Загадка Моцарта - Разгадка Радзинского!
Моноспектакль с симфоническим оркестром, в четырех частях.
«Загадка Моцарта, или разгадка Радзинского»
Председатель, прокурор, адвокат и за всех свидетелей – Э.Радзинский.
Часть первая и самая важная: «Не суть важно - Что, а суть важно - Как!»
И это было сделано блестяще!
У основной массы слушателей нет, да и не могло быть желания, как впрочем, и возможности, перепроверять источники доводов и предположений Председателя (Э.Р.), а если и наличествуют академические оппоненты, то их голоса вряд ли будут востребованы медиасферой, особенно, той ее частью, в которой царит и правит ЭР.
Да! Ушел блистательный Виталий Вульф… И остался на этом Олимпе он один! В жанре, который сам изобрел для себя! И этот полифонический моноспектакль - его Апофеоз, как великого Мастера, точнее Председателя!
Последний концерт, на котором я имел удовольствие присутствовать, по моему мнению, совершенно неслучайно проходил именно в легендарном Большом зале Ленинградской филармонии, который некогда боготворил незабвенный Ираклий Луарсабович Андроников. До сих пор я видел его лишь на черно-белых кадрах ТВ-ящиков - фрагмент эстрады, проходы с колоннами, в доме бывшего Дворянского собрания.
Тогда, в детстве, мы с безотрывным и волнительным трепетом внимали мелодичному журчанию-стрекотанию его речи, вместе с ним пробираясь по вершинам и каньонам его размышлений, знакомясь и открывая с новых личных и даже интимных сторон классиков царивших в нашем сознании….
А в чем же повтор? Сиквел, так сказать?! В чем суть моего наваждения?
Так ведь И.А. тоже разгадывал загадки! Только времен Пушкина! Ведь это он изобрел этот жанр – увлекательный литературный квест-детектив. Э.Р. добавил оркестр. Другое время, другие возможности!
Ах, вот в чем разгадка загадки самого Радзинского!?
Получается, он решил превзойти самого Великого Магистра, причем на его же территории!?
Та же подчеркнутая поза, тот же филигранно-выверенный артистизм, тот же классический концертный костюм и… та же Сцена!
…Кресло, правда, уже больше походило на Трон!
Зал был заполнен публикой.
Как и столетия назад он был торжественен и аристократически красив!
Только на хрустальных люстрах вместо сотен свечей, сверкали ослепительным сиянием электрические лампы.
Публика изменилась, даже с недалеких времен Ираклия Луарсабовича... состарилась что-ли: традиционные почитатели жанра, некогда приходившие молодыми на его концерты, в наутюженных выходных темных костюмах и накрахмаленных белых рубашках. Такая вот эстафета, или знаки Времени, кризиса, так сказать! Экономического, глобального и духовного…
И зрители те же, из числа выживших во времена горбачевско-ельцинского лихолетья, и костюмы те же, только с нафталиново-ритуальным налетом.
Молодежь наличествовала, только уже без костюмов и галстуков, что немного портило общее впечатление от действия, поскольку сама атмосфера величественной присутственной залы просто кричит-требует кринолина, пышных юбок, открытых плеч, декольте, гусарских киверов и доломанов, фраков и смокингов, лаковых штиблет и двойных лорнетов.
Однако, юные поклонники таланта матерого мастадонта, в основной массе, были облачены в неопрятные шкуры свитеров и мешковатые джинсы. Об укладках и прическах речи вообще не веду!
В своих дресс-кодовых спецовках они больше напоминали рабочих сцены, случайно забредших в залы, в поисках сантехника Афони, чем почтенную и респектабельную публику заслуженного, утонченного и крайне интеллигентного кумира.
Ну, извините!
Да! Морализирую!
Ну, не принято было ходить так расхристано в театры, рестораны и другие присутственные места в наше время! Как, впрочем, и сейчас, во всем цивилизованном мире не ходят. Сам видел, своими глазами, в Берлине, Лондоне, Вене и Париже…
Не случайно говорят, что театр начинается с вешалки, только не с той, что находится непосредственно в гардеробе театра, а с Вашей вешалки в домашнем гардеробе, т.е. с Вашей личной позиции и отношения к самому факту посещения этого святого действия!
Ведь – это не 3-Д кинозал, здесь не только актер часть действия, но и зритель тоже, от настроения, ауры которого зависит весь успех представления!
Тем более, если здесь звучит Моцарт!
Да и о ком мог еще говорить сам Король жанра!?
Только о себе подобном и богоизбранном!
И все пространство Большого зала заполнила Его Величество Музыка!
Оркестр был великолепен!
Хор и солисты – безупречны!
Озвучка прекрасно доносила каждый нюанс интонаций декламатора.
Петля интриги была им уверенно закинута во внемлющий зал и мастерски затянута на нервах слушателей, заставляя их ритмично двигаться в магический такт его гипнотических слов…
Оговорюсь, меня абсолютно не волнует содержательная сторона выступления Мастера, она, на мой взгляд, совершенно безупречна и вполне заслуживает доверия.
Предметом моего исследования является Форма, а не Содержание, благоразумно защищенное недремлющими авторскими правами.
Но все свои три часа он отработал на славу!
Ни на секунду не упускал из своих цепких рук нить интриги повествования всего моноспектакля, одухотворенного и озвученного великой Музыкой, и его самозабвенным спиритическим погружением в души и мысли давно почивших «в бозе» персонажей, чему атмосфера самой залы очень даже способствовала.
Создавалось стойкое ощущение того, что он – всесильный Медиум, который вызывал из тьмы забытья потусторонние голоса – радостные, трепетные, недоумевающие, негодующие, на свой Суд, на свою Голгофу, на Откровенье и Покаяние перед Историей, перед нами – зрителями и зачарованными слушателями Мастера!
Так входили они, вызванные им Тени, смиренно, один за одним, в зал Суда, свидетели и соучастники, обвиняемые и жертвы, чтобы дать его устами свои оправдания, или показания, невзирая на чины и титулы, бестелесно заполняя пространство Большого зала в ожидании своей очереди.
А потом был Реквием, точнее, разгадка вечной его тайны.
Апофеоз драматического финала недолгой и яркой жизни Гения!
«Гений и Злодейство несовместимы!» - такой вывод сделал некогда А.С.Пушкин – подлинный АС пиитизма.
«Гений и Бытие» – добавляет Судьба, всегда обрекая Таланты на лишения и страдания, упорно подталкивая их к краю невозможного, пределу, где и происходит адреналиновое таинство создания шедевров, вопреки всему!
Глухие композиторы, нищие художники, изгнанные поэты и писатели – каждый из них прошел свою выжженную пустыню Одиночества и Непонимания, прежде чем навечно уйти-вознестись в Пантеон Славы Человечества.
...Так зачем мы приходим на Радзинского?
...Это популярно? Модно?
...Или просто пощекотать нервы всем тем, что было и останется непонятым, поскольку нами не вложено ни грамма труда и усилий в этот процесс, кроме как некой суммы за билет?
...Посмотреть, приблизиться к нему, послушать его, удивиться, в конце концов, как некоему чуду!?
...Исключению из правил – увлеченному Чудаку, которому что-то да и нужно в этой бренной жизни, а уж тем более в покрытой вековым слоем нафталиновой пыли забвения Истории?
А может, просто ради того, чтобы хоть на минуточку задуматься о Вечных ценностях, остановиться на Мгновенье, и… измерить пульс, верхнее и нижнее давление своей Души!...
Вот за это все, ему сердечное Спасибо!
Свидетельство о публикации №216121700674