ишь ты, блин, какой!
«…надо писать с молодой головой, дорогой ты мой, где же ты раньше-то был?
Чем занимался?Писать надо было…».
(Из рецензии Роберта Балакшина на первую книгу.
«Оборванная нить»)
«А я намёк не поняла и закусила удила» - Клео.Тим.
Да-а, пишу, и што с тово - што голова седая? Седина в голову, а перо в руки!
Уж и ты-то сам - не молодЁнок, а ить тОжо не Ахти-мнЕценьки, но. А ить уж ты-то дак, мог бы и поднатореть, ить с молоду пером балуешь! А те, што-жо, язык мой не по ндрАву, ли штО ли? Сам-от ты давно з деревни? Да вижу, вижу, што пижнацЁк-от городской, да и штиблЕтики – в таких не коров пасти! Да, ладно-ладно, ты на меня бородой-от не тряси! Ить я и сама с усАма! А давай-ко я те поведаю о том, што скОилосе однова рАзу в нашому городИшки. Вот пишу я сибе, пишу, (а писать-то я тольке в шыйсЯть нацелА, и, понимаш-ли, вдруг, накатИло, как грицце, не с товО-не с севО!). Ну, ладно, этовА, пишу сибе, и пишу, а Тамарка возьми, да и лЯпни мне-ка пОд руку-ту: «Ну – гыт: – и манее-ра у тя!» КакА-какА… Да не какА, а всем уж извЕсная, а и ты тОжо знАш иЕ – Сизова Тамарка! Она как и ты тожо не здЕшна, языка-та нАшова деревЕнскова не понимАт. Она-она - та сАма Сизова, она и есть! А шштОт-тыы! Она в манерах-от в этих , о-охО – как розбираицце, не хужЭй цем ты, люба моя! Поднаторела она, с писателям-от знАюцись, так насобАциласе – я те дам! Об цём это я?.. Ах, даа, это я к тому што манера моя деревенская, говор наш простой ёй, как и тибе не по нутрУ. Ну вот сказала она это мне пОд руку-ту, а я сибе и думаю: Аха – думаю, манера те моя не нрАвицце! Ах так!- думаю: Знацит, во-от каак!.. И, вот хош верь, хош не верь, а тольке глЕжу – а и не Тамарка это вовсе! И как он тутокА оказалсе-то – ума не приложУ! Ну, хто-хто!? Дед ПехтО, прости Хосподи, согрешыш с вам тутокА! Да этот, как евО, да, РобЕрто. Да, ты и евО тОжо знаш - ыть, в «Санту к Барбары» кАжон дён поИ бЕгаш! Нет? А ить он ищЕ цем-то на тя смАхиват! Да конЕшно жо, конЕешно я те про кино - об серьЯле толкую, а ты на што подумал? ТОжо за Круза пережывАш? Ну-у, ак помниш тАмо красавЕць приехал, деловой такой, он ишо за бабой за Крузовой волоцИлсе! Да, Хосподь с тобой, што тя с панталЫку-то вышибАт?! Да какой, к лЕшому, кабак,.. ну, ба-ар – кака разниця! Да нЕэт, он сам–от не из бар, он тОльке пИшот про бар? Ааа.., да-да-да-дааа!..ай,у, да Бох с имаА, слухай дАле-то што было! Глянул он на минЯ это так – свЕрьхю вниз (он -от на пЕцьке – высОка такая пецька русская, ну, он-от на пецьке, а я-та на прИпецье). Глянул это он, да и говорит мне целовЕцеским голосом: «Ты – грит: мать моя, куды преш,– грит: куды ты со своЁй телегой?». Оглянуласе, это, а я, и впрямь, на телеге! Ну, обнаковЕнная, можно сказать, традиционно-кресьЯнска телега - телега как телега, все цётыре колеса, в обшом, всё как положоно. И цё присЫкалсе!? А это – грю ему: моЕ традИцыи, потому как «мИнэ Амиа мИа компОртэ!». Те с тальянсково-то перевести, ли как? Ну да вижу-вижу - понял, што я всё своё ношу с собой? А он как зЫркнЁт на минЯ: «На пЕнзии – грит - твоЕ традиции, и нЕцё, грит, таскать за собой всЯко нецевО! У нас, грит, и своЕх , грит, воз и малИнька тележка, девАть, грит, нЕкуда: пишут все – кому не лень, пИишут и пишут, пИишут, пишут! А тут, понимаш-ли, молодЫ гОловы нУжны, а ты лЯпаш – не весь што!». Оой-ой-ой! - заобижаласе я - ФУ ты-нУ ты, лапти гнУты! Ой, тыЫ... – это я-то ему на ответ даю, да бойко так (ну ты Ыть миня знаш) Ой ты, грю, да я больше забыла, цем ты щяс помниш! А ну, грю, какИ у вас традиции? СпоминАй, споминай давай! Забыл? За-быыл! Ну ак я те слехкА напомню: а угадАш-ли нет-ли, с трёх бУквиць: хто по традиции у нас на пецИ трИццеть годков сидел, а? Цць!..Традиции блюдЕш, а спОмнить не мОжош! Ак ыть это жо и есь наша, наа-ша традиция-то – си-иди на пеци, да жуй калаци, пОки рак на горЫ свиснёт, ли жареной петух в тЕмецько клЮнёт, а как не стригут, ак и не блей; не просят, ак не подставлЕй, а не спрашывают, ак и не сплЯсывай! Нуу, а кАак жо, как жо! Я-то дак и дОси блюдУ традиции – и не кикирИкаю у те под Окнам! Пошто заздрЯ полошЫти нацЯлство!? Где раньшэ-то была? А где была, ак тАмо уж нет! Ить я-то думала как, ить в мои-то жизненные интересы не входило высовывацце на ваших этажах, и вот те-нАте – влЯпаласе!.. Ну и пошла поступЁнно, и тут же, как вОдицце, попала в лапы ярой оппазИции вАшыей традиции. Ну, што ты скажош(колИ стАнёшь)?! Стою, это я, на роспУтье, на крестАх, и ступеньку тУю шАрю, шарю… Я-то в лаптях опозиции, а остальные – ну тыЕ, кто в традициях-от - котОры у пецьки калАцики-ты пекут, ну тЫе-то враз смекнУли што к цему, скумЕкали, да и тоОжо (а во серЕду это было-то) сколотили онЕ ступЕньки - прИпецёк, пристУпоцёк такой небольшой, (с евО - с пристУпоцька-та ловцЕй: каа-ак с размАху-ту, каа-ак… ); ну, пристУпоцёк–от сколотили и тожо скок-поскОк - пёрышки росправили, да… ЦевО - цеевоО ты сказаАл? А. Аак, а я и так уж скорей скОрово! Я те што говорю-то: жЫзнь-от городская наша застольная враз закипела, как вода в самоваре забурлила, з дОзволу властей (воо-ротИ што хошь: сам пеки, сам свою стряпнЮ и еш!). Ну, лЮбушка моя, тут уж, от свободы такой, все зазбрЫкивали: все - хто, хош штО-не, сотворИл – все рванули по ступенькам хто-куды (хто прямо, хто – мимо). ОднЕ туды, другИ -оттУдь, а котОры ак так ходунОм и хОдют: тудЫ-сюдЫ, туды-сюды!..МАат-тышки моЕ-э, таа-акО столпотвореньё зацелОсе, такИ розворОты пошлИ!.. ЭкспрессионИсты в пост модернИстам по традиции перстЯнки швырЯют, мол, «Иду на Вы!». А цють што: « И-ишь ты какой, блин!». И все пиишут, пиишут: хто - кому, хто – про ково…(а поки можно да льзя, ак куй жэлезо пока горяцЁ); а топЕре уж и весь город выпИсываиццэ в эту историю с географией. Ак ыть и не тОльке город загорецИлся, но ить и вЕси: белозЁра, вытегОра, церепАна, харовцЯна, цягодОщя, цЯронда...в Обшом, пошла писать губерния! И все волнуюцце: куды запропАла харИзьма? А заглавный харизмАтик – хранитель харизмы, взял, да и выпустил еЕ. А она вся жОлтинькая такая -как пасхАльнё яЕцько! И все возрадовалисе. А харизматику дали… Аха, держЫ, барин, шляп-пу, догонят да ещЕ добавят! Когда было-то? Да, как бы те не соврать-от, потоцьнЕй-то… А было это, когда… а была тогда среда зимы 1998 года
Пояснения некоторых выражений и говоровых слов: .
«Бох с имА» - Бог с ними»; блюдЁш – соблюдаешь; белозЁра, вытегОра, церепАна, харовцЯна, цягодОщя, цЯронда...- жители вологодских районов Белозерска, ВЫтегры, Череповца, ХАровска, ЧАгоды, ВОжеги…; вЕси - поля, перелески, деревни; влЯпаласе – ненароком, неожиданно вступила (попала в ситуацию, лужу и т.п.); «воо-ротИ што хош» - «делай всё, что хочешь»; «всЯко нецевО» - «всякая ерунда»; «дОси блюдУ» - до сих пор соблюдаю»; за(в)збрЫкивали = завылЯгивали – (букв)весело запрыгали, вскидывая ноги в разные стороны; зацялОсе – началось; зЫркнет – быстро взглянет; «кажной дён поИ» - «каждый день наверное»; лЯпни – (зд) «сказала не к стати; «мИнэ Амиа мИа компОртэ!» - (изв.выраж)«всё своё ношу с собой»; насобАциласе, поднаторЕла – научилась; на роспУтье, на крестах –(зд) в раздумьи; «на тя смАхиват» - «на тебя похожь»;; не по ндрАву – не нравятся; одИнова – однажды; перстЯнки – перчатки; пижнацЁк – пиджачёк; повАды - многодневные праздничные молодёжные гулянья; «пОки можно да льзя» - «пока можешь, да позволено»; «пошто заздрЯ полошЫти» - зачем зря тревожить»; прИпецье – лавочка сбоку печки; «сама с усАма», «сАм не прОмах» – (изв. выраж) «сами с усами», т.е. «и сам такой»»; «Санта-Барбара» - известный американский телесериал ХХ века; скОилосе - случилось; «с панталЫку-то вышибАт» =(ирон) «с ума выбивает»; «цё присЫкалсе» - чего придрался»; штиблЕтики – (ирон) муж.туфли; Эво как! этовА, товО… – (говор.) вводные слова;
Свидетельство о публикации №216121501408