Двухместный номер

 Сюжет данного рассказа дошел до меня через третьи руки, как курьезная история. И было это так давно, что современному читателю ситуация может показаться надуманной, или вообще невероятной. Для того чтобы заверить этого молодого читателя в правдивости моего изложения, скажу, что нынешнее поколение, выросшее с интернетом, гаджетами и обменными пунктами, многое воспринимает не так как мы в те времена – когда были, как теперь принято говорить, - «непугаными идиотами».
Без нашего ведома, и в принципе без запроса, на нас (инженеров, доцентов и прочих граждан) вдруг свалился капитализм, и с этим нужно было что-то делать. Опасаясь прогадать, многие ринулись в бизнес. Начались беспорядочные контакты наших неоперившихся бизнесменов с их матерыми. Наши люди стали попадать в ситуации доселе неведомые. Опыта поездок за границу у советского человека практически не было. Тур в соседнюю Болгарию был большим событием даже для ответственных работников.
И вот за какие-то полтора года все изменилось. При НИИ и вузах начали создаваться кооперативы и малые предприятия. В бизнес попали не только вчерашние партийные функционеры и деятели торговли, но и те самые доценты с кандидатами, которые делали теперь бизнес от науки. Многим стало необходимо ездить за границу - договариваться с партнерами, посещать выставки и конференции, но уже не за государственные, а за свои кровные доллары, что по началу было особенно невыносимо.
Такая участь постигла и Иван Петровича (так назовем героя для  удобства). Новые партнеры пригласили его вместе с небольшой группой российских ученых-бизнесменов во Францию - посетить выставку, провести встречи, ознакомиться с предложениями, завести нужные контакты. Сумма для участия была не малая, и выложить ее нужно было из своего кармана. Остановиться предполагалось в весьма фешенебельном отеле, и заранее было не ясно сколько придется заплатить. При этом надо было держать марку и, например, звонить и просить разместить где-то рядом в отеле подешевле было неудобно - это могло уронить престиж новоявленного ООО при известном НИИ. Никакого интернета тогда не было, узнать расценки  номеров разного рода было невозможно. Конечно, был телефон, но это тоже было дорого – добавьте к этому языковой барьер – и полное отсутствие знания французского языка. Для того чтобы сэкономить нужна была коммуникация, а с ней-то как раз были сложности.
И вот после долгих раздумий Иван Петровичу пришла счастливая мысль - позвонить и сказать, что он и его коллега, с которым они действительно были почти приятели, хотели бы жить вместе в двухместном номере. Это, как предполагал Иван Петрович, будет если не вдвое, то как минимум, в полтора раза дешевле. А на сэкономленные деньги можно будет привести дочке джинсы, сыну жвачку, сослуживцам сувениры.
Пришлось напрячь свои знания международного языка и звонить в Париж. Благо у Иван Петровича был телефонный номер администратора, который организовывал прием делегации из Москвы на той стороне. На ломаном английском Иван Петрович объяснил, что с Петром Николаевичем они давние знакомые, что есть некоторые обстоятельства, по которым им важно находиться в одном двухместном номере, что им нужно совместно готовиться к конференции и вообще всем будет от этого удобнее. Администратор  вроде бы понял суть просьбы, однако сообщил, что места уже забронированы, и для всех заказано одноместное расселение. План рушился на глазах, но Иван Петрович не сдавался. На следующий день он позвонил своему коллеге по бизнесу и, преодолев некоторую неловкость, несколько раз извинившись, повторил свою историю и выразил сожаление в связи с тем, что администратор не смог пойти навстречу. Коллега по бизнесу проявил большее понимание и обещал похлопотать.
И вот перелет, аэропорт, первые яркие впечатления от парижских улиц позади - наших бизнесменов привезли в отель. Иван Петрович с Петром Николаевичем (как участники тайного сговора) держались парой.  Все получали ключи на ресепшн, а к Иван Петровичу с Петром Николаевичем подошел портье и предложил показать им их номер. Багаж наверх понес бой, а советские ученые-бизнесмены в сопровождении портье пошли налегке. Номер был великолепен: огромные окна с тяжелыми шторами, ваза с фруктами на прикроватном столике и необъятная двуспальная кровать.
Ученые кивали, улыбались и благодарили. Конечно, некоторое неудобство сулила хоть и огромная но неразделяемая кровать, однако ради маячившей экономии наши граждане были согласны и на большие лишения. Конференция прошла успешно, деловые встречи оказались продуктивными, пришел день выписываться из гостиницы и платить по счетам.
Наша делегация опять собралась на ресепшн, все получили счета – и тут открылось недоразумение. У Иван Петровича и Петра Николаевича счет за двухместное проживание оказался примерно вдвое дороже, чем если бы они жили по отдельности. До последнего надеясь, что это ошибка, Иван Петрович разыскал администратора, того самого, с которым когда-то разговаривал по телефону из Москвы. Иван Петрович уже хотел предъявить претензии, но администратор опередил его любезной фразой «Месье, мы вошли в Ваше положение, сделали для вас и Вашего друга все возможное, надеюсь вы приятно провели время!».


Рецензии