Что и как, конь и лань

"Но слушайте, искусство - это не что, а как" (*). Беда в том, что искусство - это и "как", и "что". И вся жизнь, и все предметы, и явления, и люди - "что", которое проявляет себя как "как", и никак иначе. О, эти "конь и трепетная лань" в одной упряжке... брат и сестра, сиамские близнецы, "что" и "как". Настолько близкие, что не живут один без другого, и настолько разные по своей природе, что даже не мыслятся как родственники. Не спутать их, действие и образ действия, содержание и форму, обозначаемое и обозначающее, поистине задача не из простых. Видим "как" - познаём "что". Но "какность" не содержит в себе "чтойность", это всего лишь образ, икона, причём изрядно повреждённая, кривое зеркало подлинной реальности. Увидеть под искажением суть - не каждому уму под силу, и не всякое сердце осилит такое видение. Долог путь познания, и через многие "как" он всё равно не приводит к "что". Подлинная внутренняя реальность вещей открывается, не познаётся эмпирически и не выводится логическим путём. Откровение даёт вещь в единстве содержания и формы. "Я есмь путь и истина и жизнь" (**). Не сказано: "Я говорю истину", но "Я есть истина" ("что"), "путь" ("как") и "жизнь" ("что" и "как"). Такое постижение есть по сути переживание, но как мышление не мыслит себя в терминах мышления, то есть себя самого, и непередаваемо в этих терминах, так переживание ("как что") не передаётся, а трансцендируется и уже в этой условно внешней форме переживается ещё раз, и проходит осмысление, и передаётся другому как факт реальности, получивший выражение в языке. Преодолеть приблизительность восприятия языковых реалий, услышать язык в его чистоте и точности - тоже искусство, и как этого добиться в нашей повреждённости, глухоте и слепоте, "этого даже Мартын Задека не скажет" (***).

(*) А. Солженицын. "Один день Ивана Денисовича"
(**) Евангелие от Иоанна (14-6)
(***) А. Куприн. "Поединок"


16 декабря 2016 г.


Рецензии