Встречи с музыкой. Густав Малер

1. Романтизм

Позднеромантическая лирика композитора Густава Малера, поэта Райнера Марии Рильке, писателя Стефана Цвейга – это уникальное австрийское явление!

В симфониях Малера присутствует тревожная лирика и неодолимый порыв к счастью.

Сквозь всеобъемлющее созерцание мира в симфониях Малера проступает трагизм бытия.

В симфониях Малера преобладает гетерофонно-пространственное мышление, хотя по большей части интуитивное.

2. Богатый оркестр

Чтобы воплотить в музыке вселенскую трагедию и величие человеческого духа, Малер обращается к беспрецедентным по масштабу симфоническим полотнам.

Малеру доступно всё многообразие жизни – от невесомой солнечной паутинки до вселенской катастрофы!

Смятенный дух стремится к безмятежному покою, к полному и завершённому катарсису – таковы великие творения Малера.

Симфонии Малера – это грандиозный театр оркестровых звуков и тембров.

В симфониях Малер разбрасывает райские цветы в долинах ада.

3. Образ великой империи

Трагедийные симфонии Малера олицетворяют закат Священной Римской империи!

В симфонических полотнах Малера отображается великая империя, стоящая на краю гибели.

В музыкальном сознании Малера Австрийская держава разваливается на куски. Композитору остаётся одно: испытывать ностальгию по славному прошлому родины.

В последних симфониях Малер подобен садовнику-цветоводу: он выращивает прекрасные розы, опасаясь, что зимняя стужа ворвётся в оранжерею и погубит нежные растения. Он полон трагических предчувствий…

Симфонии Малера – это горное путешествие: чаруют глаза альпийские луга, снежные вершины, красочные сельские праздники, слышны пастушеские рожки, охотничьи горны, старики рассказывают о былых славных походах, о доблести воинов, победах и поражениях. Да, теперь для австрийской империи наступают не лучшие времена.

Шестая симфония Малера вызывает следующий ряд образных ассоциаций: неумолимый ход истории, умиротворённый покой наедине с природой, смерть героя. Великий композитор ощущает холод приближающейся мировой войны.

4. В содружестве имён

Малер в совершенстве владеет искусством оркестрового письма. В этом отношении он сопоставим с И.С. Бахом, Бетховеном, Вагнером.

Малер – опытный лоцман в океане бетховенского симфонизма.

Малер переосмысливает музыку Бетховена в трагедийном духе.

В малеровских симфониях интимный романтик Шуберт превращается в огромного каменного истукана, стоящего на вершине горы.

Творчество Малера – это симфонический вариант оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера.

Симфонии Малера – это развёрнутые музыкальные полотна с чеховско-гансуновским потоком сознания: их наполняют тонкие ароматы «Вишнёвого сада», таинственный шелест ночной природы.

В момент вселенской катастрофы, когда внезапно обрывается оркестровое тутти, особенно нежны и ласковы скрипки. Это характерно для симфонических произведений Малера и Скрябина.


Рецензии