холокост

Памятник от слова память

пролог часть 1

В начале сентября 2016 года мой друг Акопян Михаил Борисович пригласил меня принять участие в митинге, посвящённом 74-ой годовщине со дня расстрела 7500 тысяч мирных жителей Кавказских Минеральных Вод. Митинг проводился на месте захоронения у обелиска. Принимая участие в работе над книгой «На алтарь Великой Победы» изданной Советом ветеранов города Минеральные Воды в 2015 году я ознакомилась с материалами по многим памятникам, относящимся к истории ВОВ. На многих из них побывала, но вот на этом обелиске побывать не пришлось. Поэтому  приглашение Михаила Борисовича приняла с радостью. Мне давно хотелось посетить это место. О месте расположения обелиска я знала приблизительно – район стекольного завода.
Утром 9-го сентября мы на машине отправились на митинг. Каково же было наше удивление, когда проехав весь посёлок Анджиевского и расспрашивая людей о месте нахождения памятника, мы не получили ни одного вразумительного ответа. Люди не знали и даже не слышали ни об обелиске, ни о трагедии связанной с ним. Наконец нам повезло, один из автолюбителей подсказал, что если перейти железную дорогу, то где-то там, в поле есть какой-то памятник. Мы оставили машину, и пошли пешком через ж/д, через лесополосу и вышли в открытое поле. Обелиск сверкал своею белизной в полукилометре от нас. К счастью по заросшему травой полю вилась неприметная тропинка. Мы прибавили шагу.
У обелиска собрались люди, поодаль стояли машины (значит, дорога сюда есть). Первое, на что мы обратили внимание, это тишина. Люди переговаривались вполголоса, выступающие говорили без микрофона. Общую атмосферу поддерживал лёгкий ветерок и шелест сухой травы. Я вглядывалась в лица людей, сосредоточенные и печальные и думала – «Здесь похоронены люди, в большинстве еврейской национальности, а пришли почтить их память и русские, и армяне, и украинцы, и многие другие национальности. И нет среди этих людей ни вражды, ни междоусобицы. Горе объединяет, сближает, уравнивает всех.
Раввин читал молитву и неважно, что я не понимала слов. Я понимала его сердцем, и нам с ним было одинаково больно и тяжело стоять у обелиска. Молитва закончилась и люди стали медленно расходиться, а я всё стояла, держась за оградку, и по телу проходил озноб, не смотря на очень тёплую погоду.
На следующий день, находясь под впечатлением, я написала стихотворение «Обелиск», но и после этого, что-то не давало мне успокоиться. Кто бы ни приходил к нам домой в эти дни, муж всем рассказывал об обелиске, о митинге, о расстрелянных людях. Оказывается и его потрясло посещение этого места. Несколько раз у него промелькнула фраза: - «Я стоял, а у меня горели подошвы. Ведь ров, где захоронены эти люди, огромен. А вдруг я стою на останках?» Некоторые из друзей слышали об этом, но никогда не были на месте захоронения, но большинство даже не знали о его существовании. Вот тогда я и поняла, что так меня тревожит, что не даёт мне покоя ни днём, ни ночью: - большинство людей ничего не знают ни об обелиске, ни о других памятниках. Часто даже не знают о местах их нахождения. А ведь памятники от слова память, и каждый из них имеет свою историю. Вот эти-то истории и должны знать люди и особенно наши дети.
Спустя полтора месяца меня пригласили на встречу в детскую библиотеку с седьмым классом 104 Минераловодской школы. Посвящалась эта встреча дню «Белых журавлей» основанному Расулом Гамзатовым. День «Белых журавлей», это день поминания всех погибших во всех войнах. Готовясь к встрече, я решила, что лучшей темой моего рассказа будет обелиск памяти жертвам холокоста. То, что дети ничего не знают о памятнике и его истории, меня уже не удивило. Но, как они слушали!!! Затаив дыхание, широко раскрыв глаза, не шелохнувшись за всё время рассказа. Заодно пришлось рассказать историю ещё одного памятника и, несмотря на то, что встреча наша длилась уже более часа, дети слушали очень внимательно. Было видно, что эта тема им интересна. Прощаясь, они пообещали, что обязательно поедут к обелиску. А я пригласила их на митинг, посвящённый 75-ой годовщине расстрела, который будет проходить в сентябре 2017 года.
В ноябре месяце я рассказывала историю обелиска в литературном объединении «Синегорье» города Ессентуки. Моими слушателями были местные писатели и поэты, люди, в основном, пожилого возраста. Во время выступления неожиданно подняла руку одна из женщин: - Я свидетель тех событий, не самого расстрела, а того, как увозили людей из Ессентуков. Я была очень обрадована, что нашёлся живой свидетель. Мы договорились с Лилией Павловной Донской о встрече. Её рассказ о тех событиях я записала и тоже включила в свой материал под названием "300 шагов до смерти"

2016 год


Рецензии