Поэтическая кафедра. Словарный запас и не только

   Отсутствие начитанности - неизбежно приводит к малому словарному запасу и безграмотности. Для автора, претендующего заниматься поэтическим творчеством, это непреодолимая преграда. Практика показывает, что зарифмованные лозунги и стилистические "шедевры" на корню убивают живое слово.

   Речь в этом эссе о применении в стихотворной речи просторечных и устаревших терминов. Поэтический текст отличается от прозы не только формой построения и специфичной расстановкой знаков препинания, но и наличием преемственной связи с поэтами предшественниками. А это предусматривает и заимствование богатства, которое нам досталось от классиков русской литературы.

   Поводом для написания статьи послужила дружеская подсказка: заменить просторечное слово "дадены" на современное - "даны" (в моём стихотворении, текст которого приведу ниже).

   Рассмотрим несколько примеров. Начнём с Нобелевского лауреата Иосифа Бродского.
Так в пространном стихотворении "Большая элегия Джону Донну" (1963) есть строки:

   Дыра в сей ткани. ВСЯК, кто хочет рвёт.
   Со всех концов. Уйдёт. Вернётся снова.
   Ещё рывок! И только небосвод
   во мраке иногда берёт иглу портного.

   У Бродского слово "всяк" одновременно и просторечное, и устаревшее. Но как оно уместно в приведённом отрывке!

   А как вам замечательные строки Марины Цветаевой:

   Жить, как мать велит ребёнку,
   Как цветочек ЦВЕСТЬ,
   Никогда ни в чью сторонку
   Глазом ни ПОВЕСТЬ...

   В этом примере - не только просторечное "цвесть" (робот конечно же подчеркнул), но и "повесть". Последнее в приведённом Цветаевой значении не только робот не выдал, но и поисковик не смог отыскать. Но мы однозначно тем не менее из подтекста (логика, стилистика, смысловое содержание) понимаем о чём речь. В данном случае налицо мастерское владение поэтической речью с использованием всей палитры могучего и прекрасного.
   Браво Цветаевой!

   Добавляют особой значимости (и лаконичности!) уместно вставленные в текст якобы устаревшие слова в работах Гумилёва и Ахматовой. Например.

   Мне чудится (и это не обман):
   Мой предок был татарин косоглазый,
   Свирепый гунн... я веяньем заразы,
   Через века дошедшей, ОБУЯН.
                (Николай Гумилёв, 1918)

   Мне не надо больше обречённых -
   Пленников, заложников, рабов,
   Только с милым мне и непреклонным
   Буду я делить и хлеб и КРОВ.
                (Анна Ахматова, 1922)

   Вот подошла очередь и моего краткого стихотворения.

МЫ МОЛОДЫ - ПОКА ЛЮБОВЬ МЕЖ НАМИ

Как неразлучна с берегом река,
а птице крылья ДАДЕНЫ с рожденья, -
так я хотел бы, чтоб твоя рука
дарила мне тепло прикосновенья.

О, если б мог в глаза твои смотреть,
считая пальцы нежные губами!
Мне никогда с тобой не постареть:
мы молоды - пока любовь меж нами.

1967

   Я уже почти согласился со своим коллегой по цеху, даже чуть отредактировал
предложенный им вариант строки:
"а птицам крылья всем даны с рожденья, - ",
но подумал и решил оставить первоначальный вариант.
   При этом не только под влиянием классиков, но и под влиянием логики и смысла.
Ведь во втором варианте добавляется избыточное, неопределённое и не совсем точное
слово "всем". Всем ли? Мы этого не можем утверждать, не обладая полной информацией в такой далёкой от нас сфере. А главное это слово - абсолютно лишнее.

   Вывод: если робот подчеркнул, а поисковик обозначил позицию, то имейте и своё
человеческое, профессиональное мнение. Не обедняйте свою поэтическую речь.


Рецензии
Меня недавно упрекнули в том, что диалектизмы не могут быть литературной нормой. А почему?

Алексей Курганов   15.12.2016 15:02     Заявить о нарушении
Как Вы нетерпеливы! Статью только начал и уже вопрос.
Студенты так не поступают. И слово кажется Вам заковыристым.
А ведь в интернете (в википедии) есть ответы на все вопросы.

Владимир Юденко   15.12.2016 15:45   Заявить о нарушении
Это кто студент? Я?

Алексей Курганов   16.12.2016 01:45   Заявить о нарушении
Судя по тому, что у Вас 62 (!) статьи о литературе - Вам уже пора преподавать в Литературном институте. Или хотя бы не задавать вопросы, а отвечать на них.
Да и любезно было бы с Вашей стороны всё же откликнуться на моё эссе, которое уже приобрело законченный вид.

Владимир Юденко   16.12.2016 14:16   Заявить о нарушении
Да я чужие тексты не читаю. У меня своих хватает, зачем мне ещё и чужие-то?

Алексей Курганов   16.12.2016 18:58   Заявить о нарушении
И это справедливо: я Ваше не читаю совсем, а Вы моё - лишь изредка.

Владимир Юденко   16.12.2016 21:04   Заявить о нарушении
Простите меня. Я больше не буду. Честное слово.

Алексей Курганов   16.12.2016 22:15   Заявить о нарушении