23. Учком

23.Учком

     В семилетней школе, где учились девочки, была общественная ученическая организация, её возглавлял учком – ученический комитет. В него входили представители от каждого класса. Странно, но их назначали сами классные руководители. В пятом классе к Лизе подошла учительница Ольга Васильевна и спросила её: «Ты хочешь быть в учкоме?» - «Я не знаю, что это такое» - «Это ученический комитет школы. Твоя обязанность – знать, как учатся ребята в твоём классе. Если есть двоечники, то нужно с ними вести работу» - «Какую?» - «Нужно поговорить с учеником, узнать, почему он получил «двойку». Может быть, он не понимает материал, значит, попросить помощи у пионеров, чтобы к нему прикрепили шефа, чтобы тот позанимался с ним» - «Как же я могу разговаривать с двоечниками, если у меня у самой есть в тетрадях «двойки»?» - «Лиза, пришло время подумать о своих «двойках» и исправить их» - «Я постараюсь». Согласившись войти в учком, Лиза взяла на себя ужасную ношу. Уже нельзя было получать «двойки». «Я теперь не принадлежу себе, - подумала Лиза. – Прощай свобода! Но зато я буду делать полезное дело для людей, для нашей школы».

     В класс Лизы как раз привели новую девочку. Она приехала из Ленинграда. У неё по всем предметам стояли двойки. Лиза решила поговорить с ней. «Меня зовут Лиза, - сказала она, - а тебя?» - «Лина», - ответила девочка. «Очень приятно», - продолжила знакомство Лиза. Девочка молчала. «Ты приехала из Ленинграда?» Лина согласно кивнула головой. Говорить с Лизой она откровенно не хотела. Тогда Лиза спросила напрямик: «Тебе нужна моя помощь?» Девочка вместо ответа отрицательно покачала головой. Лиза впервые почувствовала себя по-дурацки: с ней откровенно не хотят разговаривать и тяготятся её обществом. Девочки возвращались из школы домой. Они дошли до угла, и вдруг Лина остановилась и внятно, громко и холодно произнесла: «Всего хорошего!» - повернула налево и зашагала прочь от одноклассницы. «До свиданья, Лина», - сказала ей вслед Лиза. Она была ошеломлена этим недружелюбием и ледяным расставанием. Лиза долго размышляла дома о Лине, потом начала учить уроки и забыла о ней. К счастью, девочку перевели в другую школу.

     Встретившись с подругами, она рассказала им о своей новой миссии. «Теперьты будешь душегуб», - словно со знанием дела, сказала Неля. «Я не собираюсь никого казнить и миловать, только помогать». Леля возразила Неле: «Неля, ты всегда всё преувеличиваешь» - «Ничего не преувеличиваю. Но как Лиза может помочь двоечнице?» Леля опять ей возразила: «Может, ещё и как. Вот в нашем классе учатся двойняшки, приходят в школу вечно голодные. На голодный желудок учёба не пойдёт. Вот у них и «двойки». Неля упорствовала: «А что Лиза может накормить их?» - «Я могу учителю сказать, что девочки приходят голодными в школу, и там уже учителя будут решать, как помочь им». Леля поддержала Лизу и согласилась, что она взялась за хорошее дело.

     Люся сказала, что она бы не смогла этим заниматься: «У нас в классе есть ленивые девочки, получают то «пятёрки», то «двойки». Что ты с ними будешь делать?» - «Ещё не знаю», - сказала Лиза.

     После войны в школе детей не кормили, как сейчас. Дети брали из дома хлеб с маслом или лепёшки, у кого что было взять. Несколько позже появился школьный буфет. Там дети могли купить винегрет, булочки, жареные пирожки с повидлом, чай. В четвёртом классе учительница стала выдавать детям по кусочку чёрного хлеба. И много-много позже, когда уже учились дети Лизы при Советской власти, детям из малообеспеченных семей давали бесплатные обеды. Остальные дети вносили за обеды плату. Бесплатно питались и спортивные классы из олимпийского резерва.

     Ольга Васильевна курировала ученический комитет школы. В субботу она собрала после занятий ребят, кто в него входил, рассказала, что роль учкома в жизни школы большая и ответственная. От членов учкома зависит успеваемость школы. Лиза спросила: «А что делать, если кто-то постоянно ленится?» Ольга Васильевна велела этих ребят особенно взять на заметку: «Таких ленивых девочек будем вызывать на учком и песочить». Лиза ойкнула. «Да-да, песочить, - повторила учительница. – Лиза, ты же понимаешь, если лентяя не поругать, то он будет и дальше лениться». Лиза кивнула головой в знак согласия.

     Началась большая работа. Лиза разговаривала с девочками, выясняла причины их «двоек», сама не назначала шефов, а подходила к звеньевым пионерского звена и спрашивала: «Как ты полагаешь, кто может помочь Люде?»

     Звеньевая могла сама назначить шефа: «Пусть поможет Римма». Потом они вместе разговаривали с Риммой. Если та соглашалась, шли к Люде и согласовывали время, когда Римма позанимается с Людой. Если звеньевая была в затруднении и говорила, что в её звене некому ей помочь, Лиза разговаривала с председателем пионерского отряда, и они вместе находили, кто возьмёт шефство. В конце недели Лиза с председателем и звеньевыми проверяли, работали ли их шефы. Успеваемость  в классе заметно повысилась. Но у Лизы появились явные недоброжелатели: ленивые девочки из класса побывали на учкоме, ушли оттуда в слезах и разозлились на Лизу: «Ишь ты, вообразила, что она тут пуп земли», - но стали побаиваться учкома и учить уроки.

     В седьмом классе Лизу выбрали председателем учкома школы. Она за два года работы в нём приобрела опыт общения с девочками и уже могла сама научить пятиклашек и шестиклашек, как работать в учкоме. Учком в школе стал очень авторитетным. У Лизы сердце сжималось от жалости в каждый раз, когда она видела слёзы на глазах девочек. Она скорее их отпускала. Однажды она получила «двойку» в тетради за письменную работу по математике., а ей нужно было разговаривать с двоечниками. Её терзали угрызения совести, но она не нашла в себе мужества сказать, что у неё в тетради «двойка». И заседание учкома прошло вяло и было размазано, она не задавала им никаких вопросов, и двоечников скорее отпустили. Она задавала себе один вопрос: «Кто ты такая, чтобы судить и стыдить двоечниц?!»

     Уже в старших классах Лиза избегала руководящих должностей. Но её всё равно выбирали. Больше времени Лиза отдавала драматическому кружку. В пятом классе из кружка художественного слова её перевели в драмкружок. И она играла в разных спектаклях: то учительницу, то мушкетёра Д*Артаньяна, то Марину Мнишек. Она увлекалась собиранием фотографий знаменитых киноактёров, и у неё были фото Орловой, Целиковской и Ладыниной. Но сама она уже не мечтала стать актрисой, хотя незнакомые соседские мальчишки, проявляющие интерес к ней, кричали ей вдогонку, называя её по имени одной из её героинь – учительницы Нины Сергеевны. Она слышала слова, брошенные ей вслед: «Вон, прошла Нина Сергеевна». Она улыбалась, потому что она была уже местная знаменитость.

     Неля не была согласна отдавать пальму первенства Лизке. «Кто она такая? – спрашивала она. – Никто. Задавала» - «Перестань злиться, - обрывала её Леля. – Я понимаю тебя. Тебе хочется славы, а её у тебя нет, а у Лизы есть» - «Ну знаешь», - злилась дальше Неля и уходила.

     А вообще-то Неля была талантливой девочкой. Она училась хорошо, умела красиво выступать, рисовала неплохо. Её выбрали в школьную редколлегию. Стенные газеты оформляла Неля, очень даже неплохо. Она умела писать широкими перьями. Очень живыми получались у неё молнии на двоечников. Редколлегия и учком работали дружно, помогали друг другу. Однажды она нарисовала карикатуру на Алю, которая под мышкой держала «двойку», а двумя руками тянула класс назад. Дети очень смеялись над карикатурой. «Спасибо тебе, Неля», - поблагодарила её Лиза. «Чего это ты меня благодаришь, как будто какая начальница?!» - «Потому что ты очень талантливая и большая молодец!» - «Обойдусь без твоих похвал. Подхалимничаешь». Леля сказала: «Неля, прекрати. Давайте лучше дружить, чем ссориться» - «А я не против, а всегда – за», - сказала Лиза и обняла девочек.

     Ученический комитет помогал в борьбе за хорошую дисциплину. Злостных нарушителей приглашали на заседания учкома. С человеком беседовали, пытались достучаться до его сознания, чтобы он понял, как трудно учителю вести урок, когда в классе стоит шум, дети разговаривают и шалят. И как трудно понять новый материал, если ученику не дают сосредоточиться, отвлекают его внимание. Так можно пропустить главное.

     Лена шалила на уроке алгебры и пропустила материал про то, когда в примере «минус» меняется на «плюс». Потом как ни пыталась решить пример, ничего не получалось. И пошли «двойки», но кто-то из ребят вдруг заметил её ошибку и объяснил ей это правило. Всё произошло оттого, что была невнимательной на уроке. В игривом настроении затеяли с Ниной на последней парте игру в ляпы. Учитель объяснял материал, а Лена и Нина играли и смеялись тихо, закрыв рот, радуясь, что учитель не видит, как им весело.

     Однажды на учком пригласили ворчливую Любу. Она постоянно пререкалась с учителями. Если учитель делал ей замечание: «Закрой книгу», - она захлопывала её так сильно, что вздрагивала от неожиданного хлопка сидящая рядом Таня. И мало того, она начинала ворчать: «Вечно ничего нельзя» - «Люба, учебник надо было открывать дома и учить материал к уроку, а не в классе, когда идёт опрос» - «Я учила. Что плохого в том, что у меня открыта книга?» - «Этим ты показываешь, что не готова к уроку» - «Ничего я не показываю», - не унималась Люба. «Хорошо, иди к доске и отвечай заданный урок». Люба хорошо училась и бойко ответила урок. «Вот теперь я вижу, что ты готова к уроку. Садись. Пять. И прекрати пререкаться». Но Люба с торжествующим видом вернулась на место и продолжала ворчать. «Эти учителя только и знают, что придираться». Но учительница её не слушала.

     И Любу пригласили на учком. «Люба, чем ты вечно не довольна?» - спросила её Лиза. «А тебе какое дело?» - спросила в ответ Люба. «Своим ворчанием ты отвлекаешь девочек от урока» - «Никого я не отвлекаю. Хочу и ворчу» - «Почему ты споришь с учителями?» - «Я не спорю. Я говорю своё мнение» - «А учитель спрашивает твоё мнение?» - «Не спрашивает» - «Не спрашивают, сиди и слушай, что говорит учитель». Кто-то из членов учкома сказал ей: «Если все на уроке начнут говорить своё мнение, будет не урок, а птичий рынок».

     «Предупреждаю тебя: если будешь пререкаться, учителя будут снижать тебе отметки на балл» - «Это не справедливо» - «Это справедливо. Из-за пререканий ты сокращаешь время учителя, которое он должен потратить, чтобы сделать опрос, и объяснить новый материал» - «Причём тут я?!» - возмутилась Люба. «При том, что ты мешаешь вести урок», - сказала девочка из пятого класса. Лиза задумалась и решила Лизе нанести смертельный удар.

     «Вот ты, Лиза, тут всех отчитываешь, а у самой, небось, тоже есть «двойки»?» - «К сожалению, есть, Люба, и я чувствую себя ужасно. Спасибо тебе, что сказала об этом. Мне сразу стало легче. Но кто-то должен помогать школе. Что ты об этом думаешь?» Люба не ожидала такого прямого откровенного признания. Она даже растерялась. «Ладно, я постараюсь не отвлекать учителей на уроке» - «А я обещаю тебе, постараюсь, чтобы у меня не было больше «двоек» в тетрадях».

     Люба ушла, члены учкома зашумели: «Ну и характер!» - «Ужас какой, спорит с учителем на уроке!» - «Избалована дома, вот и спорит». «Ладно, девочки, - сказала Лиза. – Она нам слово дала. А если будет продолжать, учителя снизят отметку по дисциплине» - «Так, с четвёркой по дисциплине у нас ведь исключают из школы» - «Да, к сожалению, так. Государство тратит на учение столько денег, что святая обязанность ученика – соблюдать дисциплину» - «У нас в классе тоже есть девочки, которые этого не понимают. Как им это объяснить?» - спросила Мария. «Девочки, давайте выпустим стенгазету, посвящённую дисциплине», - предложила Люда. «Вот ты и свяжешься с редколлегией и дашь им материал», - сказала ей Лиза. Люда согласилась.

     Номер газеты был очень острым. Нарушителей дисциплины нарисовали в разных видах: одна девочка мечтательно смотрела в окно, другая – сидела под партой и мяукала, третья и четвёртая - играли в «Морской бой», пятая – пререкалась с учителем, на «Камчатке» (так ребята называли последнюю парту) девочки были изображены козами и прыгали. Когда газета вышла, дети очень смеялись возле неё. Но в конце газеты стоял вопрос: «Узнай, кто это?» Дети постояли, подумали и тихо разошлись. Каждый из них мог нарушать дисциплину.

     Однажды члены учкома сами спросили Ольгу Васильевну: «Почему мы только ругаем ребят? Разве у нас нет примерных и хороших ребят, которых мы могли бы поощрить, наградить подарками?» И Ольга Васильевна попросила директора школы выделить деньги для поощрения хороших ребят, помог и родительский комитет школы. И по результатам первой четверти лучших ребят пригласили на учком и объявили им благодарность от имени школы за хорошую учёбу и успеваемость. А в стенгазете об этом написали. А в конце года лучшим ученикам вручили подарки. Это были книги. Дети не были избалованы подарками и очень радовались книгам.

    


Рецензии