Что это было?

                Что это  было?
13 июня  2014 года мы с мужем по настоянию дочери и нашего давнего немецкого друга с тяжёлым сердцем  покинули Донецк. Предполагали через месяц вернуться. Дольше оставаться не думали,потому как на нашей чудесной дачке у Карловского водохранилища мы по­­­­­­­садили на 10 сотках земли около домика все необходимые для семьи овощи. В тот год даже картошку посадили. А около так называемого "вагончика", на 6 сотках были посажены тыква, арбузы и дыни. Не хотелось верить в то, что там начнётся полномасштабная война, названная позже нашими "постмайданными" властями АТО.

 И потому  налегке, с одним чемоданчиком в руках, в летней одежде, в босоножках мы прибыли во Франкфурт на Майне. Здесь нас  встретил друг Аксель, кстати, и билеты  нам  до Франкфурта купил он. На шикарном "Мерседесе" он привёз нас в небольшой немецкий городок на Руре, где нас ожидали дочь и внучка. Каждый день, как и в 2004 году, муж брал приёмник и шёл"на встречу с Родиной". Радио "Свобода" ничего утешительного не сообщало. Прошёл месяц, прошло два, стремительно бежало время и подбиралось к третьему месяцу, по истечении которого мы не имели право оставаться в Германии. Не нарушая законов страны , ровно через 90 дней мы вылетели в Киев.

 С момента прибытия в столицу нашей Родины Киев начались наши мучения. Из аэропорта помчались на железнодорожный вокзал, чтобы успеть на вечерний поезд № 105 или "Черноморец". И тут выясняется, что билетов на три дня вперёд нет. Однако с помощью спекулянтов –барыг  мы купили  втридорога  билеты и "отчалили" в Одессу. Коррупция и договорняки с работниками касс, с милицией, под носом у  Авакова шла полным ходом. Сидеть трое суток на вокзале  удовольствия не доставляло, и мы вынуждены были  согласиться на предложение спекулянта по имени Александр. Хорошо, что хотя бы не "кинули". Вагон  купе , места  нижние, всё ,как говорят, на высшем уровне...


Рано утром прибыли в Одессу,где нас встретили друзья мужа ,его сокурсники,  Анатолий и Дима, которые, учитывая наше положение, приняли нас как родных... Они не советовали нам пока возвращаться в Донецк, опасаясь за нашу жизнь:там шла война уже полным ходом. Друзья помогли нам снять комнату в коммунальной квартире, где было ещё четыре соседа. Как и перед отъездом в Германию, мы надеялись через месяц всё-таки вернуться в Донецк, поэтому согласились временно на коммуналку. Кто-то правильно заметил, что ничего нет  более постоянного, чем временное. Пошёл третий год, как мы "прозябаем" в этой коммуналке, где нет  практически никаких удобств, кроме туалета на 6 персон. Но что делать, человек привыкает ко всему. Не могу утверждать, что мы привыкли, но смирились.

 Выдраила полы, которые, скорее всего год не мылись ( там жили в основном  мужчины), поснимала паутину на кухне, помыла окна, приготовила постель. Дима  принёс  подушку, у хозяйки нашлась ещё одна и какие-то простыни. Одеяло привезла  моя подруга студенческих лет Люся. Муж отремонтировал уже порядком разбитый   диван, так вот и спим мы на нём "валетом" уже третий год. Хотя надежда на возвращение в Донецк, в нашу хорошо оборудованную  трёхкомнатную квартиру, нас не покидала, всё-таки пришлось покупать кое-какие хозяйственные принадлежности.



Обустроив временное жилище, пошли через 50 лет "узнавать" Одессу. Целыми днями бродили по улицам. Я на протяжении месяца искала ул. Петра Великого, где  в мою бытность находился главный корпус университета им. Мечникова, который я окончила более 50 лет назад. Как оказалось, улицу переименовали, и теперь она называется "Дворянская". В моих глазах, в моих мозгах запечатлелась та Одесса, которую я описала в моём рассказе " Таки да, Одесса". То, что я увидела , никак не  было похожим на Одессу  нашей юности.

Да, много  9 этажных новостроек (на катакомбах!), преобразилась знаменитая Дерибасовская, Соборная площадь. Но перед нашим взором предстали большей частью обшарпанные, полуразрушенные памятники архитектуры (один из них недавно таки рухнул), жуткие дороги, изуродованная Аркадия. Некогда чистейший воздух Одессы наполнился выхлопными газами от бесчисленного множества старых, по-видимому, купленных  на Западе за безцинь и сданных  там в утиль  машин и маршруток, снующих теперь у нас туда-сюда по городу. Одесситы  безропотно платят  5 гр. за проезд (самая дорогая цена в областных городах Украины, за исключением  Киева). Большей частью хамовитые водители не объявляют остановки и никогда не выдают билеты пассажирам. Однако до такого беспредела нет никому дела... Но эти обшарпанные, грязные, с немытыми годами окнами  маршрутки выручают спешащих пассажиров, поскольку общественный  государственный транспорт  работает  просто отвратительно. На центральных улицах Одессы  третий год идёт ремонт дорог.

В связи с этим нелишнее будет вспомнить ремонт дороги  в том маленьком городке на Руре. Гул работающей техники мы слышали там с утра до позднего вечера, при этом  городской транспорт не останавливался.Строители ремонтировали сначала часть дороги с одной стороны, пускали автобусы по этой части отремонтированной дороги, затем ремонтировали другую сторону и т.д. Автобусы ходили непрерывно. Правда,  в этом направлении  не было трамваев. Надо было видеть дорогу после ремонта! Ровнёхонькая, как автобан… 
И снова, и снова я задаю вопрос по поводу  "занепада" нашей любимой Одессы:"Что делали  тут столько лет  многочисленные мэры, губернаторы, головы или как их там ещё называли?» Ответ- один и тот же:»  Грабили бюджет города и строили себе "хатынки" (пример Кравчука пригодился).


А за это время немецкие бюргермайстеры за бюджет города превратили свои города и сёла  в цветущий сад, как когда-то запланировал Вилли Брандт и не кинул слова на ветер.
Идёшь по улицам города, видишь эту красоту, и разрывается душа от боли за свою покинутую Богом и людьми страну Украину. Почему? За что?
Ведь когда  переезжают сюда, на Запад, наши граждане и принимают гражданство этих цивилизованных стран, они  не воруют, платят исправно налоги, если работают, не берут и не дают взяток нигде, в том числе и врачам, не устраиваются на работу или на учёбу "по блату", сдают экзамены, подтверждают дипломы. И спокойно работают. Как объяснить эту законопослушность?


Одесситы добрый ,сердечный ,отзывчивый народ, любящий животных , и особенно собак. Только вот в отличие от владельцев собак в Германии они не ходят за своими питомцами с пакетиками и лопаточкой. И потому  идёшь по улице, ты должен смотреть только под ноги, иначе, не ровён час, вступишь  в экскрименты любимцев одесситов. Никакой борьбы  тут за  чистоту города в большом масштабе не ведётся. Как выяснилось, санстанции проблемой чистоты города и даже коммунальных квартир уже не занимаются. Не вижу я  на улицах Одессы и работников зеленстроя или как он там  теперь называется. Благодаря прилежным рукам  работников  зеленстроя  наш Донецк утопал в розах, канах и других цветах. Потому благодарные жители Донецка дали ему название "Город миллиона роз". А какой красивый и ухоженный был парк Щербакова !


Однако вернёмся к сути моего рассказа. В тот майский день, когда уже цвела акация и затмила своим запахом  выхлопные газы, о которых я писала выше, мы  с мужем шли по ул.Пастера и любовались  простором и величественными  строениями в основном советской эпохи. По моему мнению, это одна из лучших улиц города. Не доходя  до горсада, мы увидели красивое здание, прочитали табличку, на которой  было написано Евангельская Реформатская Пресвитерианская Церковь (ЕРПЦ). "Давай зайдём, посмотрим, что это такое",-предложила я мужу. Мы обошли три этажа Церкви, увидели орган. Мне захотелось послушать органную музыку, которую  я  впервые услышала в г. Фрайберге в Германии, где я была на курсах в 1990 году.
 Дежурный Вадим рассказал нам о культурно-просветительской деятельности  членов ЕРПЦ и деятельности миссионеров из Америки, пригласил посетить Богослужение , которое по воскресениям проводит пастор Валерий.


Мой интерес к этой Церкви за неделю не угас, и я в воскресный день в 11 часов пришла одна без мужа на Богослужение. В течение  двух часов внимательно слушала проповедь и песнопение. Мне это напомнило посещение  Церкви ЕХБ (евангельские христиане баптисты) в студенческие годы, куда  я пришла однажды по просьбе верующего друга юности Иосифа. Только вот прихожане ЕРПЦ были другие: женщины сидели с непокрытой головой, одеты были , кто в чём, в том числе и в брюках . Кроме того они носили различные украшения, некоторые были с макияжем, маникюром. Это меня  удивило,потому как в  Церкви ЕХБ всё это было неприемлемо. По окончанию проповеди обаятельная женщина, секретарь Церкви, бывший инженер-строитель, Галина Дмитриевна  пригласила женщин на женское Богослужение, которое проходит по четвергам в 18 часов...


 От природы любопытная(и любознательная!), я в один из четвергов  и пришла  на это Богослужение, да так и осталась почти постоянным его посетителем.
 Мне казалось, что  я знаю этих милых, смотрящих на меня добрыми глазами   женщин, уже давно. Ни в одной из  посещаемых мною  Церквей ранее, я не чувствовала такой душевности, заботы и интереса ко мне. В нашу православную Церковь ты приходишь безымянным и уходишь таким же.
 Здесь собрались образованные интеллигентные люди, большей частью те, кому в советское  время было запрещено посещать Церковь : учителя, инженеры , врачи.  На женском Богослужении они изучали Библию. К моему стыду, Библию я не читала,  кроме заповедей Иисуса Христа ничего не понимала. Нас, учителей, коммунистическая власть в то время  полностью отлучила от Церкви. Угроза потерять работу действовала на законопослушных граждан


Короче, началась «ликвидация моей  безграмотности». Я изучала слово Божие.
Стыдно было сознаться в том, что, читая Библию, я большей частью не понимаю смысл. Своё непонимание я относила к несовершенному переводу. Не стыдилась задавать вопросы, которые часто 
заставляли удивляться Валентину Васильевну, руководителя нашей группы, сердечного человека и знатока Библии...
Мне очень нравились наши занятия, и я с удовольствием посещаю их и по сей день. Мы рассматривали интересные для меня темы: «Библия  и женщина», «Что Евангелие делает с нами», «Покаяние», « Прощение», «Конфликт» и  многие другие.
Каждое воскресенье и четверг меня тянет, как завороженную, именно в эту  Церковь. Тут проходят не только Богослужения, но и концерты органной музыки, бесплатные для прихожан Церкви и малообеспеченных жителей Одессы. Миссионеры из Америки Боб и его жена на высочайшем уровне ведут бесплатные курсы по изучению английского языка ELEVATE для всех желающих. Зал всегда полон молодёжи.


Тут я познакомилась с чудесными людьми Джил (у нас её называют Женя) и  Давидом. Они и их дочери постоянно пели в хоре.
Примерно через год нашего знакомства подходит ко мне Женя  и говорит, что её сестра, которая живёт  в Америке, получила большую прибыль в бизнесе  и хотела бы кому-либо из наших переселенцев  помочь. Сестра просила Женю найти в Церкви нуждающихся в помощи  и передать им 600 долларов." Я хочу помочь вам»,-обратилась ко мне Женя. Я, привыкшая сама помогать людям, как- то стушевалась от неожиданности , решительно сказала «нет , я не возьму, отдай их кому-либо другому, более нуждающемуся». Долго она меня уговаривала, последний аргумент был  более убедительным : сестра просила  оказать помощь именно нам. «Я могу из этих 600 долларов помочь сыну и внукам?,- спросила я Женю. ( К сожалению , моя семья  из-за войны нуждалась и нуждается в помощи). «Конечно»,-ответила Женя. Договорились о том, что она в четверг оставит конверт на проходной. «Нет,-сказала я,-если я их уж возьму, то только из твоих рук. В следующее воскресенье». На том и порешили. А в воскресенье Женя не пришла, заболела. «Ну и хорошо,-подумала я,- значит, она решила оказать помощь кому-то другому». Однако после проповеди  ко мне подошёл Давид и передал конверт от Жени…
Что случилось дальше, читайте  мой  рассказ «Осторожно,  мошенники!» и ответьте, пожалуйста , на вопрос : «Так что же это было?».
 


Рецензии
Ну где бы я могла прочитать про Карловку! Сколько раз приезжала к родителям- -Карловское водохранилище, немного прямо, направо- Селидово, а налево- Украинск, шахта "Украина№, где в 2004 была страшная авария-38 жертв. Там жили мои родители.
А всё , что американское- сторонитесь- бойтесь данайцев дары приносящих. Миссия та, что для виду, совсем не та, что имеют в виду.
Вера- в сердце. Сейчас в храме Бога нет.

Касабланка 2   19.12.2019 20:18     Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.