Треугольнички

Предиловие:

Навело что-то,... Сегодня - День Независимости в Казахстане. Когда я в декабре 1986 года, уже месяц, как был дома и радовался гражданской жизни, мои друзья-сослуживцы, вынуждены были стоять чуть ли не насмерть на окране Алматы. Им поручили охранять народные объекты и гражданское население от хулиганов-националистов.
Хорошо, что меня, там не было. Хотя, сейчас уже желеть не о чем.
Но грустные нотки, навеяли на прошлое. Вспомнилась Армия и такая хорошая традиция, как - письма домой.
Всем - Мира!


Небольшая миниатюрка, посвящённая солдатским письмам



Треугольнички

Как мы раньше писали письма?! Помните?... Кто-то ежедневно, кто-то раз в неделю, кто-то посылал открытку. Страна переписывалась, обменивалась информацией и эмоциями - по почте.

Как тут, не вспомнить, солдатские треугольнички. Во время Второй мировой войны, не у всех военнослужащих была возможность не то, что бы найти чернильную ручку, но даже  конверт. Приходилось писать огрызком карандаша, а потом складывать листок, особым способом, в некий треугольничек. Сверху писался адрес и по договорённости между правительством СССР и тогдашними почтовыми служащими, этот треугольничек доставлялся по адресу.

В ту пору даже ходила легенда (на сколько, она правдива, не знаю), мне её рассказывали мои родители, а им – их родители. Якобы, товарищ Сталин, тогда сказал: « - Товарищи почтовые служащие! Я прошу вас, помочь нашим доблестным солдатам, воюющим за нашу Родину и за всех нас. Не у всех есть возможность на фронте для отправки своего письма, найти конверт. Поэтому прошу, вас, дорогие товарищи! Принимайте любую почту с фронта! В любом виде! Даже, если это будет, простой треугольничек. Поддержка из дома, очень важна для солдат,… Для фронта,… Для Победы!».

Кто-то даже добавлял, что существует и официальная версия появления данных солдатских конвертиков. Вроде, как по приказу (опять же товарища Сталина), правительство страны гарантировала компенсацию всем почтовым служащим за неполученные доходы, но – после окончания войны.

Как бы там ни было, но белые треугольнички, летали по почте все пять лет, военных действий. А когда  мы, наконец победили, то ещё даже какое-то время, эти самодельные конвертики, путешествовали по стране, тоже совершенно бесплатно.

Со временем, об это почтовой особенности забыли. Отпала такая услуга за не надобностью. А для военнослужащих, были разработаны специальные конверты (без марки). Стоил такой конверт, всего – 1 копейку. Продавались они во всех киосках и отделениях связи страны. 

Я же, вспомнил, как когда-то служил в Армии. В 1984 году - кончились деньги (проел - то есть потратил на пряники и  конфеты), а письмо маме, так и не отправил - не было денег на конверт. Тогда я вспомнил прошедшую войну – взял, свернул «треугольничек», написал сверху на нём кроме мамино адреса, следующее: "Тётеньки почтальоны! Пожалуйста! Доставьте это моё письмо, моей маме! Она очень, по мене скучает. Извините меня, но у меня – нет денюшков,…"

Сослуживцы смеялись до слез: « - Ты ещё, угольком напиши! На промокашке!».

Три дня, я носил этот «треугольничек» в кармане гимнастёрки: то некогда, потому, что в наряде, то не успел сбросить в ящик, потому, что была тревога. Наконец, на четвёртый день, я попал на почту и сбросил в синий железный ящик, уже изрядно потрёпанный и затёртый «треугольничек».

Мать письмо получила - обомлела! Сначала плакала. Потом, смеялась. Когда я пришёл наконец с Армии – она подарила мне это письмо,  на память.

Теперь, храню его - я. Уже больше 30 лет прошло! А когда я, достаю его из старого своего фотоальбома, то бережно разворачиваю под любопытные взгляды своих двух внучат. Их маленькие носики поворачиваются за мной, их любопытные глазки, не моргая, следят за моими руками. И на их детский вопрос: « - Деда! А ты, что, на войне был?!...», я с улыбкой, отвечаю: « - Да-а,… Маленько, пришлось,…».

Храни нас, всех, Господь!

Валерий Крушинский,

16 декабря 2016 г.
(фото с «Яндекса»)


Рецензии