Глава XVI. Сибирский межрегиональный стартует
Вполне благополучное учреждение дополнительного профессионального образования, которое успешно пережило самые трудные годы реформ и услуги которого пользовались спросом, было прикрыто,будучи в финансовом отношении вполне благополучным. История, на мой взгляд, заслуживающая того, чтобы о ней рассказать.
Концепция.
Создавать от нуля новое образовательное учреждение в городе 3-х академий, с десятками вузов и бесчисленным количеством специализированных средних учебных заведений. Кого учить – более-менее ясно. А вот чему? Новые знания должны были отвечать, как минимум, двум основным требованиям: во-первых, они должны быть нужными именно нашему контингенту специалистов и руководителей, но, с другой стороны, они должны быть полезными не только для текущей деятельности, но повышать их статус и востребованность на любой другой работе. Во-вторых, это должны быть такие знания, умения, навыки, которые не являются профильными, базовыми ни в одном из действующих учебных заведений. На первый взгляд, это невозможно. Однако, на самом деле таких немало. Для этого я исходил не из того массива знаний, которым овладел к тому времени сам и готов был поделиться с окружающими, как обычно делают увлеченные ученые и вообще фанатики своего дела. Как потом выяснилось, свои собственные знания я мог использовать лишь отчасти и далеко не всегда. Поступил иначе: мысленно ставил себя на место своих будущих слушателей, и пытался представить, какие именно знания никогда не будут у них лишними и помогут грамотно и успешно преодолевать профессиональные и жизненные проблемы.
Чему учить
Прежде всего, это должны быть правовые знания. Потому что вся законодательная база поменялась и еще долго будет в состоянии нестабильности. Кроме того, юридическая обоснованность, иначе говоря, правомерность любого поступка, любого шага, тем более в профессиональной сфере, стала основой основ и залогом успешности результата. Тут ещё есть и третий неопровержимый аргумент: незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности. Тем не менее, общая постановка проблемы ещё далека от конкретного решения. Надо было определится с приоритетами. Такими стали основы гражданского кодекса, трудовое законодательство, закон о занятости, для руководителей, бухгалтеров и будущих предпринимателей – основы налогообложения. Примерно такой правовой ликбез. Поскольку юристы нуждались в повышении квалификации, а порой и в переучивании сами, недостатка в преподавателях не было. Ведь лучший способ учиться самому – это взяться за обучение других. Вопрос состоял лишь в том, чтобы отобрать наиболее опытных и талантливых. В этом нам помогала аудитория – эрудированная и требовательная, тем более, что с первых шагов мы ввели грамотное и тактичное анкетирование.
Второй крупный блок учебных дисциплин и специализированных курсов – комплекс психологических знаний. Направление, которое явно не в фаворитах в отечественном профессиональном образовании. Между тем, страна вступала в зону социальной турбулентности, а основной состав наших учащихся – женщины, причем, сфера их жизнедеятельности – потенциально высоко конфликтна, что на работе, что в семье. Востребованными стали семинары и тренинги по предупреждению, локализации и смягчению последствий стрессов, как и релаксационные методики. Далее, по логической цепочке, естественно встает вопрос о методах экспресс-диагностики психотипа клиента и определения оптимальной методики взаимодействия с ним, психология переговорного процесса, выработка компромисса, язык жестов и невербалика в целом. После событий в Анжеро-Судженске и Прокопьевске встал вопрос о необходимости освоения основ конфликтологии. Здесь с преподавателями было сложнее, но не безнадежно. По моему глубокому убеждению в этой сфере успех определяет в равной мере как научная квалификация, так и личная предрасположенность к активному общению с людьми, словом, талант. Постепенно такие специалисты нашлись, и у нас сложилось многолетнее успешное сотрудничество.
Третье важнейшее направление, которое вполне могло бы быть и первым в силу своей актуальности – информационные технологии, попросту говоря – компьютер. А ещё точнее, какие уж там технологии, для начала – просто информационный ликбез, который для начал прошел сам, да так потом и привязался на всю жизнь к этому высокоорганизованному железу. К счастью, только в роли пользователя. Для начала – текстовый редактор, разработка простеньких документов в виртуальном варианте, далее – работа с цифровой информацией, графическими материалами, работа с периферийными устройствами, организация сетевой связи. Вершина – презентация проекта, замысла, идеи – в виде экзамена. Постепенно накопилась интересная коллекция работ выпускников, которая подогревала амбиции и желания новичков, сомневающихся после первых ознакомительных занятий в своих возможностях.
Как учить
Все это было жутко интересно и пользовалось диким спросом. Но как преодолеть главный дефект гуманитарного обучение, когда новые знания выражаются в новой терминологии, понятиях, принципах и забываются быстро и надежно от малейшего неупотребления. Кое о чем я вскользь упомянул выше: семинары-тренинги. Деловые игры, ролевые сюжеты. И как можно больше практических занятий технологического содержания. Для закрепления и методической поддержки выпускников каждого снабжали пакетом инструкций-методичек, рекомендаций и правил. В числе первых приобретений шел мощный множительный комплекс Ricoh, который полностью выработал ресурс уже в первые 4-5 лет, так что мы его не раз восстанавливали и крутили, крутили, крутили, не жалея бумаги и тонера. К счастью технический прогресс не стоял на месте, и уже в скором времени вместо бумаг стали выдавать компакт-диски CD-R и CD-RW.
Нам повезло в том, что с самого начала мы заполучили в качестве почасовиков лучших в регионе преподавателей из технического университета. А для слушателей не ограничивали время общения с техникой за пределами учебных занятий без каких-либо дополнительных платежей. Подход себя оправдал: центр быстро завоевал высокий авторитет среди конкурирующих фирм, а техника так быстро устаревала морально, что физический ресурс не успевал вырабатываться. Как результат – уже в скором времени мы перешли на вполне современное обучение бухгалтеров по нескольким вариациям программы 1С, специалистов занятости узко специализированной программе «Катарсис», начали массовое обучение безработных женщин на операторов ПЭВМ и офис-менеджеров с хорошими перспективами трудоустройства. В их услугах стали нуждаться тысячи руководителей разного ранга, у которых компьютеры в кабинете стали модой , но не включались, так как на них ещё не умели работать. Постепенно это прошло: низовое звено приобщилось за счет переобучения и прихода продвинутой молодежи, верхнее не имело такой возможности и желания,так что многие из корифеев так и остались одной ногой в прошлом веке.
Свидетельство о публикации №216121601410
90-х годов я был готов. Я защищал диплом по
цифровым технологиям. В самом начале
девяностых, в бухгалтерии горно-обогатительного
комбината, продвигал и внедрял программу 1с.
А затем преподавал в школе информатику и
вел компьютерный класс. Мне и сейчас мои
ученики передают приветы и благодарят.
Георгий Васильевич, Вы занимались очень
нужной, необходимой работой!
Скляров Анатолий Николаевич 04.01.2023 10:39 Заявить о нарушении
человека, который до тонкостей и деталей понимает суть моих метаний,
поисков и находок в самый ответственный и переломный момент жизни.
И как с нами обошлись, когда через 10 с лишним лет острота проблемы
снизилась? Из-под нас выдернули площади и сказали: «Ваша судьба нас не
интересует!» И я перешёл на вольные хлеба - прекариат. Пролетариат
умственного труда. Востребован до сих пор. В режиме онлайн)))))).
Здоровья, удачи, восстановления, закрепления - жизнь продолжается
Георгий Иванченко 04.01.2023 11:37 Заявить о нарушении