Люди и звери. Глава 44

               
      

Надежды и разочарования человека ученого.

    

         Ежедневный обход своих подопечных заведующая отделом приматов взяла за правило. Четвертый год молодой кандидат биологических наук Варвара Алексеевна Лучик работала в зоопарке, и только первый год на руководящем посту. Сказать, что обезьяны были ее страстью, значит, не сказать ничего. Как любой, не в меру увлеченный человек, двадцати девятилетняя Варвара  предпочитала уединение, когда никто не отвлекал ее от наблюдений за приматами, цель которых – разработка методов управления их поведением. Не по должности, а по призванию уходила Варвара последней, а приходила на работу первой. Да и как могло быть иначе, если и дома на Варвару взирали любопытные, смышленые, порой забавные мордочки ближайших родственников человека, с той лишь разницей, что на работе Варвара Алексеевна имела возможность общаться с их обладателями, дома же цветные картинки служили ей напоминанием о скором свидании с ними.
Последние два месяца Варя вела наблюдения за группой кошачьих лемуров, в естественных условиях обитающих на Мадагаскаре. Внешне это – подвижные существа, нечто среднее между кошкой, лисой и енотом одновременно. Они покорили Варвару своей веселостью, изобретательностью, склонностью к акробатическим трюкам.
Животные, содержащиеся в условиях неволи, зачастую испытывают стрессы, и все потому, что звери по прихоти человека лишены выбора. Вполне закономерно, что при проживании в неволе у них возникают проблемы с адаптацией к навязанным условиям обитания, в которых животным затруднительно обеспечить весь комплекс внешних стимулов, свойственных им в природе. К примеру, в группу из трех самок необходимо ввести еще одну или к группе из пяти самцов нужно подсадить еще двое – обе ситуации вполне реальны, и над их благополучной разрешимостью Варвара билась ни на одном голом энтузиазме. Для успешной адаптации ею было предложено использовать гомеопатические средства по аналогии с их применением в медицинской практике в качестве успокоительных средств. 
В ходе эксперимента пять самцов, давно совместно проживающих, обладающих различным темпераментом соединятся с двумя самцами-погодками. Все лемуры хорошо знали Варвару, демонстрировали по отношению к ней миролюбие, однако у заведующей никогда не возникало желание приласкать даже самого лояльного из них, молодого Бена. При попытке познакомиться социально активный самец пятился вдоль стенки, а однажды не постеснялся продемонстрировать Варваре трехсантиметровые клыки.
Определенные трудности возникали у экспериментатора при подборе гомеопатических средств. На недешевые импортные препараты денег руководством выделено не было, а доступные отечественные лекарства невозможно было отыскать в аптеках.
Гарфилд, Гастон, Адам, Бен, Густав образовывали вполне устоявшееся сообщество, со своим авторитетом и изгоем, наверное, именно от них можно было ожидать непредсказуемых действий по отношению к новичкам. Для того, чтобы заделаться лидером в обезьяньем сообществе нужно соответствовать следующим характеристикам: быть спокойным и уверенным в себе, активно идти на общение, инициировать миролюбивые действия. Похожих между собой внешне Гастона, Бена и Густава Варвара не путала благодаря различиям в их поведении. Авторитетом в устоявшейся группе из пятерых самцов был признан молодой, размножающийся самец Густав, к любому из своих сожителей он мог приблизиться без всякой боязни, не встречая с их стороны противостояния, а при решении конфликтных ситуаций он некому не уступал.
- Поделись успехами, Варвара.
Посещение Нины Титовой за последний месяц участились, и если бы Лучик была чуть прозорливей, догадалась бы, что специалист научного отдела, которую Варя считала почти своей подругой, имеет на их дальнейшее сотрудничество определенные планы.
- Ой, Нинок, целый день провожу вместе с ними, и совсем не устаю. Наверное, если бы не обход сторожей, оставалась бы на ночь, - в темных глазах Лучик горел огонек, дающий ей силы и зовущий к новым свершениям, - У лемуров катта, Нинок, все, как у людей, и поведение не отличается от нашего, среди миролюбивых особей не редки агрессивные представители вида, однако, и те и другие склонны к, - Варвара сделала короткую паузу, подогревая интерес к своему рассказу и продолжила, - социально-исследовательскому типу поведения, то есть..…
- К разведке и шпионажу, - с самым серьезным видом добавила Титова. – Варечка, как же ты влюблена в своих лемуров катта. Вот бы тебе встретить человека, который полюбил бы их не меньше, чем ты.
Мечтательное выражение лица Лучик было обращено к симпатичным, юрким зверькам, казалось, не замечающих ничего вокруг, кроме своих сородичей. Рабочая поставила в клетку лоток с обедом: сваренной вкрутую геркулесовой кашей, вареными яйцами, порезанными кусочками яблок, бананов и зелеными листьями салата. Зверьки засуетились. У самого нервного, восьмилетнего  Гарфилда подрагивал кончик роскошного полосатого хвоста. Очень хотелось угоститься излюбленными лакомствами, но не позволяла иерархия.
- Гарик плохо видит, из-за этого часто уступает одноплеменникам.
Из пяти лемуров только двое: Густав и самый старший самец, тринадцатилетний Адам пользовались преимущественным правом питаться первыми. Адам заслужил его, побеждая в многочисленных стычках, как свидетельство тому, множество шрамов, которыми отмечена его шкурка. Зимой меню лемуров достаточно однообразно, раз – два раза в неделю к вышеперечисленным ингредиентам добавляют насекомых. Каждое кормление лемуры имеют обыкновение выбирать коронное блюдо. Сегодня им оказался салат.
- Да, Варюха, ты времени зря не теряешь. Не удивлюсь, если скоро ты защитишь докторскую, - решив, что свою порцию бальзама душа непризнанного гения уже получила, Титова перешла к цели своего визита, - Варя, мне нужна твоя помощь.
Мечтательное выражение исчезло с лица заведующей отделом приматов, уступив место привычной настороженности. Нина ожидала от приятельницы готовности терпеливо ее выслушать, но условного сигнала так и не последовало. Пауза несколько затягивалась. Первой нарушила молчание гостья, - Так, ничего серьезного. Администрация собирается открывать новый павильон, где будут демонстрировать редкие виды бабочек, - несмотря на то, что интерес к ее словам был невелик, Нина продолжала, - Денег на то, чтобы привести павильон в божеский вид, как всегда нет. Может, по-приятельски поможешь мне?
- Ты имеешь в виду пристройку к попугайнику? Насколько я владею информацией, его решено использовать под инкубатор.
- Кто это сказал? – полюбопытствовала Нина.
- Колесов и Лавров, хорошо тебе известные.
- Не может быть! – на Нину было жалко смотреть. Растерянность на ее лице сменилась возмущением. – Они мне обещали при свидетелях, после ознакомления с моей научной работой, где были изложены методы разведения и содержания редких видов тропических бабочек. Получается, некому нельзя верить.
Вместо слов утешения Варвара лишь развела руками. Успокаивать у нее получалось плохо, вероятно, потому, что сама Лучик старалась не давать повода к жалости.
Услышанное известие настолько поразило Титову, что та на пару минут  превратилась в каменное изваяние. Последние полгода Нина тешила себя предвкушением, что ее устремления будут по праву оценены. Заместитель директора по науке Владимир Лавров при каждой их встрече, случайной ли она была или преднамеренной, повторял свое неизменное: «наука ждет от вас новых свершений».
Неужели, ее обманули?! Обнадежили пустыми обещаниями, как какую-то малоопытную дуру, работающую на голом энтузиазме. Слезы полились градом, орошая бесцветное лицо Нины. Права оказалась бабушка Лидия Васильевна, предупреждая ее: «От людей не жди ничего хорошего. Эгоисты они, попользуются тобой, и выплюнут».
Смахнув слезы, Нина направилась к выходу из обезьянника, как вдруг за ее спиной прозвучало жалобное мяуканье. Откуда здесь кошка? Она, бедняжка, так надрывается … - Кс-кс-кс, - тихо позвала Нина. В ответ она слышала все те же протяжные звуки. Приблизившись к клетке с лемурами, Нина поняла свою ошибку. Мяуканье кошки имитировали лемуры, не зря их прозвали кошачьими. Странно, со вторичным появлением Нины у клетки с лемурами, они успокоились, а самые активные из них: Густав и Бен проявляли интерес к новому посетителю.
-  Нина, зайди ко мне в кабинет.
Оглядываясь по сторонам, Нина прошествовала вслед за Варварой. Глупая, она надеялась на помощь, будто больше в ней никто не нуждается. В обезьяннике стены текут, кафель рушится, после каждой уборки влажность сохраняется надолго, поэтому животные часто простужаются.
В маленькой комнатушке, именуемой Варей кабинетом, кроме книжного шкафа, до отказа забитого научной литературой, старого письменного стола, допотопной пишущей машинки и двух стульев ничего не было. Беглый взгляд гостьи задержался на зашторенном окне, - Варя, я когда-то видела у тебя раскладушку.
- Стоит за книжным шкафом. Если она тебе нужна, можешь взять.
Нина отрицательно покачала головой.
- Хорошо тебя понимаю. Когда на что-то надеешься, трудно перестраиваться в случае неудачи. Я слышала, что реконструкция зоопарка, открытие новых павильонов, расширение видового состава экспонируемой фауны намечено не ранее, чем будут изысканы средства для проведения всех этих нужных мероприятий на должном уровне. У меня создалось впечатление, что ни Колесов, ни Лавров толком не знают, когда будет улажена материальная сторона проблемы. Не обижайся. Думаю, они также наслушались в Госплане обещаний и поверили. Жизнь такая настала, что лучше хоть во что-нибудь верить, чем жить, во всем сомневаясь.
- А если комсомольцы собственными силами отремонтировали бы, - Нина тут же поправилась, - Привели в порядок пристройку к попугайнику? Как ты считаешь, может, администрация уступит его отделу энтомологии, а не инкубатору?
- Администрация поблагодарит комсомольцев в устной форме, и на этом все закончится. Я имею в виду, комсомольские планы овладения пристройкой.
- Неужели все так бесперспективно?
- А ты разве не была в комсомоле? Нина, ты в курсе того, что в реальности ждет решения комсомольского бюро.
Потухший взгляд говорил сам за себя. За последние два месяца Нина так часто испытывала разочарование, что начинала привыкать к нему. Много лет она отдала организации, членство в которой оказалось пустой тратой времени. Обманываться и обманывать одинаково тяжело, и то и другое Нина переживала ни раз, но если последнее обычно заканчивалось угрызениями совести, то ложь по отношению к себе западала в память надолго, оставляя неприятный след в доверчивой душе.
- Наивная ты, моя дурочка. Для того, чтобы разбираться в жизни диплом о высшем образовании не нужен. Ты рассчитывала, что комсомол тебе поможет? Эта организация – всего лишь винтик в механизме, запущенном невидимой рукой.
Алексей говорил очень убедительно, а Нина все-таки надеялась услышать более оптимистическую информацию. – Леша, а Варя сказала, что под  бабочек ничего и не планировали выделять.
Нина всегда любовалась его улыбкой, немного робкой, но всегда искренней. Вот и сейчас Алексей пытался сгладить сказанное, - Ниночка, это известно только тем, кто стоит у власти. На твоем месте, на сто процентов, я никому бы не доверял, кроме близких людей.
Нина поправила упавшую на глаза прядку, смахнув ее рукой, благодаря чему, беззвучный вздох ее не был замечен Титовым. Она выбрала себе в спутники жизни Лешу, потому, что он – не такой, как все, а им самим, похоже, окончательный выбор так и не сделан. Но разве вправе она упрекать его в неверности? Она, обыкновенная серая мышка.
- Нина, чего это мы с тобой круги вокруг обезьянника накручиваем?
Она оглянулась. Лешка оказался прав, после десятиминутной прогулки они стояли неподалеку от служебного входа в павильон приматов. – Наверное, задумались, «только каждый о своем», - уже про себя добавила Нина
 «Когда кончается любовь, и начинается привязанность», на этот вопрос она давно тщетно искала ответ, но поиск ее был ограничен книгами, кинофильмами, а в настоящей жизни, в отличие от выдуманных историй, грань между любовью и привязанностью была так неприметна, что одно часто переходило в другое, и от обмана был никто не застрахован, в том числе и сама Нина. У Алексея появилась любовь на стороне, а он по-прежнему клялся Нине, что жить не может без нее. Принимая его ложь, Нина испытывала двойное унижение. Как дать ему понять, что она догадывается о его неверности? Может быть, спросить напрямую? Словно очнувшись, Нина, наконец, стала прислушиваться к тому, о чем говорил ей Алексей.
- Я тебе вкратце рассказал, а ты выбирай, что тебе больше подходит. Хотел, Нин, с тобой посоветоваться. Появилась возможность попробовать себя в качестве оформителя. В одном малоизвестном издательстве, как раз, таковой требуется. Работа интересная, возможен рост в творческом плане, и зарплатой буду не обижен: сто сорок рубликов – это пока. Дальше не исключена прибавка к жалованью. Как ты на это смотришь?
Ее подозрения подтверждаются. По инерции, сделав несколько шагов, Нина остановилась, взяв Алексея за руку. – Скажи, ты  меня больше не любишь?
Прежде, чем ответить, он высвободил свою руку, - Я не буду отвечать на глупые вопросы.
Нина укоризненно покачала головой. – Когда-то ты не считал зазорным повторять по многу раз на дню о своей любви ко мне.
- Сейчас, когда у людей ветер свистит в кошельках, а громадье партийных планов давит им на голову, не до пылкой страсти, судя по твоим словам, ты именно этого от меня ждешь. Нина, Ниночка, очнись! Взгляни чуть дальше своего носа, неужели тебя устраивает то, что ты видишь вокруг, и тебе не надоело каждый день работать на дядю и за дядю? Можно с утра до вечера составлять планы лекций, перечитывать материалы зарубежных исследователей, изучающих методы селекции и культивирования тропических видов бабочек, но до настоящего, стоящего открытия в науке далеко, понимаешь? Почему ты все время слушаешь кого-то, живешь чужим умом? Лучше десять … сто раз ошибиться самому, чем считать чужие ошибки.
Что же теперь ей делать … Господи, кажется, она перебрала в уме имена всех известных ей богов, в том числе, и комсомольских. Лешка обиделся. При расставании он посмотрел на нее, как на лицо из прошлой жизни. Если он уйдет из зоопарка, она последует за ним. Можно обойтись без признания научных заслуг, без павильона тропических бабочек и даже без них самих, но ни за что на свете Нина не откажется от любимого человека. Жаль, что она поздно поняла это.
Снегопад, начавшийся вечером, вопреки прогнозам синоптиков, не прекращался всю ночь. Глядя на припорошенную дорожку следов, Нина надеялась, а вдруг они приведут к ней того, кто для нее дороже жизни …
 


Рецензии