Свиток и сапог. Глава 83

1. В этой главе мы продолжаем анализ событий жизни Давида
в связи с различными шагами основного алгоритма идентичности. Текст 22 й главы первой книги Царств, который я привожу ниже, рассказывает о развитии конфликта между царем Саулом и преследуемым им его бывшим приближенным.

1. И вышел Давид оттуда и убежал в пещеру Одолламскую, и услышали братья его и весь дом отца его и пришли к нему туда.
2 И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними; и было с ним около четырехсот человек.
3 Оттуда пошел Давид в Массифу Моавитскую и сказал царю Моавитскому: пусть отец мой и мать моя побудут у вас, доколе я не узнаю, что сделает со мною Бог.
4 И привел их к царю Моавитскому, и жили они у него все время, доколе Давид был в оном убежище.
5 Но пророк Гад сказал Давиду: не оставайся в этом убежище, но ступай, иди в землю Иудину. И пошел Давид и пришел в лес Херет.
6 И услышал Саул, что Давид появился и люди, бывшие с ним. Саул сидел тогда в Гиве под дубом на горе, с копьем в руке, и все слуги его окружали его.
7 И сказал Саул слугам своим, окружавшим его: послушайте, сыны Вениаминовы, неужели всем вам даст сын Иессея поля и виноградники и всех вас поставит тысяченачальниками и сотниками,
8 что вы все сговорились против меня, и никто не открыл мне, когда сын мой вступил в дружбу с сыном Иессея, и никто из вас не пожалел о мне и не открыл мне, что сын мой возбудил против меня раба моего строить мне ковы, как это ныне видно?
9 И отвечал Доик Идумеянин, стоявший со слугами Сауловыми, и сказал: я видел, как сын Иессея приходил в Номву к Ахимелеху, сыну Ахитува,
10 и тот вопросил о нем Господа, и дал ему продовольствие, и меч Голиафа Филистимлянина отдал ему.
11 И послал царь призвать Ахимелеха, сына Ахитувова, священника, и весь дом отца его, священников, что в Номве; и пришли они все к царю.
12 И сказал Саул: послушай, сын Ахитува. И тот отвечал: вот я, господин мой.
13 И сказал ему Саул: для чего вы сговорились против меня, ты и сын Иессея, что ты дал ему хлебы и меч и вопросил о нем Бога, чтоб он восстал против меня и строил мне ковы, как это ныне видно?
14 И отвечал Ахимелех царю и сказал: кто из всех рабов твоих верен как Давид? он и зять царя, и исполнитель повелений твоих, и почтен в доме твоем.
15 Теперь ли я стал вопрошать для него Бога? Нет, не обвиняй в этом, царь, раба твоего и весь дом отца моего, ибо во всем этом деле не знает раб твой ни малого, ни великого.
16 И сказал царь: ты должен умереть, Ахимелех, ты и весь дом отца твоего.
17 И сказал царь телохранителям, стоявшим при нем: ступайте, умертвите священников Господних, ибо и их рука с Давидом, и они знали, что он убежал, и не открыли мне. Но слуги царя не хотели поднять рук своих на убиение священников Господних.
18 И сказал царь Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод;
19 и Номву, город священников, поразил мечом; и мужчин и женщин, и юношей и младенцев, и волов и ослов и овец поразил мечом.
20 Спасся один только сын Ахимелеха, сына Ахитува, по имени Авиафар, и убежал к Давиду.
21 И рассказал Авиафар Давиду, что Саул умертвил священников Господних.
22 И сказал Давид Авиафару: я знал в тот день, когда там был Доик Идумеянин, что он непременно донесет Саулу; я виновен во всех душах дома отца твоего;
23 останься у меня, не бойся, ибо кто будет искать моей души, будет искать и твоей души; ты будешь у меня под охранением.

2. Посмотрим на структуру этого текста с точки зрения матричного анализа. Царь Саул в этом эпизоде использует три парадигмы идентичности для внутреннего обоснования наказать смертью священников Номвы, которые осмелились предоставить пристанище и продовольствие Давиду. Во первых это неономика AGD, основная горизонтальная парадигма политического антагонизма: Давид (контекстное поле "чужих" Е) это соперник в борьбе за власть и поэтому все поддерживающие его должны быть уничтожены в рамках фрагментономики GED, нижней, разрушительной половины неономики. Характерно, что о верхней половине неономики, о трансформаномике GAE с ее темами справедливости и внутреннего преобразования речи вообще не идет. Царю Саулу абсолютно не важно насколько справедливо или несправедливо то, что делает Давид или же он сам. Он не задается этими вопросами: все сторонники Давида, по его мнению вошли с ним в сговор по корыстным соображениям, ради будущих наград. Иными словами перед нами не неономика в собственном смысле слова, а именно фрагментономика.

3. Вторая парадигма которой пользуется Саул это парадигма авторитарной вертикальной абсолютной власти архономика FHD: сочувствующие мятежникам священники должны по его мнению уничтожены, их религиозный сан и статус в обществе не имеют значения. Орудием этого авторитарного деспотизма выступает чужеземный слуга царя Доик Идумеянин.

4. Архономика имеет общую распорядительную линию FD с параномикой BFD, парадигмой противозаконного использования политической власти (центральное контекстное поле субъекта власти F) в личных целях (правое верхнее проксимономное поле конкретных жизненных форм В). Проксимономика НСВ и есть главная мотивационная парадигма царя Саула: судя по его словам,(в 20й главе первой Книги Царств, которые я цитирую в прошлой главе) сказанным сыну Ионафану, когда тот пытался убедить отца, что Давид невиновен и его убийство противоречит справедливости А, царь убедил себя что вне зависимости от присутствия вины слишком популярный придворный представляет опасность для династии и поэтому должен быть ликвидирован.

5. Не исключено, что особый гнев царя на священников был связан с тем фактом, что они дали Давиду и его спутникам хлеб предназначенный в жертву Богу (1 Царств 21)и дело здесь было не только и не столько в утолении голода, сколько в том, что такая трапеза носила ритуальный характер (это ясно и из текста 21й главы где священник обсуждает с Давидом вопрос о ритуальной чистоте его дружинников) и тем самым равнялась попытке символического создания альтернативной проксимономной НСВ династической сферы. Характерен гнев царя в цитированном в прошлой главе тексте 20й главы, когда царь обнаруживает отказ Давида продолжать участвовать в ритуальных трапезах самого Саула.

6. Когда Давид и его люди ели освященный хлеб в Номве (1 Царств 21)это означало создание независимой от Саула альтернативной политико-религиозной общины под руководством Давида.Это событие (на которое кстати говоря прямо ссылается Иисус в одном из евангельских эпизодов) можно сравнить с тайной вечерей, во время которой Иисус дает своим ученикам благословленные им хлеб и вино как символ создания единой проксимономной общины церкви. Этот поступок соответствует восьмому усваивающему шагу НС основного алгоритма идентичности в описании этого алгоритма в 18 псалме где в 12 стихе говорится о том, что суды Господни "слаще меда", усвоение содержания божественных слов,написанных в свитке, который пророку предлагают съесть, встречается и в книге Иезекииля (3:3).

7. Таким образом восьмой шаг НС алгоритма идентичности вместе с предшествующим седьмым оценочным ЕН и следующим за ним девятым HG избирательным (он совпадает по контуру с избирательной/элективной угловой диагональю матрицы идентичности)оказывается очень важным. Эти шаги и их разнообразные тематизации внутри различных парадигм идентичности определяют непосредственный социальный и культурный контекст в рамках которого человек действует и взаимодействует с другими людьми.

8. Восьмой шаг может быть тематизирован не только внутри проксимономики. Его геометрический контур HC в матрице входит в состав нескольких других парадигм. Наиболее значимыми из них в данном контексте являются прециономика ЕНС и эйдономика АНС.

9. Использование прециономики ЕНС(от латинского слова pretium цена)как основной тематизации предшествующего седьмого оценочного шага ЕН основного алгоритма идентичности подразумевается самим описанием этого шага в тексте 18 псалма (стих 11)где говорится о том, что суды Господни "вожделеннее" (так в синодальном переводе, другие возможные варианты перевода: милее, прекраснее и т. д. ) золота.

10. Аналогичное по смыслу прециономное понимание седьмого шага ЕН можно отметить в притче Иисуса о сокровище, скрытом в поле, и о купце, ищущем хороших жемчужин, который, найдя одну прекрасную жемчужину, продает все что имеет и покупает эту жемчужину.

11. В описании восьмого усваивающего шага HC алгоритма в тексте 18 го псалма (стих 12) используются вкусовые ассоциации: суждения Господни "слаще меда" (mtukim mi'dvash). С этим можно сравнить свидетельство Иезекииля (3:3)о том, что свиток, который "сын человеческий" предложил ему сьесть "был во рту, как мед по сладости" (евр. v'iehi b'pi k'dvash l'matok)

12. Как мы знаем, вкус до известной степени определяется потребностями организма, внутри одной и той же вкусовой категории субьективно воспринимаемая сладость (если она не является чрезмерной, приторной) в какой то мере зависит от того, насколько данное сьедобное вещество/раствор востребованы организмом, то есть способствуют его интеграции и нуждам внутри эйдетического единства, которым этот организм является по определению, насколько это физическое и духовное единство еще не разрушено болезнями, и вкус не испорчен злоупотреблениями, связанными с пристрастием к удовольствиям и разгульным поведением.

13. Эйдономика АНС (от греческого слова эйдос образ, идея)вместе со смежной парадигмой идентичности сюнейдономикой АGC(от греческого слова сюнейдесис совесть) образуют динамический эйдетический цикл (который я подробно проанализировал в 74й главе на материале первого псалма, где мы обсуждали первый систематизационный СА шаг алгоритма идентичности и его тематизации), и наряду с проксимономикой НСВ(о ней см. выше) являются важнейшими возможными тематизациями восьмого HC и девятого избирательного/сохраняющего HG шагов основного алгоритма идентичности.

14. Но в отличие от первого псалма ориентированный на взаимодействие отдельной личности С с принципами истины и справедливости (контекстное поле общих принципов А в верхнем левом углу матричного квадрата) эйдетический цикл в динамике действий Давида,описанных в 20-24 главах первой Книги Царств выступает не сам по себе, а во взаимодействии с другой важной парадигмой идентичности, тематизирующей всю нижнюю репрезентационную горизонталь матрицы DC (= DH+HC)и связанный с восьмым и девятым шагом правый нижний угол НСG матричного квадрата.

15. Этой парадигмой является коллектономика DCG Давида, противопоставленная по смыслу и геометрическому положению внутри нижней дианомной половины DCGE матричного квадрата разрушительной фрагментономике GED Саула (о ней см. выше).

16. Проксимономике и архономике Саула с их вертикальной авторитарностью и инструментальным политическим эгоизмом и цинизмом Давид, как в силу логики своего тяжелого положения, так и в силу своей более открытой, харизматической и религиозно ориентированной личности смог противопоставить нечто совершенно иное, а именно горизонтальную коллектономную парадигму, в которой находили выражение социальная солидарность угнетенных и их стремление к справедливости (интегрированное с религиозными принципами в рамках эйдетического цикла, который в своей нижней части HCG совпадал с коллектономикой).

17. О том, что значительную часть собравшегося вокруг Давида в это время отряда, численностью в четыреста человек, составляли не только его проксимономные родственники, но и пострадавшие от неравенства и социальной несправедливости люди мы имеем краткое, но вполне ясное свидетельство нашего источника, 22й главы первой Книги Царств: " И собрались к нему все притесненные и все должники и все огорченные душею, и сделался он начальником над ними" (стих 2 см. выше).

18. Идейное содержание коллектономной и эйдетической динамики идентичности, свойственной тому социальному движению,которое в это время возглавил Давид, вполне могло бы соответствовать описанию праведного поведения в тексте 14го псалма. Вот его текст в синодальном переводе.

1. Псалом Давида. Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей?
2. Тот, кто ходит непорочно и делает правду, и говорит истину в сердце своем;
3. кто не клевещет языком своим, не делает искреннему своему зла и не принимает поношения на ближнего своего
4. тот, в глазах которого презрен отверженный, но который боящихся Господа славит; кто клянется, хотя бы злому, и не изменяет;
5. кто серебра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного. Поступающий так не поколеблется вовек.
(Пс 14:1-5)

19. Но на практике, как это обычно и бывает с революционными партизанскими движениями, Давид и его люди должны были жить за счет местного населения, которое они не только защищали от набегов соседних народов, но и обкладывали неформальной данью. А это значит, что искушение взять с населения больше, чем оно готово было дать (в особенности если речь шла о богатой верхушке общества), всегда было достаточно сильным. Описанная в 25й главе первой Книги Царств история с негативно настроенным по отношению к повстанцам богачом Навалом и его женой Авигеей дает хорошее представление об этом аспекте ситуации.

20 В терминах матричного анализа это означало, что коллектономное и сюнейдономное движение Давида постоянно находилось в ситуации, когда было необходимо сдерживать людей от искушения воспользоваться силой для ограбления населения и отмщения за личные обиды. Поддавшись такому искушению повстанцы не только изменили бы своим принципам, и превратились бы  в адверсономную CGF банду, но и потеряли бы всякое уважение и поддержку со стороны населения, что для маленького отряда было бы политическим самоубийством. Поэтому следование  религиозным заповедям хотя бы в общих чертах и проявление выдержки и самодисциплины было для Давида и его людей не только религиозной, но и политической необходимостью. Не случайно в той же 25й главе Первой Книги Царств Давид благодарит Бога (25:39-40)за то что Он "удержал"  (евр. hasakh)его от того, чтобы лично отомстить Навалу за нанесенное ему оскорбление.

21. О таком выдержанном, дисциплинированном сохраняемыми и сохраняющими религиозными заповедями поведении идет речь в девятом сохраняющем шаге HG и десятом соблюдающем шаге GE (где речь идет о поведении "своих" G по отношению к "чужим" Е) основного алгоритма идентичности, описанных в 12м стихе восемнадцатого псалма: " И раб твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда" (евр. текст gam  avdekha nizhar bahem b'shomram eqev rav). Слово eqev, которое в синодальном тексте переводится как "награда", значит скорее последствия или результаты. Но о каких же результатах здесь идет речь? Что именно предполагается здесь логикой алгоритма идентичности внутри социальной динамики данной конкретной исторической ситуации? Мы постараемся найти ответ на эти вопросы в следующей 84й главе.


Рецензии