Глава 48. Счастливый старт и волнующий финиш

                «Всякое благородное дело
                сопряжено с риском»               
                М. Монтень. Опыты.               

Настал день, когда министерство иностранных дел сообщило Мад, что премьер-министр Канады принял решение о признании Трофима гражданином страны. По просьбе супруги в его документах будет значиться фамилия жены, что должно по мнению канадских соратников российского узника дезинформировать надзирателей. 
Но даже после этого в целях предосторожности Клим предложил не пересекать границу там, где требуется заграничный паспорт. Он считал, что Трофим должен выехать в Белоруссию, куда можно отправиться по российскому паспорту. Ни Мад, ни профессор этого не знали. Опыт Клима очень пригодился. Оставалось придумать под каким предлогом Трофим может выехать из родного города.

Ломали голову так и сяк. Приемлемого варианта не находилось. На помощь пришел случай. Правда нужна хорошая голова, чтобы не пропустить его.
В фирму Клима обратилась московская клиника, закупившая прибор для исследования больных, перенесших инсульт. Им никак не удавалось наладить эффективную работу. Просили прислать консультанта для обучения сотрудников на месте.
Клим немедленно ухватился за эту возможность. Он сообщил, что в ближайшее время не в состоянии никого прислать и рекомендовал обратиться в российский университет, где трудился один из разработчиков прибора.

Трофима ставить в известность не стали, чтобы избежать ненужных волнений. Если ему разрешат выехать в Москву, там его найдет подруга Мад и вручит канадский паспорт.
Для конспирации профессор, Клим и Мад должны никуда в это время не выезжать. План был тщательно продуман, оставалось ждать удастся ли использовать выпавший шанс.
Вскоре пришел запрос на поездку Трофима в Москву. Никодим Довлатович не хотел принимать рискованное решение самостоятельно. Пригласил визитера и Валерия. Втроем стали ломать голову, что делать.

Ректор дорожил столичными связями и считал неудобным отказывать московской клинике. Визитер с Валерием стали просчитывать возможность побега Трофима из Москвы.
- Мне известно, что жена Трофима часто ходит в министерство иностранных дел Канады. К сожалению, у нас там нет источника информации, и мы не знаем, чем завершатся ее хождения – начал визитер на правах старшего.
- Самое худшее, если Трофиму дадут паспорт гражданина Канады. В этом случае, выехав в одну из стран СНГ по российскому паспорту, он может теоретически покинуть ее по канадскому в одну из безвизовых стран, например, в то же Марокко, откуда они уже сбегали.
- Наиболее вероятная страна, куда может поехать Трофим, Белоруссия. Туда мы обратимся с просьбой не выпускать за границу российского гражданина, уличенного в шпионской деятельности в пользу Канады. Предупредим, что он может обладать канадским паспортом. Это наихудший для нас вариант.
- Полагаю, Трофим на него не решится. Более того, все три возможных пособника в ближайшее время не собираются покидать Канаду. Вряд ли они прибегнут к помощи постороннего лица. Нужно быть слишком хитроумными.
- Думаю, можно отпускать в Москву, - обратился он к участникам совещания. – Но обязательно с сопровождающим. Кого порекомендуешь, Валерий?
- Я склонен выбрать Диму, - ответил тот.
- Да паренек надежный, - поддержал ректор своего протеже.
- Ну что ж посылайте Трофима в Москву, - дал согласие визитер.

Схватка за Трофима вступила в решающую фазу. Команда ученых против профессионалов-силовиков.
Когда Никодим Довлатович ознакомил Трофима с просьбой московской клиники, тот невольно подыграл своей команде, наотрез отказавшись ехать в Москву. Присутствовавший на встрече Валерий удовлетворено хмыкнул. Значит коллега не готовился к побегу.

Ректор не стал выслушивать возражения. Коротко приказал:
- Вы поедете на такой срок, который будет нужен клинике. Надеюсь, не уроните авторитет университета. С вами вместе отправится Дмитрий. Он будет помогать и одновременно осваивать прибор. Возможно, и другие организации приобретут его, и мы могли бы создать у нас в университете сервисную службу и зарабатывать деньги.
«Если бы это было правдой, в интересах дела нужно было посылать другого человека, а не Диму, вашего сексота. Ну да Бог с ним, съезжу в Москву, немного развеюсь. Чего я взъерепенился?» - подумал ничего не подозревающий Трофим.

Перед самым отъездом пришел привет от профессора. Трофим позвонил по знакомому номеру и услышал:
- Через неделю буду ждать вас в гостинице «Националь». Вы найдете меня по фамилии. Надеюсь не забыли. Не хотелось бы повторять по телефону. Не успел Трофим ответить, как трубку повесили. Сердце бешено заколотилось
«Значит Мад чего-то добилась. Но чего? Было бы глупо спрашивать по незащищенному каналу связи. Но чтобы сказать слова утешения через полмира не летают. Мад не решилась на это, чтобы не привлекать внимания. Значит подруга везет что-то вещественное.

Что же? Видимо, паспорт. Неужели Мад пробила неприступную стену. Не иначе. Поэтому подруга и не назвала фамилии. Найти ее смогу только я. Но должен быть очень осторожен. Только бы не спугнуть удачу» - мысли роились в голове словно растревоженные пчелы.    
Видимо, у Клима тоже были надежные информаторы в университете. Благодаря им он вел Трофима, как собака-поводырь слепого. Подруга Мад сообщила сенсационную новость буквально накануне отъезда, когда рабочая неделя закончилась.

Теперь нужно, чтобы Трофим продержался неделю в Москве дабы не вызывать подозрений. Это наиболее трудная часть задачи. Клим долго ломал голову над ней. От человека, проведшего несколько месяцев в неведении и получившего, наконец, радостную весть, можно ожидать непредсказуемых шагов. Зная бесхитростный характер Трофима, друг решил подстраховаться. Когда тот приехал в Москву в воскресенье, пришел привет от профессора.

Устроившись в гостинице, Трофим решил прогуляться перед сном. Дима попытался увязаться за ним, но получил резкий отпор:
- Вы приехали сюда осваивать прибор. Завтра мы начнем это делать. В вашей компании я не нуждаюсь. Да и роль надсмотрщика вам не к лицу.
Дмитрий бросился звонить начальству и получил легкий втык.
- Не надо быть слишком назойливым. Все следует делать тоньше. Он же обещал начать работу в понедельник. Мы знаем, что в Москве его никто не ждет. Отдыхайте и не мешайте другим, - ответил расслабленным голосом Валерий. – Если Трофим исчезнет надолго, тогда поднимайте тревогу.

В то же время и наш герой получал необходимые инструкции. Когда он позвонил с переговорного пункта подруге Мад, то услышал голос Клима:
- Трофим, операция по спасению завершается. Будь предельно внимателен. Всю неделю ты должен отработать в клинике, чтобы все успокоились. В субботу встретишься с человеком, который привезет документы. В тот же вечер, ночным поездом выезжаешь в Минск. С билетами проблем быть не должно. В поезде предъявишь российский паспорт. В Минске заказана гостиница, адрес которой будет в документах. В поезде изучи их внимательно. Сразу по прибытии идешь в туристическую фирму, название и адрес которой найдешь среди тех же бумаг.
В тот же день вылетаешь в Касабланку в трехдневный тур. По прилете берешь билет на ближайший самолет в Торонто. Кредитную карточку на твое новое имя тебе передадут, - на слове новое Клим сделал ударение.
- Умоляю, будь предельно внимателен. Теперь только от тебя зависит успех операции. Все остальные свое дело сделали. Не подведи нас.

Зная медлительность Трофима, Клим не стал дожидаться ответа. Сейчас друг все основательно обдумает, разложит по полочкам и начнет методично выполнять полученное задание.
Только теперь Трофим осознал, сколько людей билось за его освобождение. «Я не должен их подвести, да и себя тоже. Непонятным моментом оставалось новое имя. Но он разберется, когда получит документы. А пока нужно набраться терпения на целую неделю. Дмитрий, наверно, ждет меня. Надо зайти и успокоить его» - думал он, подходя к гостинице.
Постучав в номер к попутчику, Трофим попросил захватить с собой несколько экземпляров описания прибора и договорился об утренней встрече в холле гостиницы.

Всю неделю Трофим обучал сотрудников клиники работе на приборе. Привыкший к полной самоотдаче, Трофим буквально изводил стаже-ров, требуя досконального знания всех возможностей аппаратуры. На пятницу назначили своеобразный экзамен - контрольное обследование пациентов, находящихся в клинике. Все «ученики» выдержали испытание на отлично. По их результатам врачи смогли сделать реальные коррективы в курсе лечения.

Руководство клиники было в полном восторге. Решили купить еще несколько приборов у канадцев. За счет использования российского консультанта получили солидную экономию. Выписали премию Трофиму. Он шокировал москвичей отказом. Предложил перевести деньги на счет университета.
Сообщение Димы порадовало ректора, и он продлил командировку. Решил, что Трофим приходит в себя и не стал ставить визитера о санкционированной задержке в Москве.

В субботу Трофим сообщил Диме, что едет к приятелю в Подмосковье и возможно с ночевкой. Его с собой, естественно, взять не может. Если что, пусть звонит на мобильный, но не слишком поздно. Он хочет отоспаться после тяжелой недели. Соглядатай ослушаться не посмел и на слежку не решился. Все время Трофим был у него на глазах и ни с кем не контактировал.

Через час Трофим встретился с Линдой, подругой Мад, в холле гостиницы «Нациоональ». Линда сообщила, что жена с нетерпением ждет его и приготовила приятный сюрприз, но какой не сказала. Обратила внимание на то, что он теперь носит фамилию Мад и повторила инструкции, данные Климом. Добавилась лишь одна деталь. Когда он сядет в самолет в Касабланке, пусть пришлет смску о номере рейса.
- Уж очень ждут вас в Канаде, - добавила она с улыбкой. – Хотят встретить прямо в аэропорту.

Линда предложила вместе пообедать, но Трофим отказался. Впереди маячила новая жизнь. А начиналась она на Белорусском вокзале, куда он помчался брать билет на поезд. К сожалению, до отъезда оставалось еще восемь часов.
Вначале Трофим бесцельно слонялся по улицам. Потом сообразил, что садиться в поезд дальнего следования без вещей будет подозрительно. Появилась цель. Купил чемодан, набил его разным тряпьем. Додумался даже купить подарок героической жене. За делами время пролетело быстрее.

Когда объявили посадку, Трофима начала колотить нервная дрожь.
«Прямо, как перед экзаменом» - подумал с раздражением. Лишь только после благополучного пересечения российско-белорусской границы, когда пограничники и с той, и другой стороны равнодушно просмотрели его российский паспорт, наш герой начал успокаиваться и заснул блаженным сном.
Остальное было чисто организационным делом, а в этом отношении Климу не было равных. Несмотря на воскресный день, в белорусской турфирме Трофима ждали.

Документы для путешествия в Касабланку были готовы. Из двух предложенных вариантов вылета – ночного и утреннего – «турист» выбрал ближайший. Некоторое удивление сотрудницы вызвал его девственно чистый канадский паспорт с единственной белорусской визой и датой въезда недельной давности.
- Решили сразу приехать на родину? - спросила она.
- Да, хотелось повидаться с родственниками, - ответил Трофим. – А теперь деловой партнер назначил встречу в Касабланке. Видимо, здоровье подкачало. Вот и приходиться менять свои планы
- Желаю удачи, - сказала девушка, вручая билеты на самолет и ваучер на гостиницу. – Не опоздайте на самолет.

В ночь на понедельник Трофим прибыл в Касабланку, а уже утром летел в Торонто. Дискутировать было не с кем, и беглец позволил себе помечтать о будущих планах.
«Первым делом отправимся с Мад в настоящее свадебное путешествие. Потом переедем в Южную Корею и займемся осуществлением новых идей. Ужас, сколько потеряно времени. Но с помощью Мад, я надеюсь мы быстро наверстаем упущенное».
Наконец, он заснул и на лице его была такая блаженная улыбка, что стюардесса решила не прерывать чудесный сон ради какого-то ланча.

Пройдя пограничный контроль, Трофим увидел целую делегацию встречающих. Здесь были его спасители, сотрудники лаборатории. Но все они сфокусировались как бы на заднем плане. Основное внимание было приковано к Мад, его ангелу-хранителю.
Пожалуй, впервые он соображал так быстро.
«Значит у нас будет ребенок. И в таком состоянии Мад занималась моим спасением. А я ни разу не поинтересовался ее здоровьем. Какой же я олух. Да я не стою и ее мизинца».

Неожиданно для себя Трофим подхватил располневшую жену и пошел из аэропорта с ней на руках. Напрасно Мад колотила его кулачками в грудь.
- Трофи, тебя пришли встречать множество людей. Хоть поздоровайся с ними. Поблагодари за помощь.
Но счастливый муж ничего не слышал, не понимал, неся драгоценную ношу. Остановил его только полицейский, спросив у Мад:
- Мэм, у вас все порядке? Помощь не нужна?
- Нет, спасибо. Мы справимся сами. Трофи, ну опусти же меня на землю. Встречающие не могут тебя догнать.

Придя в себя, Трофим бережно поставил Мад на ноги и повернулся к друзьям. У всех были растроганные лица, все хотели поздороваться с ним, пожелать удачи. Трофим обнял одной рукой профессора, другой Клима.
- Какой же я непослушный сорванец. Я заслуживаю хорошей порки.
- За этим дело не станет, - подхватил шутливый тон Клим.
- Но я против. Трофим оказался человеком чести. Наш ректор гордится вами. Он рад, что не ошибся в вас, - запротестовал профессор.
- Ну ладно, - смилостивился Клим. – Тогда надерем ему уши, как имениннику. Но прежде поднесем граненный стакан. По машинам, - скомандовал он и все отправились на банкет.

… Дима поднял тревогу, когда завершалось воскресение. Трофим исчез, на звонки не отвечал. В стремлении снять ответственность соглядатай позвонил Валерию. На этот раз начальник воспринял предостережение всерьез и начал названивать визитеру. Но телефон молчал, драгоценное время уходило.

Только в понедельник начались энергичные розыски Трофима, в том числе демарш МИДа России, запросившего помощи у белорусской стороны в поимке российского «шпиона» с канадским паспортом.
Белорусские партнеры ответили, что интересующий российскую сторону человек въехал на их территорию по российскому паспорту, но ни в Россию, ни в другие страны из Белоруссии не выезжал. Обещали начать розыск.

Так бесславно команда профессионалов проиграла ученым, в основном благодаря интуиции влюбленной женщины, догадавшейся сменить Трофиму фамилию. Международная солидарность интеллектуалов уже не в первый раз доказала значимость в деле спасения духовных ресурсов человечества.

К сожалению, справедливость торжествует только в тех странах, где существует массовая поддержка корпоративного духа. Россия пока к их числу не относится.
Оставим разборки визитера с ректором российского университета на совести заинтересованных лиц. Несомненно, что и тот, и другой найдут козлов отпущения и выйдут сухими из воды, ну разве слегка замарав репутацию. Они нужны системе и отторжения не произойдет.

Даже плачевный для страны результат - два талантливых человека теперь уже никогда не вернутся назад и будут трудиться на пользу другого государства – они сумеют обернуть себе на пользу. Дескать, мы пытались не дать вывезти стратегические секреты из России. И ведь поверят, а то еще и наградят.

Получают же награды за разбазаривание национальных природных богатств. У нас всего много – нефти, газа, других невосполнимых ресурсов. Правда не можем с умом распорядится доставшимся от предков наследством, в том числе и потому, что изгоняем изо всех сфер жизни талантливых людей. Культ ничтожеств не терпит конкуренции нигде и ни в чем.

Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант по цене 250 руб. можно приобрести на Авито.ру или Алиб.ру.
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические, которые можете направлять по адресу igorzudov@mail.ru.
С уважением И. А.


Рецензии