Встречи с музыкой. Густав Малер
Позднеромантическая лирика композитора Густава Малера, поэта Райнера Марии Рильке, писателя Стефана Цвейга – это уникальное австрийское явление!
В симфониях Малера присутствует тревожная лирика и неодолимый порыв к счастью.
Сквозь всеобъемлющее созерцание мира в симфониях Малера проступает трагизм бытия.
В симфониях Малера преобладает гетерофонно-пространственное мышление, хотя по большей части интуитивное.
2. Богатый оркестр
Чтобы воплотить в музыке вселенскую трагедию и величие человеческого духа, Малер обращается к беспрецедентным по масштабу симфоническим полотнам.
Малеру доступно всё многообразие жизни – от невесомой солнечной паутинки до вселенской катастрофы!
Смятенный дух стремится к безмятежному покою, к полному и завершённому катарсису – таковы великие творения Малера.
Симфонии Малера – это грандиозный театр оркестровых звуков и тембров.
В симфониях Малер разбрасывает райские цветы в долинах ада.
3. Образ великой империи
Трагедийные симфонии Малера олицетворяют закат Священной Римской империи!
В симфонических полотнах Малера отображается великая империя, стоящая на краю гибели.
В музыкальном сознании Малера Австрийская держава разваливается на куски. Композитору остаётся одно: испытывать ностальгию по славному прошлому родины.
В последних симфониях Малер подобен садовнику-цветоводу: он выращивает прекрасные розы, опасаясь, что зимняя стужа ворвётся в оранжерею и погубит нежные растения. Он полон трагических предчувствий…
Симфонии Малера – это горное путешествие: чаруют глаза альпийские луга, снежные вершины, красочные сельские праздники, слышны пастушеские рожки, охотничьи горны, старики рассказывают о былых славных походах, о доблести воинов, победах и поражениях. Да, теперь для австрийской империи наступают не лучшие времена.
Шестая симфония Малера вызывает следующий ряд образных ассоциаций: неумолимый ход истории, умиротворённый покой наедине с природой, смерть героя. Великий композитор ощущает холод приближающейся мировой войны.
4. В содружестве имён
Малер в совершенстве владеет искусством оркестрового письма. В этом отношении он сопоставим с И.С. Бахом, Бетховеном, Вагнером.
Малер – опытный лоцман в океане бетховенского симфонизма.
Малер переосмысливает музыку Бетховена в трагедийном духе.
В малеровских симфониях интимный романтик Шуберт превращается в огромного каменного истукана, стоящего на вершине горы.
Творчество Малера – это симфонический вариант оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера.
Симфонии Малера – это развёрнутые музыкальные полотна с чеховско-гансуновским потоком сознания: их наполняют тонкие ароматы «Вишнёвого сада», таинственный шелест ночной природы.
В момент вселенской катастрофы, когда внезапно обрывается оркестровое тутти, особенно нежны и ласковы скрипки. Это характерно для симфонических произведений Малера и Скрябина.
Свидетельство о публикации №216121500291