Первая работа

1

Все в мире относительно. Даже фирмы. Черная фирма может быть белой, а белая, - черной. Когда-то в прошлом, я был молодым неопытным выпускником экономического вуза, коих наплодили в наше время достаточно много. Красный диплом с отличием, золотая медаль в гимназии с математическим уклоном, - все пророчило мне великолепное будущее. Однако реальность оказалась такова, что без опыта работы ты — лишний и на твой диплом даже не взглянут. Много месяцев неудачных поисков, полный взгляд ненависти, обращенный на вчерашних «замкадников» (так у нас называли тех, кто вечно прогуливал), если б я знал, что в прогулы они не квасили и не на диване валялись, а работали, - я бы отнесся к ним с большим уважением. Однако я таких сокурсников презирал. «Как это так? Попасть в такой ВУЗ и не ходить на пары?!» В дальнейшем оказалось, что университет, в котором я учился, в лице многих работодателей, - шарага полная, так как часто встречались требования, что рассмотрят выпускников только определенных институтов. В итоге, как ненужная лишняя шкурка, слетели убеждения того, что я стою много, что мне платить надо много, в общем, словно очищаешь мандарин, очищался мозг от внутренних убеждений. Самооценка стремилась от завышенной к нулю. И я готов уже был взяться за любую работу в своей сфере. Остатки самооценки нашептывали, что дворником или уборщиком идти точно не стоит. А вот представить, что у тебя все-таки может получиться поставить на учет небольшую фирму, - это выход.
Окрыленный идеей, которую подбросил мой впечатлительный мозг, я стал строить планы светлого будущего: я важный, сижу в своем офисе со стопкой деловых бумаг, некоторые подписываю, на некоторые ставлю штамп «отказать в оплате», на мне дорогой костюм классического кроя…
Мечты дарили возможности того, что я стану великим из великих. Грубый толчок работника торгового зала узбекской наружности: «Посторонись, чего ворон считаешь!», - вырвал меня из страны грез. Оказалось, что в погоне за радугой, я забрел в дорогой супермаркет. Раньше я никогда сюда не заходил, цены кусались. Я и в руках столько денег не держал. Поступил ведь на бюджет. Жил в общаге. Слыл зубрилой. Вдруг мне стало очень стыдно выйти из этого магазина без покупки. Я стал оглядываться в поисках уголка, не заметного для остальных посетителей. В кошелке вчерашнего студента, коим был я обнаружилось: проездной, который следовало пополнить, пятьдесят рублей на проезд с собеседования, откуда я шел, засохшая карамелька, прилипшая к стенке потрепанного кошелька. Дермантин уже начал крошиться, - пора менять кошель, подумал я, а на что? Ведь мне сейчас надо выйти из этого магазина с покупкой на пятьдесят рублей и гордым видом, затем пополнить проездной и умудриться на «таявшие» деньги под подушкой съемной комнаты, - заплатить за аренду. Когда был студентом, - то за жилье платил по сниженной ставке. А для выпускников цены другие, да и давление не хилое, типа «Когда съедешь? Освободи комнату для других абитуриентов!»
Мысли в голове летели как скоростные поезда. «Ничего себе, здесь даже хлеб самый дешевый стоит восемьдесят рублей, может быть есть какая-нибудь булочка? Как же мне выйти с покупкой через кассы?» - внутри промелькнула здравая мысль, плюнуть на обманчивую гордость и просто выйти без покупок.

Вадим Викторович давно задумывался о том, что ему нужен человек, не обремененный излишними моральными принципами, даже лучше, если наивный студентик какого-нибудь экономического факультета. Ведь такого, во-первых, легко вокруг пальца обвести, наобещав гор золотых, да берегов кисельных.
Да только нынче все как на подбор девушки попадались, да отказывались от его щедрого предложения, - быть финансовым директором с окладом в пятьдесят тысяч. Словно чувствовали подвох и стремление Вадима Викторовича найти стрелочника.
Одна вообще наглой оказалась, - заявила, что согласна на работу, однако после того, как он напишет расписку, что отвечает за все противоправные действия именно он, директор — Вадим Викторович.
Сегодня вообще день с утра не заладился: застегивал свою любимую рубашку, однако пара пуговиц оторвались прямо с пивного пуза, - наорал на жену, что она криворукая, не могла нормальную одежду подготовить и к стрелкам на брюках придрался, и что откормила Елена Владимировна его так, что ремень не сходится. Потом эта наглая выскочка на собеседовании со своей распиской. Да еще и светофор на перекрестке долго красный держал. Еще какие-то идиоты расколошматили друг другу тачки, что в пробке Вадим Викторович потерял около часа. Начальник никакой его не ждал, он сам всем начальник, - руководитель элитной сети продуктовых магазинов.
Наконец, припарковав машину у входа, Вадим Викторович зашел к себе на работу. Сотрудники, словно чуя паршивое настроение директора, словно испарились. Буркнув секретарше, - «Диночка, не беспокойте меня!», - Вадим немного более громко хлопнул дверью. Его раздражение почти сошло на нет.
- Дашенька, у себя? - к секретарю обратился Евгений Олегович, начальник охраны супермаркета.
- Да, только злой как черт и назвал опять Диночкой, я ему собачонка что ли? - девушка картинно приложила платочек к напудренному носику. Она все еще всхлипывала от несправедливой обиды.
- Да лады тебе, я вот воришку задержал, студентишка, черный хлеб оплатить отказывается, нечем говорит.
- И? - глаза у собеседницы высохли, предстоял скандальчик, а Дашенька их обожала.
- Вот и нужен Викторович, попроси чтоб принял, а? Я ж в долгу не останусь, - пробасил шепотом Евгений Олегович, наклонившись к надушенной мочке уха молодой женщины.
- Ой, ладно тебе, я ж со своим помирилась, - рассмеялась заливисто Даша.

- Ну-с, молодой человек, давайте с вами побеседуем на тему «Красть нехорошо», - и Вадим Викторович подумал, вот наверно и есть та самая его золотая рыбка, сама и в сеть попала, да и та, что надо, без принципов.
- Я знаю это. Вы, кстати, сейчас можете вызвать полицию и оформить на меня протокол, хотя терять мне осталось только репутацию, - я говорил эти слова словно чьи-то чужие, однако работы не было и нет, с общаги уже гнали напрямую, а в участке я хотя бы и переночевал бы, да поел б, правда мне пришлось  б забыть о том, что я специалист экономического профиля. Как я помнил из лекций, есть такой запрет на ограничение деятельности, если судим за финансовые преступления. И вот я сижу напротив человека, чей магазин хотел обворовать из-за глупой самодовольной гордости, какой же я дурак!
- Вас как зовут, мил человек? - Вадим Викторович чувствовал некоторое напряжение, висевшее в воздухе.
- Александр, - вот блин, влип так влип. Наверно протокол все-таки этот жук оформит. То, что хозяин магазина тот еще членистоногий, юноша не сомневался.
- Приятно рад знакомству, я — Вадим Викторович, можно просто Вадим, - директор магазина внутренне ликовал. «А паренек-то хоть и струхнул, да держится. Это точно тот, кто согласится на мое предложение...».
- Вадим Викторович, давайте сразу закончим, звоните ментам, и разойдемся. - в тот момент меня никак не покидало ощущение подвоха. И с протоколом тянет, и кондиционер этот дурацкий жужжит, хорошо хоть лампой в глаз не светит этот Виктрыч, а то наверно с него станется.
- Александр, Сашенька, у меня к вам есть очень выгодное предложение. Вы что умеете? Может учились где? - голос Вадима звучал по отечески, эдакий добрый папаша.
- Зачем вам это? Не все ли равно на кого вы протокол оформите? - огрызнулся Александр.
- Тю, зачем же так, Сашенька, - Вадим Викторович сделал ударение на уменьшительном имени собеседника.
- Александр, - машинально поправил я жука. Говорить ли ему о своем образовании, не вляпаюсь ли еще больше?
- Ну что ж вы молчите, Александр, милый мой друг? Между прочим, я может вам работу предлагаю, спасаю вас, так-с, сказать от кривой дорожки, - Вадим Викторович приблизил свое лицо к воришке.
- Работа, говорите? Через шантаж людей набираете, а просто так, по объявлениям, к вам не идут что ли? - я уже издевался над ним. Ведь жук нуждался во мне, в воришке, хм, вот ведь как бывает, вроде б провальный день был, а тут даже работу предлагают.
- Олегыч, принеси коньячка с лимончиком, у нас тут беседа сложно идет, - крикнул в приоткрытую дверь Вадим Викторович.
- А закусь надо, Вадим Викторович? - переспросил начальник безопасности.
- Да не, обойдется, - и директор закрыл дверь кладовки на щеколду, - Продолжим нашу светскую беседу? - обратился он к юноше.
- Валяйте, когда я еще на халяву коньяк попью - раз уж жуку можно издеваться, то мне и подавно, подумал я.
- Я вижу, вы юноша, шутки шутите? - в добродушном голосе послышались нотки суровости.
- Ну а почему б и нет? Мне уже мало чего хорошего светит, да и ситуация моя напоминает героя из романа Гюго. Только вы, Вадим Викторович, вряд ли добрый епископ из той книги.
- Да, на счет этого, ты прав, сынок и все же, есть у тебя профессия или нет? - тут в дверь постучали и жук, оставив меня в раздумьях, пошел открывать щеколду.
- О, вот и коньячок с лимончиком! - я откровенно стебался над ним, глуша свой нарастающий страх и тревогу ироническими нападками на жука и протянул было руку для того, чтобы взять бокал с подноса.
- Э, нет, сначала вы, Саша, расскажите мне, на кого и где вы учились, а потом и вся бутылка ваша, да еще и за закуской пришлю, - и жук снова приблизил свое лицо ко мне и прошипел, - шутить не советую.
- Понятно, - сказал я своим обычным голосом, стараясь, чтоб не слишком шумно урчало в желудке, - В общем, чем раньше я раскрою свою полученную профессию, тем быстрей освобожусь, так? - уточнил я у Виктрыча.
- Да, вы, Саша, проницательны и держитесь молодцом. И что? Где же ваш ответ на мой вопрос?
- Хорошо, вы выиграли этот день, я несколько месяцев назад закончил экономический на бухгалтера, и шел я с очередного собеседования, мне отказали в вакансии, а в ваш магазин я забрел случайно. В общем, так вышло, что зачем-то взял эту гребаную буханку, - и я протянул руку к бокалу с коньяком.
- А я между прочим хочу взять вас на работу по специальности, тест на стрессоустойчивость вы прошли и это хорошо, что вы долго умеете держать язык за зубами, в общем, советую ответить согласием.
- На что? С чем я должен согласиться? - вот ведь жук, не, целый жучище.
- Александр, Сашенька, у меня к вам есть очень выгодное предложение. Вы ведете мою бухгалтерию, а протокол все-таки составим без дат и подписей, - Вадим Викторович часто использовал эти интонации доброго дядюшки, когда хотел чего-то добиться.
- Александр, без Сашеньки, - я машинально поправил этого Скруджа. И да, похоже я точно вляпался. Эх... гордость... - вздохнул я.
- Хорошо, Александр, я думаю, вам нужно время на подумать. Так как вы мой должник, то советую согласиться на мои условия. А они таковы: меньше налогов, больше прибыли и черная касса. А иначе, - сегодня вечером составленный на вас протокол будет в соответствующих инстанциях, - теперь уже «доброта Скруджа» исчезла из интонаций Вадима Викторовича, оставив в его ровном голосе только металлические нотки.

- Жень, последи за мальчонкой, - обртился к начальнику охраны директор магазина.
Что? Оформлять будем? - спросил Евгений Олегович.
- Да не торопись ты, пусть подумает, мне человечек один нужен, понимаешь, а пацан подходит на двести процентов, - директор магазина без проблем делился с начальником охраны своими планами. Во-первых тот туповат, а во-вторых, у него и с ним были отношения типа «паук-муха». А в-третьих, не смотря на это Евгений Олегович отлично справлялся с работой.

Я чувствовал жар от краски, которая по видимому залила все мое лицо и особенно горели уши. М-да уж, выбор. Пока нет никаких бумаг на меня, нужно выбираться. Я подошел к двери, из которой только что вышел этот Скрудже-жук и подергал ручку. «Черт!», - меня заперли. Интересно, быть может тут можно выбраться через окно? «Спокойно, только спокойно, как говорил великий Карлсон, обычно кондиционеры вешают рядом с окнами». Я озирался по сторонам, тишина. То ли когда я сидел напротив этого жука мои нервы сыграли со мной плохую шутку и шум кондиционера мне всего лишь показался, то ли еще что. Мало ли, может быть свет выключили. Веерное отключение — экономия перед праздниками. Пробивало на смех для сброса напряжения. Вдруг прилетела мне шальная мысль, - «А ты ведь сам хотел вести учет у какой-нибудь фирмочки, так вот же тебе шанс, не упускай его» и следом другая, - «Во что ж ты дурень вляпался-то, далась тебе эта гордось, нет. Надо было б тебе буханку эту брать». Ни фига ж себе, я ж тут уже сколько часов, не евши, вон уже сам с собой говорить начал, так недолго и с катушек съехать. А выбираться-то надо и как можно скорей.
Может быть где-то в этой комнате есть пожарный люк, подумал я и задрал голову. Потом темнота и резкий запах нашатыря вернул меня в настоящее время из пучины пугающих мыслей и хаотичных поисков выхода.

Сквозь прикрытые веки я видел, - надо мной склонились жук-мучитель, шкафоподобный охранник и кругленькая медсестра, почему-то в синем халате, у них же обычно белая уиформа.

Все как в тумане, в желудке только пара глотков коньяка. Да еще теперь мне страшно оставаться в закрытом помещении, фиг я теперь на лифте поезжу. В глазах темнота уже рассеялась и я вижу, как жук, взмахом руки дал понять, что можно меня отпустить. Только как я дойду в таком состоянии? Хотя никому до этого не было дела, - меня просто вывели из помещения. Странно, куда я теперь? Как доберусь? На чем? - с этими мыслями я побрел в сторону выхода из магазина, ориентируясь лишь по указателям, которые вели на кассу и выход без покупок. Я избегал смотреть на полки с едой. Похлопав себя по карманам, я обнаружил отсутствие своих пятидесяти рублей, но зато там лежала визитка:

«Вадим Викторович Таланов. Генеральный директор продуктовой сети «Эдельвейс» и был указан мобильный телефон этого человека, - я перевернул ее обратной стороной, а там увидел надпись от руки: «Протокол на тебя, Сашенька, оформлен, - жду твоего звонка и обмороки вряд ли тебя спасут».

«Черт!», - выругался я, - «Денег нет, еды нет, а зависимость от жука есть!», - я шел, отчеканивая свой шаг, как будто бы моими ногами можно было б втоптать в чавкающую кашу осени этого Таланова со всем его магазином. На соседней стороне улицы какая-то сердобольная старушка крошила батон голубям и серые птицы дрались за крошки, хотел бы я быть голубем, - вздохнул Александр и желудок предательски заурчал, однако придется мне стать канарейкой в «Эдельвейсе».

- Александр Романович, здравствуйте, мы вас хотим пригласить на должность финансового директора, для прохождения собеседования нужно прийти к четырнадцати часам в торговый центр «Плаза» на второй этаж с паспортом и спросить Екатерину, - прервал мой внутренний монолог телефонный разговор.
- О! Неужели удача?! И я смогу, наконец-то работать по специальности и прощай жук?!» - я уже видел привычную картинку, уже ставшую родной — я есть важная персона в своем личном кабинете, к которому прилагается смазливая секретарша.
А по телефону я радостно ответил: диктуйте адрес и время, я подъеду как можно скорей. Из трубки повторили адрес заученным голосом и отчеканили — в два часа дня и без опозданий.
Я же был столь рад этому приглашению и тому, что удача повернулась ко мне лицом, что даже не заметил как подошел близко к проезжей части. В своих мечтах я уже подписывал важный многомиллионный контракт. В момент, когда в грезах я ставил свою закорючку, - меня окатило холодом грязной воды. Это мимо проезжающая машина проехала по луже рядом с обочиной.
- Черт! - выругался я. И видение, греющее мою душу, - исчезло, растворившись в воздухе.

- Вадим Викторович, ну как там тот ваш кандидат? Звонил? - поинтересовался ближе к концу дня Евгений Олегович.
- Нет, - нахмурив брови, ответил Таланов своему начальнику по безопасности, - я думал паренек быстрей поймет мои намеки, но, к сожалению, придется тебе, Женя, показать, что со мной шутки плохи. Отправляй протокол, да фоторобот с камер обязательно по всем крупным супермаркетам распространи, связями жены что ли воспользуйся, - немного подумав-помолчав в трубку, добавил Вадим Викторович.
- Дык, я ж того... не живу давно с ней, - пробасил охранник.
- А меня разве ж это касается?! Миритесь-разводитесь, - это ваше личное дело, но чтоб портреты пацана везде были!!! - лицо Таланова аж побагровело. Когда он, выругавшись, стукнул кулаком по столу, что аж звякнули бокалы, забытые секретаршей. Этот звук еще больше разозлил Таланова так, что он заорал в селектор, - Динка, посуду быстро прибери и кончай трепаться по мобильнику о своих ухажерах! Я тебе зарплату за что плачу?! За комфортное место для маникюра что ли?!

Дашенька, которая и в этот раз собиралась после работы на очередное свидание, аж вздрогнула, от неожиданности выронив мобильник из рук так, что тот шлепнулся на пол и разлетелся на куски: аккумулятор отдельно, задняя крышка и сам телефон с симкой в другую сторону. Так и застал Дашеньку, ползающей по полу, очередной продавец, но тут же ретировался, когда секретарша, выпрямившись, подняла на посетительницу зареванные глаза. Женщина-продавец только и пробормотала: «Ой», - и подала секретарю одноразовый стаканчик с водой и бумажную салфетку.
Затем Дашенька сначала закинула разобранный телефон в ящик стола и, проигнорировав салфетку и воду от посетительницы, пошмыгивая красным от слез носом, скрылась за дверью шефа.

Пряча, опухшее от слез, лицо от Вадима Викторовича, Дашенька, избегая лишний раз звона посуды, быстро собрала на поднос чашки, оставшиеся после недавних переговоров и, чуть было не споткнувшись о плинтус около двери в секретарскую, скрылась в туалетной комнате не подалеку от приемной, едва не сбив ждавшую ее посетительницу:

- Даша, с вами все в порядке? - постучалась туда сотрудница, про которую все забыли в секретарской.
- Уйдите, - сквозь всхлипы донеслось до участливой женщины. И продавец поняла, что разговора в этот раз не получится, а затем молча оставила свое заявление об увольнении на видном месте на столе у секретаря, пододвинув к нему стакан воды и пачку бумажных салфеток.

По личному мнению продавщицы, Дашенька хоть и была глуповатой девицей, но капельку сочувствия эта бесбашенная точно заслуживала.


Рецензии