Лаура Гамильтон. О Соседушках Гульсифат Шахиди

               
     «Автор  Гульсифат Шахиди так чётко, правдиво и жизненно изложила события,   что  они будут  понятны читателям во всем мире».
               
             (предисловие от редактора английского перевода)

       Сразу вслед за первой книгой «Город, где сбываются мечты», Гульсифат Шахиди вновь радует нас своими сильными  и трогательными рассказами – описанием жизни и быта женщин-соседей в двух многоквартирных домах, которые объединены между собой топчаном. Сначала это обычные, размеренные дни доперестроечного периода и после него. Потом в поле зрения автора  трудное время: развал Советского Союза, нелепая бессмысленная гражданская война, сложный переходный период.
       Главный рассказчик в книге Зульфия – педиатр и домашний врачеватель всех соседей. В каждой главе Зульфия  рисует портреты и истории своих подруг по двору, где каждая борется за своё счастье и, несмотря на традиционную патриархальность семейных отношений, старается сбалансировать её в связи с изменениями в обществе и современными взглядами на жизнь.
       Вместе с автором и её героинями мы как бы помогаем друг другу, советуемся, решаем все сообща, сидя на топчане. Если общность решения проблем может быть похожей  традицией для всего ценральноазиатского региона, то проблемы, поставленные автором, присущи всем людям и  универсальны для любого общества. Это неверность, домашнее насилие, бедность, последствия войны, а решение каждой из названных проблем порой ложится на хрупкие плечи женщин.
         Автор  Гульсифат Шахиди так чётко, правдиво и жизненно изложила события, что  они будут  понятны читателям во всем мире. Её  героиня Зульфия ко всем своим соседушкам относиться с пониманием, будь это добрые домохозяюшки, хорошие профессиональные работники или чёрствые партийные «боссы». Она ценит возможность соседей  поделиться своими проблемами и поддерживать друг друга в трудные времена. Лола, Зебо и Любаша вроде и живут нормальной жизнью, но сталкиваются с испытаниями, выходят из них с высоко поднятой головой, находят мужество, чтобы выбрать правильные решения.
        Другая проблема, затронутая автором в рассказах – это безработица, вынуждающая мужчин общего двора ехать на заработки в другие страны. Но описывает Гульсифат сложную жизнь их жён – Барно, Соро и Рано. Много трагедий и испытаний выпадает на их долю.
        Во главе этой соседской общины стоит инвалид и ветеран Второй мировой войны – Григорий Семёнович. Он делится своим жизненным опытом, предлагает руку поддержки и руководит многими мероприятиями. Его авторитет непоколебим.
Самым трагическим образом, описанным автором, несомненно, является Ширин, рано овдовевшая, но до конца оставшаяся верной своей неземной любви.
         И хотя не все женщины вызывают наше сочувствие (надменная Нигора и своенравная Марворид), но автор, рисуя эти яркие портреты, как бы заставляет вглядываться в них и  в каждом узнавать себя и людей, которые рядом.
      «Соседушки» - не просто рассказы, а повесть, состоящая из новелл, с одной линией описания. Для меня, как читателя книга Гульсифат Шахиди – это новое отражение действительности, в которой основное внимание уделяется не только любви и уважении ближнего, но и воспевает дух товарищества и взаимопомощи, сострадания между соседями, которые, к сожалению, в современном обществе просто исчезают.

       Лаура Гамильтон,
редактор, Лондон, ноябрь - 2016


Рецензии
Добрый день!
Я прочитала Ваших Соседушек. Если Ваш муж затрагивает струны души своими композициями, Вы затрагиваете ещё более глубинные струны души своими словами. Я бесконечно благодарна Вам и желаю счастья и процветания!
Простые понятные слова и очень глубокий смысл, я не смогла сдержать слёзы, в некоторых строчках ком подкатывал к горлу я просто отрывала глаза. Очень большие впечатления и надеюсь о встрече с Вами.
Читала я книгу в кафе Сегафредо, где Вы любезно оставили свои книги для посетителей. Четыре дня ходила специально на обед, чтобы дочитать. Хочу прочитать все Ваши книги.Рекомендую Вас подружкам. Вас очень многие знают.Ваш стиль похож на Бальзака и Чехова.
Мне понравилась доступность языка, очень выдержанный стиль. Последние строки еле дочитала, трудно было сдержать слёзы.
Читаю на Прозе Ваши Юморески, Разные эмоции вызывать умеет не каждый. Прямо до глубины души. Я сама похожа на Зебо и на Лолу. Вначале терпела как Лола выходки мужа, затем стала Зебо. Решилась на развод.Сейчас думаю о своём счастье и счастье своих детей. Я во многом изменилась. А теперь узнаю себя в этих персонажах. Но больше всех мне понравился рассказ Старик и горе. Вы молодец! Задушевно пишите и легко Вас читать. Пишите, пожалуйста, правду жизни.
Ваша Умеда Насирджанова, город Душанбе, 30 декабря 2016 г.
С Новым годом Вас!

Гульсифат Шахиди   31.12.2016 00:47     Заявить о нарушении
Умеда, спасибо! Вы так искренно и душевно выразили своё отношение к мои рассказам.
Да, у меня попросили в кафе оставить книги. Я даже не поверила, что кто-нибудь станет их читать, так как туда приходят для встреч, бесед и, чтобы покушать. Какой сюрприз! Мне хочется с Вами встретиться и поговорить по душам. Ведь всё, что я пишу - это и есть душевные беседы моих современниц.
Поздравляю и Вас, я уверенна Вы как моя Зебо найдёте своё счастье!

Гульсифат Шахиди   31.12.2016 15:34   Заявить о нарушении