Пришельцы

Когда дочка была маленькой, я часто задавала ей вопрос, кем она хочет стать, когда вырастет. Первый ребенок, большие амбиции, мечты и надежды о новорожденном гении. Вполне себе детский подход к воспитанию. Тогда я еще училась быть мамой. Понимать, что твой ребенок вовсе не обязан походить на тебя, мечтать о том, о чем мечтал ты в детстве, любить книги, которые ты любил, мультфильмы, которые ждал с нетерпением и обводил ручкой в программе телепередач, боясь пропустить назначенное время. Принять, что твой ребенок другой. И все, что нужно, это любить его, понимать его и принимать его, помочь ему стать собой, а не тобой улучшенным и отшлифованным, эдакой работой над ошибками.
Маша начала рушить мои стереотипы первой. «Доченька, кем ты станешь, когда вырастешь? Где будешь работать?» - «В ларьке, пиво продавать!» Долгое материнское молчание. Меняем тему, про себя решаю спросить через полгода. Через полгода, раскладывая логические карточки «Профессии», я широким жестом обвожу картинки, изображающие человечков, занятых делом всей их жизни: «Ну, Машуник, какая профессия тебе нравится больше всего?» Маша молча и угрюмо выбирает карточку с моряком. Вернее, изображен там капитан корабля. «Ты будешь капитаном?» - «Нет! Я буду плавать с капитаном!» - отрезает Маша и немедленно начинает складывать игру в коробку. В пять лет она решила стать палеонтологом, и радости моей после ларьков и капитанов не было пределов, пока дочка не начала искать останки динозавров на территории детского сада. Кончилось все огромным разочарованием, когда однажды ее подруга объявила, что Маша нашла коготь динозавра. Ребенок встретил меня совершенно просветленный и по дороге домой открыла свой секрет. Она нашла коготь динозавра. Замечательно! Но игра быстро кончилась, когда я услышала планы дочки немедленно искать телефоны научных институтов, и предложить им «коготь динозавра» для коллекции. Возбуждение было сильнейшим, я испугалась, что это далеко зайдет. «Машунь, ты ведь понимаешь, что это игра?» - она остановилась, как вкопанная. «Игра? Но Аня так сказала…» - «Аня пошутила. Она просто решила поиграть в археологов» - «Но разве друзья так поступают?» - «Я думаю, она не хотела плохо поступить с тобой, она просто играла». Домой мы шли в молчании. Любовь к динозаврам прошла через несколько лет. Любовь к животным только растет. В нашем доме живут собака, хомяк и шиншилла, и я подозреваю, что если бы дом был больше, а финансы позволяли, то были бы и попугаи, и черепахи, и рыбки, и кролики с морскими свинками. Правда, недавно открылось, что какие-то игры прошли мимо меня. На днях Маша поведала мне, как у дедушки на даче высиживала «яйца», играя в динозавра. Динозавром была она, а яйцом динозавра - надувной мяч. Хотела бы я на это посмотреть! Дочка научила меня видеть мир ее глазами. Сколько подробностей о жизни флоры и фауны выслушано мною на прогулках! О миграциях черепах и их продолжительности жизни, о ежах и колибри, о кенгуру и китах, об особенностях зрения собак и их психологии, самый незабываемый диалог произошел, когда Маше было шесть лет. Надо сказать, что мы приобрели всю коллекцию фильмов о животных, «Твои веселые друзья ЗВЕРЯТА», выпущенную компанией BBC. Более сорока дисков. Маша смотрела их вместо мультфильмов. Итак, стоим мы однажды на мосту, бросаем хлеб уткам. Март месяц. Мысли уток заняты совсем другими вещами. Подплывать к нам они не хотят. У них период любви, им не до какого-то там хлеба. Хлеб их  временно не интересует. Устав кидать в воду ненужный уткам корм, я смиряюсь: «Маша, пойдем, это бесполезно». – «Почему, мам?» - «Потому что они к нам не подплывут. У них…они…у них…» - «Они спариваются, да, мам?» - «ДА! ОНИ СПАРИВАЮТСЯ!» - На секунду я перевожу дыхание. «Доча, а что такое «спариваться»? – «А ты не знаешь?» - Я искренне мотаю головой (понятия не имею). «Ну, это когда животные или птицы, они что-то такое делают, ну, спариваются, и потом у них рождаются детеныши или птенчики». Я спокойно выдыхаю. Но сомнение берет верх. «А люди спариваются?» - «Нет!» - решительно отвечает мой ребенок, потом добавляет, подумав: «Они спаривались, когда были человеко-обезьянами.» Она так и не поняла, почему я смеялась, даже немного обиделась на меня.
Сын продолжил мое обучение. Начиналось все безобидно.
Логопед как-то спросила Артемия, мол кем ты хочешь стать? – «Человеком -Пауком» - «А почему?» -«Ну, там мир спасать»- «От кого?»- «От мутантов всяких...» Дома спрашиваю: «А Человек-Паук существует?» - «Нет» - «А Дед Мороз?» - «Да» - «А зубная Фея?» - «Существует» - «А Лунтик?» - «Нет, это все сказки»- «А Барбоскины?» - «Мама, ну ты что??? Собаки же не разговаривают! Не существуют! Никого не существует, ни Лунтика, ни Фиксиков, ни Смешариков!» - «Что, даже Нюши нет?!» - «Нет» - «А Дарт Вейдер, твой любимый?» - не унимаюсь я. «Существует, он в другом космосе живет и борется там с роботами» - «Ясно... А Баба-Яга существует?» - «Да» - «Как? Существует?!» - «Да, я ее на море видел» - отрезает сын. Подведем итог: все мультяшные и киношные персонажи, все это выдумки. Черепашки ниндзя тоже не существуют, а если бы существовали, то это было бы очень страшно.Существуют только Дед Мороз и Дарт Вейдер, последний в далеком другом космосе. Еще с Дедом Морозом на нашей Земле живет Зубная Фея и таки Баба-яга, которая живет на море.
Спустя пару месяцев, на пятилетие сына к нам приехала бабушка, мы сели за праздничный стол, и я рассказала эту историю. Перед нами стоял праздничный торт, настроение у всех было веселое бабушка обратилась к внуку: «Ну, так где ты будешь работать, когда вырастешь?» - «Да, в тюрьме…» - «Гдеее?!» - «В тюрьме буду работать.» - «Кем?» - «Ну, там, за преступниками следить.» - «Тюремщиком, значит.» - «Да», поддакивает сын, откусывая кусок праздничного торта. Я беру себе кусочек побольше. Мне сейчас нужно как можно скорее повысить уровень серотонина в организме, иначе, заплачу под «понимающим» взглядом свекрови.
Мой отец говорит, что, глядя на внука он понял одну вещь: защитниками родины не становятся, ими рождаются. В абсолютно пацифистской семье, родился ребенок, который балдеет от пистолетов, автоматов, луков, мечей, кинжалов и прочего холодного и огнестрельного оружия, у нас даже каска есть дома. Да что там каска! Рыцарский щит, камуфляж и меч Дарта Вейдера. Дед приезжает к нам редко, живет он в Карелии, но каждый раз «метко», можно сказать в десятку. В один из визитов, мой папа уехал от нас качая головой, и бросая на меня подозрительные и не менее выразительные, чем у свекрови, взгляды, потому что Артемий предложил ему поиграть в следующую игру: «Дедушка, а давай, ты меня взял в плен и вот так мне горло перерезал!»-  (дальше Артемий наглядно показал, как именно правильно перерезать горло, чтобы дед правильно играл в эту игру) - «Ребята, вы во что тут играете?» - «Папа, мы в такое вообще не играли…до сегодняшнего дня» - бормочу я и иду пить валерьянку, я -то знаю отца, далеко идущие выводы сделаны, отыграть назад невозможно.
Но время идет. Едем в автобусе. «Мам, я, когда вырасту, решил, буду ученым» - «Ученым? А что ты будешь изучать?» - «Микробов, бактерии» - «Значит, микробиологом будешь?» - «Ну, да» - «Это хорошо» - «Ну, а если не получится этим, как ты говоришь, биологом, тогда военным» - «Ой, сынок, давай микробиологом? Я так буду за тебя переживать,может, не надо военным? Тем более, микробиологи тоже на войне нужны!»-«Ладно. Я хочу быть умным. Самым умным.» - «А зачем тебе быть самым умным? Может, достаточно быть просто умным? И дружить с умными?» - «Ну, да, давай просто умным». На том и договорились. Но после тюремщика, большое облегчение слышать про микробов и бактерии. Сейчас я пишу этот текст, а в холодильнике стоит банка с чем-то мерзким и неприглядным до тошноты. Он смешал белила, краски, бумажки и еще кучу каких-то вещей, залил это все в банку и спросил разрешения поставить «бактерии» на хранение в «лабораторию». Скоро начнутся исследования. Только меня второй день мутит от одного вида этой дряни рядом с супом и рагу. Но я терплю, ведь мой сын хочет стать микробиологом. Сегодня. А завтра мы будем играть в астрономов, изучать созвездия, или строить дамбу, или, в конце концов, изучать военное дело, да мало ли что он выберет! И будем хранить тараканов и улиток, камни и корешки, ореховую шелуху и кусок смолы, потому что это важно, потому что мои дети научили меня не строить на них планов. И отказаться от ожиданий, потому что реальность лучше и интересней. Мои дети всегда были не такими, как все. И подарки они дарили особенные.
Когда дочке было четыре года, она принесла мне на кухню и торжественно вручила бесформенную, похожую на круг бумагу, тщательно закрашенную красным фломастером. "Я дарю тебе красного гиганта!"-сказала Маша. Тогда дочка подарила мне раздувшееся, гигантское Солнце. Прошли годы. И вот, подходит сын, и торжественно вручает мне свой рисунок: «Это тебе, мама!» Мы сломали голову, но так и не поняли, что это было. Сдались. "Артемий, что это?"-"Это Желудок, мама, а в нем полезные бактерии!" Кто-то получает нарисованные цветы, замки, принцесс, котиков и собачек, а я астрономические и анатомические иллюстрации!
Девять лет назад дочка спросила меня: «Мама, а когда ты родилась, динозавры уже вымерли?» Я тогда слегка расстроилась, какая же я древняя в глазах ребенка! А спустя годы, сын задал вопрос мужу: «Папа, а когда случился Большой взрыв, ты уже родился, или еще нет?» И знаете, я порадовалась!  Ну приятно же быть настолько младше своего мужа! Ему уже тринадцать миллиардов лет, а мне-то, каких-то шестьдесят пять миллионов всего лишь! Мелочь совсем, девчонка зеленая!
Многому научили дети, каждый по-своему, и продолжают учить.Однажды Артемий пришел домой, грязный до безобразия, поскольку по пути из садика, вдоволь порезвился на площадке. Я протиснулась с сумками в коридор, Маша в это время помогала снять брату ботинки, делала она это эмоционально: «Тема, смотри, какой ты ужасно грязный!»  Артемий (обиженно): «Я не ужасный, это садик ужасный, а я прекрасный!!!» Прекрасные! Удивительные и неповторимые! Каждый!
Одна, рассудительная и замкнутая, все детство не любившая поцелуи и объятия, высшим проявлением ее чувств было совместное пребывание, если мне было грустно, она просто садилась ко мнена колени, молча слушала со мной музыку и так же молча уходила к себе в комнату. «Доченька, а что ты хотела? Может, что-то сказать?» - «Просто хотела побыть с тобой, мам». После прочтения «Волшебника Изумрудного города», мой ребенок мог спросить меня: «Мама, а что важнее? Мозги или сердце?» - «Это каждый решает для себя сам. А ты как думаешь?» Немного помолчав: «Я думаю, что без мозгов и сердце не пригодится…» Она не любила играть с детьми на площадке: а смысл? Они сейчас расстанутся через пять минут -  у нее хватает друзей в садике; она тащила с утренника, зажатые в салфетке пряники для меня и украдкой пихала мне в карман: «Держи, это тебе». И никогда не махала радостно рукой на выступлениях, как другие дети своим мамам, она даже не смотрела в мою сторону. Но, придя на мою работу в Театральную библиотеку, поссорилась с моей коллегой, потому что та в шутку прокомментировала мои охи (я закрывала окно, а для этого надо было встать на подоконник, конструкция была та еще) и сотрудница похихикала: ой, мама, старенька стала! Маша, тихая девочка, с быстротой молнии оборачивается к Елене Ивановне и шипит следующее: «Моя мама не старая, моя мама красивая. Моя мама умная!!!» Елена Ивановна поднимает руки вверх: «Машенька, прости, пожалуйста, я не хотела обидеть твою маму». А я, помню, стояла с отрытым ртом сзади и не знала, что сказать. Дедушки и бабушки тоже рано поняли, что при Маше маму можно только хвалить. Она и сейчас мой главный защитник, хранитель традиций, маленькое родное плечико, такое колючее и особенное в детстве.
И Темий. Большой взрыв. Люблю или ненавижу, серединки нет. Уверенный в себе, эмоциональный, взрывной. Открытый, как на ладони, ласковый донельзя. Такое впечатление, что у него кончается батарейка, и тогда он бросается на меня, обнимает, целует и после этого, можно жить дальше, играть, бегать, хулиганить, энергия получена. У него многое не получается. Он плохо говорит. У него алалия, вернее, теперь уже нет, теперь ставят дизартрию, а это значит, что не каждый понимает то, что он хочет сказать, и весьма часто мне приходится работать переводчиком. Но его это не смущает, и никогда не смущало. В возрасте четырех лет, мы пробовали водить его на у-шу, но он так часто болел, что мы бросили это дело, а после занятий так сильно закашливался, что мы не понимали, в чем причина. Сейчас ему ставят астму, и это многое объясняет. На у-шу от детей требовали выучить китайский счет до десяти. И вот Артемий приходит домой после очередной тренировки, сидит, складывает лего и бубнит под нос: «О! Фу! Хо!» Я спрашиваю, что это он такое говорит? «Это у нас Дмитрий Олегович так до десяти считает, по-английски.Он по-русски не умеет считать – цифр не знает…» И в этом он весь. Если Маша ревела, выходя с кружка ИЗО, что у нее все плохо получилось, то он несет свой рисунок гордо: «Круто я нарисовал, мам?» Если Маша после первой неудачи наотрез отказывалась пробовать снова, то Артемий кидается вещами, крушит все вокруг, а потом берется за дело с новой силой и рычит: «Я смогу!» Такие разные, и такие прекрасные. Мои учителя. И не случайно, я думаю, они шокируют меня версиями «про ларек и пиво», про «тюрьму и тюремщика», испытывают, наставляют, заставляют меняться. Я -то всегда думала, что это я их родила, но они так не считают. Маша в шесть лет открыла мне эту тайну. «Я сама тебя выбрала» - «Что?» - «Я сама тебя выбрала в мамы» - «А почему меня?» - «Потому что ты красивая и разумная». Так вот оно что! Это они нас выбирают! Маленькие космические пришельцы. Еще помнящие другие миры. Они приходят, чтобы дать урок, не только для того, чтобы учиться, но и учить. О, дорогие пришельцы! Спасибо, что выбрали меня.«Ребенок – это драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня» – сказал великий Януш Корчак. Мои маленькие драгоценные чаши. Надеюсь, вы не ошиблись в хранителе, когда выбирали меня.





2016


Рецензии