Поездка в Швецию

               
     Когда меня вызвали к директору института, я еще не знал, с чем это связано. Оказалось, что меня включили в состав делегации на поездку в Швецию. Только тогда я узнал, что в 1980 году по инициативе известного американского кардиолога Бернарда Лауна и нашего ученого с мировым именем Евгения Чазова была создана организация под названием “Международное движение врачей против ядерной угрозы”. Я давно мечтал побывать в Скандинавии и поэтому с радостью принял приглашение.
      - Не думай, что поездка будет легкой, - предупредил директор. – Вам придется встречаться с разными людьми и отвечать на непростые вопросы, - сказал он. – Так что не подведи.
    В течение последующих двух недель всю делегацию из десяти человек несколько раз собирали в Министерстве здравоохранения для информации и инструктирования. Наконец, визы были получены и мы вылетели в Швецию. За десять дней мы посетили несколько наиболее крупных городов страны: Гетеборг, Упсалу, Лунд, в которых встречались с врачами и представителями различных слоев общества. Во время таких встреч членам нашей делегации приходилось отвечать на вопросы о русских диссидентах, о содержании инакомыслящих в психиатрических клиниках и тому подобное. Несмотря на определенные разногласия по некоторым проблемам, в целом встречи носили дружественных характер и обычно заканчивались обменами адресов.
     Последним городом нашего пребывания в Швеции был Стокгольм, с которым нам не удалось познакомиться в день нашего прилета, так как ранним утром следующего дня мы уже отправились  по стране. Сразу же после размещения в гостинице недалеко от центра города нас повезли на автобусе на экскурсию. Город поразил нас чистотой, великолепной архитектурой, обилием зелени и воды. К вечеру, когда полные впечатлений, уставшие и голодные, мы пошли в ресторан, то, соскучившись по первому блюду, мы заказали суп.    
     Нужно было видеть лицо официанта, чтобы понять, что мы сделали нечто неординарное. Он некоторое время с удивлением смотрел на сидящих за столом, потом поднял голову к потолку и лишь затем медленно пошел в сторону кухни.
    - Дело в том, - сказал сопровождавший нас гид, - что шведы очень редко едят суп, поэтому официант и был так удивлен.
    Прошло минут десять. Официант не появлялся. Голод давал о себе знать, и мы начали отламывать от булочек кусочки и жевать их, запивая водой. Наконец, он появился, неся на подносе глубокие тарелки. Когда одна из них оказалась передо мной, я вначале не мог понять, что это было. В тарелке была разведенная горячей водой пересоленная томатная паста. Никаких других ингредиентов в том, можно сказать, супе, не было. Попробовав принесенный суп, мы поняли, что есть его просто нельзя. Ничего худшего мне до этого не приходилось дегустировать. Лишь один из членов делегации вычерпал эту бурду ложкой и никак не прокомментировал. Минут через пятнадцать официант унес полные тарелки “шведского супа”.
    К счастью, второе блюдо было превосходным – форель с жареной картошкой и пиво. Настроение у всей компании, в том числе и гида, улучшилось. Как говорят, остаток дня, прошел в дружеской атмосфере. Перед тем, как расстаться с нами, гид предупредил, что утром нас ждет сюрприз. Он не сказал какой, но попросил нас теплее одеться. И действительно, шведские врачи, пригласившие нас к себе в страну, приготовили настоящий сюрприз – поездку на большой яхте, управлять которой должен был наш коллега.
    Белая яхта была рассчитана на двадцать человек. Под палубой размещалась уютная каюта, где можно было укрыться от ветра и дождя. Там же был большой холодильник с прохладительными напитками, вином и закусками.
    - Сегодня почти безветренная погода, поэтому нам придется идти на моторе, а не под парусами, - объявил доктор-капитан. – Да так и немного проще, тем более среди вас, насколько мне известно, нет людей с навыками плавания под парусами.
    Сначала вся шведско-русская компания находилась на верхней палубе, любуясь проплывавшими мимо нас живописными обрывистыми берегами. Потом жаркое солнце и немного усилившийся ветер загнал большую часть людей в каюту, где можно было перекусит и освежиться бокалом вина или кружкой пива. Я находился под большим впечатлением от увиденного и не спешил спуститься в каюту.
    - Вы не подержите штурвал, пока я съем бутерброд и выпью глоток вина? – спросил у меня капитан. – Если вы водите машину, то сумеете сориентироваться в знаках на воде, - сказал он.
    Получив утвердительный ответ, он передал мне штурвал и присоединился ко всей компании. Я был один на палубе, и с огромным удовольствием начал выполнять новые для себя функции. Через пару минут из каюты появилась голова капитана.
    - Ну как идут дела? - спросил он. – Я вижу, вы неплохо справляетесь с вашими обязанностями.
    Потом он еще несколько раз поглядывал на мои действия, но делал это все реже и реже. Я же настолько вошел в роль, что мне хотелось вести яхту все дольше и дольше. Однако всему приходит конец.
    - Через пять минут нам нужно будет швартоваться, а это не простое дело. Будет лучше, если я это сделаю сам, тем более у вас нет прав на управление яхтой, - сказал капитан.
    Только отдав штурвал, я понял, как устал от напряжения. Мое лицо обветрило и загорело. Но настроение было превосходное. Ведь впервые в жизни я управлял яхтой с пассажирами на борту. Весь следующий день, последний день нашего пребывания в Швеции, я находился под впечатлением от нашей морской прогулки. Часов в восемь вечера, когда мы обедали в ресторане, руководитель нашей делегации предложил сходить в кино.
    - Если у кого-то остались деньги, то я предлагаю пойти в кинотеатр и посмотреть удивительный фильм “Пролетая над гнездом кукушки”. По моему мнению, это один из лучших фильмов мирового кино, - сказал он.
    Несколько человек из нашей делегации, в том числе и я, согласились составить ему компанию. Мы прошли до конца улицы к кинотеатру, купили билеты по 30 крон и спустились по крутой лестнице в полуподвальное помещение, где размещался маленький зрительный зал человек на тридцать с большими глубокими мягкими креслами. На стене висел экран размером, как мне показалось, не более двери, положенной на бок.
    Как только начался показ, я потерял ощущение времени и языка. Фильм шел на английском языке, но, мне казалось, что знание языка не обязательно - настолько все было понятно. Когда демонстрация фильма закончилась, публика сидела какое-то время в оцепенении. Потом все встали и начали тихо расходиться. Лишь выйдя на улицу, мы стали обмениваться впечатлением. Выяснилось, что фильм произвел на всех нас неизгладимое впечатление.
    На следующее утро мы попрощались с гостеприимными шведскими коллегами и вернулись в Москву.               
      


Рецензии
Отличный рассказ о поездке в Швецию,уважаемый Александр!И так интересно подан,увлекает к чтению! Да,были и неплохие времена,когда шел активный обмен делегациями,все проходило дружественно и никогда бы не подумал, что так все закончится...

Ольга Боровикова 2   23.03.2024 10:45     Заявить о нарушении
Поездка, Ольга, была интересной и полезной, но всё хорошее, увы, когда-то кончается. А жаль. Однако, уверен, рано или поздно всё наладится. Спасибо за такие тёплые слова в мой адрес. Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   24.03.2024 11:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.