Изобразительное живословотворение русской истории

        «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ  ЖИВОСЛОВОТВОРЕНИЕ  РУССКОЙ  ИСТОРИИ»
Художественная выставка в Государственном музее – гуманитарном центре «ПРЕОДОЛЕНИЕ»  имени Н.А.Островского  «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В ЛИЦАХ»   проекта Маргариты СЮРИНОЙ «Портрет Российской Словесности» – «Русская литература и Крым»
Москва, Тверская ул. д.14, (м.»Пушкинская и «Чеховская» )
7 декабря   2016 года.
    Художественная выставка в Государственном музее - гуманитарном центре «ПРЕОДОЛЕНИЕ» им. Н.А, Островского  по проекту Маргариты Сюриной «Портрет Российской  Словесности»  в этом году  уже вторая по счёту.   Она и на этот раз, как и первая  (состоявшаяся 16 ноября  2016 года  в Доме-музее Марины Цветаевой),  сразу же  подтвердила собой  свою  особую  социокультурную значимость.   
     В декабре 2016 года мы отмечали  250-летие великого  историографа и литератора Николая  Михайловича Карамзина (1766-1826).   Взгляд Карамзина на историческую память и беспамятство, напрямую связанный с глубиной и широтой (или узостью) наших знаний о прошлом, очень актуален и сегодня. 
      Все прошлые юбилеи Карамзина  предшествовали  большим потрясениям. Столетие со дня  его рождения (1866) пришлось на реформы Царя-освободителя Александра II и на начало революционного террора в России.  150-летие (1916 год) выпало  на второй год мировой бойни  и канун  революции (второй  по счёту  великой русской Смуты).
     200-летие (1966) отмечалось в СССР узким кругом  историков в  условиях идейного  противостояния Большому Западу и Великому  Востоку, в надежде очеловечить «реальный  коммунизм» и сделать мир  лучше.   в  духе  идеального проекта   историографа  Карамзина по нравственному обновлению самодержавия. Чему  канун   2016-й  – мы скоро узнаем. А пока  нам можно только гадать, и гадая, анализировать: «Что год  грядущий нам готовит?». И конечно же надеяться,  как и Карамзин  205 лет назад только в лучшее: «Вижу опасность, но ещё не вижу погибели! Если Государь будет осторожен в новых реформах, думая более о людях, нежели о формах, дороговизна уменьшится, волнения утихнут,  неудовольствия  исчезнут, ход вещей сделается правильным, постоянным; новое и старое сольются в одно… Увидим ясное небо над Европой…» («Записка о древней и новой России», 1811)      
        Частично    нам в этом поможет  разобраться   художественная выставка «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО В ЛИЦАХ» проекта Маргариты Сюриной. Именно она, как художник-портретист,  как  главный идеолог и  непосредственный конструктор  проекта «Портрет Российской Словесности»,  объединила под одной поэтической крышей близких по уму и сердцу мастеров пера и кисти в некий духовно-творческий интеллектуальный  союз.   В этом тесном  союзе художников-поэтов  священное и созидательное Слово  преобразуется через творческий труд души  в Образ, где общий универсальный язык человечной культуры и вещее Слово вместе с художником превращает  социокультурные, литературные события в шедевры изобразительного искусства.  Здесь снова перед нами  возникают  образы мастеров великого русского Слова, связанных в одно целое  с духовным понятием «преодоление», с нашей культурно-исторической Памятью, с отеческой   человечностью и природным альтруизмом. И  совершенно не случайно, что   данный проект Маргариты Сютиной проводится  накануне грядущих в стране  перемен,  очередных «затмений ума» в министерстве просвещения и  «мнимого исправления дорог» в стране, история которой,  по словам Карамзина, «не терпит оптимизма». Грядёт 100-летие  Великой русской революции, с которой начался  ещё один, после реформ царя-реформатора и лютого  самодержца Петра I, «великий перелом славянской души»,  а  с ним и стремительная утрата  нами в ХХ веке  остатков человечности. Об этом, об  идее нашего историографа-романтика  Карамзина, который всегда хотел невозможного – обновить нравственно самодержавие и смягчить его свирепость, об утрате многими из нас смысла и смысла истории, об утрате  исторической наукой  статуса  науки о будущем. Весьма убедительно говорил на открытии выставки  наш замечательный поэт Константин Кедров: «Историограф и блистательный беллетрист Карамзин изначально отвергал  развлекательную функцию истории, но и не  предлагал провести  между историей и  исторической беллетристикой, «демаркационную линию»,зарождающуюся    историческую  живопись, графику и роман он считал необходимым сегментом исторического просвещения и пропаганды исторических знаний. Для этого, по словам Карамзина, нужен только ум, вкус, талант. Можно выбрать сюжет, одушевить, раскрасить и читатель-зритель удивится, изумится. И если советские писатели в прошлом веке были  инженерами человеческих душ, то историки подобные Карамзину  в наше время  могут претендовать  на звание лекарей этих самых душ»  Сегодня  распад человечности в людях продолжается, и только высокое искусство – поэзия, музыка и живопись,–  способны остановить этот распад. Только все 9  муз   способны ещё сохранить в людях  творческое и созидательное  начало и человечность. Только высокое искусство  и культура,  только они способны сплотить нашу молодёжь в духе патриотизма и укрепить многонациональное единство на всём евразийском, постсоветском пространстве.  Эта выставка  уже сумела объединить в одну творческую просветительскую команду, инициативную группу, многих деятелей культуры, науки и образования, общественных деятелей, активистов ветеранских и молодёжных организаций, которым есть что сказать нового  в  сфере молодёжной политики и  в свете  идеологии будущего и благотворно повлиять на молодые  умы.  В ходе некой   культорологической эстафеты, от  картины к картине,    от сердца к  сердцу – таков  волшебный    путь зрителя    к образу     совершенного Человека, к славным предкам-демиургам, ко всему вселенскому «Небесному воинству» Людмилы Чибисовой, к «Знамению» и «Спасу Нерукотворному»  заслуженного художника  Российской Федерации  Николая Чибисова. Здесь мастера кисти, пера и резца   позволяют  нам обретаться  в двух параллельных мирах – в реальном и в зеркально  отображенном воображением  художника. И порой в  мире,  его иконописной «обратной перспективой»  субкультура  постылой повседневности   под кистью художника  становится  высокой культурой Ренессанса. Между эпохами возникают пространственно-временные мостики и переправы.свои пейзажи видения и тени таких  «далёких-близких» предков на потертом плюше старых кресел или в отражении оконного стекла на фоне ночи. Есть что-то магическое и даже мистическое в этой художественной   выставке в стенах  Дома великого Преодоления. Здесь  в душе  зрителя  невольно  возникает  чувство нездешней радости и светлой печали. И порой даже самые светлые полотна порождают у нас самые противоречивые чувства и состояния. Какая благодать окутывает  душу, когда   любуешься  прекрасными,  как  дивный сон крымскими пейзажами Геннадия Севостьянова, Валерия Рябовола, Татьяны Гореловой,  Виктории Афонской – как прекрасен и благодатен этот мир! И как хорошо родиться на свет, счастливо жить, быть  в нём  творцом, художником, поэтом, музыкантом. Но вскоре восторг сменяется глубокой печалью и  меркнут. гаснут  перед глазами дивные крымские пейзажи в тревожных сумерках «Смуты Московской Руси» Валерия Рябовола, а над  красотами Крыма 1918 года  и домом Макса Волошина встает «Солнце  мёртвых» русского писателя Ивана Шмелёва. Боже, как страшно быть  в этом мире музыкантом, художником и поэтом! Какая боль! Какая беда! Родиться не для песен сладких и молитв. А стать жертвой лютых социальных битв. Умереть  от голода на глазах у сытых, успешных  и довольных собой. Родиться, чтобы в расцвете сил по своей воле  висеть в петле  в каком-то городе с названием похожим на ругательство – Елагуба. Мир страшен и мир прекрасен. И перед нами две дороги, два пути, две идеологии будущего. Одна – это идеология человечности,  созидательного, мирного, эволюционного  развития.  Другая, нам давно известная  в свете ожидания грядущих испытаний и «великих  переломов», – идеология  мобилизационная, алармическая, тревожная и патриотично  экзальтированная. Сегодня нам ближе  всего и понятней  идеология  эволюционного развития. Вот почему  художественный проект  Сюриной  сам по себе уже  немыслим  без развития, и оно наблюдается нами от выставки к выставке на самом  высоком эзотерическом и даже на психо-энергетическом  уровне. Между многими портретами разных авторов возникает  «незримое очами» энергетическое напряжение, таинственный  «нездешний отсвет», о котором писал когда-то давно философ-мистик и поэт  Владимир Соловьёв.  Между  портретами деятелей русской культуры чётко прослеживается  смысловая, идейная и духовная связь,  сами по себе  возникают поэтические «портреты-тандемы». Вот они перед нами, расположенные  на значительном  расстоянии  друг от друга, они  тесно связанны между собой эмпирически  и идейно.  Такой же духовно-нравственный  мостик между разными мирами и эпохами  представлен  и  портретной живописью  Павла Борисова, члена Союза журналистов   и Творческого  Союза Художников России.   Между портретом тонкого  знатока  поэтики древнерусской литературы «Академика Дмитрия Лихачёва» (Холст, масло. 90х93) и  портретом  русско-американского писателя  Владимира Набокова. Один известен нам  своим огромным вкладом в изучение  духовной культуры  древней Руси, а другой  – как англоязычный  писатель и переводчик, переведший на английский язык «Слово о полку Игореве» и «Евгения Онегина» А.С.Пушкина.  Как  главная опора   моста между двумя  культурными   континентами,  стоит  портрет первого русского языковеда и создателя русской оды высокого гражданского звучания Михайло Ломоносова.         Точно такой же связующей, культурно-исторической   опорой  является  и  портрет писателя-диагноста, доктора  Чехова.   Он как честный свидетель своей эпохи,    стоит. Как строгий судия    между двумя веками – между  веком  баснописца Крылова и новым веком  режиссера МХАТа  Станиславского. Связь  времён, эпох и поколений.   У  всех художников-портретистов  здесь представленных, ярко выражено  острое видение прошлого и настоящего. Образ каждого писателя проявляется стараниями  художника-портретиста   из его идей, воззрений и поступков. Здесь художник, поэт и философ идут рядом по общей лунной дорожке в Вечность.
       Пусть трудятся вечно поэты, пусть трудится вечно душа!
       Розы родятся из крови, из слёз анемон вырастает,
       Кристалл изумруда растёт под землёй, не спеша…
       А из душ человечьих  стихи как птенцы вылетают
       И взмывают  в лазурь, где теснятся знакомые лица….
          «Портрет Д.С.Лихачёва» работы Павла Борисова  и портрет А.А.Зиновьева Раисы Арефьевой. «Портрет  Савелия Ямщикова», кисти  Юрия Землянухина,   члена Московского союза художников  и «Портрет Владимира Даля»    заслуженного художника России и действительного члена Академии  Российской словесности Леонида Козлова.   «Портрет Александра Солженицына»  работы члена-корреспондента Международной Академии Культуры и Искусства  Маргариты Тюриной и «Портрет поэта  Дмитрия Кедрина» работы члена  Союза художников России, лауреата премии им. Дмитрия Кедрина Раисы Арефьевой.   «Портрет писателя  Юрия Полякова»  работы заслуженного художника РФ Геннадия Животова и двойной портрет  «Два гения. Врубель и Лермонтов» (Холст, масло. 100х100)  члена  Союза художников России Игоря Хамраева…    Здесь явно  прослеживаются  идеи  по собиранию,   сбережению и хранению духовного наследия древней Руси, её  культуры и языка, церковно славянского и  живого великорусского. Здесь в краске, в дереве и   бронзе отображена  эстафета ярой борьбы со злом и тотальном насилием   в  форме отрытого,  жестокого  поединка с черными ордами  Тьмы и  в формате  «мягкой силы» в поисках новой идеологии  Будущего. И  если   писатель Александр   Солженицын  на  портрете Сюриной предстаёт перед нами,  как явный и непримиримый борец  с тотальным  насилием,  как   гневный  библейский пророк-обличитель  Исайя,  то поэт Дмитрий Кедрин на холсте Арефьевой  – как очередная жертва  тоталитаризма.    Весьма заметно  некоторое сходство в состоянии  внутреннего духа и воли к борьбе между   скульптурным изображением Моисея Микеланджело и «Портретом Александра Солженицын» Маргариты Сюриной. Тот же героический  поворот головы и  смелый взгляд, устремлённый в грядущее, далеко за «горизонт событий» над холмами пространства-времени. Тот же вызов  тотальному  насилию  пещерных антропофагов прошлого и настоящего, то же стремление  сделать мир  лучше и  человечнее по скрижалям Бога и по заветам пророков. Портрет  Александра Солженицына знаменует  собой начало неравной, но победоносной войны человечного интеллекта со слепым тотальным злом и животным  насилием над  мыслящей личностью. Именно этот писатель и пророк, борец за  Правду и Справедливость всей своей героической жизнью  и неустанной творческой деятельностью  доказал  всю силу и бессилие  зла,  поведал всему миру, что  люди при желании могут  не только ослабить  насилие, но и обуздать, укротить  его. Совершено в  ином, но  в глубоко  человечном и духовно житийном плане  выглядит  поэт Дмитрий Кедрин на холсте  Раисы Арефьевой.  Перед нами нежный, одинокий  клён  в ожидании  прихода на  лесную делянку  плановых  по разнарядке лесорубов.   Последняя  сакральная жертва сталинского режима  накануне своего  заклания. «Нежный, хрупкий цветок», советский  романтик 30-х годов прошлого века, «интеллигент-очкарик», газетчик и журналист из того  первого поколения  советских поэтов-романтиков  изначально обречённых режимом  на верную гибель. Такие поэты    в мире тотального насилия обречены  на смерть или  на безумие. Тревожный взгляд поэта отображает его ранимую совесть и страх за юное поколение,  семью и своих детей  Поэт Дмитрий Кедрин  был из той самой трагически печальной когорты репрессированных и расстрелянных   поэтов-попутчиков, так называемых  инакомыслящих, по выражению М. Горького, «врагов пролетарской культуры».    Таких крестьянских  поэтов,  как   Николай  Клюев, Павел Васильев,  Сергей Есенин, Сергей Клычков, Александр Ширяевец, Петр Орешин,  Павел Радимов, Иван Морозов,  Василий  Наседкин, Алексей Ганин, Иван Приблудный   погубили   их неприкрытое  инакомыслие  и тревожная совесть.  Правящий режим не мог им простить   их глубокое  и неприкрытое неприятие   тотального насилия и террора большевиков.  Почти все они, как и всё трудолюбивое крестьянство, были подло  оклеветаны собратьями по перу, членами Союза писателей СССР. И только война с фашистской Германией  позволила Дмитрию Кедрину  избежать  их печальной участи,  и  прожить ещё пять лет.
     Нам этот  тревожный образ поэта  сегодня особенно понятен и дорог. В эпоху стремительной утраты человечности, массового окаменения сердец и перманентного насилия,   он отражает состояние души многих из нас, художников, поэтов и музыкантов и нам.
      Детям войны и детям ГУЛАГА, как никому близки  слова убитого поэта: «Многие мои друзья погибли на войне. Круг одиночества замкнулся. Мне — скоро сорок. Я не вижу своего читателя, не чувствую его. Итак, к сорока годам жизнь сгорела горько и совершенно бессмысленно. Вероятно, виною этому — та сомнительная профессия, которую я выбрал или которая выбрала меня: поэзия». Слава Богу, что поэт Дмитрий Кедрин ошибся в подведении итогов  своего жизненного пути. И очень хорошо, что другой поэт со схожей фамилией –  Константин Кедров  достойно завершил  эту поэтическую эстафету тревожной совести,   и сделал поэзию  инструментом  новой  «философии жизни».

     Открытие выставки «Портрет Российской Словесности» положило начало  генерации   новых идей и социальных инициатив в деле дальнейшего успешного  проведения молодёжной политики. Здесь перед нами проявилось во всём величии  очередное гуманитарное  чудо –  чудо посмертного (после ухода в Вечность творцов)   «духовного окормления»  через  отечественную историю  оставшихся на земле новых поколений.
    Все эти гуманитарные мотивы, темы и проблемы, отображённые пером, кистью и резцом неминуемо связаны с поисками Русской идеи и новой, честной идеологии  Будущего.
      Здесь  для проведения  эффективной молодёжной политики  крайне необходимо найти «золотую середину», и окончательно  определиться, что именно  взять для построения  новой идеологии из прошлого, а  от чего надо  вообще отказаться. Ведь если  наша молодёжь возьмёт от  старших поколений весь их опыт, то сразу же наступит стагнация общества, а если она не возьмёт с собой  из их  опыта  ничего,  то наступит полное одичание, расчеловечивание,  за ним полное вырождение     и пещерная антропофагия. И здесь,  на выставке,  мы ещё раз вспомнили  древних учителей нравственности   и мыслителей-пророков нашего времени, которые неоднократно  нам  говорили, что нам надо  периодически делать кардинальную ревизию прошлого опыта, анализ прошлых,  непростительных ошибок и трагических заблуждений.
        Вполне уместно было  вспомнить совет  выдающегося нашего логика,  философа и писателя А.А.Зиновьева: «Из всего социального и духовно-нравственного опыта прошлого в светлое завтра нам нужно брать только положительный опыт познания мира и самого себя,  опыт творческого  созидания лучшего мира на основе высокого  интеллекта и высокого духа». 
      Именно в этом ключе  и в таком духе были   написаны акварелью и маслом, отлиты в бронзе и выполнены в дереве многие  произведения искусства  членов Творческого  союза художников.  Именно этот аспект связи времён и связи поколений, передача культурного,  духовного, образовательного  и практического опыта в деле построения общества, с его  щадящим механизмом управления  и был обозначен на этой  замечательной  выставке в Доме  великого  Преодоления.  Здесь воочию реальная   связь поколений продолжается через активную пропаганду    системы  семейных ценностей, где духовное наследие  предков тесно переплетается с мотивами  стремления  молодого человека  к совершенству через постоянное преодоление в  себе трагически заданного изначально  несовершенства. И всё это делается автором проекта Маргаритой Сюриной  не ради славы и личной корысти, а во имя жизни на Земле, по закону человечности и по заветам славных предков,    по словам Священного Писания:  «НЕ МНЕ, НЕ МНЕ, А ИМЕНИ ТВОЕМУ…».

      Слова, стихи и музыка. Стихи и живопись Маргариты Аль и Сергея и Виктории Афонских… Слова, слова, стихи, афоризмы,   образы, смыслы и символы в живописи, иконописи, графике и скульптуре.  Вот  уже и  готов строительный материал   для  следующего художественного проекта Маргариты Сюриной   «Живопись, Словотворчество и Единство», из трёх слов которого само по себе возникает новый глагол повелительного наклонения – ЖИВОСЛОВОТВОРИТЕ. 
Уже сегодня  мы сообща можем ввести его в речевой и даже  в научный оборот, сделать его девизом  новой идеологии Будущего. Живословотворите, досточтимые друзья и коллеги!   Живословотворите по заветам  своих славных предков  на благо своему юному потомству и всему подлунному  миру. И пусть  сам Господь Бог   и  все древние  Боги Манам придут вам на помощь.   Живословотворите во благо себе и на радость нам, вашим современникам. Живое Слово творите  достойно, вдохновенно, охотно, долго, радостно и младостно!  Solvit, libens, laetus, merito! Огромное вам за это спасибо, честь вам и слава! Слава и честь !
2016-12-14                Анатолий АПОСТОЛОВ

      


Рецензии