Эпизод из жизни Калмыковского гезеля

В русском языке XVIII - начала XIX веков имело хождение слово "гезель", которое произошло от немецкого слова Geselle, означающее "помощник, подмастерье". В Толковом словаре Даля даётся уточнение: гезель - помощник или ученик в аптеке. "Гезель... У нас - помощник аптекаря", - утверждали Брокгауз и Ефрон. Гезель - официальное название помощника аптекаря, существовавшее в России до 1838 года. Однако, наша история имела место быть в 1913 году, когда про старинное русское слово "гезель" обыватели и вспоминать уже давно забыли. В разговорах же аптекарей - евреев, оно употреблялось ещё долгое время...

Просматривая в Государственном архиве Западно - Казахстанской области (ГАЗКО) пожелтевшие страницы "Метрической книги из Канцелярии Епископата Уральского притчу Флоро - Лавровской церкви Калмыковского посёлка на 1913 год" случайно обнаружил следующую интересную запись на листе 281:

"№ 37; дата рождения: 1 Апреля 1876 года; дата крещения: 8 Ноября; имя после крещения: Григорий.

Аптекарский помощник, сын Купца 1 - ой Гильдии, города Белостока, Гродненской губернии Герш Бендетов Минц, иудейского вероисповедания, Присоединен к Св. Церкви первым чином, через Крещение, с наречением имени Григория, на правах православия.

Восприемники: Мировой Судья 2 - го участка Лбищенского уезда Николай Георгиевич Манчеевский и жена Мирового Судьи 4 - го участка Уральского уезда Клавдия Александровна Сладкова.

Священник Иоанн Живетин с диаконом Александром Соболевым и псаломщиками Иоанном Дроздовым и Аркадием Самарцевым.

Заштатный священник Георгий Манчеевский".

Сразу возник вопрос: почему еврей, да ещё сын купца 1 - ой гильдии, Герш Минц решился перейти из иудаизма в  православие? Как правило, всяческие переходы в другие веры или религии, в еврейских семьях яростно осуждались, вплоть до изгнания из семьи и лишения наследства. Однако, здесь фигурирует помощник аптекаря, то есть человек решивший посвятить себя аптекарскому ремеслу. Немаловажно также то, что купеческими сыновьями именовались только не отделённые купеческие дети. Достигшие совершеннолетия купеческие дети должны были при отделении вновь записываться в гильдию на отдельное свидетельство или переходили в мещане. Переход из гильдии в гильдию и из купцов в мещане был свободный. Сразу промелькнула мысль: неужели купеческий сын - еврей решил жениться на православной девушке? Неужели, любовь? Стал перелистывать страницы дальше и наткнулся на следующую запись на листе 295, в разделе о бракосочетавшихся:

"№ 16; дата: 10 Ноября.

Аптекарский помощник, владелец Калмыковской сельской аптеки Григорий Бендетович Минц, православного вероисповедания; первым браком; 37 лет.

Херсонской губернии, Елизаветградского уезда, Компанеевской волости, села Сасовки дочь крестьянина девица Евфросиния Иаковлева Вицко, православного вероисповедания; первым браком; 35 лет.

По жениху: Заведующий Индерско - Кизылжарским Русско - Киргизским училищем Иоанн Васильев Ширяев и состоящий по Терской артиллерии сотник Симеон Андреев Амилонов.
По невесте: Уральского войска , Калмыковской станицы и того же поселка урядник Георгий Павлов Вязниковцев и казак Павел Васильев Махорин".

Честно говоря, обнаруженная запись только добавила вопросов. Например, казаки Калмыковской станицы Вязниковцевы и Махорины являлись богатейшими скотоводами в Уральском казачьем войске (УКВ). До конца XIX века Калмыков был уездным городом, с числом жителей - 1988 человек, в том числе 1369 войскового и 619 иногороднего сословия. Там была большая скотская ярмарка с оборотами до 50 тысяч рублей. Главный скот - бараны (овцы). В 1899 году Калмыковский посёлок потерял статус уездного города, который вместо него приобрёл Лбищенск. Однако аптека открылась почему то, именно, в Калмыковском посёлке. По статистическим данным, приведённым Н. А. Бородиным, в 11 калмыковских семьях было по одному наёмному работнику, в 95 - по 2, в 88 хозяйствах работало 3 - 5 работников, а 6 семей, вероятно, самых богатых, нанимало одновременно по 6 человек каждая. Как правило, большинство работников было задействовано на сезонных работах в летнее время, но 42 семьи использовали труд наёмных работников и зимой.

Можно предположить, что иногородняя крестьянка Ефросинья Яковлевна Вицко работала в качестве прислуги в одной из семей богатых калмыковских казаков Вязниковцевых или Махориных. В начале ХХ столетия в Уральскую область хлынул поток переселенцев, в том числе было много крестьян из Новороссии. Учитывая её зрелый возраст, скорее всего, Ефросинья переселилась в Уральскую область в одиночку, а уже затем по найму определилась на работу в Калмыковский посёлок.

В Государственном архиве Херсонской области (ГАХО) хранится "Ревизская сказка Тысяча восемьсот пятьдесят восьмого года Мая двадцать четвертого дня Херсонской губернии Бобринецкого уезда деревни Сасовки помещицы, надворной советницы Афродиты Степановой дочери Добровольской о состоящих  мужского и женского пола дворовых людях и крестьянах", в которой есть упоминание о семьях крепостных крестьян Вицко.

Так, на листе 230, страница 2 записаны:

Антон Семенов Вицко, возраст 71 лет;
Антона Семенова сын Леонтий, возраст не указан;
Леонтия Антонова сыновья: Иван - 17 лет, Петр - 12 лет.

Далее, на листе 231, страница 2 записан:

Кузьма Антонов Вицко, возраст 41 лет.

Наконец, на листе 233, страница 2 записаны:

Григорий Семенов Вицко, возраст 55 лет;
Григория Семенова сыновья: Константин - 10 лет, Яков - 8 лет.

Вероятно, Яков Григорьевич Вицко, которому в 1913 году должно было быть от роду 63 года, и являлся отцом Ефросиньи Яковлевны Вицко. Надо также отметить, что помещица Добровольская многих новорожденных детей крепостных крестьян подарила, вероятно, своим вдовым подругам: штабс - ротмистршам Вере Левашовой и Надежде Вишневской, полковнице Софье Львовне Вайнберг и её дочери, а также Софье Вишневской. По данным той же Ревизской сказки, многие жены и дочери её крестьян бежали из деревни Сасовки, называемой ещё, в народе - Вшива. Поэтому нет ничего удивительного в том, что дочь крестьянина, девица Ефросинья Вицко, оказалась совершенно одна на чужбине, в Уральской области, вдали от отчего дома и родного села.

Фамилия Минц образована от названия немецкого города Майнц. Основателем семьи Минц был уроженец Майнца раввин Моше бен Ицхак, живший в 15 веке. Первые поколения семьи были Левитами - служителями религиозного культа у древних евреев. Одна из ветвей семьи происходит от Ицхака Минца, сына Менахима Нахума Каценеленбогена, который принял фамилию из предков со стороны отца.

В 1913 году в Уральской области было 12 аптек. В городе Уральске свои аптеки открыли провизоры: А. Ф. Штраус, Б. С. Каценеленбоген, И. И. Компанейц и Г. П. Гольдберг. Остальные аптеки работали в уездных городах и крупных казачьих станицах. В Калмыковской станице аптеку открыл помощник аптекаря Г. Б. Минц. Вероятно, между провизором Б. С. Каценеленбогеном и "гезелем" Г. Б. Минцом, существовала близкая родственная связь. В России сложилась целая династия провизоров - евреев Каценеленбогенов. Например, в Москве на Арбате, в доме Базыкина открыл Аптекарский магазин Бениамин Шлом - Ицкович Каценеленбоген, провизор, личный почетный гражданин, еврей. По Российскому законодательству, обычной (городской) аптекой мог управлять только фармацевт, имеющий ученую степень магистра или провизора. В сельской же местности, аптеками могли управлять также и аптекарские помощники.

В Российской Империи высокий уровень образования провизора обеспечивался поэтапным порядком получения фармацевтических знаний: аптекарский ученик - помощник аптекаря - провизор. Чтобы получить звание помощника аптекаря, аптекарский ученик должен был пройти курс обучения в аптеке и сдать экзамены в одном из российских университетов. Российским законодательством было установлено следующее: "Испытание на степень аптекарского помощника должно иметь целью получение удостоверения, что ученик действительно знающ в аптекарском искусстве, что может производить безошибочно все рецептурные работы, уметь приготавливать в лаборатории препараты, руководствуясь предписаниями фармакопеи". Звание провизора мог получить дипломированный аптекарский помощник, проработавший 3 года в аптеках и прослушавший курс в университете.

Для обучения аптекарскому ремеслу, как видно из вышеизложенного, требовались деньги и время. У купеческого сына Герша Минца было и первое и второе. Он был родом из польского города Белостока, который по Тельзитскому мирному договору в 1807 году Наполеоном был передан России, и в 1808 году назначен главным городом Белостокской области, которая в 1842 году была ликвидирована, а город Белосток приписали к Гродненской губернии. Белосток был назначен её уездным городом и в 1845 году ему дарован герб. В это время в окрестностях города: Хороще, Супрасле и Кнышине, появились суконные фабрики. Так как Белосток был в центре этой фабричной деятельности, то он стал быстро развиваться и превратился в город с развитой текстильной промышленностью. Также в нём было развито и кожевенное производство. Поэтому сразу же возник вопрос: не по кожевенным ли делам, приехал в Калмыковскую станицу купеческий сын Герш Минц, а уже затем открыл в ней собственную аптеку? Достоверно утверждать не берусь, но всё может быть. Например, в Москве, в доме на углу Садовой - Триумфальной, в 1901 году проживал, некто, Бор. Абр. Минц, купец и торговый агент. Также можно предположить, что именно "кожевенные дела" могли открыть Гершу Минцу двери богатых казачьих домов в Калмыковской станице.

Однако, вернёмся к записям в Метрической книге Калмыковского посёлка 1913 года. Вновь просмотрев раздел "О родившихся", на листе 284 была обнаружена ещё одна интересная запись, напрямую связанная с этим делом:

"№ 45; дата рождения: 26 Августа; дата крещения: 18 Декабря. Новорожденный мальчик: Леонид.

Родители: Дочь Крестьянина Херсонской губернии, Елизаветградского уезда, Компанеевской волости, села Сасовки девица Евфросиния Иаковлева Вицко, православного вероисповедания.

Восприемники: Сельский врач медицины, Лбищенского уезда Уральской области Иоанн Алексеев Калинин и жена Мирового судьи 2 - го участка Лбищенского уезда Уральской области Мария Александрова Манчеевская.

Священник Иоанн Живетин С диаконом Александром Соболевым и псаломщиком Аркадием Самарцевым".

Прочитав эту запись, стал понятен поступок помощника аптекаря Герша Минца. Он, как честный человек узнав, что его "пассия" - Ефросинья Вицко - оказалась в "интересном положении", или же, когда она родила ребёнка от него, решил на ней жениться. Однако, молодые люди были разных вероисповеданий. Он иудей, она же, православного вероисповедания. По существовавшим тогда законам, проще было ему перейти в православную веру, чем ей стать иудейкой. Вероятно, из этих соображений еврей Герш Минц быстро согласился на обряд крещения и стал православным христианином Григорием Минцом. Однако, ввиду того, что ребёнок родился до венчания родителей, он был крещен и записан, как не имеющий отца.

На том же листе, с правой стороны, имеется запись, сделанная позже:

"По определению Уральского Окружного Суда, состоявшегося 17 Октября 1914 года - Леонид узаконен супругам: Григорию Бендетову и Евфросинии Иаковлевой Минц. № д. 30 - 1915 г."

Что сталось с семьёй Григория Минц после 1915 года, мне неизвестно. Первая Мировая война 1914 - 1918 годов, а затем начавшаяся Гражданская война в России, унесли столько человеческих жизней, сосчитать которые не представляется возможным. Остался Григорий Минц с семьёй в Уральской области или подался к себе на родину, неизвестно. С 1920 по 1939 годы город Белосток входил в состав Польши. В сентябре 1939 года захвачен немцами, но тотчас, в соответствии с пактом Молотова - Риббентропа передан СССР. Вскоре, после начала Великой Отечественной войны, 27 июня 1941 года, вновь занят немцами. Еврейское население города было согнано в гетто и уничтожено в течение августа. Все 56 тысяч белостокских евреев погибли. В гетто после этого завозили евреев из других мест.

Из всех персонажей, принимавших участие в двух крещениях и венчании во Флоро - Лавровской церкви Калмыковского посёлка, удалось отыскать следы одного, лишь, сотника - артиллериста Терского казачьего войска:

"Амилонов Семён Андреевич, горный инженер. Из казаков станицы Новоосетинской Терской области. В эмиграции в США. Умер в начале 1948 г. в Нью - Йорке".

Вероятно, горный инженер С. А. Амилонов в 1913 году находился в Калмыковской станице в связи с поисками нефти в Уральской области. В те годы богатые купцы - авантюристы покупали свидетельства на разведку нефти на землях Уральского казачьего войска, а горных инженеров нанимали в качестве специалистов. Возможно, даже, что Григорий Минц и нанимал инженера Амилонова для поисков нефти в районе Калмыковского посёлка. Несомненно одно, что случайно в числе поручителей по жениху, оказаться он не мог. Как минимум, он должен был знать жениха достаточно хорошо. Случайных людей в поручители, для такого ответственного события, как венчание в церкви, редко приглашали.      

Источники:

Адрес - календарь и Памятная книжка по Уральской области на 1913 год. Уральск.

Бородин Н. А. Уральское казачье войско. - Уральск, 1891.

ГАЗКО, ф. 237, оп. 1, д. 60, св. 34.

ГАХО, ф. 22, оп. 1, д. 58.

Справочная книга о лицах, получивших на 1912 год купеческие и промысловые свидетельства по г. Москве. - М., 1912.

Толковый словарь Даля. В. И. Даль 1863 - 1866.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокзауза и И. А. Ефрона. - С.- Пб., 1890 - 1907.               


Рецензии
Дела семейные... И история России. Одно и другое неразделимо.

Дмитрий Караганов   19.12.2016 23:13     Заявить о нарушении
Согласен с вашим мнением! Спасибо!

Николай Панов   20.12.2016 17:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.