Оранжевая ленточка

Третье сентября. Первый класс. Алексея Петровича и Евгению Петровну попросили сводить всех первоклашек на городской праздник осени.

Саша уже запомнила их. Евгения Петровна - её учительница, пожилая, у которой ещё родители. А Алексей Петрович - молодой воспитатель, очень обаятельный и добрый.

Но вот беда: учителей дети более-менее помнили, а вот их, ребят, запомнить ещё не успели. Тогда Алексей Петрович принёс длинную оранжевую ленту, разрезал на небольшие кусочки и громко сказал:

- Ребята! Вас много, мы вас ещё не помним всех. И, чтобы вы не потерялись, прошу вас укрепить на куртках вот эти оранжевые ленточки. А мы с Евгенией Петровной наденем оранжевые повязки.

В две минуты все дети были одеты и помечены, а ещё через минуту выстроились и оправились в путь.

Высокий и красивый воспитатель встал в начало колонны, выдал помогавшим пятиклашкам - его выпускницам Лизе и Вере красные флажки. Саше они - высокие и стройные девушки - казались совсем взрослыми. Впрочем, Лизу она знала: её сестра Маша  ходила в садик вместе с ней. «На этих ребят можно положиться» - сделала вывод девочка, и на Алексея Петровича тоже.

А значит, можно ни о чём не беспокоится. Или нет?

У ворот Городского сада был небольшой пруд с утками, и пока Алексей Петрович оформлял документы, Саша с Лерой подбежали к ограде моста, чтобы покормить птиц  запасённым с  утра хлебом.

Ах, как нравился хлеб серым уткам! Они ныряли за тонувшими кусками, спешили за летящими сверху, дрались за упавшими в воду. Брызги летели вокруг, блестя на солнце.

Но девочек быстро позвали в строй: на эстраде начинался концерт.

Придя на площадку, дети огляделись. Мечеными были только они. Вокруг стояла толпа детей, таких же первоклашек из разных школ. Но учителей было видно, оранжевые ленточки встали группкой, а значит - все на месте!
 
Алексей Петрович говорил что-то важное, от чего, от чего нельзя было отвлекаться. Сад был довольно большим, со всех сторон окружённый большими улицами. Поэтому ребятам запрещалось покидать площадку перед эстрадой, более того, каждый должен был носить на себе ленточку и постоянно видеть своих учителей.

Но Саша этого не слышала: она пыталась прочитать надписи на эстраде, на указателях, на синем здании справа. Только о ленточках слова уловила.

Тем временем, подошли другие лагеря, и на площадке стало очень многолюдно. Но Саша видела своих товарищей и учителей, точнее – их яркие галстуки. Когда все собрались, на сцену вышли актёры. Начинался небольшой спектакль о корабле и его команде, потом ребята играли с актёрами в классики на скорость, бегали эстафету несколько раз, хлопали воздушные шарики. Саша очень переживала за свою команду, но 44 школа была немного сильнее, и после третьего тура игры разрыв был небольшой. Всего пара очков отделяла от лидеров Сашину школу – ту, в которую она пойдёт учиться в сентябре от победы! Надо было обязательно выиграть – не привыкли ребята быть на вторых ролях.

Последним туром игры было ориентирование. Всех детей разделили на команды, по пять человек. В Сашиной команде оказались её подруги Лера и Маша да двое парней - Паша и Вася, а старшей назначили Лизу.

Задание было простым: нужно было найти семь синих кружков, спрятанных на площадке с помощью карты.

- Надо быстрее, а то другие выиграют! – подзадоривала всех Лера.
- Да, точно! Давайте поторопимся!  - переживала Маша, - другие уже побежали!
- Я первым, я всё найду быстро, - заверил всех Вася, - пошли.

На площадке была такая кутерьма, что сложно было отыскать знакомое лицо. Все бегали, толкались, стремясь скорее выиграть. Как в калейдоскопе закружились разноцветные куртки и футболки – красные, синие, жёлтые, оранжевые – всех цветов радуги, всех фасонов, всех размеров. Саше было так жарко, что она сняла куртку, взяла её в руки. Мальчик в синем – Вася – бежал перед ней, а она – за ним. Вот, площадка скрылась за кустами, в которых некоторые ребята искали свои значки а следом за ними - эстрада, летнее кафе, каменный голубой туалет, жёлтый тир … 
Саша куда-то бежала, казалось, за синей Васиной курткой, бежала, пока не почувствовала, что устала. Она приостановилась и увидела, что вокруг не было ни толпы детей, ни курток, ни эстрады, а впереди бежал другой мальчик в синей куртке, такой же, как у Васи, но не Вася. А самое главное – не было оранжевых учительских галстуков.

Саша перепугалась. Сердце забилось быстро-быстро, так быстро, как ещё никогда не билось.  Она встала и пошла по той же дорожке, по которой только что бежала, назад, пытаясь найти обратный путь. Вот, жёлтый тир показался, вот – летнее кафе... Впереди она увидела аттракционы: качели и карусель «Ромашка». Всё было на месте, только где коричневая эстрада, на которой шло представление, где площадка с детьми? Напуганная девочка бродила по саду, не находя их.

- Так, Саша, что же делать, что делать, - говорила она сама себе. Маме позвонить?

Она хотела было сунуть руку в карман, где лежал телефон, но его там не было. Она же сняла куртку и держала её в руках. Но теперь куртки в руках не было!

- Вот же мама ругать будет, когда узнает, что я не только заблудилась, но и куртку с телефоном потеряла! – она совсем расстроилась и села на скамейку, и горько, навзрыд, заплакала.

Мимо шли какие-то люди, смотрели на Сашу. Девочка знала, что с незнакомыми разговаривать нельзя, поэтому наклонилась так, чтобы из-под её светло-русого каре не было видно, что она плачет, хотя молча делать это не получалось. От страха сердце всё так же колотилось в груди, а никто из знакомых не подходил к ней.

Посидев так с полчаса, она встала и пошла дальше,  вспоминая, что ещё видела по пути. Вот, снова показалась скамейка, на которой она поняла, что потерялась. Куртки с телефоном на ней не было, и Саша пошла дальше искать эстраду.
Мимо проходил рыжий мальчик, очень похожий на парня из старших классов, на вид лет двенадцати. Она подумала, что он знает, куда ей идти. Но что спросить? Где сцена? Или где речка? Наверно, лучше спросить про речку и мост, оттуда же видно площадку со сценой.

- Мальчик, мальчик! – крикнула она, и он остановился – как пройти к речке, к мосту… Большому такому, где вход в парк?
- А, это тебе вот по этой тропинке вперёд, до памятника, а потом направо. Там увидишь речку и мост. Отстань, я спешу.

И парень, свернув направо, быстро ушёл вдоль дороги, а она побежала прямо, не чуя ног, по пути вытирая слёзы, чтобы никто не видел, что ей страшно. Ведь только глупые дети теряются! Ветер развевал её волосы, а надвигавшаяся туча, казалось, грозила ей: «Если заблудишься – пропадёшь, украдут тебя!».  Впереди показался памятник – большой, страшный дядька на постаменте. Он указывал рукой на речку, к которой подбежала Саша.

- У речки направо. А где тут право? – думала она, - где тут неправо? Она осмотрелась и увидела мост, точно такой же, как тот, по которому шли ребята, и побежала к нему, налево. Но… мост был точно таким же, однако ни эстрады, ни ограды не было и в помине.

«Может, я право и лево перепутала?» - она вернулась вдоль речки к тому месту, у которого вышла к ней, и пошла дальше.

Ветер нагнал чёрную, огромную тучу. Ещё недавно голубая речка стала тёмной, почти чёрной, солнце исчезло, а крупные капли дождя, словно камни, оставляли круги на воде, хлестали по лицу, залетали под одежду, быстро намокшую, и, казалось, уже бесполезную.  Саша вся продрогла, а сердце колотилось сильно-сильно, слёзы смешивались с дождевой водой, волосы стекали на лицо с потоками воды…

Вот, наконец-то показался мост, большой, проезжий. Она подбежала к нему и, спрятавшись под небольшим «грибком», осмотрелась.
Рядом не было ничего похожего на эстраду и площадку с детьми. Не было и аттракционов. Не было и оранжевых галстуков. Не было и оранжевой ленточки…
- Так, девочка, ты что тут делаешь? – грозный голос сверху как будто гром ударил её.
- Я это…  Я не девочка… Я Саша…
- Ты что, мальчик, что ли, Саша? – в голосе послышалась насмешка, и Саша подняла голову, убрав с лица волосы. Над ней возвышалась толстая, как та огромная туча, женщина в переднике, торговавшая мороженым.

Тут она почувствовала толчок, и вылетела, как мячик, из-под «грибка».
- Мне надо к сцене, я потерялась! – из последних сил прокричала Саша, - к коричневой такой!
- А, ты у нас потеряшка. Садись на автобус 3 маршрута, и через остановку выходи. Окажешься прямо на сцене. Остановка там.

Она махнула рукой в сторону дороги, и Саша отправилась к автобусной остановке. Но как же проехать на автобусе, если нет денег? Кондуктор не пустит. И Саша снова пошла пешком.

Одна, промокшая до ниточки и продрогшая, как говорят, до костей, худенькая, маленькая, шла она уже не спеша по шумной улице. Плакала. Мимо мчались машины, автобусы, трамваи… Вот и она, заветная остановка. Знакомый вход, мост, эстрада. Можно было немного отдохнуть, тем более, что дождь уже прошёл.

Она снова вошла в сад, села на скамейку у площадки, но заплакала сильнее прежнего: там  уже никого не было. За деревьями показалась женская фигура в оранжевом галстуке. Во всяком случае, Саше она показалась женской. Зареванная девочка съёжилась, не надеясь на то, что её кто-то ищет. Но странно знакомая фигура приближалась всё быстрее и быстрее, всё внимательнее и внимательнее озиралась. Она прошла стороной, не обратив на саму Сашу никакого внимания. 
Саша уже не рыдала, как прежде, а просто молча плакала, осознавая, своё положение – в школе её никто не искал, никому она была не нужна – ни подружкам, ни учителям, ни маме с папой. А вдруг мама звонила, и не услышала ответа? Вдруг мама не найдёт её никогда? Её серые глаза плотно зажмурились, она сжалась, казалось, в одну точку…

- Саша! – громко и строго окликнул её мужской голос. Где ты была?! Мы тебя ищем по всему саду! Голос показался ей знакомым. Да, это был он – Алексей Петрович. Девочка молча бросилась к нему, но сильная мужская рука остановила её. В руке была грязная розовая куртка, тоже вся промокшая, с оранжевой ленточкой.
Теперь Саша всё поняла. Женская фигура – это была Вера, точно, пятиклассница Вера! Но Сашу она не узнала из-за того, что куртки на ней не было. Значит, её искали по всему саду, пока она искала ребят. Просто они где-то разминулись, только вот где? Наверно у голубого туалета она повернула не туда. Или у жёлтого тира.  Или ещё где-то. Как же стыдно – перед мамой, папой, учителями…. И как хорошо, что её нашли.

Она стояла перед учителем неподвижно, не имея сил сказать ни слова, а только промямлить:
- Извините, я потерялась…

Но Алексей Петрович уже кому-то звонил по телефону. Взволнованным и радостным голосом он звал девочек, искавших Сашу по всему парку. На нём лица не было то ли от волнения, то ли от обиды.
- Как же ты могла потеряться, - спросил он, - ведь я же сказал, что вы должны всегда держать нас в поле зрения.
- Мы тебя по всему саду искали! Ты подвела всех! – крикнула подоспевшая Вера, - мы проиграли из-за тебя!
- А если бы с тобой что-то случилось? – поддержала её Лиза, - мы все переволновались за тебя!
- А я тебя не узнал, - добавил тот мальчик, который указал на речку, - где была твоя ленточка?
- Простите… Я не слышала, что за край заходить нельзя, вот и побежала за Васей, но перепутала его с другим парнем, тоже в синем… А куртку сняла, забыла про ленточку…  А как потеряла её - не знаю. А ещё, я не знаю, где лево, а где право. Я не буду так больше…
- Позвони маме! Тебе несколько раз звонили! И хорошо, что нашли куртку! – негодовал педагог.

Саша рассказала маме о том, что потеряла куртку, и они пошли в школу. Девочке было очень стыдно из-за её невнимательности и из-за того, что она подвела всех. Хотелось моментально исчезнуть, пропасть, испариться. Расстраивать родителей она тоже не хотела – а то точно накажут, не пустят гулять. Алексей Петрович нервничал, хотя и старался не подавать вида. И одновременно в его голосе было столько обиды, доброты и тепла, что девочка быстро привела себя в порядок, извинилась перед всеми учителями и ребятами. И больше не плакала.

Некоторые ребята после этого неделю болели – простудились.  А Саша, в конце концов, всё рассказала родителям. Её сильно ругали, поставили в угол, но потом  пожалели. Всё-таки, дочка поняла, что только она была виновата в своей беде, и очень долго просила у всех прощенья.


Рецензии