Встречи с музыкой. Клаудио Монтеверди
Клаудио Монтеверди – венецианский Орфей.
Монтеверди – творец старой и новой музыки.
Монтеверди пишет религиозную и светскую музыку.
Монтеверди создаёт музыку Небесной чистоты и земных страстей.
Музыка Монтеверди оказывает очистительное и просветляющее воздействие на слушателей.
2. Мадригалы.
Мадригалы Монтеверди отличаются одухотворённой красотой и благородной сдержанностью.
Мадригалы Монтеверди вызывают ощущение небесного покоя. Они являются идеальным воплощением гармонии и красоты.
Нет возвышеннее, благороднее и чище тех эмоций, которые возникают в минуты общения с Богом. Именно такие чувства пробуждают мадригалы Монтеверди.
3. Оперы
Под ренессансным небом человек ещё не принадлежит самому себе: он подвластен абстрактной гуманистической идее, которая не позволяет оперным героям Монтеверди раскрыться в полной мере.
Монтеверди придерживается идеи гуманизма и человечности, но ещё далёк от создания живого человека в опере.
Оперные герои Монтеверди выражают себя мелодизированным речитативом, а не ариозным пением, способным проникать в глубины человеческой души.
Танцевальная музыка в операх Монтеверди близка к народному искусству, однако, его народ – это ещё антураж, декоративный фон. Как видим, человек и народ в операх композитора – отвлечённые категории.
Монтеверди живёт в переходную эпоху между поздним Ренессансом и ранним Барокко. Его чистая, возвышенная, небесная музыка сосуществует с земной красотой, с только что начавшимся бурным весенним цветением природы.
4. Имена.
Монтеверди принадлежит к эпохе Шекспира.
В операх Монтеверди присутствует шекспировская трагедийность.
Эвридика и Поппея – возвышенные женские образы в операх Монтеверди. Их нежность и печаль напоминают облик шекспировской Офелии. Скорбная женственность этих прекрасных созданий неповторима.
Когда слушаешь нонеты Палестрины, представляешь себе верующих, которые мысленно обращаются к Богу. Слушая мадригалы Монтеверди, видишь других верующих: они созерцают весь Божий мир, любуются его земной и небесной красотой.
Монтеверди и Генрих Шютц – отцы-патриархи новой итальянской и немецкой музыки.
Монтеверди – гений мелодекламационного речитатива, Луиджи Росси – мелодически насыщенного.
После сдержанной мелодекламации Монтеверди его ученик Франческо Кавалли начинает петь в развёрнутых оперных ариях.
Мелодекламационного Монтеверди сменяет исключительно эмоциональный Люлли.
Монтеверди – гуманист в опере, ещё не вкусивший райского блаженства, в котором буквально купается Люлли.
Музыка венецианских композиторов Монтеверди и Вивальди отличается небесной гармонией и красотой.
Монтеверди созерцает Божественное небо, Вивальди любуется красотой Неба и земли.
Ясная, чистая, светлая, возвышенная, благородная музыка Монтеверди и Вивальди отличается одновременно светским и религиозным мироощущением: в ней присутствует солнечный и Божественный свет, земная и Небесная красота.
С именем Монтеверди связано пробуждение оперы, с именем Генделя – загорающаяся заря.
Монтеверди – мастер речитатива, Гендель – арии, Глюк обе формы оперного пения поднимает до небывало высокого художественного уровня.
Монтеверди – гений речитатива, Перголези – арии: и тот, и другой – столпы оперного искусства.
Монтеверди – мастер речитатива в ранней барочной опере, Перголези –арии в опере зрелого Барокко.
В музыке Монтеверди получает воплощение небесная красота, в бессмертных творениях Вольфганга Амадея Моцарта – земная.
Монтеверди и Верди – реалисты в оперном искусстве: их объединяет шекспировский драматизм.
Мелодекламационный речитатив Монтеверди имеет общие точки соприкосновения с речитативным пением Пуччини.
В «Коронации Поппеи» Монтеверди не меньше реализма, чем в «Катерине Измайловой» Шостаковича.
Свидетельство о публикации №216121701016