Награда. Глава 55. Месть кляузника

               
               

 
         Последняя неделя февраля выдалась на редкость морозной. Весь этот ледяной натюрморт, с перепадами давления и с переменными осадками, когда снегопад соседствовал с дождем, создали дополнительные трудности жителям Москвы. Работала снегоуборочная техника, усиленно трудились дворники, используя весь арсенал своих инструментов. Из окна кабинета истории, временно свободного от учительского ока, шло тихое обсуждение происходящего на школьном дворе.
Неутомимая Машка Маргулина, воззрившись в одинокую сгорбленную фигуру в пуховике, по-своему оценила усердие инициативного дворника, - Радионова-то, прямо ударница коммунистического труда.
- Могла бы к ней присоединиться, - проронил Максим Прудников, которому временное отсутствие учителя пошло только на руку. Развлекаясь со своим смартфоном, он не обращал внимания  на одноклассников, но был готов запрятать электронную игрушку при первом появлении Лилии Анатольевны.
 - Я выбрала физкультуру, - бросила Маргулина.
- Но сегодня ты остановилась на безделье.
Маргулина, без оглядки знала, кто именно уличил ее в ничего неделанье, - Но ты ей тоже не помог, - с вызовом парировал она.
Большинство из присутствующих в классе двадцати пяти человек занимались своими делами, игнорируя окружающее. Не вмешиваться ни во что вокруг – основной принцип современного поколения будущих выпускников. Пожалуй, безразличие было на руку их старшим наставникам. Ученики, выбирая стороннюю позицию, избегают конфликтов, спорных ситуаций, но это не означает вовсе, что в будущем они познают всею полноту жизни, с ее плюсами и минусами. Егор, с последней парты ряда у окна, видел все, что творится на школьном дворе, а происходящее в классном кабинете для него было обычной историей.
- Слышь, Милашенков, а может, ты у нас урок проведешь? Тебе известно, поди уж, не меньше Лилии Анатольевны, - предложение поступило от тихони Настеньки Пигаревой, уж ее никогда не было слышно: ни на переменах, ни в буфете, ни при вызове учителя. Видимо, посмеяться она хотела над своим одноклассником или разбудить неприязнь к учителю истории.
- Сейчас Лилия придет, - Егор привел самый веский аргумент, - И все тебе выложит.
На сцене возник классный заводила Сашка Лефанов, - А, может, мы желаем услышать твою  версию становления династии.
- Это будет вам дорого стоить, - ответил Егор, - Темка эта в расписании на следующей неделе.
На несколько секунд, поначалу показавшихся вечностью, в классе воцарилась тишина, на протяжении которой участники разговора переглядывались, неосознанно вовлекая в происходящее свидетелей, до этого молчаливо сидевших в аудитории.
- Егорыч, ты переводы по телефону принимаешь или тебе лучше наличными платить?
- А электронный кошелек подойдет?
- А мандарины, из соседнего универсама?
- Месье, я нарисую ваш портрет…
- Желательно  в обнаженном виде, - добавила за классного кривляку Славку  Самохвалова неожиданно возвратившаяся с трудовой вахты Алиса. Разгоряченная после добровольных взмахов лопатой, она случайно слышала последние слова. Здоровый румянец  с мороза окрасил ее щеки, влажные губы беззвучно складывали слова, а серо-голубые глаза уставились в одну точку, интерес к которой ей хотелось сохранить в тайне.
Буквально мгновения она оставалась в центре внимания, затем обсуждение вернулось на круги своя. Алиса села за свободную парту, на что Егор отреагировал болезненно. Бросив на Алису укоризненный взгляд, он отвернулся и уставился в окно. Небо заволокло тучами, а поднявшийся внезапно сильный ветер покушался на скромные сугробы, которые появились благодаря энтузиазму Алисы.
Хлопнула дверь кабинета, и деловым шагом на рабочее место направилась Лилия Анатольевна, - Ну как? С трудом к вам вырвалась.
- А у вас свободный урок? – полюбопытствовала Машка.
- Нет. Долго объяснять, да и не к чему. Давайте лучше готовиться к тестам, - Лилия Анатольевна обвела доброжелательным взглядом подопечных. – Вы, скорее всего, не принесли сегодня тетради по истории, ведь у вас по расписанию должна быть литература. Конспектируйте в ней.
Судя по выражению лиц учащихся, предложенному они не слишком обрадовались, но ослушаться классную руководительницу не осмелились. – Лилия Анатольевна, можно вопрос? – к удивлению десятиклассников, инициативу проявила Алиса. Не дожидаясь положительного ответа, она продолжала, - Лилия Анатольевна, какова ценность самодержавия для России?
- Алиса, эта тема отсутствует в рабочей программе. Не стоит тратить на нее время.
- Лилия Анатольевна, а я слышала, что в России хотят вернуть монархию. А разве президент России по-монархически не нарушает отдельные пункты Конституции? – отличилась Маргулина.
Глубокий вздох предвосхитил пояснения учительницы, - Такой огромной стране, как Россия, необходима сильная власть, одной демократией не обойтись. В начале 17 века в России династия Рюриковичей уступила Романовым. Первым из них был тихий, сговорчивый, во всем уступающий своему отцу Филарету Михаил Федорович. Для монарха он имел слишком уступчивый характер. Правитель должен дать понять окружающим, что исполнение его приказов неукоснительно. В России, в отличие от Франции, никогда не было абсолютной монархии..
- А во времена Сталина? Вспомните, Лилия Анатольевна, разве люди просто так не исчезали, если были не угодны правителю? Коммунизм – эта та же монархия, умело обличенная в реалии всеобщего равенства, которого в Природе не существует. Как и во времена Романовых Сталин, Хрущев, Брежнев, а самое главное, Ульянов-Ленин были избраны узким кругом политиков, им все дозволялось, и, если каждый из них не устанавливал свои порядки, государство, возможно, процветало бы.
Лилия Анатольевна пылала негодованием. Ей откровенно мешают, но не может она признаться в этом шестнадцатилетним недорослям! Класс, с подачи Милашенкова, вероятно, и далее развернет незапланированную дискуссию. Не бывать тому! Вот они, ее двадцать шесть, здесь все: и тихони, и фантазеры, и смутьяны, и лгуны. Ладно, а Ивану Ивановичу она урок свой возвращать не собирается. Обойдется, со своим бестолковым времяпровождением.
- Лилия Анатольевна, а вы наши конспекты будете проверять?
Учительница сверлила требовательным взором внимающую ей аудиторию, тетради были приготовлены лишь у половины учеников. Остальная половина к тихоням, отнюдь, не  принадлежала, они также нуждались в управлении, - Буду, непременно, и каждый лентяй получит заслуженную оценку.
- А я не согласен, Лилия Анатольевна, - заявил тихий мальчик Андрей Кожухов, - Зачем нам заниматься переписыванием, если любую информацию можно найти в интернете?
- Ты думаешь, что информация, полученная на моем уроке и списанная с соответствующего сайта в интернете, равноценна?
- Конечно. В точных науках без объяснений учителя не обойтись, а у вас все зависит не от понимания, от внимания, с которым ученики слушают рассказ учителя.
- Скажите, вам история не нравится или я лично? – осторожно полюбопытствовала Лилия Анатольевна.
Ответить за аудиторию взялась Алиса, - Ни то, и ни другое. Лилия Анатольевна, по-моему мнению, у 10А должен быть субботник по уборке школьного двора. Мы все убрали бы его под чистую…
Ее перебили, - Тебе нравится, вот и маши лопатой, а мы – не дворники, - демонстративно заявила Маргулина. 
- Так, закончили обсуждение. А теперь, за оставшуюся  часть урока, раз вам не интересна тема, вы ответите на тестовые задания, без всякой подготовки.
Как она и предвидела, началось роптание, с предложением своего варианта времяпровождения, но Лилия Анатольевна была непреклонна. Сама она занялась оформлением рабочих документов. Последние два года администрация школы обещала преподавателям, что они перейдут на их электронный вариант, но пока завуч, по-прежнему, собирает с предметников полно разных бумажек.  Она на несколько мгновений оторвалась от работы, вглядываясь в уныло-сосредоточенные лица учащихся. В первом полугодии на ее уроках контрольные, тестовые задания выполнялись на электронных носителях, и с персональных ноутбуков отправлялись ей по электронной почте. Устраивало всех, кроме нее. Но после того, как один из учащихся по рассеянности, либо неосмотрительности, остался без ноутбука, за который его родителями еще не был выплачен кредит, Лилия Анатольевна снова перешла на заполнение учениками бумажек. Свое недовольство высказывали десятиклассники, и даже тот, кто остался без ноутбука искал подходящий способ для того, чтобы лишний раз на уроке не утруждаться. Однако, главные возмутители спокойствия сейчас также не дорожили им. Алиса, склонившись на д распечатанным листком с вариантами ответов, поглядывала на Егора, который что-то скрупулезно писал на том же самом рабочем листке с заданиями. Их надо было всего лишь пометить галочкой. Поднявшись с рабочего места, Лилия Анатольевна прошлась по классу, отмечая у тестируемых те или иные недочеты в заданиях, - Краснов, на этот вопрос не может быть несколько вариантов ответа. Обрати на это внимание, - обращаясь к сидящей в соседнем ряду, она дала свой комментарий, - Пигарева, нельзя предлагать собственный вариант ответа. Он не будет учтен, - но более нареканий во время проверки было выявлено, конечно же, у Милашенкова.  Ее рабочий лист был исписан его несоразмерными каракулями. Пройдя чуть вперед, Лилия Анатольевна обернулась. Кажется, сейчас мелькнула тень, - Радионова, ты вставала с места?
- Зачем, Лилия Анатольевна? 0 спрашивая, и одновременно удивляясь, проронила Алиса.
- На уроке вопросы задаю я, - заметив, что их диалог спровоцировал любопытство окружающих, учитель строго предупредила, - Через пять минут заканчивается урок.
Время пролетело быстро, и когда зазвенел звонок, Лилия Анатольевна не дала ни одной дополнительной минуты тем, кто все еще сомневался в выборе. – Сдаем, - потребовала учитель.
И потянулись к ее столу руки с помеченными листками. Не поднимая головы, классный руководитель могла определить: кому принадлежит конкретная рука. Выбрав, Лилия Анатольевна попридержала нужную, - Останься, Алиса.
Оглянувшись, девушка выхватила из толпы удаляющихся самого важного для нее человека. Казалось, он по-прежнему, обижен, а она хотела все ему объяснить. Не вовремя ее Лилия Анатольевна задержала. Когда они остались с Алисой вдвоем, Лилия Анатольевна сурово взглянула на ученицу, ожидая, что та опомнится, извинится
за пререкания с учителем. Однако, этого не произошло. Алиса, как показалось Лилии Анатольевне, вызывающе уставилась на педагога. Стрельба глазами продолжалась недолго.
- Ну и что все это значит?
Вопрос учителя поставил Алису в тупик, - Это я у вас хотела спросить, Лилия Анатольевна.
- Почему во время урока ты встаешь с места и бегаешь по классу?
- Я этого не делала.
- Неправда, - Лилия Анатольевна утверждала, - Я видела.
- Вам показалось.
- У тебя хватает совести спорить с учителем?
- Лилия Анатольевна, я ни в чем не виновата перед вами. Я не вставала с места.
Сказано это было открыто, глаза в глаза. Алиса ни разу не отвела взгляда, а так вести себя может человек, которому нечего скрывать. – Ладно, Алиса, иди.
К ее радости, в коридоре Радионову  уже ждал Егор, - Долго она тебя не задержала. Повезло.
- Очень, если учитывать, что все мои непродолжительные труды пропали даром. Зато Машка Маргулина на полном серьезе предложила мне «помахать лопатой» у нее на дачном участке.
- Не обращай внимания на эту сплетницу. Меня она ни раз пыталась привлечь для выполнения тестов по алгебре и физике.
Оглядываясь по сторонам на своих одноклассников, Алиса заметила, - Не считай меня слишком подозрительной, но иногда я чувствую, что за мной и, не исключено, что и за тобой шпионят. Непонятно, с какой целью, но явно, оценивая с разных сторон.
Они выбрали для разговора по душам тихий уголок. Вокруг резвились младшие школьники, обсуждали текущие проблемы небольшими компаниями, а приятелям хотелось уединения, так, чтобы на время окружающие о них позабыли. Увы, этого не произошло.
Из кабинета истории выскочила взволнованная Лилия Анатольевна. Оглядываясь по сторонам, она сразу же увидела тех, кто ей был нужен. Через пару минут классная руководитель стояла вместе с Алисой и Егором, - Алиса, и … пожалуй, Егор, зайдите ко мне, лучше прямо сейчас.
До конца перемены оставалось несколько минут. Ученики поспешили исполнить просьбу учителя. В кабинете, когда дверь затворилась, Лилия Анатольевна показала Алисе бумажку, извлеченную из сданных ей на проверку тестовых заданий. На листе в клеточку были приклеены печатные буквы, которые сложились в слова, образующие следующую фразу: «Алиса и Егор сожительствуют, об этом знают родственники обоих. Если к А. и Е. не будет принято должных мер, об их поведении будет сообщено выше». Конечно же, это была анонимка. Когда Алиса возвращала ее Лилии Анатольевны, их взгляды встретились, - Лилия Анатольевна, это чья-то подлая месть, - обернувшись к Егору, Алиса добавила, - Нас обвиняют в сожительстве.
- Это сделал кто-то из классных сплетников. Хотите, я попробую выяснить: кто именно?
Предложение Егора не было принято, прозвеневший следом звонок не дал выбрать альтернативный вариант. Глаза Лилии Анатольевны уткнулись в злосчастную бумажку. Аккуратно составленный текст наводил на мысль, что его автор здорово наловчился. Сообщение конкретное, ни одного слова лишнего, и в тоже время, обозначенный факт сильно бьет по авторитету Алисы и Егора. Бумагу неслучайно положили между тестами. Кстати, ближайшие к ней выполненные задания могут принадлежать автору анонимного послания. Буквы приклеены ровно, вырезаны из заголовков газет, которые раскладывают по почтовым ящикам. Звонок напомнил Лилии Анатольевне о предстоящем уроке, и ей пришлось отложить расследование. Но не так легко было это сделать Алисе и Егору.  Лишенная покоя Радионова все оставшиеся уроки – химию, иностранный язык и даже свою любимую биологию выстраивала схемы, составляла списки возможных кляузников. Результат оказался плачевным: «удовлетворительно» по химии, и это  в тот самый период, когда у нее оценки по предмету оказались спорными. Егор, глядя на подругу, лишь тихо вздыхал. Результатом тройки был спор с учителем, а вовсе не показанные знания. Алиса согласилась с приятелем, - Ксения Владимировна придирается ко мне.
- Лучше бы ты молчала. Теперь придется не только старое заучивать, но и убеждать Ксению в твоем искреннем интересе к химии. 
Шестой урок завершился, но домой ни Егор, ни Алиса не спешили. Стоя у окна, они смотрели на школьный двор, куда скоро выбегут их одноклассники, спешащие, кто, куда. Для большинства из них школа не была привлекательна. Некоторые из десятиклассников уже определились с выбором будущей профессии, а учить приходилось все подряд. И вот Алиса, бросая на Егора, как на спасительный круг, обнадеживающие взгляды, промолвила, - Я не желаю заучивать. Кроме того, Егор, для хороших знаний немаловажен авторитет учителя. Ксения Владимировна слишком требовательна. «Полисахариды» мы только начали проходить, а она…., - Алиса безнадежно махнула рукой.
- Но химия тебе, как любая естественная наука необходима, в первую очередь. Придется заучивать, хотя бы основы. У тебя будет костяк знаний, после, владея основами, легко будет запомнить остальное.
Алиса вздохнула, - Скучно. Вот, если бы учителя обладали сильным энергетическим полем. Воздействуя гипнотически, они внушали бы нам знания, прежде пробуждая в нас интерес, - Алиса смолкла, ощущая себя в центре внимания. Егор искоса поглядывал на подружку, вероятно, чего-то выжидая. Любопытно, сколько у него терпения, на какие жертвы он готов ради нее? - Чувствую, ты хочешь что-то у меня спросить?
- Домашним будем говорить о кляузе?
- Зачем? – удивление свое Алиса не скрывала.
Егор не смог объяснить, почему ему явилась в голову эта мысль. Однако, уловив настроение подруги, он вскоре и вспоминать перестал об этом. Выйдя на школьный двор, у них возникла новая тема для обсуждения. Метель, о которой не предупреждали синоптики внесла коррективы в дальнейшие планы влюбленных. Почти получасовые труды Алисы из-за капризов погоды пропали даром.
- Почти также было, если у тебя нашлось бы много помощников. Не расстраивайся, людям не свойственно чувство благодарности, - сделал заключение Егор.
Он проводил Алису до дома, и всю дорогу ее не покидало ощущение, что за ними следят. Своими подозрениями девушка поделилась с приятелем. Но сколько Егор не глазел по сторонам, близоруко щурясь, он ничего из ряда вон выходящего не увидел. На пороге дома Алиса столкнулась с Рыльцевым, ч то вызвало у юной Радионовой шок. Она застыла на месте, теряясь в догадках, что делает уголовник у дверей их квартиры? Вопрос свой она задать не успела. Первым спохватился Рыльцев, - Слушай меня внимательно. Если ты станешь чинить препятствия собственной матери, расплатишься за них сама. Более я с твоими выходками мириться не намерен. Понятно?
Алиса молчала. На ее застывшем, словно маске лице  нашли отражение заслуженная злоба, неприязнь, отвращение – все, кроме страха, потому рассчитывать на ее сговорчивость Рыльцеву не приходилось. На звонок его дверь отворилась. На пороге стояла Галина Николаевна, - Чем обязаны?
Заслонив собой узкий проход, рыльцев закрыл Алису, которой оставалось лишь обдумывать предупреждение, сделанное неприятелем. От Рыльцева прозвучало, - Я за вещами  Елены.
Галина Николаевна удивилась, - Почему она сама не приехала?
- Не могла. Вы соберете вещи? – в нетерпении спросил Рыльцев.
Не отвечая, Радионова-старшая стала набирать по мобильному телефону номер дочери.
- Идите вы к черту! – выругавшись, не званный гость убрался.
Из-за его спины показалась Алиса. Увидев ее насупленную и сердитую, Галина Николаевна просияла, - Как хорошо, Алисочка, а то я уже не знала, что делать? То ли бежать в школу, тебя разыскивать, вот только дедушку не хочется оставлять одного. Ему сегодня скорую помощь пришлось вызывать, сердечный приступ был.
Казалось, весть о плохом самочувствии деда никак не огорчила Алису, но это только на первый взгляд. Девушка быстро разделась, и поспешила в гостиную, где на диване лежал Владимир Степанович. Вслед Алисе неслось: «Не шуми, пожалуйста. Дедушка может спать». Опустившись на краешек дивана, Алиса смотрела в изможденное болезнью лицо деда. Владимир Степанович никогда не жаловался на здоровье, и вдруг такое! Серые в крапинку глаза Алисы скользили по изрезанному крупными морщинами лицу пожилого мужчины. Ей показалось, или в уголках его полуприкрытых глаз застыли слезы. Дополнительную мужественность лицу придавал волевой подбородок, плотно сомкнутые губы. Алиса улыбнулась. Дед ее -  образец настоящего мужчины, который должен быть честным, не бояться трудностей, уметь пренебрегать собственными интересами ради счастья близких ему людей – вот, что означает любить по-настоящему.
Из коридора Алису подзывала бабушка. Усевшись за кухонным столом, они вместе стали обедать. Памятуя о последних событиях, аппетит у Алисы пропал. Она без интереса вылавливала из рассольника кусочки говядины, запивая их бульоном. Бабушка заметила и попеняла ей, - Алиса, почему плохо ешь?
Хмуро взглянув на бабушку, внучка ответила, -  Наша Наталья Алексеевна говорит: «Кто много ест, тот мало живет». А еще по химии, Ксения Владимировна рассказывала, как из нефти приготавливают фарш, а потом из него делают привычные для всех котлеты, сосиску, тушенку. Ой, бабушка, современные продукты – сплошная отрава. Бабушка, не обижайся, я не о твоей стряпне говорю.
- Ладно, Алиса, ладно. Скажи мне, лысый черт к тебе не приставал?
- Как ты себе это представляешь, бабушка? Он, конечно, мерзавец, но не до такой степени, - а поскольку бабушка не оставляла ее своим вниманием, Алиса добавила, - Рыльцев куда-то торопился, и хотел первым попасть к нам домой. Бабушка, а тебе мама звонила?
Галина Николаевна покачала головой, - У нее теперь любовь, и о нас она вспоминает во вторую очередь. Ума не приложу, как вернуть ее домой?
Алиса взяла второе. Оно выглядело более аппетитно, чем нелюбимый ею рассольник. Плов, приготовленный с учетом ее предпочтения, вызвал благодарность юной гурманши, - Очень вкусно, бабушка. Ты и меня научи готовить плов, пожалуй. Бабушка, а нам, боюсь, придется жить без мамы. Пока она сама в Рыльцеве не разочаруется, будем скучать без мамочки.
- Может, надо было дать Рыльцеву хоть часть ее вещей?
Теперь уже головой качала Алиса. – Бабушка, неужели ты думаешь. Что мама находится на положении бедной родственницы? У нее имеются деньги, она собирается приобретать автомобиль,  а за вещами Рыльцев заехал из-за собственной жадности. Он – скряга, принуждающий близких экономить на всем. Представляешь, согласно его распоряжению, смотрители  собирали пластиковые стаканчики, выброшенные посетителями зоопарка около вольер или в самих урнах. Кассиры продавали влажные салфетки, в которые Рыльцев, в случае некомплекта, обязывал их докладывать туалетную бумагу. Если бы эта лысая скотина посмела экономить на животных, я бы … добилась закрытия зоопарка.
- Плохо нам без мамы.
- Бабушка, это – временная трудность. Мы будем с нетерпением ждать маму, но только с условием, -  Алиса сделала паузу, повторив последнее слово, девушка промолвила, - Мама должна расстаться с уголовником.
На внучку с гордостью взирал Владимир Степанович. Хорошую девочку они воспитали. Мать должна учиться порядочности, честности у собственной дочери – вот, в чем правда современной жизни. 


Рецензии