Встречи с музыкой. Клаудио Монтеверди

1. Стиль.

Клаудио Монтеверди – венецианский Орфей.

Монтеверди – творец старой и новой музыки.

Монтеверди пишет религиозную и светскую музыку.

Монтеверди создаёт музыку Небесной чистоты и земных страстей.

Музыка Монтеверди оказывает очистительное и просветляющее воздействие на слушателей.

2. Мадригалы.

Мадригалы Монтеверди отличаются одухотворённой красотой и благородной сдержанностью.

Мадригалы Монтеверди вызывают ощущение небесного покоя. Они являются идеальным воплощением гармонии и красоты.

Нет возвышеннее, благороднее и чище тех эмоций, которые возникают в минуты общения с Богом. Именно такие чувства пробуждают мадригалы Монтеверди.

3. Оперы

Под ренессансным небом человек ещё не принадлежит самому себе: он подвластен абстрактной гуманистической идее, которая не позволяет оперным героям Монтеверди раскрыться в полной мере.

Монтеверди придерживается идеи гуманизма и человечности, но ещё далёк от создания живого человека в опере.

Оперные герои Монтеверди выражают себя мелодизированным речитативом, а не ариозным пением, способным проникать в глубины человеческой души.

Танцевальная музыка в операх Монтеверди близка к народному искусству, однако, его народ – это ещё антураж, декоративный фон. Как видим, человек и народ в операх композитора – отвлечённые категории.

Монтеверди живёт в переходную эпоху между поздним Ренессансом и ранним Барокко. Его чистая, возвышенная, небесная музыка сосуществует с земной красотой, с только что начавшимся бурным весенним цветением природы.

4. Имена.

Монтеверди принадлежит к эпохе Шекспира.

В операх Монтеверди присутствует шекспировская трагедийность.

Эвридика и Поппея – возвышенные женские образы в операх Монтеверди. Их нежность и печаль напоминают облик шекспировской Офелии. Скорбная женственность этих прекрасных созданий неповторима.

Когда слушаешь нонеты Палестрины, представляешь себе верующих, которые мысленно обращаются к Богу. Слушая мадригалы Монтеверди, видишь других верующих: они созерцают весь Божий мир, любуются его земной и небесной красотой.

Монтеверди и Генрих Шютц – отцы-патриархи новой итальянской и немецкой музыки.

Монтеверди – гений мелодекламационного речитатива, Луиджи Росси – мелодически насыщенного.

После сдержанной мелодекламации Монтеверди его ученик Франческо Кавалли начинает петь в развёрнутых оперных ариях.

Мелодекламационного Монтеверди сменяет исключительно эмоциональный Люлли.

Монтеверди – гуманист в опере, ещё не вкусивший райского блаженства, в котором буквально купается Люлли.

Музыка венецианских композиторов Монтеверди и Вивальди отличается небесной гармонией и красотой.

Монтеверди созерцает Божественное небо, Вивальди любуется красотой Неба и земли.

Ясная, чистая, светлая, возвышенная, благородная музыка Монтеверди и Вивальди отличается одновременно светским и религиозным мироощущением: в ней присутствует солнечный и Божественный свет, земная и Небесная красота.

С именем Монтеверди связано пробуждение оперы, с именем Генделя – загорающаяся заря.

Монтеверди – мастер речитатива, Гендель – арии, Глюк обе формы оперного пения поднимает до небывало высокого художественного уровня.

Монтеверди – гений речитатива, Перголези – арии: и тот, и другой – столпы оперного искусства.

Монтеверди – мастер речитатива в ранней барочной опере, Перголези –арии в опере зрелого Барокко.

В музыке Монтеверди получает воплощение небесная красота, в бессмертных творениях Вольфганга Амадея Моцарта – земная.

Монтеверди и Верди – реалисты в оперном искусстве: их объединяет шекспировский драматизм.

Мелодекламационный речитатив Монтеверди имеет общие точки соприкосновения с речитативным пением Пуччини.

В «Коронации Поппеи» Монтеверди не меньше реализма, чем в «Катерине Измайловой» Шостаковича.


Рецензии