Награда. Глава 57. Любовь граничит с подлостью

               
               
 
         На перемене между иностранным языком и историей Алиса сетовала, - Знаешь, Лиля стала, буквально, преследовать  меня, всякий раз обвиняя в том, что я «не соображаю, что делаю».
Егор насадил съехавшие к кончику носа очки. Удостоверившись, что они надежно держаться, он произнес, - А что ты делаешь?
- Ты прикидываешься или серьезно? Я о записке анонимной говорила.
- А я думал, что о Лилии Анатольевне, - как ни в чем не бывало, заметил Егор.
Алиса, ни слова более не говоря, отвернулась. Школьный двор, который виден был, как на ладони, представлял собой грязное месиво. После обильных снегопадов в конце недели зарядили дожди. И стоптанные десятками ног дорожки, где комками лежал серый, пропитанный влагой снег, огорчали не только дворника. Конечно, махать лопатой … целесообразнее, ох, и термин она выбрала для обозначения первоочередности работ. Да и дворник, дядя Миша ничуть не сомневается, что ее участие в уборке школьного двора разнообразит его трудовые будни. Эх, жаль, что бесполезная физкультура по расписанию у них только два раза в неделю. Им с Егорушкой еще вместо истории уборкой заниматься. Алиса не заметила, как произнесла последнюю фразу вслух.
Егор улыбнулся и утешил приятельницу, - Не переживай. Мы сегодня с Лилией переговорим и кляузника непременно отыщем, - пообещал Егор.
- И накажем сурово, - добавила Алиса.
- Как хочешь.
- А ты этого, разве не хочешь? – удивилась Алиса. – Разве тебе не обидно?
- Обижаться можно на равных,  австралопитеки – нам не ровня.
И, все-таки, в голосе  Егора звучала некая доля равнодушия, и это возмутило Алису, - Значит, если тебя обзовет дураком создание, гораздо ниже тебя по уровню развития, не надо обращать на сей факт внимания. А то, что окружающие не столь дальновидны, и прислушаются к брехне австралопитека, это тебя не волнует?
Диалог продолжался бы, если ни пронзительный звонок на урок истории. Подхватив сумку подруги, Егор позвал, - Пошли, что ли.
- Не пойду.
- Обещаю, что Лилия к тебе не станет приставать. Можешь быть уверена, - сказано это было с воодушевлением, и Алиса позволила себе улыбнуться.
Егор, все-таки, милый, он хочет большего, чем дает понять. Но смелость, инициатива в отношениях должна принадлежать мужчине. В душе Алиса пообещала себе, что не станет казаться неприступной, чтобы не спугнуть мало темпераментного своего кавалера. И тогда им точно не надо будет обижаться на кляузника, ведь грязные фантазии превратятся в истинную правду.
В классе стояла мертвая тишина. Лилия Анатольевна распространялась о годах правления монархов из династии  Романовых, обращая внимание слушателей на конкретный вклад каждого из престолонаследников в историю государства российского, - Как ни увлекательно изучении истории самой по себе, скрытым стимулом тут всегда является стремление, познав прошлое, понять настоящее и предугадать грядущее.
- Лилия Анатольевна, о царствовании Алексея Михайловича и Петра I мы прочитаем в учебнике. Лучше расскажите нам о будущем, - предложил Сашка Лефанов.
- А на экзаменах ты вместо тестовых заданий будешь нам о будущем вещать?
Некому не пришло в голову, что учитель желает упростить себе проведение урока. Напротив, Лилию Анатольевну справедливо считали одним из самых требовательных педагогов. О том, чтобы подвигнуть ее к  дискуссии, помышляли лишь самые отважные.   
- Лилия Анатольевна, вам не кажется, что история подчиняется почти математическим законам. Ей присущи циклы, это накладывает определенный отпечаток на события в них происходящие. Как пример, Алексей Михайлович, по мере своих скромных возможностей, пытался объединить дробные элементы нации в крупное сословье, путем введения Соборного Уложения в 1649 году…
- Милашенков, я тебе не мешаю? Может, ты выйдешь к доске и будешь рассказывать?
Егор, к удивлению многих, так и сделал. Поправив указательным пальцем очки, он начал, - Было бы неплохо, если бы на истории нас учили думать, а не автоматически заучивать даты, факты, события. Историк Пархоменко говорит, что циклическое развитие – один из фундаментальных законов Вселенной. Я вам сейчас все подробно расскажу…
Его перебили, - Подробно не надо. Я прошу тебя, закругляйся, Милашенков.
- Первый цикл, в течение которого правили князья, начался от  князя Рюрика в восемьсот шестьдесят втором году. Если прибавить триста семьдесят пять лет и семь месяцев, получается начало второго цикла в тысяча двести тридцать восьмом году. Тогда правили бояре. А вот в третьем, с тысяча шестьсот тринадцатого года  главенствовали дворяне…   
- Милашенков, я тебя прошу, не срывай мне урок. Я буду беседовать с аудиторией на заданную тему, а ты, если хочешь, оставить свой след в истории, напиши мне все на листочке.
Егор спокойно воспринял альтернативный вариант, предложенный ему Лилией Анатольевной. Он склонился над вырванным тетрадным листочком. Впереди – масса времени и огромное желание помочь Алисе. Кстати, она тоже не внимает их классной даме, а что-то чертит на листке. Егор обвел подслеповатыми глазами сидящих одноклассников. Сегодня присутствуют те же, что и в начале недели. Нет, не все. Парочка малоприметных отсутствуют. Тот, кто подал кляузу, неравнодушен к Алисе. Выходит, кляузник мужского рода. Из двадцати трех, исключение составляют они с Алисой, к сильному полу относятся девять: Сашка Лефанов, Максим Прудников, Славка Самохвалов, Андрей Кожухов, Илья Краснов, Лешка Борисов, Леша Горелов, Дмитрий Ярцев и Давид Сноридзе.  … Все претенденты у него на листке в прямоугольниках, соединенных линиями. Кто-то из них вставал с места, возможно, тот, кто желал бросить тень на Алису, именно ее обвиняет Лилия в нарушении дисциплины. Из десяти перечисленных более всего на роль кляузника подходят Лефанов, Самохвалов… Егор задумался. Как сильно надо любить и ненавидеть одновременно, чтобы вынудить избранника пережить страх и горечь и не пожалеть о содеянном. Подбросивший анонимку должно быть, скрытен и долго выжидал в поисках подходящего момента. Буквы на листке были приклеены ровно, имели один и тот  же размер шрифта, текст достаточно лаконичен, и в то же время, не оставлял читателю выбора. Итак, кляузник по характеру: целеустремленный, терпеливый, злопамятный, а ведь он мстит Алисе за что-то, может, даже за неразделенную любовь. Этими качествами, пожалуй, обладают Прудников, Борисов, а вот о Сноридзе, ему мало, что известно. Егор перевел взгляд на упомянутых. Они, как остальные, слушали рассказ учителя и, казалось, не обращали никакого внимания на объект своего обожания. Чем дольше Егор взирал на Лешку и Максима, тем больше склонялся к мысли. Что из них двоих, вряд ли, кто способен на кляузу. Повинуясь секундному импульсу, рука Егора вычеркнула обоих. Им самим кто-то любуется. Неожиданность открытия вызвала у Егора шок.
- Милашенков, где твои очки?
Вопрос Лилии Анатольевны застал Егора врасплох. Он на время отвлекся и забыл об очках, а они, между тем, лежали на полу. Помощь подоспела с неожиданной стороны. Маргулина встала со своего места и подала Егору очки. На нее с упреком смотрела Алиса, но сама она не рвалась помочь из-за опасения новой кляузы.
И вновь перемена. Этот символический промежуток между уроками подчинил себе желание Алисы. Хотелось затеряться, стать незаметной, пока невидимая, но вполне ощутимая угроза преследовала ее, лишая не только покоя, но и уверенности в себе. Егор, чувствуя настроение подруги, при одноклассниках держался от нее подальше.
- Егор, это несправедливо – идти на поводу у чьих-то грязных интриг! – возмущалась принципиальная Радионова.
- Согласен, но пока мы не приперли к стенке негодяя, нам придется держаться порознь.
В коридоре их нагнала классная руководительница. Лилия Анатольевна вела себя настороженно, постоянно оглядывалась, что спровоцировало спонтанную реакцию у ее спутников. Со стороны шествие троицы напоминало вылазку шпионов, находящихся «под прицелом». Войдя в первую, встретившуюся им свободную аудиторию, они уединились, - Алиса, Егор, скажите. Я вас не задерживаю?
Алиса молчала, потому, как поняла, о чем сейчас пойдет речь. За обоих ответил Егор, - Вовсе нет. Лилия Анатольевна, эта перемена самая большая.
Без всяких вступлений учительница начала, - Я долго размышляла над случившимся. Итогом раздумий стал вывод, увы, неутешительный. Нам не найти кляузника. Он слишком коварен, но, кроме того, человек, пожелавший опорочить вас, еще и трус. Его метод действия – подлость. Скорее всего, он и далее будет мелко пакостить вам. Единственная подсказка, кляузник – парень. Она основана на том, что текст изложен весьма лаконично, без подробностей. Вы как считаете?
- Мы согласны с вами, Лилия Анатольевна. Я класс не так хорошо знаю, как вы, но могу твердо заявить, что подлецов у нас немного.
- Лилия Анатольевна, - в разговор включилась Алиса, - Вы опасаетесь, что на вас нажалуются?
Ребята совсем взрослыми стали. Взгляд Лилии Анатольевны скользил с Егора на Алису, отмечая в них множество достоинств. Главное, ребята могут сами постоять за себя, - Никто, ни на кого жаловаться не станет. Кляузник – трус, он сам всего боится. Мой вам совет – не меняйте своего поведения, тем самым, вы больше всего огорчите подлеца.
Отправляясь на следующий урок, Алиса приняла полученный совет, как руководство к действию. Егор следовал подруге, не спуская с нее влюбленных глаз.
- Егор, я придумала, как нам вычислить негодяя. Мы у всех наших, на глазах демонстративно поругаемся, так, словно, мы расстаемся навеки. Не6годяй решит, что я свободна и…, - Алиса знаками предложила закончить фразу за нее.
- Хочешь разыграть перед всеми африканскую страсть? Не жди, что к твоим ногам полетят букеты роз.
- Я советуюсь с тобой потому, что сама не обладаю  артистическим даром. Представляю, что и тебе это лицедейство не доставит удовольствия.
Егор безмолвствовал. Это несколько тяготило Алису. Чего он ждет? Если его не устраивает вариант, пусть предложит свой. Но приятель ее не торопился, - Знаешь, я последнее время все чаще любуюсь тобой и, даже неприязненно-косые взгляды Маргулиной не вынудят меня отвести от тебя взор. Мне кажется, Алиса, я даже в шутку не могу с тобой разругаться.
     В конце географии неожиданно появилась классная руководительница, и объявила во всеуслышание о том, что «сегодня будет классный час». Педагогу Наталье Алексеевне пришлось долго успокаивать аудиторию, взывая к ее благоразумию. Алиса с Егором переглянулись. Спустя несколько секунд на парту к Егору приземлился бумажный шарик, записка со следующим содержанием: «Пойдешь? Лилия из-за нас это придумала». Егор ответил глазами. Хорошо, когда друг готов ради тебя на все. Разглядывая Егора сбоку, Алиса перехватила назойливый взгляд Маргулиной. А что, если кляузница – она? Влюбилась в Егора, и всеми средствами добивается взаимности. Красивая ли Машка? Спорный вопрос. Правильный овал лица, посаженного на непомерно объемную шею, несколько портит общее впечатление. Непропорционально длинный нос казался еще длиннее, если его обладательница распускала по плечам слегка пышные, темные волосы. Сегодня они были подколоты. Машка – девица неглупая, а сплетни распускать любит. Зачем, что она от этого выигрывает? Знакомство с экономикой азиатского региона прошло стороной мимо Алисы. Придется ей воспользоваться учебником.
- Маша, - окликнула Алиса одноклассницу на перемене.
Оглянувшись, даже за показной улыбкой Маргулина не сумела скрыть своей настороженности. Что «кукле» надо от нее? – Чего тебе?
- Я сегодня получила любовное послание без подписи. Как ты думаешь, кто мог в меня влюбиться?
По мере того, как Радионова говорила, овал лица ее собеседницы еще больше вытягивался, - Покажи послание.
Алиса вздохнула, - В сердцах я разорвала его.
- Зачем? Неужели тебе неинтересно, кто ради тебя готов на все?
- Ты серьезно так считаешь, что современные парни готовы ради любви на все?
Предвосхитил ответ вздох, - Не знаю, но очень хотела бы верить в это. Так почему ты разорвала послание? – внезапно вспомнила Машка.
- Понимаешь… Я сначала сделала, а потом пожалела. Бумажка была небольшая, буквы написаны печатным шрифтом.
- Что там было написано?
- Ну… «Я тебя люблю. Если ты мне ответишь согласием, мы скрепим наши отношения совместным проживанием».
- Так и было написано? – недоверчиво полюбопытствовала Маргулина. Маша взяла Алису за руку, - А ты согласилась бы?
- Старшие не разрешат, - в ответе Алисы проскальзывала обреченность.
- А ты сбеги из дома, - подала идею Маргулина.
- А из школы мне тоже сбежать? – парировала Алиса.
- Как ты не понимаешь! – всплеснула руками Машка, - Любовь больше, чем обязанность. Нужно уметь жертвовать собой.
- Да, только ты упускаешь из вида, что я не люблю этого Ромео-невидимку. Маша, я к тебе обратилась, чтобы ты помогла мне вычислить его.
В бесцветных глазах Маргулиной мелькнули хитрые чертики, - А разве в тебя ни Милашенков влюблен?
Алиса покачала головой, - Мы всего лишь друзья. Егор влюблен в высшую математику и только в нее.
И вдруг Маргулина разоткровенничалась, - Жаль, а он мне нравится. А, если намекнуть ему об этом?
- Попробуй, - бросила Алиса, одарив напоследок соперницу неприязненным взглядом.
На классный час они шли, как на растерзание. Егор весьма сожалел, что не удалось сбежать. Сашка Лефанов ради того, чтобы скрыться, засел в туалете, откуда его выгонял школьный уборщик Гасан. На подходе к раздевалке Лилия Анатольевна вернула несколько учеников.
- Лилия Анатольевна, почему? Все домой идут, - открыто выражала свое недовольство Пигарева.
Ей вторили остальные. Лилии Анатольевне пришлось повторить, что она «долго не задержит их». Наконец, все расселись по партам, вперив вопросительный взгляд в нарушительницу всеобщих планов. – Я собрала вас всех для того, чтобы выяснить, как вы относитесь к сожительству подростков вашего возраста?
Гробовая тишина, которая воцарилась в классе, повергла Лилию Анатольевну в смятение. А не напрасно ли она все это затеяла? Большинство из них любят приврать и, вряд ли, будут с ней откровенными.  Однако, присутствие всех тех, кто попал в подозреваемые, слегка обнадеживало. Обведя с воодушевлением своих подопечных, она добавила, - Интересуюсь я вашим мнением не из праздного любопытства. Один из молодежных журналов, его редакция обратилась в Департамент окружного образования, с просьбой оценить ситуацию, когда ученица десятого класса одной из московских школ очутилась в «интересном положении». Будучи на месте учителя, как бы поступили вы?
Самохвалов, оценив инертность своих одноклассников, вызвался прокомментировать, - На месте учителя, надо заранее договариваться о сдаче экзаменов, чтобы девица не осталась без аттестата.
- Девицу надо перевести на дистанционное обучение.
- И наградить отдельной жилплощадью.
После этого высказывания раздался дружный смех. Ребята развесились и активно включились в обсуждение, - Мне жаль эту девочку, - начала Ломакина Оля. – Учительница должна помогать ей. Но тяжелее всего ей будет среди сверстников.
Машка Маргулина полюбопытствовала, - Объясни, почему?
- Потому, что все любят только самих себя, а до чужих страданий им нет никакого дела.
- Откуда такое категоричное убеждение?
Самохвалов скабрезно пошутил, - Она, небось, побывала на месте девицы.
Жидкие смешки служили лучшей оценкой его пошлости.
- Лилия Анатольевна, отпустите нас домой.
Просьба учеников вполне законна, вот только она хотела, как лучше. Самый главный вопрос она так и не разрешила, - Идите.
Переглянувшись, Алиса и Егор слегка задержались. – Мне кажется, она это ради нас придумал, - подытожила Алиса.
- Это мы сейчас узнаем.
Дождавшись, пока остальные покинут класс, Алиса и Егор остались, тем самым, обязывая классную руководительницу учесть их интересы. Лилия Анатольевна, занятая оформлением документов, не сразу почувствовала, что находится в центре внимания.
Как ей ни хотелось пораньше уйти домой, педагог отвлеклась от работы и обратила усталый взор на своих учеников, - Что вам, ребята?
Достаточно было бросить мимолетный взгляд, и Егор был в полном подчинении Алисы, которая уже вопрошала, - Скажите, Лилия Анатольевна, у вас появилось какое-либо предположение?
Тяжело было держать ответ, когда порадовать было нечем, - Пожалуй, только предположение, которое возможно взять на вооружение. Вы, вероятно, догадались, что мне пришлось проявить фантазию с задержкой учеников на классный час.
- Не слишком активно они включились в обсуждение.
Справедливое замечание Егора было дополнено Лилией Анатольевной, - да, не совсем вовремя я затеяла разговор. Но, вот на сто, я обратила внимание, - классная руководительница сделала паузу, разжигая любопытство слушателей. Когда все смеялись, после комментария Лефанова, один из вас оставался слишком серьезным. В какой-то момент я заметила в глазах Ильи Краснова такую ненависть, будто эта выдуманная девица перешла ему дорогу.
Возвращались они домой, призадумавшись. Пожалуй, неважно было, кто написал эту злосчастную кляузу. Если продемонстрировать ее автору, что с ним не намерены считаться, в выигрыше останутся они. Подлец жаждал любви, но ее нельзя добиться любыми путями, и это будет кляузнику уроком. – Алиса, я так думаю, надо забыть об этом мерзавце, потому, как имеются другие, - Егор обстоятельно поведал подруге о том, как к ним приезжала родственница «лысого черта», о том, какими советами ее снабдила мама Егора. Сегодня они  расстались, словно чужие, погруженные каждый в свои мысли.
- Алиса, чего ж ты так долго? Говорила, что у вас шесть уроков, а сама…
Причитания бабушки не ввергли Алису в смятение. Внезапно у нее разыгрался аппетит, что, может, было связано с весенним ненастьем. – Бабушка, а что у нас на обед?
Галина Николаевна виновато отвела глаза, и Алиса заподозрила нехорошее, будто у бабушки ничего не готово. Но оправдания старшей Радионовой развеяли сомнения внучки, - Не обидишься, если я тебе бульон куриный с салатом из огурцов, капусты и зелени подам? А на второе – немного вареной курицы с жареным картофелем.
- Конечно, не обижусь. Ты переживала, что еда слишком простая? Не беда, хуже, если бы ничего не было.
Раскладывая приготовленное по тарелкам, Галина Николаевна поинтересовалась, - Алиса, а тебе мама не звонила?
Она все поняла, лишь встретившись с вопрошаемой взглядами. Бедная девочка, какая непутевая мать ей досталась. Дед переживает, что дочь своевольничает, а тут внучка, будто брошенная. Галина Николаевна тихо вздохнула. Не в их силах поправить положение, но и мириться с «матерью по расписанию» они не станут.
Алиса похвалила бабушку, - У тебя вкусно получается готовить из простых продуктов.
- Спасибо тебе, внучка, за добрые слова. Я вот, что думаю, может, мне съездить к Лене на работу?
Алиса жевала, медленно переваривая услышанное. Такой поворот событий она предвидела, но пользы от подобной инициативы, пожалуй, не будет никакой. Бабушка, ты там можешь столкнуться с Рыльцевым, еще, мама, вряд ли, обрадуется твоему визиту.
- Но за десять дней она ни разу не поинтересовалась, как мы живем, как самочувствие дедушки, а ему приходилось ни раз вызывать скорую помощь, - в голосе говорившей звучало возмущение, - Лена не поинтересовалась, а есть ли у нас деньги на жизнь.
Алиса молчала, размышляя, чтобы такое сказать в оправдание матери? Да, она не обдуманный выбор сделала, но все это из-за «лысого черта». – Бабушка, мама подвержена влиянию Рыльцева. Против него надо действовать.
Алиса права. Но не поедешь к недругу, если предъявить ему в качестве обвинения пока нечего, - Девочка моя, прошу тебя, не делай ничего самостоятельно, не посоветовавшись с нами. Рыльцев очень опасен.
- Согласна. Бабушка, у меня имеются союзники. Егор, его мама, родственница бывшей жены Рыльцева, - вдруг Алиса замолчала, что-то раздумывая. Ее погруженный в себя взгляд озадачил Галину Николаевну. Алиса чего-то боится? – Бабушка, а вдруг с мамой что-то случилось? 
 


 


Рецензии