Статья. Порядок

1. С чего начинали
Когда я назвал работников управления производственно-технической комплектации (УПТК) первого строительно-монтажного треста Главархангельскстроя снабженцами, начальник этого управления Альберт Николаевич Шумилов поморщился. Уже потом, познакомившись с организацией производства в УПТК, я понял, что оговорился: хотя и идут все материалы на стройки первого треста через это управление, но просто снабженцами его работников трудно назвать.
«Хозяйство Шумилова» расположено в Кузнечевском промузле на площади, занимающей более 20 тысяч квадратных метров. На этой территории – контора управления и центральная комплектовочная база. Она включает в себя отапливаемые склады, закрытые склады-навесы, которые примыкают к железнодорожной ветке, перерабатывающий комплекс и открытую площадку, разделённую на секции для хранения различных строительных материалов и изделий.
Здесь же диспетчерская и корпус, в котором размещены цех металлоконструкций, бытовые помещения и на грани пуска стеклорезный, сварки и раскроя линолеума, предварительной подготовки обоев, колерный, окраски металлоконструкций и кровельный участки. К этому для полноты картины следует добавить ещё несколько деталей: машины на базе не скачут по рытвинам и не тонут в грязи, а передвигаются по асфальтированным дорогам, вся территория озеленена. При годовом обороте комплекса УПТК, составляющем восемь миллионов рублей, и переработке за год  50 тысяч тонн грузов на базе бесхозного кирпича не найдёшь. Да что кирпич, окурок на землю не бросить – такой порядок в «хозяйстве Шумилова».
Согласитесь, не всегда ещё уживаются слова стройка и порядок. Бывает, где стройка – там кучи мусора, канавы, навалом материалы под открытым небом. И хозяева всегда найдут, чем это оправдать: масштабами ли, недостатком рабочих рук или времени. А здесь идеальный порядок, который, по словам Альберта Николаевича, не самоцель, а исходный рубеж твёрдой рабочей дисциплины, которая, в свою очередь, является основой повышения производительности труда.
Каким путём коллектив шёл к этому, как добивался поставленной цели? Это, думается, будет интересно для многих организаций. И не только строительных.
В 1968 году Минпромстрой СССР издал приказ о создании управлений производственно-технической комплектации, и таковое в первом тресте было создано на базе конторы материально-технического снабжения. Документации никакой не было, функций новых никто не знал, поэтому года два работали по старинке, как заурядный отдел снабжения. Аппарат управления долгое время перебирался из одного малоприспособленного помещения в другое, даже приходилось размещаться на строящемся объекте. Где-то по другим адресам скиталась и сама база УПТК. Вместе довелось сойтись им только в мае 1975 года, когда были построены первые помещения базы.
Этот последний переезд показал, что не только вывеску возили с места на место работники управления, но с каждым разом копили всё больший и больший опыт, который собирали в трудные годы становления по крупицам. Именно этот опыт подсказывал: в основе чёткой комплектации объектов всем необходимым должен лежать порядок, дисциплина всех без исключения работников.
Начали, казалось бы, с малого. Мастерам вменено было в обязанность делать утренние и вечерние обходы всей территории. Заметил кто-то из них, что плохо кирпичи или какие-то другие материалы уложены, - добивался непременной перекладки. Причём повторная работа не оплачивалась. Раз, другой, третий не сошла с рук недоброкачественная работа, а дальше, смотришь, человек уже сам начинал контролировать себя.
Начальник УПТК А. Н. Шумилов, главный инженер И. И. Коптев, другие руководители управления при каждом удобном случае говорили о пользе для управления и всего треста порядка на базе. И он появлялся. Трудно, но появлялся. И укреплялся. Составляющими его стали и дороги, и отдельные секции на площадке для каждого материала, и озеленение территории. Полезность и необходимость последнего, пожалуй, труднее всего было доказать.
Один из самых опытных сотрудников системы снабжения треста, отдавший делу одиннадцать лет, Игорь Ильич Коптев, рассказывая об этой кампании, сказал: «Были, конечно, и такие, которые считали, что дело делать можно и на пустыре. С такими начальник беседовал особо обстоятельно. А в конце разговора добавлял: «Вы не возражайте, пожалуйста, а то у меня сердце больное».
Немудрящая эта выдумка с «больным сердцем» может у кого-то улыбку вызвать. Но Коптев был абсолютно серьёзен. Он сам активно боролся за озеленение на базе, потому что был убеждён, что нельзя быть аккуратным, исполнительным и деловым в больших делах, если не проявляешь эти качества в мелочах.  Именно с этого начинается воспитание характера человека, характера коллектива, считали в УПТК. И не ошиблись. Сейчас здесь порядок везде и во всём.
Из всего этого можно сделать один важный вывод: чтобы навести порядок, не надо особых дополнительных капитальных затрат. Но обязательно нужно иметь большое желание добиться поставленной цели и ежедневно, ежечасно бороться за неё всем и каждому. И опыт УПТК треста № 1 свидетельствует: успех придёт обязательно.
Что же он дал управлению? Каковы его результаты? Об этом речь – в следующей корреспонденции.
2. Высокая цена экономии
…Помнится, делали выторфовку на улице Энгельса. Зачерпнул экскаватор землю, стал стрелу поднимать, а из ковша, сверкая и звеня, как серебро, полилось – машина вскрыла почти метровый пласт битого стекла. Своей мощностью он поражал воображение не только неискушённых прохожих, но и самих строителей, которые по сути сами были авторами этого «месторождения». В своё время именно здесь были закопаны отходы от остекления пятиэтажных домов в районе «Руслана».
А при чём тут УПТК и тем более порядок, о котором говорилось? Совершенно верно, ни при чём. Более того, когда те дома остеклялись, управления ещё и в помине не было. И всё-таки связь есть.
В «хозяйстве Шумилова» стекло раскраивается централизованно на базе. Цех раскроя невелик – три стола, за которыми работают плотники-стекольщики Н. П. Олонцев, А. П. Грандов и В. И. Пластинин. Пущен он во второй половине 1975 года. А теперь несколько цифр. В 1974 году в тресте перерасходовали шесть тысяч квадратных метров стекла, в год пуска цеха – две тысячи, а за первую половину нынешнего года сэкономлено 500 квадратных метров. И все склонны положить прибыль на счёт порядка.
Попытаемся доказать это. Раньше стекло развозилось по объектам и кроили его на месте, как бог на душу положит. Главенствовал несложный принцип: из большого всегда можно сделать маленькое. Всё, что оставалось, шло в мусор.
С пуском временного цеха стали резать стекло сразу на целый дом. А это – десятки самых разных размеров. Раскрой большого куска стал экономичным, кроме того, шедшие раньше в отходы обрезки с удовольствием стали брать для теплиц РСУ зелёного строительства и другие организации, а битое стекло начали сдавать на базу «Вторсырьё».
Упорядочение раскроя позволило значительно снизить трудозатраты и на объектах, так как стекло теперь туда поступало в специальных (разработанных, кстати, работниками УПТК) контейнерах. Пуск в строй нового цеха позволит резать стекло толщиной до 8 миллиметров и для объектов всего главка.
Уж коли мы заговорили об экономии, об эффективности, то стоит рассказать и о цехе металлоконструкций УПТК. Специализируется он на изготовлении несерийных строительных сварных конструкций, малых архитектурных форм и заготовок из проката по заказным спецификациям. Двадцать три его работника за год перерабатывают 550 тонн металла, выпуская до ста с лишним видов продукции.
Так вот, отходов металла при таком большом объёме работ здесь практически нет – остатки пускаются в дело, а из, казалось бы, бросовых обрезков штампуют закрепы, шайбы, косынки. И, как таковые, отходы составляют только полтора процента.
Эта маленькая цифра вызывает большое уважение к людям, которым она обязана своим появлением.
…Звонят в УПТК много. Но перезвон телефона не пугает А. Н. Шумилова. Уверенный в себе, знающий дело руководитель прекрасно ориентируется в своём сложном хозяйстве и в телефонных разговорах скуп, лаконичен. Мне кажется, что его абоненты, в девяноста девяти процентах просители, даже получив отказ, не испытывают раздражения – нет, значит, действительно нет.
Такое доверие строителей к коллективу УПТК тоже объясняется, прежде всего, порядком в его работе. Кроме того, они знают, что в борьбе за порядок, за высокое качество работники базы требовательны не только к себе. Ни один случай брака не сходит поставщикам с рук. Из Коми АССР идут асбоцементные плиты. Раньше они поштучно укладывались в вагоны, поэтому при погрузке и выгрузке многие из них ломались. УПТК настояло, чтобы их отгружали в пакетах. Теперь плиты на стройки попадают целыми.
Или взять известь, поставляемую Воронежским заводом. Была она очень низкого качества. Здесь коллективу УПТК пришлось особенно долго повозиться. Писали без счёта, ездили на место, предлагали, как улучшить её добычу. И теперешняя отличается от извести прошлых лет, как чёрное от белого.
Сейчас в управлении в работе более восьмисот контейнеров для перевозки разного вида материалов. Причём за исключением двух типов контейнеров остальные разработаны и изготовлены рабочими базы. В контейнерах перевозится 60 процентов материалов.  Это позволило на 13 процентов сократить простои автотранспорта под грузовыми операциями, механизировать труд, снизить потери материалов и сохранить их качество при перевозке. Ещё год назад на погрузке-разгрузке работала бригада до 30 человек. Ныне объём перевалки грузов увеличился, а бригада уменьшилась на десять человек. И ещё будет уменьшаться: взято направление на замещение профессий.
Значит, коллектив УПТК достиг «потолка» в своей работе? Отнюдь, нет. Перспективы у него большие. Альберт Николаевич считает, что ещё больше нужно развивать контейнеризацию, механизацию погрузочно-разгрузочных работ, заводскую готовность материалов. Но главная забота – внедрение поэтажной комплектации объектов. Это  основа работы УПТК, её венец.
Сейчас первый трест сооружает 70 объектов, из них в кладке – 25. Для возведения коробки здания работники УПТК уже добились поэтажной комплектации. На очереди комплектная поставка материалов на этаж до конца строительства дома. Пока в тресте так снабжаются только два-три дома. Но число их будет постоянно увеличиваться. Такую цель поставил коллектив УПТК. А он уже доказал, что добиваться своего умеет.
***
В диспетчерской УПТК на самом видном месте – график пуска объектов первого треста в строй. О символике этой детали излишне говорить. Ведь коллектив его держит руку на пульсе строительной организации, возводящей Архангельск. Поэтому здесь не умолкает телефон:
- Розовый туф везите на гостиницу.
- Стружечную плиту – на ЦНТИ.
- Вагон плиты на битуме? Всю на интерклуб.
Пульс ровный. Во всём порядок.

Газета «Правда Севера», сентябрь 1976 года.


Рецензии