Вдова героя

            Вообще-то я не очень хотела уезжать из Америки. Что за блажь, русский писатель должен жить на Родине. Тургеневщина какая-то. Хотя сам Тургенев полжизни провёл  в Европе.  Когда границы и стены только начали рушиться, возвращаться обратно? Нет, эта идея меня совсем не прельстила. Но Саню не переломишь, он точно как тот телёнок, что бодается с дубом.
            В шестьдесят восьмом мне было двадцать девять лет. Математическая куколка,  дом, семья, работа, надо было закончить с отличием мехмат МГУ, заметьте, девушке из нормальной московской семьи, про которую  решительно все  думают, что у неё исключительно тряпки на уме и женихи, желательно из сферы внешней торговли, чтобы заниматься статистическим анализом плановой  социалистической экономики. Господи, прожив  столько лет в свободном мире, я только сейчас понимаю, какой ерунде были посвящены мои дни, с понедельника по пятницу, с девяти до шести, обед сорок пять минут в институтской столовке, нередко трудовой порыв по субботам, когда очередная годовщина пролетарской революции или какой-нибудь другой праздник гегемонов. Какой анализ, какое планирование, всё давно спланировали Ленины и Сталины, Бонч-Бруевичи и Берии, катись колбаской по улице Спасской, страна большая, дураков много, где не хватит хлеба, спирта подольём. «Господа офицеры, всё идёт по плану, нас ведут в тюрьму!» - так Саня пошутил в тот вечер, когда мы познакомились, и он спросил, где я имею честь проводить большую часть жизни. Так и сказал вместо «Где  работаю?» - «Где  имею честь проводить большую часть жизни?»
          Помню, что я хмыкнула про себя: «Тоже мне новый Лев Толстой, «зеркало русской революции» и ответила невпопад: «Вообще-то, я замужем». Саня только улыбнулся своей монгольской улыбкой.
          Мы все тогда бесились, наш круг -  столичные леди с высшим образованием,  чуть старше двадцати и чуть младше тридцати, замужние и не очень. Мужчины, существовавшие рядом, казались данностью, не то чтобы указанной сверху или снизу, просто предоставленной самими обстоятельствами  жизни. Они были спортивны, наши мужчины, мы тянулись за ними, в каком-то оголтелом окаянстве догнать, обогнать, опередить, если на лыжах, то несколько дней подряд по заснеженной Карелии, ночевать в палатке, молиться на закопчённый примус, чтобы не погас от ночного ветра, если в горы, то до изнеможения, до травм, до обморожения, у моего мужа Андрюши так и ампутировали две фаланги на правой руке после того дурацкого восхождения на Эльбрус.   
          Наши родители, пережившие войну, смотрели на нас с трогательным изумлением, для них мы навсегда остались чадами, по раннему малолетству не помнившими вой сирен, бомбёжки и нестерпимую, невыносимую голодуху. Также смотрел на нашу дружную компанию, распевавшую визборовский «Домбайский вальс», и Саня в тот первый вечер знакомства. Представляю, каково ему было, после стольких лет фронта и лагерей, слушать эти наивный, простодушный вальс.
          - Светлова! – позвала меня Жози. – Познакомься, это Александр Исаевич.
          - Саня! – сказал он. – Я ещё не такой старый!
          «Действительно, – подумала я. – Какой пустяк, пятьдесят лет! Говорят, некоторые и в восемьдесят детей делают».
          В гостеприимной квартире Жози, Жозефина Даладье, всё настоящее – и имя, и фамилия, папа – французский коммунист, из коминтерновских, сгинул в НКВД  в занюханном  тридцать девятом, мама – из почтенной московской польской семьи, в сорок четвертом, оставив крошку Жози бабушке, ушла доброволкой в Войско Польское, погибла при форсировании Одера, на лето бабушка и дедушка благоразумно отправляются на дачу, оставив внучке пространство выискать наконец постоянного спутника жизни, тесно, накурено, натоптано. Саня морщится: «Я не курю. А пойдёмте гулять в сквер. Погода такая чудная!».
          Мы гуляем, почти не разговаривая.
          - Светлова? – спрашивает он.
          - К поэту Светлову не имею никакого отношения, - выпаливаю я. – Я сама по себе.
          - Я, в общем-то, тоже, - смеётся он.
          Разумеется, я знаю, кто он. Разумеется, я читала этого его Иванденисовича. Мне, кстати, не понравилось. Язык суконно-тяжёлый, производственная повесть на особую, конечно, тему. И письмо это его читала, съезду советских писателей, которое разлетелось самиздатом по всей Москве, где он предлагает отказаться от всяческой цензуры и жалуется, что его, болезного, никто печатать не хочет. Неужели он такой наивный?
          - Вы, правда, думаете, что власть может отказаться от своих завоеваний? – спрашиваю я. – В пятидесятилетие Октября, победив в войне? Полмира уверено, что мы тут строим светлое будущее.
          - Нет, конечно, - говорит он. – Я понимаю, что из пушки по воробьям не стреляют. Но кто-то же должен первым вступить на заминированное поле.
          «Хитрый какой! – думаю я. – Герой! Верно, считает, что каждая должна бросаться ему на шею».
          В следующие выходные я допросила Жози.
КОНЕЦ ОЗНАКОМИТЕЛЬНОГО ФРАГМЕНТА
Смотрите кинокнигу "Вдова героя" на https://boosty.to/wdowageroya
Также ссылка указана в конце моей страницы
         


Рецензии
Не поняла. Это она вам рассказала или вы сами придумали? Презираю этого предателя Родины. Он назвал США освободителем Германии от фашизма. Сначала он умышленно попал под арест, чтобы не погибнуть на войне. Затем приложил усилия к тому, чтобы сыто жить в США, пока Родина голодала. А вторая жена клюнула именно на эту возможность повидать мир. Внешность у него была такая отталкивающая, что нормальная женщина за него бы не пошла. Она даже не понимала, что стиль - то у него (в "Иване Денисовиче") как раз был очччень хороший! (Остальное я читать не стала, узнав, кто он).

Жарикова Эмма Семёновна   31.03.2017 06:52     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.