C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Поход

                Из цикла: "Люди рассказывают..."


               
                рассказ врача
               
                фото автора




    Вы когда ни будь видели по настоящему счастливые детские глаза? Поверьте – это самое прекрасное, что есть в нашей жизни. Это то, ради чего стоит жить. Вспоминаю историю одного туристического похода в горах, и возможно кому то это событие покажется незначительным, но в моей душе оно оставило неизгладимый след.
    В этот спортивно-оздоровительный лагерь в горах Чимгана под Ташкентом, мы ездили в общей сложности пятнадцать лет. Спортивным он был потому что здесь была летняя база спортсменов - акробатов, пловцов, футболистов. А оздоровительный - потому что  здесь отдыхали ребята из детских домов со всего Узбекистана. Я работал здесь врачом. Со мной всегда была жена, тоже врач и мои дети.
    В один из дней меня вызвал директор нашего лагеря. Смена заканчивалась, оставалось несколько дней до закрытия. Он сказал что наш «турист» срочно уехал по семейным обстоятельствам, а ребята очень просятся в поход в «березовую рощу». Пытались отговорить их от похода, но ребята буквально бунтуют, ведь в начале смены обещали.
    -Ты все равно должен был пойти с ними как врач. А тут в принципе пустяковый поход. Совсем рядом. Ну, так сходи с ними и как врач и как «турист».Ты же опытный, не раз ходил в походы.  Выручи меня.
    Я не мог отказать нашему директору, которого мы очень уважали.
    На другой день на линейке объявили что сегодня состоится поход, проведет его доктор, сбор после завтрака у медпункта в 09.00.
    В 09.05 у медпункта стояла небольшая кучка детей разных возрастов и трое преподавателей. Две женщины и один мужчина.
    -Это все? – спросил я.
    -Нет, сейчас ещё подойдут -  сказала одна из преподавательниц, старшая по возрасту Наталья Николаевна.
      -Прекрасно – сказал я. – Построится в одну шеренгу.
    Удивленные дети и взрослые встали в линию. Раньше турист никогда не делал таких построений. Просто ласково проводил беседу, объяснял что можно, что нельзя и всё - шли в поход. Но у меня был свой взгляд на организацию похода. Маршрут я подобрал сложный, и нужна была подготовка.
    -Значит так. Больных нет? Все себя  хорошо чувствуют? Отлично. Через полчаса собираемся здесь. Кто не пришел, тот опоздал и в поход не идет. Всем одеть кроссовки, кеды или что то подобное. Никаких тапочек и сланцев. На голове обязательно панама, кепка, платок. Касается всех, в том числе преподавателей. Отказы не принимаются. Разумеется, иметь купальник. Всё, разойдись.
    Удивленные дети побежали в корпус менять обувь, и искать головные уборы.
    Я пошел забрать свой рюкзак. Медицинскую аптечку собрал ещё вечером накануне, охотничий нож висел в ножнах на поясе, зажигалка и спички в полиэтиленовом пакете лежали в рюкзаке. Все было на месте. Со мной шел мой двенадцатилетний сын Даврон. Он уже тогда был опытным туристом и был моим лучшим помощником в походах.  Две удобные длинные походные палки ждали нас у дверей.
    Через полчаса ровно собрались ребята и преподаватели. Трое преподавателей впервые шли в поход и в этом деле были новичками.  Мой инструктаж пошел на пользу. Расслабленность и ощущение истомы у ребят исчезли. Все были по деловому подтянуты и слегка напряжены. Одеты как полагается. Количество ребят стало значительно больше.
    Но это было ещё не все. Составил список идущих в поход и отправил его на кухню с мальчиками. Через двадцать минут  ребята вернулись и принесли две огромные двадцатилитровые кастрюли, а в них масло, картошка, мясо, хлеб, в общем положенные нам продукты. Я разделил продукты между ребятами и девочками. Мальчикам достались кастрюли, картошка, мясо и другие тяжести. Девчонки несли хлеб, помидоры, лук,  ложки и мелочевку. В общем, никто не был обижен,  все были примерно одинаково нагружены. Преподавателей от поклажи я освободил. У них был свой груз. Теперь ещё один краткий инструктаж.
    - Итак, идем на весь день. Обед на дневке. Готовим сами. Идем таким маршрутом - мимо водозабора, Поляны, молочной фермы (там осторожно, собаки большие бегают), осенней стоянки пастухов и доходим до первого водопада, потом через перевал и в березовую рощу. Там отдых, купание, обед. Потом обратно, домой. Порядок движения туда – я первый, за мной девочки, потом мальчики и замыкают взрослые. Обратно первыми идут взрослые, за ними девочки и мальчики, я замыкающий. За мной никого не должно оставаться. Вопросы есть? Нет! Вперед!!   
    Начало похода бывает всегда самым сложным этапом  у плохо подготовленных туристов. Начинать движение тяжело. Нужно было слегка размяться,  и поэтому  вначале, я намеренно замедлял темп движения. Перед подъемами давал отдохнуть. Шли неторопливо, спокойно. Прошли огороженный высоким забором водозабор. Я рассказал ребятам, что такое водозабор, для чего он нужен, объяснил, что эту воду пьет весь городок, который лежал внизу в долине и все лагеря и пансионаты на этой стороне гор, в том числе и наш лагерь, и рассказал, как воду обрабатывают для питья. Ребята слушали с интересом.
    Потом подъемы закончились и дорога была почти ровной, перепады незначительные и мы пошли быстрее. Да и ребята втянулись, открылось второе дыхание. Тяжелее всего пришлось преподавателям. Преподаватель мужчина, его звали  Вахид Искандерович и молодая преподаватель Насиба, двигались, не отставая от ребят. Но Наталье Николаевне с её несколько избыточным весом  и плюс она была старше нас всех, было тяжеловато идти, я это видел. Но она не жаловалась и старалась не отставать. 
    Дошли до  кордона лесника. Я поздоровался с егерем, и он внимательно осмотрел нас и спросил - откуда мы. Я ответил и снял свою панаму. Только тогда он узнал меня и радостно заулыбался. Как то он приводил ко мне своего сына в лагерь на консультацию и теперь, конечно, вспомнил меня. Я сказал, что за «туриста» сегодня я. Он закивал головой и попросил только быть очень внимательным с кострами. Сухо. Могли быть пожары.
    Дальше идти было легче. Ребята меня расспрашивали, зачем нужен лесник, какие животные тут водятся. Узнав, что здесь водятся волки, одна девочка спросила:
    -А медведи здесь водятся?
    -Медведи тоже - ответил я - Поэтому нужно идти только всем вместе, не разбегаться, не отставать. Когда идет группа никакое животное нападать не будет. Понятно?
    Ребята до этого растянувшиеся по дороге быстренько собрались в кучу. Больше всего это встревожило преподавателей. Наталья Николаевна, или ЭНЭН, как называли её ребята, подошла ко мне и тихо спросила:
    - А правда медведи тут водятся?
    - Для ребят «да» - сказал я тихо.
    Она не сразу поняла и внимательно посмотрела на меня. Я прищурил один глаз и слегка кивнул. Она поняла и с облегчением выдохнула:
    -Ребята слышали, здесь медведи водятся. Девочки, не отставать, в сторону за цветами не бегать.
    Она опять ушла назад, и вскоре там раздался звонкий смех Насибы. Видимо она тоже вначале была немного напугана.
    Дорога петляла, поднималась вверх и спускалась вниз. Проходила рядом с речкой и оставляла её в стороне. Трижды она пересекала сай. Вскоре мы подошли к первой переправе. Я остановился и дождался пока подошли все. Показал, как будем переправляться и основные точки где нужно подстраховывать друг друга. Трое самых сильных ребят встали на эти точки,  а я встречал всех на другой стороне. Упасть в сай было не страшно, воды по колено, только промокнешь. Но скользкие камни были коварны. При неудачном падении можно было получить серьёзную травму. Этого я и опасался. Но все прошло благополучно. Две девочки подскользнулись на опасных участках, но ребята страховали надежно и удержали девочек. Самой сложной была переправа ЭНЭН,  но к счастью все обошлось. Все дружно переживали за неё и аплодисментами встретили на другом берегу. Когда все собрались, двинулись вперед.
Дорога из каменистой стала пыльной. Идти стало намного легче. Ребята немного расслабились и опять шли свободной группой. Стали немного скучать. Даже разговоры прекратились. Солнце припекало, жара  стала ощутимей.   
    Я и Даврон шли впереди. Пыль лежала толстым слоем на дороге. Внезапно она взлетела вихрем перед нами. Даврон шарахнулся в сторону. Девчонки которые шли за нами взвизгнули и отпрянули назад. Я заметил  узорчатую ленту, скользнувшую в кусты.
    - Что случилось? - все трое преподавателей  кинулись к нам.
    - Змея – ответил Даврон. Первый испуг от неожиданности уже прошел и он улыбался.
    - Змея?! – испуганно спросила  Насиба – Большая?!
    - Метра два – Даврон говорил расслабленно, но глаза смеялись - Да, папа?
    -Да нет - ответил ему в тон я – метра полтора. Толщиной не больше руки.
    На самом деле змея была совсем небольшой. Но разве дело в размерах. И маленькие змейки бывают весьма ядовитыми. Да, змеи часто выползают на дорогу и греются лежа в пыли. Заметить их бывает сложно. Поэтому мы с Давроном и шли, выбрасывая впереди себя длинные походные палки. Змея почувствовала колебания земли, оценила их и за три метра от нас рванула в кусты. Змеи никогда не нападают на человека или большое животное просто так и всегда предупреждают о себе шипением или угрожающей позой. Если их не трогать они никогда не нападут. Нападают они только на тех животных, кого смогут проглотить. Все это я рассказал ребятам позже, когда волнение улеглось, и мы продолжили движение. Бегство змеи уже рассматривалось как веселое приключение. 
    Справа появилась Поляна и пасека с ульями. Ребята заинтересовались пчелами, спрашивали как пчелы делают мед, но про пчел я знал немного. Зато оказалось, что Наталья Николаевна хорошо знает жизнь пчел. Её дед был пасечником и она в детстве часто проводила лето у него на пасеке. Она с таким воодушевлением рассказывала о них, а ребята с таким вниманием слушали её, что мы незаметно дошли до второй переправы через сай.   
    Здесь переправа была проще. Сухих камней над водой много больше и переправляясь нужно было только сохранять равновесие. Однако и здесь для подстраховки ребята встали на сложных участках и помогали девочкам перескочить по камням. Переправа прошла спокойно  и вскоре мы снова двинулись в путь.
    Появилась молочная ферма. Уже издалека нас учуяли собаки и начали лаять. Преподаватели снова встревожились и теперь Вахид Искандерович догнал нас и спросил - не опасно ли это.
    -Все нормально - успокоил я его, только пусть ребята не отстают и не боятся.
    Ферма расположена на склоне горы и возвышалась над нами метрах в ста. Мы шли по берегу сая и собаки практически у нас над головами лаяли своими басистыми голосами. Однако попыток спуститься вниз они даже не предпринимали. Некоторые девочки испуганно стали прижиматься ко мне с Давроном и невольно ускорили шаг. Я увидел среди кустов наверху улыбающиеся загорелые лица молодых доярок. Им, конечно, было интересно - кто это шел по дороге.
    -Приходите в гости пить молоко. Свежее  – крикнула одна из них.
    -Спасибо  - крикнула в ответ Насиба – зайдем на обратном пути.
    Раздался звонкий смех доярок и они пошли дальше работать, отозвав собак.
Позже, когда мы прошли ферму, я заметил, как несколько ребят тихонько бросили в кусты камни взятые видимо на всякий случай. Дорога продолжала петлять и вскоре мы вышли к третьей переправе через сай. За ней сразу начиналась осенняя стоянка пастухов. Сейчас на ней никого не было. Надо было выбрать место для переправы. Мест было много, но везде нужно было совершить прыжок с большого камня на большой камень. Прыгнуть могли все кроме Натальи Николаевны. Перейти по воде можно было, но воды было по пояс и для этого нужно было окунуться. Ребята предложили сделать короткую остановку, искупаться и заодно переправить Наталью Николаевну по воде. Были даже предложения вообще остановиться тут, некоторые ребята порядком устали. Но другие убеждали, что целью похода была березовая роща и надо идти до конца. Кто бывал на водопадах, рассказывали как там здорово. Правда раньше, говорили они, путь был короче и проще, но такой путь это даже намного лучше. Чувствуется нагрузка и появляется ощущения похода, а не легкой прогулки. Наталья Николаевна догадавшись,  что дело в ней, что её жалеют и пытаются облегчить её путь категорически отказалась от остановки.
    -Мы пойдем до конца – заявила она.
    Мне тоже не хотелось останавливаться, а дойти до водопадов и там уже искупаться и отдохнуть. Решительность Натальи Николаевны сыграло свою роль и ребята, которые надеялись уже здесь остановиться и не идти дальше постеснялись показывать свою слабость.
    Наконец  я нашел место, где Наталья Николаевна могла бы перепрыгнуть с камня на камень. Я взялся сам страховать её и первым легко перепрыгнул на другой берег. Наталья Николаевна встала на краешек камня, примерилась, сняла очки и с криком «Эх-ма» перепрыгнула  через сай. Я поймал её на той стороне. Остальные легко перепрыгнули за нами.
    Дальше были две дороги. Одна вдоль сая, короткая, но в конце крутой подъем по камням. И вторая тропа с постепенным подъемом, но длиннее,  с выходом на ту же точку, что и первая дорога. Я решил пройти длинной дорогой. Мы начали постепенный подъем. Ребята шли уже молча, сосредоточенно, сохраняя дыхание. Несмотря на более - менее пологий подъем, преподаватели и некоторые девочки стали отставать. Я не беспокоился о них. Идти можно было только по тропе, заблудиться невозможно.  Основная группа ребят двигалась со мной вперед, а Даврона я на всякий случай, послал к отстающим, чтобы они не волновались.
    Прошли около километра и появился первый водопад. Он был совсем небольшой всего около трёх метров в высоту. За ним, за камнями и выше прятался другой водопад метров пяти высотой. О нем мало кто знал. Но, нашей целью был третий водопад, ещё выше. До него нужно было ещё дойти. 
    Водопад к которому мы подошли бурлил и пенился. Но здесь было совсем неглубоко, только по пояс. После водопада сай разливался метра  на три в ширину,  и по дну была рассыпана мелкая галька. Я сказал ребятам, что бы снимали обувь и переходили сай на другую сторону. Когда все перешли, велел сушить ноги и ждать остальных. Сам быстро обулся и пошел на разведку.
    Мы были в конце пути, но дальше дорога была непростой. От всей дороги оставалась узкая тропа. По ней мог двигаться только один человек. Тропа серпантином поднималась вверх, и в конце её был перевал. За ним березовая роща – цель нашего похода. Я дошел до перевала и убедился, что тропа в хорошем состоянии и вполне проходима.  В нескольких местах обломал ветки, которыми могли пораниться ребята. Когда спустился обратно, все уже собрались на этом берегу и ждали меня.
    -Отдохнули? – спросил  ребят – дальше двигаемся?
    - Да!! – закричали все сразу. Чувствовалось всеобщее воодушевление. Я понял, что все уже знают, что ждет их за перевалом, и подумал, не Даврон ли провел беседу и испортил мой сюрприз.
    -Ты рассказал им, что за перевалом роща? – спросил я его тихонько.
    -Это сказали ребята, которые здесь бывали, я только подтвердил – тихо ответил он.
    -Ну и ладно - сказал я – хотел показать им неожиданно рощу, но видимо, не получиться сюрприза.
    Мы двинулись по тропе. Утвержденный порядок движения строго соблюдался. Я впереди, за мной Даврон, затем девочки, мальчики и последними шли преподаватели. Не торопясь мы двигались по серпантину. Я думал, как ребята несут кастрюли? Не уронили бы. Но ребята отлично приспособились и все гуськом двигались друг за другом. Наконец появился перевал. Тропа резко поднималась вверх. С одной стороны был довольно крутой обрыв,не опасный, но я все таки боялся вдруг у кого то закружится голова и он застрянет тут.
    С перевала открывалась красота неописуемая. Такая красота бывает только в горах, на самых высоких точках. Зеленное море деревьев, перед тобой и вдалеке.  Голубое  небо, яркое солнце. Внизу шумит сай и блестят скалы. Изумрудная вода бежит переливаясь и исчезает где то вдали. Дух захватывает от восторга.
Я поднялся на перевал и помогая себе палкой начал втаскивать девочек.
    -Не смотрите вниз - говорил я им.
    Но многие девчонки оглядывались и  издавали восторженные вскрики. Дальше тропа спускалась вниз, становилась гораздо шире, и по ней можно было передвигаться вполне свободно. Даврон повел девочек вниз и всех кто перешел перевал я посылал следом. Мальчиков красота особо не интересовала или они не показывали своего восторга. Они только хмыкали, издавали звуки типа «А ничё!» и двигались вниз. Наконец появились преподаватели. Перед подъемом они остановились передохнуть. Все трое выглядели уставшими. Все таки сказывался возраст. Но Насиба несмотря на свою молодость выглядела самой уставшей.
    -Далеко ещё? –спросила она запыхавшимся голосом.
    -Да нет рядом, километра полтора.
    -Да вы что?! – с ужасом воскликнула она – я не дойду. Я останусь и буду ждать здесь.
    Всё таки сюрприз намечался.
    - Как хотите – сказал я ей – можете оставаться тут. Только сюда поднимитесь, надо сойти с тропы.
    Я протянул палку и Насиба держась за неё как за перила поднялась наверх. Наверху она вздохнула, отбросила прядь волос и оглянулась.
    -Что это?! – с восторгом спросила она – откуда такая красота?! Боже мой, как красиво!!
    Потом она увидела внизу березовую рощу и ребят в ней  и счастливо засмеявшись, погрозила мне пальчиком:
    -Обманщик! Полтора километра… А я поверила.
    Она чуть не вприпрыжку побежала по тропе вниз. Вахид Искандерович хотел пропустить Наталью Николаевну вперед, но она убедительно попросила его быть первым. Я быстро и легко втащил Вахида Искандеровича и он взялся мне помочь тащить Наталью Николаевну. Но я убедил его спускаться вниз. Наталья Николаевна взялась за палку и довольно легко стала подниматься. Наверху она остановилась и стала глубоко дышать, пытаясь восстановить дыхание. Потом так же как Насиба оглянулась и замерла от восторга. Она не издала ни звука, но по её неподвижной позе я понял, как она была взволнованна открывшейся панорамой.   
    Березовая роща была действительно замечательным местом. Березы высотой с пятиэтажный дом, кроны деревьев как крыша закрывали небосвод. Между деревьев можно было ходить как между колон  во дворце. В самый жаркий день здесь было прохладно, а дождь практически не проникал сквозь крону деревьев. Здесь была ровная поляна, каменистая, кое где росла трава, и можно было свободно ходить босиком. К счастью сюда приходили только хорошие люди и весь мусор после себя аккуратно убирали. Поэтому здесь было чисто и уютно. Два очага сложенные из камней уже много лет служили туристам кухней. Рядом была небольшая кучка хвороста, оставшаяся от предыдущих групп.
    Ребята блаженно отдыхали после похода, некоторые растянулись на травке или на камнях, но я знал,  что скоро все проголодаются и захотят есть. Нужно начинать готовить обед. Двигаться, конечно, никому  не хотелось и пришлось показать на собственном примере. Двух ребят и Даврона я послал собирать хворост. Показал где лучше брать сухостой. Девочкам во главе с Натальей Николаевной и Насибой было поручено почистить картошку, лук, морковку, а потом нарезать помидоры, болгарский перец и зелень для шурпы. К ним присоединились некоторые ребята. Другие ребята носили воду, раскладывали посуду и помогали мне с котлами. Вахид Искандерович взялся нарезать мясо. Я вручил ему свой охотничий нож. А сам из имевшегося хвороста сложил костер и стал разводить огонь. Для меня всегда обязательным условием было развести костер с одной спички.
    Все были заняты делом. Вскоре Даврон и ребята притащили огромную кучу хвороста, его хватило бы на приготовление трех обедов. Ну что ж, запас никогда не помешает, а оставшийся хворост пригодится другим туристам. Вскоре все было готово - почищено, помыто, нарезано и готовилось к отправке в котел. Всех ребят и преподавателей я отправил купаться на водопад. Тот самый, третий. Даврона попросил провести их  и показать, с какого камня можно прыгать, а с какого нельзя. Провел небольшую беседу по технике безопасности.
    -Может мы верхней дорогой пойдем? – солидно поинтересовался Даврон - А то на нижней в конце «лестница». Тяжело не будет? 
    Ребята и преподаватели собрались вокруг нас и внимательно слушали наш диалог. Я сделал задумчивое лицо и многозначительно сказал:
    -Идите лучше нижней дорогой. А на «лестнице» поможете преподавателям. В крайнем случае спрыгнут.
    Для непосвященного наш диалог был, конечно, непонятен. Но это была скорее шутка. И я оценил её.
    Когда все ушли я начал готовить шурпу. Я люблю поварское дело. Говорят у меня даже некоторый талант к этому. В Узбекистане любой мужчина должен уметь готовить. Не уметь – это стыдно. Я налил масла в котел, подождал пока оно накалиться и бросил жариться мясо. Аппетитный аромат расплылся по роще. Хорошо что никого не было. Даже у меня заиграла музыка в животе. Когда кусочки мяса подрумянились, бросил лук и потом морковь. Потом все остальное. На дровах аромат еды совсем другой. Наконец положил в котел вариться картошку.
    Вскоре появились первые девочки и ребята, возвращавшиеся на стоянку. Когда они подошли ближе я увидел, как раздуваются у них ноздри, вдыхая аромат готовившейся похлебки. Сам поход и ещё купание в холодной воде разбудили аппетит. Я предупредил, что еда будет готова через полчаса, поручил им охранять стоянку и пошел купаться на водопад.
    Сам водопад располагался в пятидесяти метрах от нашей стоянки, вниз по саю. По дороге я встретил большую группу ребят и Вахид Искандеровича. Все они шли мокрые, возбужденные и проголодавшиеся. Я объяснил ситуацию, и они пошли дальше.  Дошел до водопада и заглянул вниз. Особенность этого водопада заключалась в том что он падал как будто в котловину, окруженную со всех сторон скалами. До водопада сай разливался до трех метров шириной, но на самом водопаде скалы сжимали его до полуметра. Здесь сай можно было просто перешагнуть. Вода с шумом устремлялась через щель между камней  и с высоты двенадцати метров падала в котел. Говорят, глубина водопада была не меньше шести метров, правда никто это достоверно не измерял, но когда мы прыгали с этой высоты, никто не мог задеть дно ногами. Конечно, прыгать отсюда мог только подготовленный человек. Обычно это делали наши пловцы. Ещё одной особенностью водопада было то, что здесь практически нельзя было утонуть.
    Я уже сказал, что вода падала как бы в котел и потом с силой вырывалась на простор, растекаясь по мелкой гальке. Прыгаешь в водопад, и вода сама с силой выталкивает тебя на поверхность и несет к отмели. Секунды после прыжка и ты уже на камнях. Поэтому посылая ребят купаться, я нисколько не беспокоился за них. Единственно, просил следить, что бы прыгали только по трое и только со второго камня. Трое прыгнули -  трое выплыли. Потом следующая тройка. Первый камень был высотой около метра и прыгать с него ребятам было не очень интересно. А вот второй камень, на который можно было залезть, был около трех метров и с него ребята прыгали с удовольствием. Третий камень был  высотой около семи метров и с него мы прыгать не разрешали. И ещё – прыгать можно было только ногами.
    Спуститься к подножию водопада с высоты можно было по камням, которые сложились в очень удобную лестницу и даже самый неподготовленный человек мог легко сделать это. И спуститься и подняться по ней. Но в первый раз, особенно глядя сверху вниз, «лестница» казалась неприступной стеной. В этом и была шутка Даврона. Стоило показать и любой человек мог легко проделать это с первого раза.
    Внизу купались несколько ребят и девочек. Наталья Николаевна и Насиба сидели на камнях и говорили о своем, о девичьем. Здесь был и  Даврон. Он ждал меня. Я с удовольствием залез на камень и не раздеваясь рухнул в воду. Шорты и майку  не снимал, что бы  постирать их. Через час они высохнут на солнышке и будут свежими. Мгновение и усталость, напряжение, жара, все неприятности - всё ушло в воду. Такая была особенность у здешней воды. Выныриваешь и как будто спал целый день в мягкой постели. Я с удовольствием прыгнул в воду ещё раз, ко мне присоединились наши преподавательницы и другие ребята и девочки. Мы покупались ещё с полчаса и наконец, все потянулись к стоянке. Приближалось время обеда.
    В лагере все ждали нас. Но прежде чем начать «раздачу пищи» попросил двух ребят наполнить доверху водой  и принести сюда вторую двадцатилитровую кастрюлю. Быстро развел для неё костер. Ребята спросили для чего вторая кастрюля?
    -Будем пить чай.
    - Так много? - удивились они. 
    Я  спросил, кто  разбирается в травах. Сразу несколько девочек откликнулись и побежали нарвать мяту и чабрец.
    Наконец приступил к «раздаче пищи». Ребята подходили по одному с чашками, и    устраивались между камней. Последними были преподаватели и Даврон. Когда я оглянулся посмотреть «никого мы не забыли» вдруг увидел, что никто не притронулся к еде. Понял, что все ждали меня. Скажу откровенно, моё горло сжали спазмы. Быстро плеснул себе в чашку, взял в руки ложку и сказал:
    -Всем приятного аппетита.
    -Спасибо - дружно ответили ребята.
    Роща наполнилась звоном ложек. Шурпа была вкусной. Лучшей приправой к любой еде, конечно, является голод, но шурпа действительно была вкусной. Нарезанный горками хлеб быстро таял. Некоторое время был слышен только звон ложек. Наконец ребята, блаженно растянувшись на траве, затихли в сладкой истоме. В котле оставались добавочные порции, и я предлагал ребятам добавки. Но далеко не все захотели. Девочки дружно отказались. Даже уважаемые преподаватели отказались от добавок. Все наелись. Да я и сам почувствовал приятную тяжесть в желудке и не захотел дополнительной порции.
    Наступило время чаепития. Кастрюля с водой кипела, огонь уже погас, но вода продолжала бурлить на остатках угля. Я взял маленькую горсточку черного чая и бросил в кипящую кастрюлю. Ребята удивились – почему так мало? Сказали, что это будет слишком «бледный» чай. Но я только усмехался. Потом добавил мяты и чабреца. От чая пошел непередаваемый аромат. Через минуту кипящий чай стал густо коричневым. Ребята вытаскивали выданный нам сахар и конфеты. А у преподавателей нашлось печенье. Чай был вкуснейшим. Ребята подходили, сами наливали и пили кто так, а кто со сладостями. Пошли разговоры и беседы, а как известно под разговор чай пьется лучше всего. Несмотря на опасения что чая будет много, через полчаса чай оставался только на донышке кастрюли. Я уже было стал подумывать не поставить ли ещё воды кипятиться,  но все дружно отказались, поглаживая значительно округлившиеся животы.
    Ребята снова запросились купаться. Я сказал: приводим лагерь в порядок и идем купаться. Дружно помыли посуду, чашки, ложки, убрали мусор, сложили аккуратно дрова и даже слегка подмели. Наконец все было чисто. Я с ребятами притащил воду в одной из кастрюль, и мы стали заливать костры. Лили пока не перестало шипеть и в кострах не осталось ни одного уголька. После этого дружно пошли купаться. Несколько девочек и ребят не захотели и остались в лагере.
    Снова прыгали с камней в бурлящую воду, брызгались, загорали. Я рассказал об особенностях нашего водопада, о его глубине, рассказал об особенностях воды. Ребята слушали с вниманием. Наконец все накупались и кажется, впервые возникли мысли об обратном пути. Решили возвращаться. Быстренько собрались и поднялись до стоянки. В принципе все было сделано, стоянка чистая, в порядке, можно было двигаться. Мальчики сами распределили всю посуду между собой, освободив девочек от тяжестей. Это был рыцарский поступок и мне кажется, девочки были приятно удивлены и оценили его.
    Двинулись в обратный путь. Теперь впереди шли преподаватели, за ними девочки и затем мальчики. Мы с Давроном замыкали группу. Обратный путь прошел гораздо быстрее. Знакомый путь всегда кажется короче, ну и шли мы гораздо быстрее. Переправы не занимали много времени. Все друг другу помогали при необходимости. Возле молочной фермы нас снова облаяли собаки, но уже никто не боялся и шли бодро, не обращая внимания на лай.
    Вскоре, уже в сумерках, мы входили на территорию лагеря. Дошли до медпункта, откуда начинался наш путь.
    Нас встречали моя жена и двое младших сыновей. Все остановились.
    -Ну, все ребята, поход окончен. Я к директору доложить, что все в порядке, а вы в корпус – отдыхать.
    Но ребята, почему то, не стали расходиться, не побежали по комнатам.
    -Ребята, а давайте скажем «спасибо» нашему доктору – вдруг сказала Насиба.
    И все дружно закричали:
    -СПА-СИ-БО!!! 
    Все расчувствовались, а Наталья Николаевна расцеловала меня и Даврона в обе щеки.
    У ребят был такой счастливый вид, что я невольно подумал что сегодняшний день я прожил не зря и наверное, сделал что то хорошее для этих ребят.

    Этот поход ребята не забыли. Я убедился в этом, когда на следующий год ко мне подходили ребята и спрашивали:
    -А помните, вы водили нас в поход на водопады? А мы ещё пойдем?


Рецензии
Мы тоже ходили в горы на водопады с любимым учителем Врамом Карапетовичем. Незабываемый поход!

Ольга Ртищева   27.05.2017 06:50     Заявить о нарушении