Интервью... 12 ноября 2014 года
Наш башкирский Голливуд
Голливуд в Башкортостане
Возможно, он скоро появится
Режиссёр размышляет о прошлом и настоящем республиканского кино. Есть ли у него будущее? Наш собеседник в этом плане оптимист.
Горбачёв давал «добро»
- Ренат Хаматович, говорят вы один из отцов-основателей нашего регионального кинематографа.
- Это чересчур, но лепту определенную со своими коллегами внёс.
- Какую?
- Как кинодокументалист стал работать в Башкортостане в начале 80-х годов прошлого века. Снял за этот период ряд фильмов, которые демонстрировались по ЦТ и за рубежом. Это: «На земле Салавата» и другие; автор сценариев фильма «Сарматские сокровища», - об уникальной находке башкирских археологов, - и фильма «Точка отсчёта – Когалым»; снял полнометражный документально-публицистический фильм «Чужой беды не бывает», о трагедии близ Улу-Теляка в 1989 году. Там мы были первыми. Брали интервью у Михаила Горбачёва. Он, кстати, потом дал «добро» на всесоюзный показ.
- Говорят, благодаря вашей работе люди находили своих погибших родственников?
- Мы с коллегами отсняли тысячи метров. Сохранили в фильмотеке. Да, обращались родственники, чтобы просмотреть её. В нескольких случаях находили благодаря нашему материалу своих близких.
- А есть в вашем послужном списке то, что называют творческой удачей?
- Работа с Народным поэтом Республики Мустаем Каримом. Встречался с ним на двух картинах. Последний раз как автор сценария и режиссер фильма о нём незадолго до его ухода в мир иной. Снимал к юбилею народного поэта, в том числе и для телеканала «Культура». Помню, в первом фильме его притча в Прологе не укладывалась в заданные 17 секунд. Попросил его сократить, пообещав согласовать. Он ответил: «Ладно, посмотрю готовый вариант». А увидев его, рассказал мне другую притчу. Один человек поймал лебедя: «Какой-то ты несуразный». Голову открутил, лапы торчат, оторвал. Крылья оторвал: «Сейчас вроде ничего. А теперь лети!» Это он мое сокращение имел в виду. Пришлось объяснять, что литературное произведение можно выразить словами, а в кино работает образ и жёсткие временные рамки. С Мустаем Каримом сняли более 20 часов видео. Кассеты, странным образом, пропали, но стенограмма сохранилась! Своего рода обращение к потомкам! Он тогда говорил: «Всё не вставляй. А потом, лет через 20…»
- А о чём он размышлял?
- О разных вещах. О жизни, любви и творчестве… о ныне известных политиках, писателях и общественных деятелях. Развернулся с совершенно другой стороны. Говорил: «У Толстого была своя Поляна, у меня своя, на неё и уйду». Чувствовал, что скоро покинет нас, хотел донести недосказанное до ныне живущих. Говорил, что очень любит Гёте. Я, после этих слов, начал внимательней его читать. Более того, узнал, что величайший немецкий поэт и мыслитель был покорён Кораном… Помните у А.С.Пушкина «Подражания Корану: - …Он милосерд: он Магомету Открыл сияющий Коран.Да притечём и мы ко свету, И да падёт с очей туман». Комиссия под руководством шейха, доктора Абдулькадира ас Суфи за глубокое знание священных текстов признала Иоганна Вольфганга фон Гёте мусульманином. А, в 1814, в годину наполеоновских войн, в Веймаре, Гёте обедал с командиром расквартированного в городе башкирского полка. Как он пишет башкирский принц подарил поэту лук и стрелы. Сейчас многие занимаются его поисками. С каких краёв он был… Возможно, из Салаватского, ныне, района.
- Вот ещё одна тема для фильма… Трудно оставаться беспристрастным в профессии?
- Судите сами. В годы перестройки за создание художественно-публицистического полнометражного фильма «Хадия», о трагической судьбе писательницы Хадии Давлетшиной, выдвигался на соискание государственной премии имени Салавата Юлаева. К сожалению, непростая, мягко говоря, ситуация и нездоровый ажиотаж вокруг фильма привели меня на больничную койку кардиодиспансера. Картина начинается с показа судебного заседания, где рассказывается о том, как у матери, после смерти Хадии Давлетшиной, известный писатель забрал архив писательницы, в том числе и рукопись повести «Мурадым», которую издал впоследствии под своим именем. Сторонники его меня обвиняли, мол, я их соплеменника «плохо» показал. Другие в том, что он у меня недостаточно «плохой».
Киностудия? Зачем?
- Время такое было – парад суверенитетов. Но, наверно, появление национальных республик способствовало развитию своего кинематографа. Хотели чтобы было всё своё. Не только флаг и гимн.
- Начало было многообещающим. В начале 90-х при поддержке Гостелерадио Башкортостана и Гостелерадио СССР мы создали объединение «Баштелефильм» с собственной технической базой. Тогда же началось внедрение видеомагнитной ленты. Но нам удалось сохранить уникальную фильмотеку, собранную энтузиастами кино в течение десятков лет! Приумножили её документальными кинокадрами, из истории нашей республики, отобранными в госархиве кино и фотодокументов СССР. Ведь и сегодня профессиональные кинематографисты стараются снимать на плёнку. Видео и «цифра» фиксирует лишь то, что мы видим в окно. Киноплёнка создаёт уникальную атмосферу, создаёт эффект проникновения внутрь. Но случилась трагедия. Фильмотечный архив затопило… А в Москве один большой теленачальник решил сэкономить, распорядившись перевести фильмопроизводство с киноплёнки на видео. Кино у нас, тогда, на этом, почти закончилось.
- Помню и киностудия тогда у нас со скрипом создавалась.
- Были чиновники, которые заявляли: «Зачем нам киностудия в Башкортостане?» Инициаторами её создания, равно как и Союза кинематографистов Башкортостана, были энтузиасты операторы Гильван Амиров, Ильдус Галиуллин, Леонид Мешков, кинорежиссер Амир Абдразаков, отец знаменитых оперных певцов, Аскара и Ильдара. Но начальники отмахивались, мне, например, говорили: «Ты же работаешь, известный. Зачем тебе киностудия?» Поэтому кино я здесь снимал, а на обработку материал возил в Москву. А тем временем в Татарстане, Екатеринбурге развивались мощные студии с хорошей базой, персоналом.
- А сейчас как?
- Когда киностудию всё же создали, она ютилась, вначале, в старых зданиях и полуразрушенных корпусах бывшего завода. В следующем году исполнится 25 лет со дня основания киностудии «Башкортостан. А сегодня ей выделили просторные помещения для производства и творческого состава. Съёмочный павильон площадью около 1000 кв. метров располагается на уфимской улице Летчиков, в Затоне. В нем имеется современное киносъемочное и осветительное оборудование и павильон трансформируется хоть под игровое, хоть под научно-популярное кино. Мечта башкирских кинематографистов о собственном съемочном павильоне осуществилась благодаря гранту Президента Башкортостана — средства пошли на проведение Международного фестиваля национального и этнического кино «Акбузат», а также создание условий для кинопроизводства.
Во время презентации нового павильона будут показаны анимационные фильмы киностудии «Башкортостан» и трейлер нового художественного фильма «Пусть ветер унесет мои слова». Это большой прорыв.
- А почему наши кинематографисты тогда не дерзают. Где башкирский Голливуд?
- Есть у нас таланты, известны не только в России, но и в мире. Фестивальные работы их можно увидеть с 27 по 29 ноября в кинотеатре «Родина» и в доме Актёра. Просмотр фильмов бесплатный. В эти дни в Уфе впервые пройдет Международный кинофестиваль национального и этнического кино «Акбузат». Представлены более 200 работ кинематографистов из Латвии, Казахстана, Киргизии, Белоруссии, Азербайджана, Монголии, Армении, Кубы, Ирана, Ирака, естественно из регионов России и Башкортостана. Республике повезло в своё время. Наши ребята учились в Москве, во ВГИКе, и в Санкт-Петербурге, - у хороших мастеров. Уровень высокий. «Ааа, это башкирский фильм», такого уже нет сегодня. Картины хорошо сделаны - на серьёзном уровне. И будущее у нашего кино, - в том числе и мультипликационного, - уверен, есть. В Башкирии большой запас культурного наследия, а это огромный плюс.
- Но сами то ушли из профессии?
- Почему? Работаю сегодня специалистом по связям с общественностью санатория «Янган-Тау» и продолжаю заниматься режиссёрской, сценарной и литературной работой. Снял к 75-летнему юбилею курорта научно-познавательный, ещё один из трёх, фильм о чудотворной горе Янгантау - из её недр постоянно выделяются целебные горячие пары и газы. И более 100 видеоочерков о бальнеоклиматическом низкогорном санатории "Янган-Тау", который славится высокой эффективностью лечения, европейским комфортом и качеством обслуживания гостей всемирно известной уникальной здравницы".
Алексей ШУШПАНОВ
ВРЕЗ: Кино из Башкирии известно в мире
Досье: Ренат Нуруллин, родился 4 сентября 1949 года. С 1978 году на Киевской киностудии научно-популярных фильмов работал художником-мультипликатором, режиссёром, - принимал участие в создании технических и научно-популярных фильмов. В 1981 году окончил с отличием кинофакультет Киевского госинститута театрального искусства. Вернулся на малую родину. Активно занимается в Башкортостане тележурналистикой и кинорежиссурой. Член Союза журналистов и Союза кинематографистов России, член Гильдии кинорежиссёров России.
Свидетельство о публикации №216121600252