Я еду в Лондон!

Того пациента не забыть никогда. В кабинет он  вошёл без стука.  Опустившись  в кресло,  развалился  и  принялся  нервно  барабанить  пальцами  по  столу.

- Что вас беспокоит? - спрашиваю.

– Читать  не  умеете, что  ли?  В  карточке  всё  написано!

"Ну  и  ну!  Что  за  тон?" -  думаю.  Какой, однако, грубый. Пришёл лечиться и  так  нагло  себя  ведёт.
С таким хамским  поведением  столкнулась впервые. Но врач, в любом случае, реагировать  на  неприятные слова не должен. Из истории  болезни  узнаю, что он  месяц  назад  перенёс  инсульт  и  в  данный  момент направлен  на  реабилитацию  в  наш  кабинет.

"Бедняга,-- мысленно пожалела  я   заболевшего.— Наверняка, из-за  мозговой  катастрофы 
  стал агрессивным  и   некритичным".

Осматриваю  его. Черепно-мозговые нервы без  изменений.  А  вот чувствительность и сила в  левых руке и ноге  снижены,  тонус повышен.  При   ходьбе   волочит  ногу.

- Ну, что  же, надо лечиться!  Вам  будут  делать  инъекции различных препаратов, массаж  и иглотерапию.  Курс   продлится  две  недели. Потом   начнете заниматься лечебной  гимнастикой.

–  Считаете,  я  смогу  поправиться?

- Знаете,  медицина - это скорее  ремесло, чем  наука. И  поэтому  гарантий не даём. Но, опираясь на  личный опыт, уверена, что поможет.
- А  я  сомневаюсь!

Лечение  недоверчивого  страждущего  можно  ограничить  массажем,  физкультурой, медикаментами. Но я-то знаю, что древний китайский  метод  поможет  быстрее восстановиться.  Итак,  мы  начали  борьбу  с  последствиями  коварного недуга, лишившего его трудоспособности.  Ну, что сказать? Контакт оказался  затруднённым.  И вовсе не из-за того, что у него  проблемы  с  моторикой  или сенсорикой.  Нет. Он - сама  немногословность  и  угрюмость.  На  вопрос доктора, задаваемый    пациенту: «Как себя чувствуете?», он  неизменно отвечал:
«Да никак».

Спустя несколько дней он заявляет:

- Я уезжаю в Лондон! На обследование и лечение!

Всегда   есть  и  будут  желающие  лечиться  за  рубежом. При  этом,  они  ещё   свято  верят  в  могущественность  заморского  врачевания, способного кардинально излечить  от всех  болезней.  И  это обстоятельство помогает  им  преодолеть  немощь. Здоровье - это, пожалуй, единственное  богатство  человека  и  как  не  сохранять и не  заботиться о нём?

- Ну, вы  же, наверное, сами понимаете, что тут - медицина никудышная? --   тоном,  уже  ставшим  доверительным,   вопрошал он.  Лёд,   ощущавшийся  в  первые  дни  нашего  знакомства,  явно  растаял. – В  Англии - там  другое дело.  Передовые  технологии. Мы   же  отстаём  от  Запада  по всем  параметрам. Еле–еле перешли на одноразовые шприцы. А  там - космический век.

- Наверное, вы  правы, - соглашалась  я  с  ним.  Что  мне оставалось делать?  Оспаривать  его  радужные  представления  о  далекой  загранице,  где,  по  его  понятиям,  текут  молочные  реки,  а  берега -  кисельные?

- Племянница учится в  Лондоне, -  с  блеском  в  глазах  продолжал  он,  возбудившись  предстоящим  вояжем. -  Так  я  ей  позвонил.  Разъяснил ситуацию.  Мол,  хочу связаться с британскими врачами  и лечиться  в  Англии. Родственница обещала записать меня на консультацию. Но сразу предупредила, что придётся ждать. У них очереди длинные, иногда на месяцы вперед. Там больно хорошие врачи. Это у нас – раз-два  и  в тот же день можно попасть к любому. А толку? Ни обследования, ни лечения! Ну, а я, чтобы дома не скучать, похожу к вам, и, как только она даст знать, тотчас отправлюсь туда.

В общей сложности, провели ему восемь процедур. Рука уже легче сгибалась. И объём движений  в  парализованных конечностях увеличился. Но, вопреки  явным сдвигам, пациент  ничего этого не хотел видеть. За пару дней до окончания первого курса лечения он позвонил мне и предупредил, что лечение прерывается, так как его ждут в заокеанской  клинике. Я  пожелала удачи.

***

Прошла неделя. И в дверях появляется он. Своим  глазам  не верю. Этого не должно быть! Его  далеко  идущие  планы  простирались  на  месяцы. Что случилось? Что произошло? Не доехал до берегов Туманного Альбиона?

- Почему вы ничего мне не сказали относительно того, как там лечат? -- возмущенно спросил он.

- Уважаемый, я  понятия не имею. Никто из моих знакомых туда  не  ездил.

И, действительно, хоть Железный Занавес  и  пал,   молдаване  в середине  нулевых  не  обладали  достаточным   количеством  денег,  позволявшим   совершать   путешествие в  дальнее  зарубежье. Наши земляки ограничивались поездками в страны бывшего Варшавского Договора.

- Ты  же, понимаешь, я  такого отношения к больным ещё не видел!

И он пустился в долгое повествование о своей одиссее. Путь оказался  не из лёгких. С  пересадкой  в  Бухаресте.  В  Лондоне   путешественник  снял   номер  в    гостинице,  нашёл  переводчицу,  согласившуюся   повсюду   сопровождать  приезжего.  Осмотревший   его  врач  назначил  обследования,  не  проявив  ровно  никакого  интереса   к  огромной   кипе  анализов,  привезённых  из  Молдовы.  Повинуясь,  гость   подверг  себя   новым  экзекуциям,  и  с  папкой   данных  о  параметрах   функционирования   жизненно  важных  органов,   спустя   несколько  дней,  предстал  вновь пред  очи  английского оракула.

Пристально  вглядевшись  в  подсвеченный  компьютерный снимок, член Медицинского Королевского Общества  воскликнул:

- Тромб!  До  конца жизни - аспирин!

 И  выписал рецепт с указанием дозы  и кратности приёма  заветных  таблеток.

- А  что дальше? - робко  поинтересовался  молдавский  пациент.

- Ничего, - явно  недоумевая,  ответил врач.

-  Это как - ничего? Что  значит - ничего?  Я проделал  невероятно трудную дорогу , чтобы услышать про аспирин?  Да   аспирин  все бабки пьют, даже без инсульта. Я лечиться  хочу!  И требую меня госпитализировать!

-  Вам не показана госпитализация, потому что  в  вашем состоянии ничего  угрожающего  жизни  нет.

- Как нет? Я  ведь я не чувствую руку и ногу, как надо!

- Так для восстановления вы должны сами прикладывать усилия! Собственноручно!

- Какие усилия? Что я должен делать?

- Массировать руку и ногу, упражняться на тренажерах, заниматься физкультурой, плавать, сжимать резиновое кольцо. Быть активным.  Но, конечно, всё в меру, без перегрузок, избегать холод и жару. И постепенно выздоровеете.

О, мамма мия! Я мечтал о британской клинике.  Представлял себе шикарные номера -  ну, какие  я  видел  в  кино, симпатичных  заботливых медсестер, променад по больничному  парку, гимнастику  в  бассейне  и  массаж в голубой ванне. Я же  специально купил три фирменных спортивных костюма, мягкие кроссовки, халат махровый.  Прихватил    русско - английские  словари.

Думал, ведь  не один  же  я там  буду.  Познакомлюсь с  кем-то. Вдруг какой  лорд подвернётся. Так я его потом с семьёй в Молдову приглашу. Иди  знай, может, он мой бизнес в Англии протолкнёт.  Было такое впечатление, что меня обдали ледяным душем. Хорошая консультация получилась!

- А что, собственно, вы хотели услышать? Зачем  поехали аж в Англию?

- Ну, многие едут лечиться - кто в Германию, кто в Израиль. Мне тоже захотелось куда - то. Я же директор ликёро-водочного завода. Мои возможности безграничны....

– Извините, я не ваш куратор и не имею полномочий что-либо, не связанное с моими прямыми обязанностями, советовать. Но, спустя пять недель после мозговой катастрофы, отправиться в столь далекое путешествие - чистой воды авантюра. В первые месяцы довольно высока опасность повторения сценария. Надо затаиться и тихонечко  переждать  острый   период,  длящийся, как  минимум,  полгода.

И только после  означенного  срока  вы  можете более активно заняться реабилитацией – съездить в профильный санаторий. Причём, куда-нибудь поблизости -- в Сергеевку  или  Одессу.

И не рекомендуется форсировать процесс выздоровления. Вы хоть и заболели внезапно, но к  болезни  шли  долго. И время восстановления  не будет  коротким - не один месяц, иногда пара-тройка лет. Я хотела бы узнать, как вы питаетесь.

- Ем я очень хорошо! Аппетит отличный!

- Что ели на завтрак сегодня?

- Гм... Ну, то, что обычно. Кружку чёрного кофе, хлеб  с  маслом,  свиные биточки.

- А на обед  что вчера было?

- Борщ с мозговой костью, галушками и чесноком. На  второе -- тушёный гусь с картошкой. Торт "Сказка", мороженое, ну, и минеральная вода.

- А вечером ужинали?

- Почему нет? Ужин даже в тюрьме положен. Я люблю в конце дня побаловать себя колбасками, сырами, рыбкой копченой. С пивом, конечно. Ну, если честно, каждый вечер коньячка граммов сто беру на грудь. Ну, и обязательно что-нибудь мясное. Вчера котлеты ел с маринованной  капустой.

- А не помните, чем занимались  после трапезы?

- Как чем? Спать отправился.

- Уважаемый, как я поняла, вы  мечтаете о выздоровлении? А жить - то вы хотите?

- Ну, безусловно, хочу.

- Тогда почему вы так часто употребляете мясо? Вы, извините, что ли   вагоны разгружаете? Грузы  поднимаете?

- Ну, что вы! Тяжелее шариковой ручки я уже много лет ничего в руках не держал. А, что - мясо вредно есть?

- Вы же знаете, в организме животного перед казнью образуется адреналин. Тепловая обработка его не нивелирует. И, употребляя мясную пищу, человек получает всякий раз порцию вещества, негативно воздействующее на здоровье -  кровь сгущается, давление поднимается. В итоге, сосуды теряют эластичность, утолщаются, просвет их сужается, органы и ткани недополучают кислород -- человек стареет и раньше времени дряхлеет. К тому же, без причин становится агрессивным. Вы за собой не наблюдали вспышек гнева?

- Да - да, жена говорит, что я   временами  невозможный! Сварливый и придирчивый! На работе меня все боятся. Я могу и накричать!

- Ну, вот. Это всё -- симптомы нереализованной энергии, образующейся в результате съеденного мяса. Если бы  ваша работа  была физической, то такое меню оправдано. А при кабинетной деятельности предпочтительнее есть пищу более легкую.

- Например? Что вот утром посоветуете?

- На выбор. Или молочную кашу - гречневую, пшённую, рисовую и т.д. Парочку яиц всмятку. Или творог со сметаной. Травяной чай.

- А дальше?

- Второй завтрак. Фрукты: яблоки, бананы, апельсины. На обед  овощной суп, на второе рыбное или куриное филе, овощной гарнир. Сок фруктовый. Вечером кефир, лёгкая каша, печеные яблоки - груши.

- Не ем ни фруктов, ни овощей. Не люблю!

- Придётся  есть и фрукты и овощи - они-то разжижают кровь и препятствуют тромбообразованию.

Да и соленья тоже не показаны  - задерживают влагу. А лишняя жидкость в организме повышает давление.

- Вот вы, доктор, говорите мясо - причина моего нездоровья. А стрессы?
Они у меня ежедневно - еженочно. Я - человек, далекий от политики, втянут в неё по самое не могу. Раньше мы продавали нашу продукцию в России. Шла на ура. Только давай. Заведение процветало. Нынче рассорились с ней. Та ввела эмбарго на ввоз фруктов-овощей, алкоголя из Молдовы.

Рядом Приднестровье, там энергоносители дешевле. Себестоимость напитков ниже. Значит, конкуренты под боком. Сбыть нашу водку стало труднее. Сократился объём. Некоторые цеха закрыты. Склады забиты. Кредиты  возвращай. Зарплату рабочим  плати. Откуда деньги брать? Вот тебе и стресс. А вы говорите - мясо виновато. Эх...

- В совокупности, всё и привело к болезни.  Ваш рост какой?

- 160.

- А вес?

- 88.

- Килограммов двадцать  точно лишних носите. Для сердца это тяжеловато. Если измените привычки, то похудеете. А с ходьбой что у вас?

- Не хожу. Меня возят.

- Завтра с утра отправитесь на птичий рынок и купите себе дружка четвероногого. Он вас и спасёт. Будет выгуливать  утром  и вечером.

- Это - невозможно! Жена меня выкинет с этим Тузиком на улицу! У нас дома такая красота - паркет буковый, мебель из финской березы, итальянские кожаные кресла, шёлковые ковры. И тут какая-то Жучка мне всё подерёт. Знаю я эту нечисть. Даже не уговаривайте! Бесполезно. Насчёт еды согласен. А по поводу зверя в доме - категорически - нет!

- Очень - очень жаль. Никакая  мебель, никакие ковры, полы и так далее несоизмеримы со здоровьем. Всё материальное не имеет цены, если человек болен. Вы не заставите себя выходить из дома и гулять. А собака - хочешь - не хочешь позовет  на улицу.

– Да, забыл  сказать.  Я показал врачу список медикаментов, которые я принимаю. И тот сказал, что в Англии эти препараты не используют потому, что нет доказательной базы. Я так расстроился. Получается,  меня лечили пустышкой?

— Не переживайте. Все медикаменты, назначенные вам, имеют давнишнюю историю применения. И ни один импортный препарат не попал в СНГ без долголетней апробации. Например, пирацетам и церебролизин -- стимулируют память и работу мозга. Галантамин - улучшает проводимость нервных импульсов. Баклофен - уменьшает скованность мышц. Витамины - повышают защитные силы организма. Я уверена, что эти же препараты у них тоже в ходу, но по-другому называются.

И не исключено, что британские врачи по-иному смотрят на процесс восстановления. Т.е. минимизируют количество лекарств, предоставив тем самым возможность задействовать собственные ресурсы организма.

***

В тот день, когда ликёро-заводчик, вернувшись из Англии, явился продолжить лечение, в наш кабинет обратился ещё один пациент с таким же диагнозом. Возраста такого, как и первый, пятидесяти лет от роду.

Длинные каштановые волосы и тонкие черты лица делали его похожим на представителя богемы - то ли поэта, то ли художника. Одет в кремпленовый старомодный костюм времен наших  бабушек - синтетика аж искрилась! Рукава и брюки смотрелись коротковатыми.

Рубашка тоже несовременная - нейлоновая. Этот ансамбль дополнялся пёстрым галстуком. Он приветливо улыбнулся, показав ряд ослепительно белых и ровных зубов. Для своих они слишком идеальны, а, ежели искусственные, то, пожалуй, тянули на целое состояние.

- Что вас беспокоит? -- спросила я.

– Да, вот, заболел. И совсем не вовремя!

– Да, болезни имеют свойство приходить, когда их не ждёшь,-- посочувствовала я.

— Две недели назад я из Одессы направился в Хайфу. Когда мы вышли в
открытое море, пригласили всех на обед. Я спустился в ресторан. Увидел капитана. А нас с ним связывает многолетняя дружба.

Решили отметить встречу. Он принёс шотландские виски; мы  чокнулись,  и  я отпил глоток. Всего лишь глоток. И тут же почувствовал, как деревенеет половина лица, а рука падает, как плеть.

Корабельный  врач подключил систему капельниц, начал вводить лекарства. Он – дока, много лет плавает. Не  такое  видел.

Санавиацию вызывать не стали, а решили добраться до берега Земли Обетованной и там уже обратиться в специализированную клинику. По прибытии, меня в лежачем положении доставили в госпиталь, обследовали  в срочном порядке. Обнаружили инфаркт мозга. И врач сказал: «Пейте аспирин. Можете подняться  и  идти. До  свиданья!»

Я был ошарашен. Все дни, пока мы находились в море, русский врач не отходил от меня, не разрешал вставать. А тут признали, ну, если не здоровым, то вполне пригодным для самостоятельного передвижения.

Говорю: "Доктор, я  еле держусь на ногах. Подлечите меня".
"Вы,-- говорит, застрахованы  от  несчастного случая. Мы всё, что необходимо, выполнили. Жизни вашей ничего не угрожает".

"А рука? Она же не работает!"

"Упражняйтесь! Может быть, и восстановится!"

Решил незамедлительно лететь в США. Я ведь гражданин Америки. Там у меня есть хорошая медицинская страховка.

Как же  я был удивлён, когда в самой продвинутой державе  мира   врач  слово в слово повторил речь ближневосточного медика: "Аспирин! А рука - это уже вне страхового договора. Сами, сами  выкарабкивайтесь".

До этого я не болел. Вспомнил бабушку и маму. Каждая из них в своё время перенесла острое нарушение мозгового кровообращения. Обеих подолгу лечили в больнице.

Потом назначались уколы.  Ежедневно  приходила  медсестра, раз неделю  врач навещал. А тут, как в безлюдной пустыне. И решил  полететь в свой родной Кишинёв, где вырос, учился, работал до тридцати пяти лет. Человеку свойственно жить иллюзиями.  В молодости казалось, что где-то за морями – океанами бытие совершеннее, что там  справедливость, а здесь, дома, наступают на пятки, не дают мне дышать, не  ценят.

Был уверен, что мой  сын  в  Молдове не достигнет  ничего. Я мечтал очутиться  в Америке, совершенно не имея понятия о ней.  Мои дела на Родине не так уж  плохо  шли.  Высшее образование   я  получал  в  Москве.

Там и диссертацию защитил. Я  кандидат экономических наук. Возглавлял тут одно учреждение. Но мысль о свободной  Америке не давала  покоя. С женой я  в  разводе. Так получилось. Она встретила другого мужчину, ушла, но ребёнок остался при мне.

Итак, всеми  правдами – неправдами  без денег с  плохим знанием  языка оказываюсь на  другом  конце  света. Возможно, кому - то и нужна Америка для каких-то целей, но то, что мы, иноземцы, не нужны там,  это точно.

А если рассказывают байки, что  пригласили на работу, так как тот  является высококлассным специалистом, то,  уверяю,  по  одной  лишь  причине  -  иностранцу не возбраняется платить гораздо меньше, чем  местному.

Поливочные шланги, горы  вонючих окурков, заплёванные остановки, грязная посуда с  нетерпением  ждут всех искателей американского счастья. Эта страна или тебя сломает и низведет до уровня земли или, если удастся вынырнуть, может вознести на самую вершину.

Днём  разносил пиццу, ночью работал посудомойкой. Цент к центу, доллар к доллару и, в результате, уже через несколько лет я открыл небольшую пиццерию. Я корил себя первое время за то, что так опрометчиво поступил - бросил кров, работу, друзей, в конце концов, родину. Издали все мои   бывшие  проблемы в  Молдове  уже представлялись несущественными.

Но, наверное, человеку на роду написано
 хлебнуть лиха. Когда - нибудь или за что - нибудь. В детстве я посещал музыкальную школу, учился игре на скрипке.

А теперь  мои холёные  руки  по  локоть  барахтались  в  мутной  воде, очищая тарелки от  жира  и  остатков пищи. Жизнь повернулась ко мне тёмной стороной.

Я, стараясь  походить на американца, одевался,  улыбался,  как они,  усвоил их манеры. Но, когда  начинал  говорить  и  слышался   мой  акцент, они,  истинные  англосаксы, выказывали  неприязнь и высокомерие. Отсутствие интереса ко мне читалось в их глазах. Желание с кем-то подружиться так и не реализовалось. Америка не любит неудачников. А по-началу любой переселенец  не  есть  счастливец.

Я знал, что надо предпринять, чтобы разбогатеть. Снял небольшой ангар и с  мусорных  свалок  перетаскивал туда металлолом. Когда  этого  добра  накопилось достаточно,  переправил  его  в  Казахстан. 
Мой напарник   был такой же, как и  я, -  нувориш. Из Казахстана в Пентагон  назад  везли  уже  металлоконструкции.

Это  хороший бизнес.  Сегодня, пятнадцать лет спустя, у меня целая корпорация, дело есть в Америке, России и  Молдове. Но в память о том нелёгком времени, когда я свой переезд в США посчитал непростительной  ошибкой,  ношу простую и дешевую одежду, какую покупают бедняки. Она вызывает у многих  неприятие.

Рубашка с галстуком обошлась мне в один  доллар, а за костюм я заплатил 5 долларов. Больше всего мне нравится, как меня воспринимают в таком обличье. Ну, естественно, с явным превосходством  и  брезгливостью.  Поначалу.

В этом есть элемент игры - вводить в заблуждение.

Не далее, как вчера, по приезде в Кишинёв,  зашёл в  магазин, где продаётся  обувь, как  думаю, по  неоправданно высокой цене.

Попросил  меня  обслужить. Из  подсобки  принесли туфли моего размера, но они оказались узки. Я вежливо поинтересовался, нет  ли  другой полноты. И знаете, какая последовала реакция?

"Да вы, мужчина, ошиблись адресом! В нашем магазине вам  ни-ка-ка-я  обувь  не подойдёт! Нет для вас у нас товара! Идите на базар, там в лавках есть, какая хотите, обувь - и узкая, и широкая! Отправляйтесь  туда  морочить  голову! А  здесь  и-таль-ян-ска-я  обувь!
Она  не  для  таких,  как вы!"-- под конец сошла на визг  рассвирепевшая  продавщица.

Какая  прелесть, такого же не услышишь в Америке! Это настоящее оскорбление личности,  и  я  вправе обратиться в суд.  Какой  прекрасный монолог! Театр одного артиста и одного зрителя!

Я  мог  вызвать  управляющего  магазином, представиться  и, не сомневаюсь, что меня   обслужили   бы   по высшему  разряду.  А, заодно, испортить трудовую биографию  наивной  девушке, посчитавшей, что плохо одетый человек не в состоянии оплатить дорогой товар".

***

Да, в тот день я много чего узнала -  как лечат мозговую катастрофу в Англии, На Ближнем Востоке, в США. Американец пребывал в полном восторге  и  оттого, что у  врача в  кабинете  смог выговориться (что, по-видимому, в Америке невозможно), и что назначено многопрофильное лечение: и уколы, и таблетки, и массаж, и лечебная гимнастика, и иглоукалывание.

Пациент  из  США  на  второй день пересёкся с ликёро-заводчиком. Они бурно обсуждали  тактику  лечения  их  заболевания "там" и "тут". Оба сошлись на том, что за бугром  дороги, магазины и сервис лучше нашенского, и обследование доступнее, а вот лечиться предпочтительнее  в  СНГ.

***

А по поводу аспирина  мнения специалистов ведущих клиник диаметрально противоположны.  Одни  исследователи  находят, что его полезно употреблять и в лечебных, и  в профилактических целях. Другие уверены, что от этого лекарства вреда больше, нежели пользы. Ну, что же, поживем - увидим!
2016 год


Рецензии
Светлана, как же Вы правы насчёт медицины в Англии! Знаю не понаслышке. Всегда, бывая в России, везу разные лекарства. Здесь и в аптеках ничего не купишь, кроме средств гигиены. Лекарственные препараты можно купить лишь по рецепту врача, а его получить не так и просто. Пока не пройдёшь обследование, не получишь да и получишь не то, что хотелось бы.
Зато они чётко отслеживают приобретение пациентом выписанных лекарств. Будешь пить или нет, а купить обязан.

Спасибо за зарисовки. Понравились!

Злой Шарманщик   19.08.2023 03:29     Заявить о нарушении
Дорогой Шарманщик, спасибо за комментарий. Да уж, у нас и на Западе медицина разная. У нас -- более щадящая, более человечная. На Западе -- более жёсткая. Не говоря уже о том, как западный врач без капли сочувствия может при больном озвучить диагноз, не дающий шансов на жизнь. Наверное, местные там привыкли к такому отношению.
Желаю Вам здоровья и успехов.
С уважением

Светлана Юшко   20.08.2023 18:05   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.