Родная планета

Родная планета
 
На прошлой неделе мы вместе с мамой посадили лук на зелень.
— Сейчас весна, и вам очень нужны витамины, — сказала мама. — А в луке столько полезных витаминов и микроэлементов!
Лук посадили в пластиковую коробку из-под торта. Торт мы ещё на Сашкин день рождения съели, летом. Насыпали в коробку земли, которую я накопал с уличного газона маленькой лопаткой. Пришлось потрудиться. Земля была мёрзлая. Я нашёл крепкую палку, в оттаявшем месте, на которое попадало больше солнца, палкой сделал небольшую лунку, а дальше лопаткой наковырял земли в пакет.
Сначала коробка с луковицами стояла в тени, и мы про неё даже забыли. А вчера вечером мама поставила её на подоконник. На кухне сразу запахло летом.
После завтрака, как только мама ушла в свою комнату, мы для Сашки приставили табуретку к подоконнику и стали рассматривать подросшие нежно-зелёные ростки лука, белые корешки, уходящие в землю. Ну как тут было удержаться! Мы отщипнули себе по зелёному пёрышку и мигом прожевали. Лук немного пощипал во рту, но было очень вкусно. Я ещё оторвал стебелёк. И Сашка за мной следом. Потом ещё оторвали, потому что невозможно было остановиться.
— Давай теперь кто вперед, — предложил я.
— Давай, — согласился он.
На этот раз мы сжевали их за секунду.
— Я первый, я первый! — запел я и запрыгал вокруг Сашки.
— Нет, я! — возмутился он.
— Не спорь, — пригрозил я ему, как старший. — Хочешь — давай снова соревноваться.
Мы протянули руки к коробке, но, к нашему разочарованию, из наших луковиц на нас смотрели лишь неровные зеленоватые кончики. Сашка первый побежал к маме.
— Мама, я ещё лука хочу! — пропищал он.
— Эх, торопыжки, — мама покачала головой. — Не могли потерпеть, пока большой вырастет. Теперь что ж, ждите.
— Кого ждать? — удивился Сашка.
— Не кого, а чего, — пояснила мама. — Ждать нужно, пока снова вырастут зелёные побеги.
— Понял, Сашка? — обратился я к брату. — Ждать нужно, терпение иметь, а не как ты, торопыжка, вечно всё хватаешь и сразу в рот запихиваешь, как с голодного края примчался!
— А сам-то, сам-то? — заверещал он. — Я один, что ли, ел? Мама, чего он дразнится?
— Ладно, не реви, — успокаивал я его, отводя в сторону. — Давай лучше польём луковицы, чтоб быстрее выросли. Помнишь, нам дедушка говорил, что под грибным дождиком гулять хорошо — после него растёшь быстрее.
Сашка от удивления растопырил глаза.
— У тебя что, грибной дождик есть?
— Это для нас, детей, нужен грибной дождь, а для лука и вода из-под крана подойдёт.
Набрав воды, я вылил половину кружки в коробку. Земля черной жирной массой чуть-чуть приподнялась и забулькала пузырьками воздуха.
— Здорово! Лей ещё! — предложил увлечённый Сашка, глазевший, не отрываясь, на почти что научный процесс. Я вылил остатки, но лишняя вода протекла через край на подоконник.
— Поспешили, — с досадой сказал я. — Земля ещё не успела как следует напиться.
— Ха-ха-ха, — рассмеялся Сашка. — Вот насмешил. Земля не успела напиться! Она что у тебя, ещё и есть попросит, когда проголодается? Во юморист.
— Сам ты юморист!
Мне захотелось доказать Сашке, что я прав, и я выпалил как из пушки:
— Земля, чтоб ты знал, она и ест, и пьёт, и даже рожает. Так и говорят: урожай уродился. Ты ещё в школу не ходишь, а мы на природоведении изучали разные свойства земли. Можешь у мамы спросить, если мне не веришь.
Сашка и вправду побежал к маме. Я прошёл следом, чтобы послушать их разговор.
— Мам, а мам! — ещё не успев зайти в комнату, заголосил он. — Ванька говорит, что земля рожает! Но она же не мама?! Она ведь не животное и не человек! Как она может рожать детишек? По земле люди и машины ходят, и она вон какая большая и твёрдая.
Мама отложила в сторону утюг, которым гладила наши рубашки.
— Да ты совсем вырос у меня, раз такие вопросы задаёшь! А брат твой всё правильно сказал. Но чтобы тебе стало понятнее, надо нам пойти на кухню.
Мы все вместе подошли к кухонному подоконнику, где стояла коробка с луковицами.
— Вот представь, что коробка — это наша планета Земля. А луковицы — это все семена всех-всех растений. Из семян вырастают растения. У них вырастают новые побеги, потом плоды. Из плодов появляются новые семена, и так по кругу. И вот чтобы выросло большое дерево, куст или трава, им всем, как и нашим луковицам, нужно очень много всего. Нужна вода и удобрения для корней, разные полезные минералы и витамины.
— И нам в садике жёлтенькие витаминки дают! — воскликнул Сашка.
— Точно, молодец, сообразил, — похвалила мама Сашку. — А ещё нужно, чтобы растениям было достаточно солнышка и ветерка.
— Мам, а давай мы для нашего лука форточку откроем, пусть подышит, — предложил Сашка.
— Обязательно откроем ненадолго. Свежий воздух и нам полезен, — согласилась мама.
— А воздух, Сашка, он из-за деревьев такой свежий и чистый. Деревья кислород нам дают и поглощают углекислый газ, — вставил с учёным видом я.
— Ваня, по природоведению ставлю тебе пять, — улыбнулась мама, показывая мне открытую пятерню.
— Мама, объясни: вот учитель на уроке говорил, что для земли очень обидно, когда на неё плюют. Что это означает, как это земля может обижаться? Про урожай понятно, но обижаться могут ведь только люди.
— Как тебе объяснить… Всё, что мы едим, вырастает из земли, и нельзя на землю плевать, это неуважительно, — начала объяснять мама, но тут невоспитанный Сашка перебил её:
— Мама, а что ещё нужно для растений?
— Ещё нужно время, пока всё вырастет… Вот так и вы растёте у меня и скоро совсем станете большими… Помню, когда Сашенька только родился, ты, Ваня, всё хотел вместе с ним в футбол пойти поиграть. Однажды пришёл из садика и спрашиваешь: «Ну что, братик сегодня подрос?»
Мама снова улыбнулась, а в глазах у неё появились слезинки. Я это заметил и сразу обратился к брату:
— Вот, Сашка, хочешь не хочешь, а нужно ждать. Имей терпение, как папа всегда говорит. Мам, расскажи ещё что-нибудь.
— Что же вам ещё рассказать? — задумалась мама.
И тут мы услышали, как в прихожей открылась дверь.
— Папа пришёл! — радостно закричали мы с Сашкой и бросились в прихожую.
— Встречайте рабочего человека, — пробасил папа.
— Пап, а мы с мамой сейчас про землю и растения говорили, — поделился я.
— А что это у вас за темы такие странные в обеденное время? — удивился папа, снимая ботинки. — Я б сейчас лучше про суп с курочкой или про котлеты с макаронами поговорил бы. А ещё лучше просто проглотил бы сейчас чего-нибудь, ну, или… кого-нибудь! — тут папа, как Карабас Барабас, неожиданно протянул свои большие руки к Сашке и громко облизнулся:
— Ням-ням!
Сашка завизжал и бросился к маме.
— Мой руки, рабочий человек, — сказала шутливо мама. Папа послушно пошёл в ванную. Мама налила всем по тарелке супа, и мы уселись за стол.
— Так, — сказал папа, потирая руки. — А лучка зелёненького у нас нет случайно? Витаминчики — дело полезное. Я утром видел на подоконнике хорошие ростки…
Мы с Сашкой тут же скатились под стол.
— Ага, понятно, — догадался вслух папа и вздохнул. — Ну, что же, будем теперь ждать, пока новый вырастет, а сейчас давайте так есть, без домашних витаминов. Кому-то, как я понимаю, витаминов на сегодня уже и так достаточно.
 
****
 
— Пап, — заговорил я, когда папа доел второе и мама налила нам чаю, — расскажи что-нибудь.
— Что вам рассказать? — задумался папа. — Знаете, вот что я вам расскажу, — сказал он немного погодя. — Вы с мамой про землю говорили. А я вам тоже расскажу про землю, но только немного с другой стороны.
— Как с другой стороны? С изнаночной, что ли? — удивился я.
— Да нет. Всё проще. Вот, сынки, посмотрите: наша мама сейчас накормила нас вкусным обедом, и что мы должны ей за это сказать?
— Спасибо, мама! — дружно сказали мы втроём. А я даже свой живот погладил, показывая маме, как было вкусно.
— На здоровье, мои дорогие мужички. Ведь я вас очень люблю, поэтому старалась.
Папа продолжил:
— Так вот: землю — её ведь тоже мамой часто называют…
Мы с братом переглянулись.
— А что вы удивляетесь? Да, так и называют с давних-давних времён — земля-матушка. И не только потому, что на ней всё растёт. А называют её матерью потому, что она просто родная, как родной дом, как семья, которая тебя вырастила и вскормила. И ты её просто любишь, не задумываясь над этим. Другими словами, родную землю ещё называют Родиной! Послушайте, что сказал великий русский полководец Александр Суворов: «Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Поэтому защита родной земли — обязанность тех, кто ест её хлеб, пьёт её воду, любуется её красотой». Вот и мы, как мужчины, должны защищать нашу Родину и, конечно же, нашу любимую маму! Она у нас тоже очень красивая и кормит нас очень вкусно, — папа хитро посмотрел на маму.
— А от кого нам маму защищать? — удивились мы.
— Ну, например, от лишних забот, — улыбнулся папа. — Поэтому для начала помоем посуду за собой.
Он встал, взял у мамы полотенце и начал мыть тарелки. Мы бросились убирать со стола. Сашка собрал все чашки и ложки, а я смахнул в ладошку хлебные крошки.
— Вот молодцы, настоящие защитники и помощники, — похвалила нас мама и добавила: — А ведь со словом «отец» тоже связана родная земля. Даже праздник такой есть. Ну-ка, вспоминайте…
Мы с Сашкой призадумались. Я стал перебирать в голове все праздники, начиная с Нового года.
— Папин день рождения? — предположил вслух Сашка.
— Нет, — ответила мама. — Думайте ещё.
Папа стоял рядом с мамой и смотрел на нас, широко улыбаясь. Было видно, что он знает ответ, но совсем не собирается нам подсказывать.
— Даю подсказку, — выручила мама, — это праздник мужчин.
И я сразу вспомнил, как нас девчонки поздравляли в классе с Днём защитника Отечества.
— Двадцать третье февраля — День защитника Отечества! — заорал я.
— Правильно! — похвалила мама. — А слово это — Отчизна, или Отечество.
— Папа, мама, а я теперь понял, почему нельзя на землю плевать! — сказал я.
— И почему же? — поинтересовалась мама.
— Скажи, — подхватил папа.
— Да потому, что она тоже мама, единственная на всём белом свете!
— Правильно, Ваня. И вообще, плеваться — это некрасиво. Плохая и вредная привычка.
— Я тоже никогда не буду вредничать, — неожиданно вставил Сашка.
— Вот как здорово! — воскликнул папа, подхватывая Сашку на руки. — А я вот такого хорошего послушного мальчика недавно съесть хотел… Ай-яй-яй…
 
****
 
Прибежав к себе в комнату, мы закрыли плотно дверь, и я обратился к брату:
— Давай, Сашка, дадим друг другу мужское слово, что с этого самого дня станем беречь нашу маму и родную землю, наше Отечество от всех врагов, а лук рвать будем только, чур, вместе, когда он подрастёт. Будем терпеливо ждать! — строго, почти как папа, сказал я. — Даёшь мужское слово?
— Даю, — твёрдо сказал Сашка, и мы пожали друг другу руки.
Я взялся за уроки. Нам на завтра задали очень много примеров по математике, а у меня не складывается дружба с этой математикой. Сашке хорошо, дошколёнок, он сразу стал что-то рисовать.
Через пятнадцать минут Сашка подбежал ко мне.
— Ванька, ну, пошли уже!
— Куда пошли? — спросил я, не отрываясь от учебника.
— Смотреть.
— На что смотреть?
— Так мы уже подождали. Долго. А теперь пойдём посмотрим… Может, выросла уже зелёная травка в коробке на нашей родной планете Земля?
 


Рецензии
Здравствуйте!
Наивно, но доброжелательно. Читать приятно. Своеобразный урок не только детям, но и взрослым. Дети лишь обрывают листочки лука, а взрослые способны взрывать землю и губить всё, что есть на ней.
Мальчик Сашка - дошкольник. Вызывают удивление его слова: "Ванька говорит, что земля рожает. Но она же не мама?!" и так далее. Рано созрел?
Всех благ!

Лариса Прошина-Бутенко   09.07.2017 21:57     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Лариса. Благодарю за добрый отзыв. Хорошее понимание у Вас темы рассказа.

Леонид Коркодинов   10.07.2017 22:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.