C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Мастер с Липованки

   Наверное, где то в Архивах Божественной Канцелярии, храниться информация обо всех людях, живших когда либо на земле. В человеческой же истории лишь единицы оставляют яркий след о своей Душе, однажды посетившей землю.
 
   Уходя из жизни, люди еще какое-то время живут в памяти родных и тех кто их знал. О человеке остается память, добрая или не очень, а потом свет его души угасает навсегда. Лишь единицы остаются в истории - те, кто успел создать что то для других, удивить современников своим талантом или злодейством и те, кто вершил судьбы народов. 
 
   Я же хочу спасти от забвения имя своего друга молодости, резчика по дереву с Липованки, яркого и талантливого человека Виктора Сушко.
 
   Мы познакомились в 1978 году. Тогда группа энтузиастов из числа художников - оформителей решили организовать в Кагуле изостудию. Собирались мы сперва в городском Доме Культуры, в его старом здании по улице Осипенко, а после в мастерской кого нибудь из нас. Мы были молоды, полны надежд и любви к искусству. Собираясь, показывали новые работы, ходили вместе на этюды, обменивались впечатлениями.
 
   Виктор Сушко носил усы и выглядел старше своих двадцати лет. В этом возрасте он уже успел жениться и у него росла дочка, построить домик на Липованке в объеме однокомнатной квартиры и закончить училище на резчика по дереву. Дома у него все стены были обвешаны резными масками, скульптурой из корней и рисунками. У этого молодого человека была душа зрелого мужчины. Я удивлялась - когда же он все успевает? И только сейчас понимаю - Витя очень торопился жить, будто чувствовал, что век его будет недолгим.
 
   Между нами завязалась дружба, основанная на творчестве и духовном родстве. Он был яркой, незаурядной личностью, которому, как и мне было тесно в маленьком провинциальном Кагуле. Он по энергетике не совпадал с неторопливым течением жизни этого окраинного места. Его душа требовала более широкого поля деятельности, простора полетам фантазии. Всего в нем было через край - и хорошего и плохого. Он мог работать сутками без сна и отдыха, забывая даже перекусывать, а мог напиться пьяным в доску, шуметь и скандалить.

   Однажды я попросила Витю научить меня резать по дереву. Он дал мне березовую дощечку, объяснив что эта древесина мягче других и резцы, показав что и как надо делать. Я нанесла рисунок и принялась за работу. Оказалось, что дело это непростое - нужно терпение и физическая сила. Вскоре я порезала руку и дощечка испачкалась кровью. Витя со смехом сказал, что я приняла "боевое крещение" и показал свои руки, покрытые шрамами. Это сильно остудило мой энтузиазм. Я все таки закончила резную маску, единственную в моей жизни и решила что резьба - это дело для мужчин.

   А потом Витя с братом Владимиром, тоже художником, получили большой заказ и он надолго пропал из виду, потому что увлекся интересной, творческой работой. В начале восьмидесятых в городском парке Кагула открылось детское кафе "Сказка". Это было событие в масштабах города. Кафе снаружи украшали большие фигуры сказочных персонажей, выполненные из дерева наподобие "Поляны сказок" в Ялте. Там были Три Богатыря, Баба Яга и Иванушка - дурачок. Эти скульптуры сделали братья Сушко. Работа заняла ни один месяц.
 
   Жители города ходили в кафе с детьми, фотографировались на фоне скульптур, но длилось это не долго. Оригинальные скульптуры стали жертвами местных вандалов - на них царапали надписи, мазали грязью, резали ножиками, даже пытались поджигать. Мне хотелось посмотреть в глаза этим нелюдям - кто они, эти дикие варвары? Что сами сделали в жизни хорошего? Кому мешала эта красота?

   Фигуры сказочных героев были изуродованы и убраны с Кагульской "Поляны сказок" - они простояли совсем недолго. Думаю, это послужило одной из причин, почему Виктор уехал из родного города. Наверное нет большего плевка в душу художника, чем изуродовать и уничтожить его любимое "детище", в которое долгое время он вкладывал душу.
 
   Виктор уехал в 1983 году из Кагула, оставив жену и дочку. Будучи яркой личностью, он и любил "на всю катушку". Увлекся замужней женщиной, тоже художницей, старше его на девять лет, матерью двоих детей. Они уехали вдвоем на Урал, где жили её родные, бросив свои семьи. Больше я его не видела, а потом его первая жена Маша рассказала мне, что Виктор погиб во время пожара - сгорел вместе с домом в Сибири, где он жил  в последние годы. Как это случилось - история темная, но от этого не легче. Ему было всего сорок пять лет.
 
   Отец Виктора до сих пор живет на Липованке - ему уже 93 года. Он пережил своих сыновей. Маша - первая жена Вити и сейчас живет в Кагуле, их дочь Снежана - в Италии. У них сохранились несколько ранних работ Вити.
 
   Наша самодеятельная изостудия продержалась недолго. В настоящее время из нашей компании осталась, пожалуй, одна я. Мои друзья - художники один за другим ушли из жизни. Основной причиной их раннего ухода стал алкоголь.
   

     Липованка - район города Кагула, Молдова.
 


Рецензии
,,Что посеешь, то и пожнёшь",-как не вспомнить-то эту пословицу....С интересом, делая выводы...
Нина, МИР ВАМ!

Странница Ната   26.12.2016 15:30     Заявить о нарушении
Благодарю сердечно! Годы берут свое - никуда не спрячешься.

Нина Джос   26.12.2016 15:29   Заявить о нарушении
несколько раз перечитала- здесь роман целый........

Странница Ната   26.12.2016 15:31   Заявить о нарушении
Спасибо!

Странница Ната   26.12.2016 15:32   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.