Из трудов Я. Бёме. 1620 г

О смешанном мире и злобе его; о том, как он ныне стоит и производит правление своё.
Зеркало, в котором каждый может увидеть и узнать чадом какого духа он является; из зеркала чудес (печатей).

     1. Христос говорит [(Матфея, XXIII, 37): «Иерусалим, Иерусалим, сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! О, Иерусалим, избивающий»]* и пр. Также: [«Мы играли вам, а вы не плясали»] и пр. [(Матфея, XI, 17).  «Что же должен Я сделать более сему жестоковыйному народу, который не хочет попускать Духу Моему наказывать его».] Также: [«Уста их полны злословия и горечи; яд аспидов на губах их: они говорят все обман, и сердца их никогда не согласны; о, сколь охотно бы я желал вкушать наилучших гроздьев! Но Я словно виноградарь, собирающий после: Я взрастил себе виноград, но он приносит только терние; Я совсем стал чужд детям матери Моей; ядущий хлеб Мой поднял на Меня пяту свою».]
     2. Так мать в те времена жаловалась на злых детей человеческих, – чт; же она должна делать теперь? Теперь она пребывает в великой печали; она отвратила лицо свое от злых детей своих и не хочет уже видеть их в сем облачении. Она плачет, и нет никого, кто бы услышал ее; она пребывает в великой печали и сожалении о злобе лживых неправедных детей. Всяк волочится за сребролюбивой блудницей, полной  пороков и мерзостей, даже пастух с овцами это делает. Наступили печальные времена, и если они не прекратятся, то не спасется ни один человек. Эти времена предрекли все пророки, а ты все думаешь, что мы живем в “золотое время”!
     3. Только взгляни на себя, слепой человек, куда ты зашел? Или ты думаешь, что злоба и лживость, совершаемые тобой, это – “порядок Божий”? Так подожди, ты скоро увидишь: настало время последней печати, когда гнев изольет чаши свои, дабы вышли на свет чудеса ада! Да будет сказано вам об этом, мы познали это в Ternario Sancto; ибо мать отвергла такой “порядок” и не хочет более терпеть этих мерзостей! Она беременна, и скоро родит сына на старости своей, который сократит дни злобы. Да будет сказано вам об этом: кто пребудет в злобе своей, тот испытает великое посрамление!
     4. Ведь ныне и малый отрок, играющий еще в детские игры, уже полон яда и злобы дьявола, и все пороки злобы кроются в нем! Он – насмешник и грубиян, богохульник и сквернослов, малолетний преступник и лжец, добровольно готовый служить дьяволу во всех постыдных пороках! Непотребство – это “латынь” его языка, он знает все насмешки и пошлости, все возможные прозвища и ругательства, чтобы ошеломить простодушного человека. Всякое воровство почитается им “искусством”, всякий обман – “славой”, и он оскорбляет всех благочестивых людей без разбора и размышления. Кто боится Бога, тот для него дурак и ворона. Наблюдая за его “успехами”, родители радуются и веселятся пронырливости и заносчивости своего чада. Они лишь тешат свои сердца и тоже высмеивают честных людей, и чего они не могут сами, тому поучают детей своих, дабы те только исполнили их сердечную похоть и вожделение! Всему этому учит их дьявол, правящий в сердце их, как господин над душой и телом.
     5. Кто только может обмануть, оклеветать и предать своего ближнего, или изменить ему, лишить его чести и имущества, – тот и молодец, и должен получать от своей низости великое удовольствие. Все непотребные слова и жесты тут почитаются за [“искусство”]; кто может высмеять другого, тот и [“мастер”]. Все это – ухватки дьявола, так он водит бедную душу на поводе своем, а человек не понимает этого!
6. Молодежь стремится овладеть этим дьявольским ремеслом, прежде чем научиться чему-то иному; и это наблюдается как среди юношей, так и среди девушек. Презрительная, оскорбительная, злобная заносчивость и своеволие есть [первое] “дело”, которому она обучается, и чему еще верно способствуют родители, почитая это за “светское искусство и поведение”. А когда молодежь немного подрастает, то вожделение скотского непотребства – есть [второе] “дело”, которому она учится, и возбуждает его друг в друге, уже в первом цветении своем уступая свое сердце дьяволу, который расставляет там свою сеть, чтобы мерзостями одного человека поймать другого, мужичка – бабенкой, а бабенку – мужичком!
     7. Родители посылают сына в университет обучиться чему-нибудь доброму, дабы он мог быть полезным Богу и миру, а вместо этого он учится там порокам и своеволию, высокомерию и хитрости, как бы половчее вытянуть у простого человека его имущество и его пот! И такое пошлое занятие прикрывают красивым словом [“юриспруденция”]! Но название – покров дьявола, а лживое сердце – слуга его. Если такой “юрист” знает немного иностранные языки, то простой человек уже недостоин его, и высокомерие его возносится до небес. Бренное тело свое ему непременно надо обвешать разными дорогими тряпками, которые должны, по их мнению, способствовать волокитству и совращению девушек, что называется у них “учтивым искусством обхождения”. Эти молодые люди способны обходиться весьма учтиво и тонко до тех пор, пока не вложат грызущего червя в сердце иной дочери.
     8. И таких вот “юристов” определяют в начальники церквей и школ! Они должны быть “пастырями овец Христовых”, хотя в сердцах их обитает дьявол! Их назначают и в светские правительства, в которых они “управляют” согласно желанию постояльца их порочных сердец! Начальник совершает величайшие пороки, а подчиненный учится у него и измышляет еще новые хитрости для стяжания себе (под видом “права”!) чужого имущества. Он придумывает для этого “статьи” и называет этот обман “общественной пользой”! Он принуждает глупых и бедных к тяжким обязанностям, дабы только удовлетворить свое высокомерие, подавляя глупого жестокими словами и отнимая у него его труды и пот, и мучая тело его. Он делает все своей крепостной собственностью, хотя его единственная и подлинная собственность – одна лишь его [душа], ибо в мире сем он – лишь чужой гость. И тем не менее, бедняк должен весь свой пот истребить на службе его, без всякого милосердия или послабления! Собаке этого господина лучше, нежели иной бедной душе под его игом! И все это он почитает за “право”, хотя это – [неправда], имеющая свое основание не в природе, а [в бездне], где один вид мучит, устрашает и теснит другого, и где жизнь враждебна себе самой.
     9. И подчиненный учится этой неправде у своего начальства и также насыщается хитростью, обманом, сребролюбием и лукавством; ибо если он не использует этих своих “добродетелей”, то “по справедливости” не сможет как следует наполнить своего брюха! Он рассуждает: «Коли власть теснит меня, то сам я должен возвыситься своей работой и существом, и, в свою очередь, выжимать у ближнего своего его труд и пот, без всякой любви и справедливости, только бы прокормить себя!» И затем он учится от начальства роскоши, расточительству и поистине скотской жизни; но то, чт; начальство делает “изящно и учтиво”, т; подчиненный совершает в скотской свинской жизни и нравах, и, в результате, порок порождается пороком, а дьявол остается князем на земле над душой и телом. Как же ты после этого устоишь, когда Бог в ревности своей будет судить сокровенное человечества? Тогда раскроется причина всего, и обнаружится, почему т; или иное стало столь злым и враждебным, и тогда каждая душа возопит о своем обольстителе и проклянет его!
     10. Каждый узрит тогда пред собою свое основание и ощутит его в своей [совести]. Где же ты, начальствующий, думаешь оказаться, если твой подчиненный громко посетует на твой произвол, породивший своеволие подчиненного? Когда ты пот его расточил в роскоши, тогда и он также предался своеволию. Как ты ответишь за [чин] свой, в котором ты состоишь, чтобы устранять неправду и наказывать безбожного силою? Ты не смотрел на безбожный путь подчиненного, чтобы предупредить его от греха, но видел лишь свое сребролюбие, и думал только как бы выжать пот его. Ты искал не [души] его, но его пот и труд! Но каков бы он ни был, ты еще сам подавал ему дурной пример, и он, глядя на твой путь, очаровывался тобою. Хамить, хулить и чваниться – таков был твой стиль, который перенял от тебя и он, ибо ты всегда хулил имя Божие и обращал внимание подчиненного только на деньги, а не на душу.
     11. И вот явится строгий [Суд Божий], и все дела явятся в огненных эссенциях, и все будет испытано [вечным] огнем. Что ты думаешь? Не окажутся ли такие дела твои в вечном огне? Тогда бедные души будут громко сетовать на свои безбожные проклятые труды, слова и дела, и один будет ругать и проклинать другого, обвиняя его в том, что тот принудил его к совершению такого зла! И источник лживости взойдет в душе и будет грызть его за то, что ради столь скверного произвола и лживой похоти он прошутил великую вечную славу! Всякая хула, всякая ругань, всякое оскорбление, всякая жадность, гордость и обман взойдут в душе, и одно мучение будет непрерывно возжигать и угрызать другое, послужившее ему причиной! Так будет думать душа: «Если бы только этой мерзости не было в тебе, то пришла бы ты к благодати». Но если она увидит и рассмотрит себя, то заметит, что всегда одна мерзость порождала другую, и обнаружит, что пред Богом она – лишь смердящая мерзость.
     12. Тогда она качнется в источник страха – [в центр], и будет проклинать Бога, что Он сотворил ее душою. И чем более захочет она углубиться, тем ниже будет ее падение; но она обречена оставаться на месте своих мерзостей и не может вырваться оттуда, ибо адская матрица удерживает ее! И, таким образом, она должна кормиться страхом, проклятием, мерзостью и горечью, т.е. тем, чт; здесь делало ее сердце, и в чем она, наконец, отчаивается. Такова ее вечная пища. Всякая земная пища и похоть преходит в конце дней, и все возвращается снова в эфир; но воля и желание в воле пребывают вечно.
     13. Поэтому, о, родители и дети, начальствующие и подчиненные! Внемлите! Вы наполнили мерзостями матерь натуры; наступает яростный гнев Божий, и Последний Суд уже перед дверью! Бог очистит землю огнем и воздаст каждому по заслугам, время жатвы наступает, жито сие не устоит, каждое соберут в свою житницу. Кто не хочет этого слышать, пусть идет так и дальше, он скоро узнает, чт; принесет с собой седьмая печать в центре.
     14. Если разум обозревает себя и размышляет, то говорит: «Я не вижу ничего такого, чего не было и в прежние времена; к тому же мир всегда был зол [и] добр, как об этом свидетельствует история; надо лишь стараться и действовать, а иначе окажешься всесветным дураком и вороной, и умрешь с голоду! Если бы я не предоставил возможность детям моим обучиться мирским обычаям, манерам и чванству, то их окружило бы одно презрение, и если бы я сам не выказал себя с великолепной чванливостью, то меня посчитали бы за ничто. Итак, мне необходима эта роскошь, и ради нее я должен употребить хитрость: истиной, любовью и справедливостью я не получу ничего! Чтобы выжить, следует поступать [как и все], – неужели я должен быть единственным дураком в мире?! Хотя я и грешу, однако Бог милостив и милосерден: ведь Христос умертвил грех и смерть на кресте и отнял власть у дьявола! [Можно еще покаяться и – спастись!]» –  Таково правило мира, ему следует и начальствующий, и подчиненный, и пастырь с овцами: [страдание Христа оказывается прикрытием плутовства!] Каждый хочет быть “христианином”, прикрываясь именем Христа, в то время как бедная душа прелюбодействует с дьяволом! Если только губы исповедуют Христа, прикрывая свое плутовство порфирой Христовой, то все замечательно! Мы – вполне образцовые святоши под покровом Христа, а в нашем сердце живет девка Антихриста!
     15. О, лживые пастыри Христовы, входящие через хищнические двери во двор овчий! Для чего вы тешите плута Христовым страданием и смертью? Неужели и Христос был таков? Ищите [центра природы], и покажите им [бездну в сердце!] Покажите им сети дьявольские, которыми мы связаны, дабы они не смотрели на проклятое житие мира сего, но учили воевать с плотью и кровью, и с дьяволом, и с лицемерной жизнью, дабы выйти из дьявольского высокомерия в справедливость, в любовь и смирение! Страдание Христово совершенно бесполезно вам, если не отвратитесь от своих ложных дурных помыслов, не покаетесь и не вступите в Завет Божий. Если же вступите, тогда оно будет сильно и полезно вам. Лицемеры употребляют Завет лишь для видимости, называя себя “христианами”; но этим они всуе приемлют Имя Божие и дадут за это суровый отчет.
     16. О, антихристовы пастыри нового ордена! Вы покрыли страдание Христово ложным лицемерием, в угоду милости человеческой и для идола чрева вашего, – лицемера и ложного обманщика, который лишь по видимости христианин. Пастыри, как ответите вы за это, когда Христос потребует от вас овец своих? Ведь вы заведомо прятали под порфиру Его волков, в которых обитал дьявол! Почему вы не раскусите орех до ядра и сердца, и не объявите начальствующему, как и подчиненному, его мерзости? Если вы – [Христовы Пастыри], то почему не поступаете, как Христос, который каждому являл истину пред глазами? Он сокрушал и исцелял не по чьей-либо милости и знатности, но [по воле Отца Своего], так же надлежит делать и Христовым Пастырям!
     17. Любезный разум, ты благоразумно ходишь по путям мира сего, принадлежащим внешнему телу, но где пребывает бедная душа? Ведь она в этой жизни – не дома, это – не вечное ее отечество. Какая польза тебе от краткого наслаждения, если за ним последует вечная утрата? Или какая польза в твоей помощи детям на краткое время величаться в сем мире и презирать бедного, чтобы потом – по твоей собственной воле – навеки их потерять? Ты думаешь, что ты “любишь” их и делаешь им “добро”. Когда мир хвалит их хитрость, своеволие, лживость и плутовство, его хвала приятна тебе; но дьявол принимает ее, а ты – убийца своих детей, ты – величайший их [враг]! Ибо дети смотрят на родителей: если родителям нравятся шутки их, то они забавляются тем более, и тем дерзновеннее! На Последнем Суде они будут громко жаловаться на родителей, что те не отвращали их от чванливости и безбожной жизни и не приучили к воздержанию и страху Божию.
     18. Если ты любишь жизнь свою и детей своих, то потеряй их для злобы мира сего, чтобы их там не было, и тогда ты обретешь их вновь, вместе с жизнью твоей на небе! Как учит нас Христос: [«Кто любит жизнь свою, тот потеряет ее; а кто потеряет жизнь свою, имущество свое и честь для Меня, тот обретет ее в Царствии Небесном»].  Также: [«Если мир презирает, гонит и ненавидит вас ради Меня, то радуйтесь тогда, награда ваша в Царствии Небесном велика»].   Также: [«Какая польза человеку в том, если он приобретет временную честь и наслаждение и потеряет душу свою? Ведь сия жизнь длится только одно мгновение в сравнении с вечностью»]. 
     19. Милые чада во Христе, да узрит каждый из вас, на какой ниве он здесь растет! Не следует предварительно ожидать улучшения жизни, но с того самого дня, когда раздастся глас Божий, пусть каждый обратится в себя самого, ищет и испытает себя! И пусть никто не смотрит на широкий путь мира, ведущий в бездну ко всем бесам. Путь к Царствию Небесному тесен и узок, но кто стремится туда, тот не должен медлить и ждать, пока дьявол заградит ему дверь. Не нужно смотреть на течение мира, [нужно просто войти в себя и искать себя]. Дойдет до того, что тебе покажется, будто ты на этом пути [один]; но Бог всегда имеет свои 7000 вместе с Ильею при нем, которые тебе не ведомы! Ибо истинный христианин не знает и себя самого, он ничего не видит, кроме своей недобродетели, в которой противоборствует дьявол, и которая всегда перед ним. О “святости” же своей он не знает в сем мире, ибо Христос сокрыл ее под Своим крестом от дьявола. И потому будьте мужественны и добры, и сопротивляйтесь коварному дьяволу, дабы жить вечно!

Каким образом Бог отпускает грех и как стать дитём божьим.

     1.  Дорогой ищущий вожделеющий нрав, ты, который алчешь и жаждешь Царства Божьего, заметь же основное, что тебе показывают! Это ведь, значит, не такое легкое дело, стать дитем Божьим, как учит Вавилон; когда совесть уводят в историю, вежливо так ее щекочут страданием и смертью Христа; когда об отпущении грехов учат исторически, на манер мирского суда, где кому-то вина его прощается из милости, хотя он в сердце и остается плутом. Здесь же все иначе: Бог не хочет принимать притворщиков — Он, стало быть, не снимает с нас грех, пока мы держимся только за науку и утешаемся страданием Христа, а по совести остаемся в мерзостях. Сказано: вы должны родиться заново или не можете прийти в Царство Божье. Если кто-то хочет льстить себе страданиями и смертью Христа и примерять это к себе, а хочет, однако, своей волей, не рожденным заново, оставаться в адамическом человеке, — тот поступает точно как некто, кто тешится [тем], [что] господин де подарит ему свою землю, хотя он и не сын ему, а он (господин) обещал подарить ее всё же только сыну; так же и здесь, если ты хочешь владеть землей твоего господина и иметь её в собственности, то ты должен стать его истинным сыном, ибо сын служанки не должен наследовать вместе с [сыном] свободной. Сын из истории — чужак; ты должен родиться из Бога во Христе, чтобы ты стал единокровным сыном, лишь тогда ты дитя Божье и наследник страдания и смерти Христа: смерть Христа — твоя смерть, Его воскресение из гроба — твое воскресение, его вознесение — твое вознесение, и Его вечное царство — твое царство. Коль скоро ты Его истинный сын, рожденный от Его плоти и крови, то ты наследник всех Его благ, иначе ты не можешь быть дитем и наследником Христа.
     2.  Пока земное царство кроется в твоем образе, ты земной сын испорченного Адама. Не поможет никакое притворство. Говори перед Богом хорошие слова, сколько хочешь, — ты всё чужое дитя, и не тебе предназначены Божьи блага, пока ты с блудным сыном не придешь снова к Отцу с настоящим истинным раскаянием и покаянием о твоем потерянном наследстве. Тогда ты должен духом твоей воли выйти из земной жизни и разбить земную волю, что причиняет боль, — нравом и духом воли бросить прежде дорогое сокровище, в котором дух воли был рожден, — и должен войти в Дух Божьей воли: тогда ты посеешь семя свое в Царство Божье и будешь заново рожден в Боге, как плод, который растет на поле Бога, ибо твоя воля получит** силу Бога, тело Христа, и у тебя вырастет новое тело в Боге — тогда ты — Божье дитя, и тебе предназначены Христовы блага. Его заслуга — твоя заслуга, Его страдания, смерть и воскресение — всё твое, ты — часть тела Его, а Его дух — твой дух, Он ведет тебя верной дорогой, и все, что ты делаешь, ты делаешь Богу. Ты сеешь в этом мире, а пожинаешь на небе Божьем, ты — Божье чудотворение и открываешь в земной жизни Его чудеса, и вовлекаешь (zeuchst) их духом твоей воли в священный Мистериум.
** Намёк на Измаила, сына Авраама и служанки Агари, см. Быт 21:10. (Прим. пер. —К.К.)
     3.  Итак, заметьте это, вы, алчные, вы, высокомерные, вы, завистливые, вы, лжесудьи, вы, озлобленные, которые вводите вашу волю и вожделение в земные блага, в деньги и имущество, и в сладострастие этой жизни, и считаете деньги и имущество вашим сокровищем, и вкладываете в это ваше вожделение и хотите вместе с тем быть Божиими детьми, стоите и лицемерите перед Богом, Он-де должен простить вам грех. Но вы с вашим образом остаетесь в шкуре Адама, в плоти Адама, и уповаете на страдания Христа, и остаетесь всего лишь притворщиками. Вы не Божьи дети, вам надо родиться в Боге, если хотите быть детьми, иначе вы обманываете себя вместе с вашими обманщиками, которые малюют перед вами фальшивыми красками. Они учат, а Богом ни признаны, ни посланы учить, они делают это ради брюха и мирской почести, они большая вавилонская блудница, которые устами обманывают Бога, а сердцем и духом воли служат дракону Вавилона.
     4.  Дорогой нрав, если ты хочешь стать Божьим дитем, готовься к искушению и печали. Это не легко и просто, войти в детскую жизнь, пока разум в плену земного царства, он должен быть разрушен, и воля должна выйти из разума, она должна в смиренном послушании пасть на ниву в Царстве Божьем, как зерно сеется в пашню, она должна в разуме сделаться как бы мертвой и предаться Богу, так вырастет новый плод в Царстве Божьем.
     5.  Потому человек пребывает в тройственной жизни, и всё принадлежит Богу. Внутренние огненные эссенции первого Принципа с новым телом воплощаются в Христа, так что в плоти и крови Христовой они истекают из Воли Божьей; их огонь есть Божий огонь, из которого горит любовь, кротость и смирение, откуда исходит Св. Дух и помогает им выстоять в битве против земного разума и против испорченной плоти и воли дьявола. Его ярмо земной жизни становится ему легче, но он должен в этом мире оставаться в борьбе. Ибо земной жизни необходимо питание, его человек должен искать и всё же, однако, не должен вкладывать в это свою волю и сердце, и зависеть от него; он должен доверять Богу, его земной разум постоянно приходит в сомнение, что ему-де не хватит; он (разум) все время хочет видеть Господа и, однако, не может этого: ибо Бог живет не в земном царстве, но в Себе Самом.
     6.  Значит, разум, поскольку он не может видеть Бога, должен быть втиснут в надежду; тут тогда сомнение восстает против веры и хочет разрушить надежду Вот тогда строгая воля вместе с истинным образом должна сражаться против земного разума, это больно и часто печально, пока разум еще смотрит на бег этого мира и, значит, сознает дух своей воли словно бы глупым в противостоянии бегу этого мира, потому говорится: будьте трезвы, бодрствуйте, поститесь и молитесь, чтобы вам оглушить земной разум и сделать его как бы мертвым, чтобы Божий Дух нашел в вас место! Когда Он явится, то вскоре Он победит земной разум и взглянет на волю в страхе с Его любовью и нежностью, где ведь во всякий час на дереве веры родится прекрасная веточка, а все горести и испытания служат детям Божьим к наилучшему. Ибо как часто ни предназначает Бог Своим детям, что они вводятся в страх и горе, так всякий раз они проходят рождение новой веточки дерева веры. Когда Дух Божий является вновь, то Он каждый раз возводит новую поросль, которой благородный образ в высшей степени радуется, и нужен только решительный штурм, чтобы земное древо было побеждено и благородное семя было посеяно на Божьей пашне, чтобы человек научился узнавать земного человека, ибо, когда воля вбирает свет Божий, то зеркало видит себя в себе самом, одна эссенция в свете видит другую: то есть целостный человек находит себя в самом себе и узнаёт, что он есть, чего он в земном разуме не может познать.
     7.  Итак, никто не должен думать, что дерево христианской веры можно увидеть или познать в царстве этого мира: внешний разум его не знает. И даже когда прекрасное дерево уже стоит во внутреннем человеке, земной разум все еще сомневается, ибо Дух Божий для него как глупость, он не может Его ухватить. Если даже так случается, что Св. Дух открывает Себя во внешнем зеркале, так что внешняя жизнь в нем ликует и от великой радости приходит в трепет, и думает: теперь-то я заполучила драгоценного гостя, теперь я уверую в это, — то в этом всё же нет совершенного постоянства, ибо Дух Божий не задерживается надолго в земной муке, Он хочет иметь чистый сосуд. И когда Он отступает в Свой Принцип, то есть в истинный образ, то внешняя жизнь становится малодушной и боязливой, потому истинный образ должен быть в непрестанной борьбе против внешней жизни разума; и чем больше он борется, тем больше растет прекрасное дерево, ибо он творит с Богом. Ибо, как земное дерево растет на ветру, под дождем, на холоде и жаре, так же и дерево образа Божьего — под крестом и скорбью, в страхе и муке, в насмешках и презрении; и расцветает в Божьем Царстве, и в терпении приносит плод.
     8.  Поскольку мы это знаем, то мы должны ради этого работать и не позволять ни боязни, ни ужасу остановить нас, ибо мы будем вечно вкушать и пожинать то, что мы посеяли здесь в страхе и старании, чтобы нам утешаться вечно. Аминь. Аллилуйя!

*[ ] - курсив


Рецензии