Выставка Женщины Кавказа

Ставропольский краевой музей изобразительных искусств вновь порадовал любителей живописи очередной выставкой «Женщины Кавказа», организованной совместно с региональным общественным Фондом содействия развитию культуры «Мир Кавказа». На открытии выставки присутствовал Артем Бузоев, куратор выставки, директор по выставочной деятельности Фонда «Мир Кавказа», а также представители северо-кавказских диаспор, художники, журналисты, актеры, студенты. Эта выставка дважды экспонировалась в Москве – в 2004 и 2006 годах, в Ростове-на-Дону (2004), во Владикавказе (2015), в Махачкале (2016), Кабардино-Балкарии (2016), Чечне (2016). Интересно, как возникла идея создания этого проекта.

Еще в 2001 году  фонд «Мир Кавказа» разработал и утвердил комплексную программу «Культура против войны» на 2001-2010 гг. Цель ее была с одной стороны - оздоровление межнационального климата на Кавказе, а с другой - формирование в России толерантного сознания, то есть терпимости и взаимопонимания, столь необходимого в этом неспокойном в те годы регионе. В феврале 2006 года в московском «Новом Манеже» открылась первая выставка «Женщины Кавказа в фотографиях, живописи, скульптуре, графике». Эта выставка была подготовлена в рамках программы «Культура против войны». А обратиться к этой теме  музейщиков и деятелей культуры натолкнули жуткие события, которые были связаны с появлением несвойственного Кавказу явления - женщин-смертниц, террористок. Тогда же один из разделов экспозиции был посвящен погибшим во время теракта 1-3 сентября 2004 года женщинам Беслана - 208 фотопортретов: 110 девочек, 17 учителей, 81 мать и бабушка. В 2008 году издан альбом с одноименным названием. В создании экспозиции принимал участие первый северо-осетинский президент Ахсарбек Галазов, многие помнят его слова, которые он тогда сказал: «Это напоминание людям о том, что дети, люди вообще, созданы для жизни и никому не дано право их ее лишать. Если вы всмотритесь в женские лица, смотрящие на нас со стен выставочного зала, вы поймете, что в глазах ни одной из них нет даже намека на то, что завтра случится беда, потому, что у них глаза жизнерадостных людей». Проф. абхазского университета Станислав Лакоба со своей стороны помог наладить сотрудничество с отделом Кавказа Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, который провел большую работу по изучению материалов известных в прошлом фотографов и живописцев. Предоставили уникальные материалы из своих фондов и собраний Российский этнографический музей, Русское географическое общество, отдел эстампов Российской национальной библиотеки, музеи республик Северного Кавказа, а также частные коллекционеры. На первой выставке было представлено более 500 редких снимков, рисунков и гравюр XIX-XX  вв., а также работы современных мастеров, сумевших запечатлеть культурно-бытовой мир народов Кавказа. Мир, в котором встречаются прошлое и настоящее, легенда и быль. В дальнейшем количество выставляемых экспонатов менялось, но ядро экспозиции и ее смысл – стремление раскрыть традиционный образ кавказской женщины как хранительницы домашнего очага, несущей мир и согласие – за 10 лет существование проекта не изменился.
Раритетные фотографии на ставропольской экспозиции представляют особую ценность. Это фотодокументы своей эпохи, выполненные знаменитыми фотографами, вошедшими в золотой фонд искусства. Представлены работы Карла Булла (1853–1929), Дмитрия Ермакова (1845–1916), - еще и известного путешественника, Дмитрия Никитина-Тифлисского, Григория Раева из Пятигорска, Жан Х. Рауля  и др.  из музейных собраний Москвы, Санкт-Петербурга, кавказских республик. В их числе и ставрополец А. Энгель, один из первых фотографов страны, который в Пятигорске создал частное фотографическое заведение. Интересны гравюры  и  рисунки князя Г. Гагарина, картины М. Тильке, М. Туганова, работы военного фотографа, члена Императорского русского технического общества (Тифлисское отделение) Г. Барканова, географа, ботаника, географа Н.А. Буша, члена-корреспондента АН СССР, много путешествовавшего по Кавказу и оставившего интересные описания жизни обитателей горных районов Кавказа; статистика и этнографа Н.К. Зейдлица, являвшегося также редактором «Сборника сведений о Кавказе», этнографа и фольклориста А.К. Сержпутовского и др.
Многие из фотографий - постановочные, это значит, что женщины и девочки готовились, надевали самые лучшие национальные костюмы, головные уборы, украшения, садились перед фотокамерой в кружок или в ряд, но выражение лиц не «поставишь». У кого-то радость и улыбка на лице, а у кого-то грусть и задумчивость. Вот чеченка сидит, подперев голову рукой, и смотрит куда-то в сторону, видимо, задумавшись о чем-то своем. А вот жены шахов, которые стоят в богатых платьях, смотрят уверенно и властно. Есть тут и калмычки, и казачки, и аварки, и армянки, и грузинки, и кабардинки… Удивительные у них светлые и красивые лица, яркие, выразительные и естественные в своей красоте. Ведь в то время не пользовались косметикой, не подводили глаза, а оторваться от этих лиц – лиц наших прабабушек и бабушек - невозможно. Фотографы показали не только разницу в нарядах разных кавказских народов, но и то, как по-разному выглядят, к примеру, одежды армянки из Еревана, Тифлиса и Нахичевани. Или  как отличается платье грузин, живущих в разных провинциях – наряд грузинки-имеретинки не похож на наряды кахетинок, гуриек, мегрелок. Особенно хорошо это видно на рисунках князя Гр.Гагарина, тщательно выписывавшего детали национальной одежды не только грузинок, но и чеченок, черкешенок, дагестанок, осетинок и др. Особое настроение создают и виды труднодоступных горных ландшафтов, и серебряная и медная посуда, и яркие шерстяные дагестанские ковры ручной работы на стенах.
На современных фотографиях и картинах – актрисы, певицы, балерины, спортсменки, доктора и научные деятели. Среди них можно узнать артистку балета Светлану Адырхаеву, известног дирижера Веронику Дударову, скульптора Надежду Баллаеву.
По словам организаторов, фотовыставка призвана познакомить широкий круг людей с историей и культурой Кавказа в многоцветье его национальных составляющих, но в единстве образа – через лица женщин, представительниц разных народов, судеб и поколений. «Женщина на Кавказе всегда занимала особое место, – сказала на торжественном открытии экспозиции директор музея изобразительных искусств Зоя Белая. – Она была хранительницей семейного очага, и этот статус давал ей исключительные права в кавказском обществе. Её любили, оберегали, ею восхищались. Нам важно было показать многообразие красок, но вместе с тем напомнить, что Кавказ – это общий дом, хранительницей мира и согласия в котором всегда была женщина».
 Гости экспозиции отметили, что подлинная культура народа сохранилась именно на фотографиях, датируемых со времен изобретения фотоаппарата. «То, что удалось сохранить великим фотографам, является для будущего поколения важным историческим материалом»,— сказал один из них. Другой сравнил фотовыставку с испанским танцем: «он такой сдержанный, а внутри огонь горит, ведь это чувствуется… внутри тебя могут переполнять эмоции, но контролировать себя обязана каждая кавказская женщина».
Как в рисунках и гравюрах 19 в., (например, князя Г. Гагарина), так и в работах современных художников бросается в глаза их внешняя независимость, ум, талант, смелость. Здесь нет ни одной женщины с чадрой на лице, даже если это простая деревенская крестьянка. Кавказская женщина скромна, и в то же время в ней чувствуется внутренняя сила, несгибаемость. Эта новая выставка, без сомнения, заинтересует и профессионалов, знатоков художественной фотографии, так и   историков, этнографов, словом, людей разных возрастов и профессий. Выставку уже смогли увидеть тысячи людей в России: в Москве, Санкт-Петербурге, Владикавказе, Дагестана и Кабардино-Балкарии, Чечне. Теперь с нею познакомятся и в Ставрополе.  Замечательная тематическая экспозиция по-новому и в то же время традиционно раскрывает образ кавказской женщины, продлится месяц и, как советуют организаторы, эту экспозицию лучше всего посетить трижды. В первый раз – получить общее представление, во второй – выбрать то, что по душе. А на третий фотоэкспонаты предстанут совсем в ином цвете.


Рецензии