Глава7. Обесценивать нельзя ценить!

 
  Самая распространенная реакция на встречу со своей творческой работой- обесценивание.  Я грешным делом подумала, что это наша национальная  черта. Не знаю, как там у них,  я еще ни разу  не работала с иностранными женщинами. А у нас, Вы не поверите, но многие свои работы просто оставляли в студии. Бросали! Пришли на встречу, сшили цветок, например,  и оставили. Бывало даже такое, что засовывали куда-нибудь в угол и уходили, поджав губы. Мне жаль. Мне горько. Это потеря, прежде всего,  для самой участницы.

  О чем это говорит? О пренебрежении к себе, об отсутствии любопытства про свою душу и про "опускание"  себя как личности.  Осознать  это, означает встретиться с  болью.  Ясно, что этой встречи охота избежать. А еще это жирный намек на умение женщины выстраивать созависимые отношения. Я  почти на 100 % уверена что  она, говоря словами легендарной Робин Норвуд , "женщина, которая любит слишком сильно", то есть любовь для нее связана со страданием.  Как я это поняла? Ответ прост, если мы себя умеем обесценить, то другого мы умеем  "заценить" сверх всякой меры. Сначала  Его идеализируем, а потом демонизируем.   Кто не знает этот обычный кошмар  настоящей (читай-созависимой) любви?

  Обесценивание- это последствие отсутствия  безусловной любви в детстве, сформировавшийся дефицит любви, принятия и уважения.   При этом  в избытке критика и сравнение  не в свою пользу. Девочка привыкла  хорошее отношение к себе заслуживать, стараться, выбиваясь из сил, и  " из всех своих сухожилий". Долг, забота,  контроль  вместо  любви  и радости. И огромная нехватка внимания к себе, к своим потребностям и желаниям.  Женщины-" обесценщицы"   вырастают из маленьких запуганных  проигнорированных девочек. Увы, во взрослой жизни они продолжают делать со своим внутренним ребенком  то же самое, что когда-то  делали с ними родители.  Психотерапевтическая задача - осознать, остановиться и учиться делать по-новому, а именно ценить  и верить !

Приведу пример одной сессии на эту тему, оставляя  самую суть. В тот раз мы рисовали красками по стеклу.

  Наталья , 55 лет (Имя и возраст изменены).  В самом начале группы при знакомстве и сборе запросов она сказала, что хочет сделать  непременно 2 подсвечника,  чтобы это символизировало пару.  Нарисовала контуры рисунка на подсвечниках , стала  заполнять красками.   И вдруг с раздражением кидает: "Все!  Че попало! Ерунда какая-то! У меня ничего не получается, все хуже всех!"

-Расскажите самую свежую историю, когда Вы уже думали так про себя: " У меня ничего не получается, я хуже всех".

Задумывается, рассказывает.

- Я недавно была в ресторане ... Так получилось,  что рядом,  напротив , сел незнакомый мужчина. Он мне понравился, привлек мое внимание, я заинтересовалась. Так  мне кусок в горло не полез!

-А чувство какое?
-Началась паника ужасная, стыд, замешательство.
-А чего Вы боялись больше всего?
-Что он увидит, какая  я... неказистая.
-И что тогда ?
-Я не понравлюсь ему!
-И  тогда что будет с Вами?
-Я не достойна любви и надо стараться!
-А когда и с кем вы уже  старались? Вероятно,  это  закончилось не так как Вы ожидали?
-А откуда вы это знаете?
( Спрашивает  с удивлением).Здесь я не могу сдержать смех!

-Это моя работа! Годы тренировок.
-Я встречалась с женатым. У нас были бурные отношения. Сильные чувства. Я поняла, что это было большой ошибкой.

-В чем именно Вы ошиблись?
- Он остался в семье.
-Ваши надежды не сбылись, хоты Вы и старались?
-Да.
-И что Вы решили про себя, вернее, подтвердили?
-Что я неинтересная   и непривлекательная, и чтобы быть в паре, надо очень-очень трудиться и прикладывать усилия,  где-то сглаживать углы, терпеть,  даже если что-то не нравится.

  Подошли к самому "горячему" месту- к маме, которая критиковала, сравнивала и оценивала Наталью, когда она еще была маленькой девочкой . Дальше сессия идет уже с материнской фигурой, чтобы разлепить внутри себя  образ тиранической матери, даже если в жизни она самая добрая мать на свете, но  представление о ней сложилось  именно такое.

 Именно сейчас, во взрослом возрасте возможно  дать себе самой то,  чего не досталось тогда, в детстве. Заполнить  пустоты дефицита  любви и внимания.  Ведь  именно недостача безусловной любви и принятия в детстве формирует неосознанную стратегию  обесценивать,   и при этом жгучее желание получить от других людей  положительные отзывы о себе. Конечно, этот "недобор " останется с нами  на всю оставшуюся жизнь. Только  когда мы осознаем его,  у нас появляется  возможность  заботиться об этой эмоциональной травме, делать выборы   с открытыми глазами, просить  помощи напрямую, а не надеяться на старую манипуляцию "если любит, сам догадается".

 В общем, классическая сессия отделения от матери: "Спасибо за то, что  ты дала мне. То, что ты не смогла мне дать, означает, что  у тебя самой этого не было,  бессмысленно  продолжать  ждать. Пойду  искать в других  местах!".

  Наталья взяла другие краски. Добавила бирюзовый и зеленый. Подсвечники  стали ярче, веселее и привлекательнее! Заиграла в них  жизнь, добавилась энергия. Я рада.


 А какой вариант подходит Вам: 1.Обесценивать, нельзя  ценить? Или  2. Обесценивать нельзя,  ценить?

Продолжение следует...


Рецензии