Глава 47. Трансформация личности

                «Фортуна, мало разбираясь в заслугах,
                не всегда благоприятствует правому делу».
                М. Монтень. Опыты.

Все недели, прошедшие с памятного понедельника, когда он пришел сдаваться, Трофим находился как бы в полусне. В приемной сразу понял, что отношение к нему кардинально изменилось. Теперь над ним можно безнаказанно поизмываться, без опасения получить сдачи. Секретарша бесцеремонно предложила подождать, хотя ни здесь, ни в кабинете никого кроме хозяина не было.
- Ректор работает с документами, - пояснила девушка в ответ на вопрос, почему не докладывает о его приходе.
Раньше такого не было. Трофима всегда встречали, как дорогого гостя, часто в ущерб другим посетителям. Теперь он стал, как все.

Еще больше почувствовал это, когда, наконец, после долгого ожидания был допущен к первому лицу. Ректор даже не подумал встать. Ни чаю, ни кофе не предлагал. Сразу дал понять, кто здесь начальник, кто подчиненный. Кивком головы указал Трофиму на стул и спросил с усмешкой:
- Надеюсь, приняли правильное решение?
- Да я согласен работать в лаборатории.
- Только не вздумайте манкировать обязанностями. У вас очень толковый заместитель, который уже приступил к работе. Введите его в курс дела, дайте полный отчет о деятельности лаборатории и о перспективных планах.
- Так пусть он возглавит коллектив.
- Не умничайте, Трофим. Вы не в том положении, чтобы выставлять какие-либо условия. Вам был предоставлен шанс для выражения творческого потенциала.
«Это когда же, -  с горечью подумал Трофим.  - В то время, как заманивали в ловушку что ли?»
- Вы им не воспользовались. Теперь будете придерживаться существующих правил. И не советую бунтовать. Раз в месяц вместе с заместителем будете докладывать о полученных результатах лично мне.  По ним и будет приниматься решение о вашей дальнейшей судьбе. Все, идите работайте.
«Так вот какие порядки в университете для тех, кто не входит в число приближенных ректора или с кем он вынужден считаться» - уныло размышлял он, идя по длинным коридорам в лабораторию. «Не к себе, а к своему заместителю, который будет обладать большими полномочиями, чем я. Ты выбрал дорогу на Голгофу, придется и крест самому нести» - с такими мыслями набрал цифровой код на входной двери.

Здесь он испытал самые волнующие минуты юности. Они редко были радостными, чаще разочаровывающими, но все будоражили душу, будили мысль, звали к новым открытиям. Здесь велись бесконечные споры не только о том, как расшифровывать чужие мысли, но и как строить жизнь, какие цели являются главными, а какие второстепенными.
«Прав Лермонтов, написавший «Так храм оставленный – все храм». В душе я распрощался с ним, но ведь он не перестал быть храмом ни для моих сотрудников, ни для меня. А сейчас самое время проверить правильность второй части формулы «Кумир поверженный – все Бог!». Громко поздоровался со всеми. Ребята оторвались от приборов. Но того оживления, с каким его встречали раньше не было. Они словно побаивались кого-то. Тут поэт, видимо, ошибся. Не столь однозначна вторая часть формулы.

Навстречу энергичной походкой шел крепыш с открытой улыбкой на лице.
- Валерий, - представился он. – Можно просто Валя. Как вас зовут я знаю. Мне уже много рассказали.
Трофим молча пожал протянутую руку. «Работа по вытягиванию секретов началась», - подумал неприязненно. «Впрочем, чего я злюсь. Он выполняет порученное дело. Стремится выполнять хорошо. Просто свое раздражение на ректора, на таинственного визитера я переношу на совершенно незнакомого человека. Переадресованная агрессия, так это, кажется, называется. Надо взять себя в руки».
- Ну что ж будем знакомиться, - приветливо произнес он. – У вас, наверно, накопилось много вопросов?

Валерий оказался толковым специалистом, кандидатом технических наук, и не скрывал амбиций по поводу докторской диссертации. Надеялся, что в новой лаборатории откроется прямая дорога к ней.
Он дотошно расспрашивал Трофима о нюансах исследований. Времени даром не терял, за прошедшую неделю глубоко вник в суть проблемы. Теперь, при очной встрече, больше всего интересовался планами на будущее. Казалось, сдержанность Трофима его ничуть не смущала. Видимо, надеялся на то, что сумеет растопить лед недоверия. Огорчился только, когда Трофим отказался пойти выпить за знакомство.

Трофим посчитал, что достаточно натворил ошибок. И ввязываться в новые авантюры не хотел. Иногда тоска накатывала с такой силой, что преодолеть ее можно было лишь с помощью алкоголя. Но напиваться позволял себе в полном одиночестве. Наутро действительность представлялась в еще более мрачном виде. На неделю - другую отказывался от алкоголя. Но бесконечное ожидание, превратившееся в пытку, брало верх, и он снова прибегал к спасительному средству. Ему было непонятно, на что он надеялся. Спасти его могло только чудо. Но в чудеса он не верил. И депрессия сжимала объятия все сильнее и сильнее.

На работе Трофим отбывал тяжелую повинность. Несколько оживлялся, когда обсуждали результаты экспериментов. Валерий настаивал на проведении их на человеке. Добровольцы под рукой. Трофим был против. Считал, что вначале надо привлечь для этого квалифицированного врача. Всем испытуемым необходимо снять энцефаллограммы головного мозга. После экспериментов процедуру следует повторить, чтобы удостовериться в отсутствии необратимых изменений из-за внешнего воздействия.

Валерий такими мелочами не заморачивался. Торопил Трофима начать испытания. Трофим упорно отказывался ставить подпись под документом, санкционирующим их проведение. Здоровье людей для него было непреходящей ценностью.
Другие заинтересованные лица не спешили брать ответственность на себя. Пытались уломать Трофима. На первом месячном отчете у ректора, на котором присутствовал таинственный визитер, все трое предприняли очередную попытку сломить сопротивление Трофима. Он даже огрызнулся:
- Можете отстранить меня или даже уволить, но пока не будет врача, я согласия на проведение исследований не дам.

Поскольку никакой реакции на это не последовало, Трофим понял, что не только он зависит от работодателей, но и те от него. Хотя ситуация была патовая – на него не смогли оказать какого-либо серьезного воздействия, но и он не в силах отстоять свою позицию. Это была пусть маленькая, но победа. Значит можно держаться более независимо. И все присутствующие сразу ощутили – сломать Трофима не удалось. Следовало переходить к уговорам, но никто не считал возможным унизиться до этого. Так и разошлись. Поверивший в себя Трофим и растерявшиеся начальники.

Впервые нашему герою захотелось пообщаться с людьми. Быстро перебрал в памяти знакомых по университету. Большинство теперь сторонилось его, как чумного больного. Ну что ж, узнать истинное отношение к тебе «друзей и приятелей» тоже неплохо. Будешь готов к тому, что тебя с легкостью предадут. Закралось сомнение даже в отношении профессора N. Трофим решил либо отбросить их, либо убедиться в обратном. Позвонил, договорился о встрече.

На столе у старика стоял букет с розами. Трофим спросил с чем можно поздравить профессора.
- С тем, что моя жизнь укоротилась на год.
- Как это?
- Вы молодежь не думаете об этом. Каждому человеку отведено определенное количество лет жизни. Прожил очередной год, значит на год осталось меньше. Простая арифметика. Ну рассказывайте, как дела?

Трофим поведал о ловушке, в которую попал. Профессор только покачал головой. И неожиданно спросил:
- Правда красивые розы?
- Очень.
- Вытащите букет из вазы и почувствуйте их аромат.
Трофим, словно загипнотизированный взял букет в руку
- Действительно, запах божественный.

Неожиданно профессор сжал руку Трофима. Шипы впились в ладонь, и он вскрикнул от боли.
- Проведенный эксперимент ощутимо доказывает, что жизнь складывается не только из красивых цветов и приятных ароматов. Иногда встречаются и шипы. Если вы правильно возьмете стебли, то я не смогу причинить вам боль. Сегодня на встрече с ректором вы взяли их правильно. Ищите слабое звено, и победа будет за вами.
- Они без вас обойтись не могут, вы без них очень просто. Вас взяли в кольцо. Но в нем обязательно найдется дефект. Обнаружив его, вы разрушите всю конструкцию. И надейтесь на друзей. Полагаю, Клим не сидит без дела.
- Заходите ко мне, когда на душе тяжело. Человеку иногда надо поплакаться в жилетку. Главное, чтобы было кому.
- Спасибо вам огромное.
- Не отчаивайтесь. Солидарность ученых разрушала и не такие крепости. Удачи вам.
- Да уж заждался.
- Верьте, придет.

После встречи с профессором, Трофим словно возродился. Голова просветлела. Начали рождаться новые идеи. Но не с кем их обсудить. Он остро переживал отсутствие Мад. Обмен достаточно пустыми фразами по электронной почте не восполнял дефицит общения. Памятуя об информированности визитера, приходилось поддерживать иллюзию о крахе семейных отношений.

Миф оказался живучим и женщины первыми разорвали заговор отчуждения вокруг вероятного жениха. Они не должны отдать иностранке столь видного мужчину.
Интерес подогревался и тем, что большинство верило в блестящее будущее Трофима. Их не волновало, как бакалавр-переросток достигнет высот науки. Просто верили и все. В столовой, в библиотеке ему начали оказывать мелкие услуги. Останавливали в коридоре, интересовались здоровьем, настроением, заводили разговоры о работе, отважные даже приглашали в гости. Обижались, получая отказ, но попыток не оставляли в надежде, что время и природа возьмут свое.

Мад была уверена в Трофиме. Но ее волновало, как бы мужа не сломали психологически. Она не знала о последних событиях, благодаря которым Трофим вышел из депрессии. Продолжала биться за будущее семьи.

Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант по цене 250 руб. можно приобрести на Авито.ру или Алиб.ру.
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические, которые можете направлять по адресу igorzudov@mail.ru.
С уважением И. А.

 


Рецензии