из дневника 59 Несколько слов об И. Ф. Анненском
Сергей Константинович Маковский был главным инициатором и редактором литературно-художественного журнала «Аполлон», в организации и выпуске первых номеров которого И. Ф. Анненский принимал самое живое участие. И тем погубил себя.
С. К. Маковский вспоминал, что «волнения этих нескольких недель ускорили ход сердечной болезни, которой он страдал давно».
Его критическая статья в №1 «Аполлона» «О современном лиризме» вызвала целую бурю в литературной среде.
Ф. К. Сологуб обиделся смертельно и разорвал отношения с журналом.
Анненскому пришлось в «письме в редакцию» давать объяснения. А дальше последовал новый удар: обещав напечатать в № 2 «Аполлона» большой цикл стихов Анненского, Маковский в последний момент изменил своё решение, назвав желание поэта увидеть свои стихи именно в этом номере капризом.
Естественно, поэт был глубоко уязвлен, ибо, по словам сына, имел характер «чрезвычайно гордый и самолюбивый». Место, предварительно отведенное для цикла стихотворений Анненского, было отдано подборке стихов Черубины де Габриак; в этом же номере была напечатана статья М. А. Волошина «Лики творчества. Гороскоп Черубины де Габриак».
Новая поэтесса была выдумкой М. А. Волошина, привлекшего к участию в шутке Е. И. Дмитриеву. Мистификация имела успех: в загадочную Черубину влюбилась вся редакция «Аполлона», а Маковский – особенно.
А. А. Ахматова (в разговоре с Д. Е. Максимовым) называла поступок Маковского непосредственной причиной скоропостижной смерти Анненского. Он скончался на Царскосельском вокзале от сердечного приступа.
Как писала А. А. Ахматова:
«И славы ждал, и славы не дождался,
Кто был предвестьем, предзнаменованьем
Всего, что с нами позже совершилось,
Всех пожалел, во всё вдохнул томленье –
И задохнулся…»
Зато! Следующий выпуск «Аполлона» положил начало тому посмертному культу Анненского, который журнал поддерживал на протяжении всех последующих лет своего существования. В нем были напечатаны 4 статьи, анализировавшие творческое наследие Анненского. В дальнейшем «Аполлон» публиковал неизданные стихотворения и статьи поэта, работы о его творчестве. «Общество ревнителей художественного слова» отмечало день его памяти.
Классическая судьба! Для этого надо было лишь умереть в 53 года.
Как тут не вспомнить знаменитое пушкинское: «они любить умеют только мертвых»
Закончу достойным высказыванием самого Анненского (в письме А. А. Бурнакину): «Знаете, всякий человек должен сказать те слова, которые он может сказать. А слушают его или нет – это уже второстепенная вещь».
Свидетельство о публикации №216121501720