никакая мастерская не принимала -- на них была дыра на дыре и дырой погоняла... Да и весь остальной народ жил не лучше.
Приглядевшись по-внимательнее, я ахнула и едва не сползла по стеночке... Да это же Ванечка Синявский -- комсорг нашего курса на машфаке в политехе!!! И кто бы только мог подумать?!! Да чтобы я после всего этого ещё хоть ногой?! Да я лучше сдохну где-нибудь под забором!!! Идите-ка вы все знаете куда!!! С вашей грёбанной религией! Ноги моей больше не будет ни в этой, ни в какой другой церкви! Скоты! Шкуры продажные!!
И только я это подумала -- хотите верьте, хотите нет -- прямо у меня над головой, почти задевая крылом верхушки ещё голых деревьев, пролетели с курлыканьем три журавля... Нииизко так пролетели. И вдруг сквозь весеннее хмурое небо пробился на миг солнечный луч. Пробился, осветил всё вокруг -- и опять спрятался. А я подумала: "Это знак свыше. Видимо, сам Господь мне говорит, что нечего мне там делать."
Я развернулась и ушла.


Рецензии