19. Письмо Владимира Высоцкого в ЦК КПСС

Владимир Высоцкий не сдержался и 24 июня 1968 года направил письмо в отдел агитации и пропаганды ЦК КПСС В. Степакову. Он хотел сдержать вал клеветы в свой адрес и понимал, что именно ЦК КПСС могла санкционировать этот вал. После этого письма Высоцкий был приглашён для беседы в отдел пропаганды ЦК КПСС.

Приведу текст этого письма из интернета:

24 июня 1968 года
Москва, ЦК КПСС отдел агитации и пропаганды В.И.Степакову

Уважаемый, Владимир Ильич!

За последнее время в нашей печати появились материалы, которые прямо или косвенно касаются моего творчества. Я имею в виду песни. 9 июня с. г. в газете «Советская Россия» напечатана статья, озаглавленная «О чем поёт Высоцкий». Я не берусь спорить с авторами статьи об оценке моих песен. Это дело их вкуса, а также дело редакции. Тем более я не собираюсь оправдываться, ибо мои песни могут нравиться или не нравиться, как и любое другое произведение. Мне бы хотелось только указать на ряд, мягко говоря, неточностей. В статье указывается, что в «программной песне» «Я – старый сказочник» – Высоцкий говорит: «Я не несу с собой ни зла, ни ласки, я сам себе рассказываю сказки», и далее говорится, что, дескать, как раз зла-то много». Может быть, это и так, но я не знаю этой песни, потому что она мне не принадлежит.

Автор обвиняет меня в том, что я издеваюсь над завоеваниями нашего народа, иначе как расценить песню, поющуюся от имени технолога Петухова: «Зато мы делаем ракеты...» и т.д. Обвинение очень серьёзно, но оно опять не по адресу, ибо и эта песня не моя. Обе эти песни я никогда не исполнял ни с эстрады, ни в компаниях.

В-третьих, авторами указывается, что у меня не нашлось слов, чтобы написать о героях войны, и я, будто бы, написал о штрафниках как о единственных защитниках Родины. Это – неправда. И прежде чем писать и печатать статью, авторы и редакция могли бы выяснить, что мною написано много песен о войне, о павших бойцах, о подводниках и лётчиках. Песни эти звучали в фильмах, в спектаклях и исполнялись мною с эстрады.

И, наконец, мои песни, к которым предъявляются претензии, написаны 6-7 лет назад и исполнялись в обществе моих друзей, как шутки. Последние годы я не пою этих песен. Мне кажется, что такая серьёзная редакция, как «Советская Россия», должна была бы сначала проверить факты, а затем уже печатать материалы.

В статье от 31 мая с. г. в той же газете «Советская Россия» под заголовком «Если друг оказался вдруг» напечатана статья о молодёжном клубе г. Куйбышева. Название статьи – это строка из моей песни «О друге». И опять авторы говорят о моем прошлогоднем выступлении в Куйбышеве, организованном клубом. Они пишут, что зрители пришли на 2 моих концерта не затем, чтобы послушать хорошие песни из фильма «Вертикаль» и других, которые я исполнял в концертах, а затем, чтобы услышать песни, которые крутят на магнитофоне на пьянках и вечеринках. На обоих концертах было около 14 тысяч человек, а заявок около сорока тысяч. Так неужели же 40 тысяч человек пришли за этими песнями. Я видел в зале лица всех возрастов, разговаривал и с рабочими, и со студентами, и с пенсионерами – и все они пришли слушать именно те песни, которые я пел. Странное отношение у авторов к труженикам города Куйбышева.

И, наконец, статья в газете «Комсомольская правда» от 16 июня с. г., где не упоминается моя фамилия, но упоминаются мои песни. Могу только сказать, что все песни, приведённые в этой статье, озаглавленной «Что за песней», написаны 7-8 лет назад. В статье говорится, что даже почитатели мои осудили эти песни. Ну что же, мне остаётся только радоваться, ибо я этих песен никогда не пел с эстрады и не пою даже друзьям уже несколько лет.

Во всех этих выступлениях сквозит одна мысль, что мои песни, повторяю – речь идёт о старых, тысячекратно переписанных, исковерканных, старых записях, что эти песни вредны, особенно молодёжи. Почему же ни в одной из статей не говорится о песнях последних 3-х лет? Я получаю огромное количество писем и абсолютно ответственно заявляю, что именно эти последние нравятся и полюбились молодёжи.

И, наконец, почему во всех этих выступлениях говорится о магнитофонных записях? Я знаю сам очень много записей, которые приписываются мне и которые мне не принадлежат. Сам я записей не распространяю, не имею магнитофона, а следить за тем, чтобы они не расходились, у меня нет возможности. Мне кажется, что эти статьи создают нездоровый ажиотаж вокруг моей фамилии и в них подчас – тенденциозность и необъективность, а также частый вымысел. Убедительно прошу не оставить без ответа это письмо и дать мне возможность выступить на страницах печати.
В. Высоцкий

Отзвуки травли Владимира Высоцкого продолжались и позднее. В этом отношении интересны публикации Соломона Ягодкина  в «stihi.ru” о «комсомольском активе» по борьбе с этими песнями и публикациях статей в «Тюменском комсомольце» и «Тюменской правде» в июле-августе 1968 года. Хорошими бардами там были объявлены Окуджава, Якушева, Городницкий, Висбор, а плохими – Высоцкий, Клячкин, Ножкин, Кукин.

«На собрании комсомольского актива антисоветская пошлятина Высоцкого и других была сурово осуждена ».

Я отвлёкся на эту тему, которая безусловно заслуживает внимания и изучения, но всё же продолжать её не стану.

Гриша Яблонский со своей «Лекцией» попал в очень неудачное время, когда ЦК КПСС решил начать бороться с бардами. Ну и попал «под раздачу». Всё же у бардов подобного рода ярко выраженных «политических песен» было немного. А тут, нате, пожалуйста, такой подарок!

Вот и разобрали по косточкам… И, не поняв, объявили «глумливой…».
На фестивале бардов сначала песни Галича ненадолго затмили Гришину песни, но её не забыли. Поют и сейчас:

А я чешу-чешу н;гу,
Начесаться не могу.


Рецензии