Власть вопроса

- «И Она (истина) вошла в середину их темницы тела, и сказала: Тот, кто слышит, да восстанет он ото сна тяжелого. И он заплакал, и он пролил слезы, тяжелые слезы отер он с себя и сказал - кто Тот, который называет имя мое и откуда эта надежда пришла ко мне, когда я в оковах темницы?».
- «Я же сказал - Господи, а эти души, когда выйдут из плоти, куда они направятся? И Он улыбнулся и сказал мне…».
- «И я сказал - Господи, как может душа умалиться и возвратиться..? Тут Он возрадовался, когда я спросил Его об этом, и сказал мне - Воистину ты блажен, ибо ты понял!». (ап. Иоанна)

Существует много теорий происхождения языка, и ни одна из них не смогла ответить на поставленный вопрос, но все эти концепции разбиваются о собственные недостатки, замечают исследователи языка. А все потому, что все концепции нового, последнего времени исходили из теории Дарвина о происхождении человека. И в этом нет ничего странного, но странно то, что среди этого множества гипотез была одна, близкая к правде, но она не получила своего развития. Эта модель возникновения языка, называется креационной, согласно которой язык был сотворен Богом и богами Элогим. Эта гипотеза отражена в религиях разных народов. Согласно индийским ведам главный Бог дал имена другим богам, а имена вещам дали святые мудрецы. В Упанишадах говорится о том, что Сущее, входя в живое, создает в нем имя и форму живого существа. Согласно Корану Адам был сотворен Аллахом из праха и «звучащей глины». По Библии, Адам был наделен способностью давать имена животным и вещам. И мы не сильно ошибемся, если скажем, что всякой речи, названию имени и познанию мира, всегда предшествовал вопрос – кто это или что? 
Вопрос властвует над речью, от него рождается поиск и таким образом, в человеческом обществе появилось учение (наука) о падежах. В разных языках существует разное количество падежей. Но мы в своем исследовании обопремся на тот язык, на котором говорим, то есть русский. В настоящее время в грамматике русского языка существует шесть падежей – именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. Сразу встает вопрос – почему шесть? Ведь в творении Божием властвует число семь - семь дней недели, семь нот, семь цветов радуги итд. Любопытно было обнаружить, что до 1918 года, до возникновения атеистического государства в России было семь падежей (и более). И последний седьмой назывался - звательный, в котором отсутствует сам вопрос, но как обращение и вопрошание к Творцу – Господи, Боже, Отче. И тогда становится понятным, почему современный человек так трудно апеллирует к этим именам. Термин «падеж», как и названия большинства падежей, является калькой с греческого и латыни – «падать». То есть, при хорошо поставленном вопросе, человек как бы падая, быстро приближается к истине и Богу, у которого в начале творения было Слово. В связи с этим, любопытно находить и замечать, как названия падежей и их вопросы, феноменально отражаются в Библии.
Первый падеж - «именительный» считается основным и отвечает на вопрос – кто или что? Прикладная наука о веществах занимается вопросами – что это? А наука о человеке и особенно Библия апеллирует вопросами – кто это? Кто есть Человек» и «кто сей человек, говорящий слова без смысла? – говорится в книге Иова. Но важнее вопросы о Творце, создателе человека – «Кто есть Бог? Как имя Тебе? Кто Ты, что говоришь нам это? и чей Ты Сын?» – этими и подобными вопросами задаются многие представители Библии. На эти вопросы звучат разные ответы, иногда вопрос на вопрос - зачем спрашиваешь? То есть, если спрашиваешь, то ищи ответ, а если спрашиваешь всуе, то в другом месте говорится – «какова вина вопрошающего, такова и вина человека». Или, на вопрос Иакова – Как Твое имя? Он получил ответ - «Мое имя чудно». Именно всуе, в поверхностном познании имен Божиих, - как проявлялись и изменялись они в Билейской истории, происходят религиозные распри и разногласия. Как и почему первое имя Иегова (Я есмь Сущий), проявлялось через другие имена - Ягве, Саваоф, Элохим (Аллах), и в итоге, через Сына Божия Иисуса Христа, получило свое завершение в высшем имени - Отец, Отче.
Однажды, когда Иисус сказал ученикам фразу – «Придите ко Мне, ибо иго Мое - благо и власть Моя кротка, и вы найдете покой себе». Ученики спросили Его – «Скажи нам, кто Ты, чтобы мы поверили в Тебя? Он сказал им - Вы испытываете лицо неба и земли, и Того Кто перед вами, вы не познали Его; и это время - вы не знаете, (как) испытать Его». То есть, при отсутствии веры и познания Творца, человек всегда будет испытывать Его и себя подобными вопросами.
Любопытную версию об именах сказал апостол Филипп: «Имена, которые даны вещам земным, заключают великое заблуждение, ибо они отвлекают сердце от того, что прочно, к тому что не прочно и тот, кто слышит – Бог, не постигает того, что прочно, но постигает то, что не прочно. Так же, подобным образом в словах - Отец и Сын, и Дух Святой, и жизнь, и свет, и воскресение, и церковь, во всех остальных не постигают того, что (прочно), но постигают, что не прочно, (разве только) познали то, что прочно. Имена, которые были услышаны, существуют в мире подобно завесе храма. Если бы они были в эоне (нового мира), их и день не называли бы в мире и не полагали бы среди вещей земных. Они имеют конец в новом мире. Но истина породила имена в мире из-за того, что нельзя познать ее без имен. Истина едина, она является множеством и ради нас, чтобы научить нас этому единству посредством любви через множество».
 Далее, идет «родительный» падеж, отвечающий на вопросы – кого, чего? Если исходить из имени падежа, то более надо говорить о том – кто кого родил, и что из этого получилось. Конечно, здесь можно и нужно говорить о рождении наших детей и их воспитании, как сказано у Экклесиаста – «родил он сына, и ничего нет в руках у него». В Библии таких историй хороших и нехороших, множество. Много тайн Слова открывается в перечне родословия Иисуса в Евангелии от Матфея – «Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, Иаков родил Иуду и братьев его», и так до 72 родов. В других источниках слова поясняется, что в этом перечне отражается не просто рождение сына (дочери), но каким его воспитал родитель. В этом, на первый взгляд простом перечне родословий, завязано множество узлов знания о человеке, но в главном речь идет о последнем рождении Иисуса Христа, Сына Божия.
Следующий «дательный» падеж отвечает на вопросы – кому, чему? В этой статье нет смысла перечислять все Библейское множество ответов на этот вопрос. Просто вспомним Евангельское – «Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». Или, «кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
И далее, логически идет следующий падеж «винительный», его вопросы – кого, что? В Библии в числе основных вопросах Слова фигурирует вина человека. Откуда она (вина) появилась, и на каком основании снимается. И как всегда, поиск на этот вопрос снимается жертвой Христа: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Творительный падеж – кем, чем? Об этом вопросе падежа, исходя из вины аккузатива, и говоря о грехе, можно сказать словами апостола – «ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого». О творении человека можно почитать замечательное произведение апостола Иоанна, где подробно рассказывается о том, как он был сотворен из света. Как был связан мерами, временами и обстоятельствами, под названием судьба, которая господствует над всеми людьми. Как «великие заботы совратили людей, сбили их с пути, они старели не имея досуга, умирали, не найдя истины и не познав Бога истины. И так все творение было порабощено навеки, от сотворения мира и доныне». Вот именно – «доныне», потому что далее появляется опять Иисус, который есть главный виновник нашего спасения. А можно о творении сказать и по-другому, словами от книги Откровение – «Се творю все новое». А это означает, что нас ожидает новая земля, небо и новая плоть, все новое.
Основным вспомогательным словом шестого - «предложного» падежа, является глагол «думать» - о ком или о чем? Который объединяется с дополнительным, «местным» падежом, отвечающим на вопрос – где? Понятно, если думать и размышлять о Боге, то мы несомненно столкнемся  с уникальным Библейским вопросом – «Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?». А при изучении этого вопроса «где», мы узнаем, что этим домом является человек и местом покоя Духа Творца, определяется душа человека.
Не менее уникально проявляется седьмой «звательный» падеж, который, не имея прямого вопроса, ясно проявляется в обращении к Богу с прошением: Отче, услышь меня? - много раз мы читаем в Слове. И Он, услышав это обращение человека, в Евангельской притче призывает нас на Пир небесный и брачную Вечерю Сына. А вопрос предыдущего падежа о «месте» дома - где построите вы дом для Меня? Удивительным образом смыкается с нашей надеждой о новом доме на небесах в «звательном» падеже. В Евангелии много раз сказано – Ваш (наш) дом на небесах, в Городе, художник и строитель, которого Бог.
Ученые лингвисты различают до двенадцати и более падежей, сгруппированные по основным внешним признакам. Это -  «пространственный, местный, счетный, временной, совместный» и другие. Вопросы, которых так же находят свое место в Библейском слове и распределяются от простого к сложному. То есть, когда мы Нечто познали в основных вопросах – Кто есть Бог и Человек, их связи в пространственных, местных, счетных и временных характеристиках прошлого (от вины) и будущего (в Царстве Небесном), то особенным представляется «совместный» падеж, отвечающий на вопрос – с кем? Да, важно знать что наш дом на небесах; что приготовлен Город, художник и строитель, которого Бог; что идем на Пир небесный и в главном, высшем обетовании всей Библии от книги Откровение, мы призваны на Брачную Вечерю Сына. Зная, что значит быть на Пире не в брачной одежде, что «не поднимается один без другого» на брачную Вечерю мужчина без женщины, тогда вопрос (с кем) от этого падежа становится определяющим наше лучшее будущее. Не знаю, насколько возможно ввести в современный язык новые падежи, но седьмой - «звательный» просто обязан появиться. Человек должен знать их вопросы, откуда они появились и что все они имели Библейскую основу.
Любопытно заметить, что основной глагольной формой вопроса в Библии, является глагол – «вопросить» и относится он, именно, к человеку или к народу: «и вопросил Давид Господа» и «а я еще не вопросил Господа»; или «и вопрошали сыны Израилевы» и «не искали Господа, и не вопрошали о Нем». Не поставить вопрос и забыть, но глагол «вопрошать» призывает человека искать ответ на поставленный вопрос. 
Мы можем быть не внимательны к существительному – кто или что находится возле нас. Или пренебрежительно относиться к глаголу, не расслышать Его повеление – «пойди на дорогу и приведи их на Пир» небесный. Но, именно, вопрос заостряет наше внимание к речи, он властвует над речью, особенно когда задумываемся о жизни. Поэтому в древних источниках Слова, во время полемики, когда на «простой» вопрос ученика, учитель спрашивал – ты задал один или два вопроса? Эта особенность вопроса хорошо заметна в диалогах Иисуса с книжниками и фарисеями. На их, казалось бы, простые вопросы – «давать или не давать подать кесарю», или «чьею будет женщина в воскресении, имевшая семерых мужей» - Иисус отвечал сразу на несколько вопросов, заложенных в одном. На пример, на вопрос - «какова первая (или большая) из всех заповедей», начало ответа прозвучало в первом глаголе – «слушай», а потом только появляются глаголы – «возлюбить», как большая из всех заповедей. Потому что без «слышания» не возможно любить. Более того, Он поощрял своих учеников искать новые, более сложные вопросы и ответы на них: «Ищите и вы найдете, но те (вопросы) о которых вы спросили Меня в те дни, - Я не сказал вам тогда. Теперь Я хочу сказать их, и вы не ищите их». Но, с другой стороны, власть вопроса и поиск ответа на него, часто ведет к огненному знанию: «Кто вблизи Меня – вблизи огня, но кто вдали от Меня – вдали от царствия», - говорил Иисус. Это, особенное, знание часто скрывается в вопросах ветхозаветных пророков и Евангельских притчах, только бы человек не отпал от своего предназначения быть - вопрошающим!


Рецензии