тайная вечеря или мастер и маргарита

           -Надо жить проще,- говорил ей муж
           -Проще, реальней смотреть на вещи.

А она мечтала и фантазировала. О чем-то далёком , неземном, но таком желанном. Об этом она писала стихи. Они приходили к ней ночью. Внутри все зудело,росло,пыхтело,сон не шел. А потом были роды. Они бывали лёгкие. И обязательно она рождала не одно, а два-три стиха. Позже наступало облегчение. Она толкала мужа в бок:
           - Послушай!
Он бурчал недовольно. Иногда слушал, говорил,что хорошо, и все.
Потом она перестала спрашивать его мнение.

           -Надо проще жить,Маргарита!

А к семейной жизни она относилась очень серьёзно: каждая вещь в доме имела неизменное  законное место, пыль не задерживалась в углах, а обед был вкусным, даже когда она голодала сама, чтобы сохранить форму.
          Сын учился хорошо, дрался умеренно, муж -обожаемый ею Мастер, всегда был чистым, наглаженным. Деньгами править она умела. На косметику и прочую дребедень старалась не тратить . Но всегда была приятной и даже модной.

          Она всегда чему-то училась. Разнообразные курсы были ее неизменным занятием между работой, домом и полетами. И как она везде успевала, и все у неё получалось? Наверное ночные полёты помогали ей в этом, кто знает. Просто она старалась все успеть, чтобы хватало времени думать о новых полетах.
          Оттого умела она вязать и шить, рисовать и заниматься с сыном музыкой. Они даже сочиняли песни.. Ее новорожденные стихи - о белокурых красотках, о чёрном и белом ангелах вдруг начинали звучать. Тогда вечером они ужинали,Маргарита быстренько мыла посуду, быстренько вместе делали уроки и скорей бежали к старинному пианино по имени 'Рениш'.

           И вот они уже поют ее стихи. И как красиво получалось! Сын набросает придуманную мелодию, и клавиши превращались в этих ангелов - чёрного и белого.
          
           - Запиши, сынок, ноты, как следует, чтобы не потерялось!
           Но оно потом терялось. А на диване в другой комнате в это время лежал Мастер. Он плотно закрывал двери, затыкал уши, - ему  мешали эти занятия. Они его раздражали.
           Не только стихи и песни теснили ей грудь. Стены в комнате начала супружеской жизни были расписаны ее рукой берёзами от пола до потолка и клином журавлей. Тогда такого ещё не было в простых семьях. Там, где жили проще. Не было и космических пейзажей в коридорах. Зато они были в доме у Маргариты.
           Где истоки этих странных желаний Маргариты? Откуда у дочери необразованных родителей такие 'таланты'?
           Она хорошо помнила 'Крошку Доррит' Диккенса, эту скучнейшую и толстую книгу, которую мама заставляла ее читать вслух в девятилетнем возрасте,а сама в это время сидела за швейной машинкой и изредка поправляла произношение дочки, ее интонацию, или отвечала на вопросы о значении незнакомого слова.
           Это рисунки с натуры - коробочки из-под конфет, это уроки вслух и пересказы, это школьные сочинения и стенгазеты. Это любовь мамина. Это школьные учителя, хор, семейные походы в театр, короткие занятия вокалом в музыкальной школе... Все это породило в Маргарите неистребимую жажду мечтать, сочинять, анализировать, творить, то есть быть в состоянии полёта.
           Маргарите даже снились полёты. И это было такое радостное ощущение, которое реальная жизнь не давала! Чувство высоты, умение всегда оторваться от погони в последний момент, всеобъемлющая бесконечность пространства давали ей из сна такой заряд энергии в реальную жизнь, что 'жить проще' она не хотела. Хотя в реальной жизни она ужасно боялась высоты.

          Все было хорошо. Но Мастер был не тот. Да и Маргарита не та. Не Булгаковские герои. Маргарита не летала на шабаш ведьм, потому что не умела делать гадости. А Мастер не любил свою Маргариту, потому что его раздражали полёты. И однажды он ушёл.
          Тогда она чуть не улетела на свою звезду. Реальность жизни - ее сын, удержала ее от последнего полёта. И жизнь продолжалась. Совсем не такая, как прежде. Без любимого мужа - источника, двигателя реальной жизни, смысла всех ее забот и хлопот. Она выжила. Но полёты стали другие. Все чаще ей вспоминалось: надо жить проще'. Видимо, новая жена его знала это заранее, и не толкала его в бок по ночам, чтобы вместе провести  бессонную ночь.

          В последующие жизни Маргариты встречались ещё мужчины. С одним она даже летала вместе. Но надолго его не хватило, - 'проще'  жить легче.И Маргарита стала жить просто.И тихо.
          И вот сейчас, когда Маргарита уже немолодая женщина, и ждать от судьбы уже нечего, когда возможные романы и встречи уже произошли, вдруг, да, вдруг, как последняя заря, это случилось.
          Он просто хотел секса, элементарного, из любопытства может быть, или по другой причине. Что вообще движет этими созданиями божьими, которых зовут 'Кобели'?

          И вот они пересеклись. Не хотела Маргарита, сопротивлялась. Так хорошо было ей теперь в ее одинокой душе, покой давно поселился там. Воспоминания о том, что душе будет больно, мучили ее. Да и подруга говорила:
          -Брось это!

           Но потом она сдалась. Начались встречи. Таинственные, украденные. Ведь он не свободен. Да, отошла Маргарита от своих принципов, никогда не нарушала она свою внутреннюю мораль, а тут!

           И наша Маргарита преобразилась. Она снова стала юной женщиной - лёгкой, подвижной, смешной. Смешной - это со стороны. Это другим смешно, когда люди в годах вдруг влюбляются и у них появляются забытые желания, появляется жажда жизни, потому что они испытывают давно пережитое в новом качестве,- последнем!
          У Маргариты исчезло прочь ощущение ненужности, забытости. Вдруг появился интерес к своему отражению в зеркале.
А что там может быть хорошего на пятьдесят третьем году жизни?
Хочется стукнуть по зеркалу, как в картине Бидструпа, но от этого лучше не станешь. И побежала наша Маргарита в парикмахерскую. Денег хватило на хорошую стрижку, благо, встретилась ей мастерица ее молодости. Она поняла, что нужно этой женщине.
           Маргарита вышла красивой, но седой. Краска сделала своё дело. И вот уже из зеркала смотрит молодящаяся вумен. Где кремы, карандаши? Немного работы и вот уже в Маргарите можно узнать Маргариту! Откуда взялась давно пропащая улыбка, кокетливость, юмор? Исчезла мрачная маска 'простой' жизни и появилось почти забытое желание  летать.

          Тайные встречи в земном раю, ее загородном доме, занесенном снегом, были сказочными. Она перестала стесняться возраста, ведь он был моложе ее на тринадцать лет. Разговоры по душам, воспоминания, юношеские дурачества- катания на санках, игра  в снежки, валяние в снегу и его шепот: девочка моя!
           Все это поднимало в ней дух, она расправляла крылья и летела.Она снова летала,как раньше. Задремавшие таланты вновь проснулись, и все чаще ходила наша Маргарита 'беременная'.
           Почему-то рождались сказки. Почитает их потом своей внучке, когда она будет. Стихи тоже, а ещё картины! Но для картин нужны были краски, кисти, бумага. Их нужно много и всегда.А так как в средствах героиня была стеснена, то эту часть полётов ей приходилось сокращать.
         
          Состояние души ее было непередаваемо! Что-то звенело, как натянутая струна, что-то будило ее по ночам, толкало вперёд , заставляло смотреть ночью  на полную луну, искрящийся снег. Заставляло не обращать  внимания на сплетни и злословия, что-то подбрасывало ее вверх так высоко, что далеко внизу оставалось то, что 'проще'.

           И вот предстояло новогоднее свидание.

Но мастер был все-таки не Мастер. Его бесполезно было вообще толкать в бок ночью, он даже ухитрялся ненавязчиво насмехаться над произведениями  Маргариты. Они,конечно же, были далеки от совершенства, очень далеки. Слава Богу, Маргарита не потеряла способности к анализу, и могла понять, что выставляться, в смысле, обнародовать своих 'незаконнорожденных детей', не надо. Это не была высокая поэзии Ахматовой, и не кистью Гойи написана ее Маха.  Но как хотелось, господи, как хотелось ей поделиться с миром своей радостью, своими восторгами! Но ,увы! Критиковать всегда легко, и критики всегда беспощадны.
           Легче напиться и лежать на диване. Но если ты летаешь,- мы тебя призовем к ответу!
           Маргарита готовилась к встрече. Точнее, новый год она встретила одна со своими кошками перед телевизором. А мастер,или даже, мастерок, он должен был придти первого января. Предстоящее свидание он назвал 'тайная вечеря'!
           Ах,Маргарита! Тебе предстоял контрольный полёт! Надо было подготовиться. В холодильнике есть все. Есть кофе,сигареты, шампанское и конфеты,есть даже красная свечка,которая, сгорая, источает сладкий запах. Она стоит на веточке сосны на столе. В доме чисто,красиво. Лицо ее сияет. Речь подготовлена,пожелания лично для него в тапочке сложены...

          А танцевала Маргарита давно. Встреча праздничная и все должно соответствовать. Вот и платье ее чёрное, нарядное,ему двадцать лет исполнилось, а оно совершенно, как кисть Гойи. Это то самое маленькое платье всех времён и народов. Оно действительно туговато. Ну, хорошо, девочка, надо вспомнить танцевальные движения. До восьми вечера ещё три часа, музыки хоть отбавляй. И через два часа тренировки она, разгоряченная, ожидающая, чувствовала себя уверенней. Хотя изображения в зеркале выдавали, что в молодежное платье спрятано немолодое тело, и движения его не такие лёгкие и гибкие.
           Но Маргарита призывала в помощники шампанское, свечку, которая будет не только пахнуть,но и должна убрать в тень,темноту, все лишнее, что беспокоило Маргариту в собственном облике. Но вот уже восемь тридцать. Никого!

           - Ах, так,- подумала Маргарита. Сняла с себя нарядное платье, надела буничное, села за стол и открыла шампанское. Сама себя поздравила с Новым годом, покормила праздничной едой кошек и опять вспомнила:
           - Надо жить проще!

            А мастер в это время лежал дома с поломанной ногой и думал о ней, о несостоявшейся  'тайной вечере'. Он представлял, как все должно быть на этом свидании. Он знал, как умеет Маргарита готовить все заранее, чтобы доставить удовольствие.
            К боли в ноге добавлялась глухая досада о потерянном свидании.
            Надо же было поскользнуться и упасть так нелепо! И сколько это продлится? Дурацкий годолед! А Маргарита может улететь.
            А вообще надо жить проще!
       


Рецензии