Царская щепотка
В этот день жывёлке сенце неподмоченное, клеверное, с первого укосу полагалось. Из него же маленький пучок под скатерку, в память о Христовых ясельках…
Возле елки – старинный рождественский вертеп, с тремя волхвами и Святым Семейством. У меня хранится только звезда, остальные скульптурки у младших внуков.
А еще история о царской щепоткe...
***
Твоя мамка побаивалась деда Аляксандра, словно из цельного, векового ствола был сбит старик, в одном валенке дитё малое могло схорониться. Когда-то, при царе, он сам, и семья его, чтобы надел земельный вернуть, перекульщиками стали – в православие перешли.
Дети быстро разобрались, и охотно до церкви прильнули, а старик...Старик хоть и ворчал в костеле на орган, что он трубит громче, чем людина, а в церкви крестился всей пятерней, как медведь лапой. Размах-то богатырский.
Привык так, так научен был, а отвык великое дело. Никак пальцы у его не складывались. Поднесет ладонь к челу и замрёт, старается три пальца воедино свести, от усердия аж борода топырится. Пальцы как пруты стали – несгибаемы.
Вслед за своими вскоре и старик проник, признал и дверь, и порог, так смочь только после долгой разлуки возможно, своя хата – хоть и негде сесть, зато есть что съесть…
– Цекаве вот что, Антониха, наши то, после мши, не до дому идуть, а в церковь – Матке Боскей свечку ставять, говорят вера у провославных покрепче буде и иконы – скоропослушнее.
– Покрепче...А ты старый, ноги еле тягаешь, откуда только силы берутся всю службу отстоять? Да слыхала еще говорят, Аляксандр, как начнет в церкви креститься – переполох!
– Твердеет от солнца глина, Антониха, молодой был спрытный, бойкий до разумения, а тепереча все из рук валится, не слухають меня ни розум, ни пальцы.
– А ты научайся: соль не двомя пальцами берут, а щeпоткой...
***
Поскольку главной движущей силой восстания 1863 года была шляхта, то царское правительство жестоко расправилось с его участниками. Поместья повстанцев конфисковывались, а их владельцы ссылались в Сибирь. Были предусмотрены меры и по замене польских землевладельцев выходцами из России. 10 декабря 1865 года Александр II утвердил закон, по которому всем высланным из западных губерний предлагалось в течение 2-х лет продать или обменять свои земли. Покупать же эти земли могли только православные. Лицам "польского происхождения" (католикам) это запрещалось.Вскоре помещики попытались использовать лазейку, переходя из католицизма в православие. Но министерство государственных имуществ 10 апреля 1869 года издало распоряжение, в соответствии с которым только потомки перешедших в православие считались русскими и имели право сохранять свои земли.
Фото автора.
Свидетельство о публикации №216121502268