Когнитивный диссонанс

Меня с давних пор занимает одно соображение. Может, не только я это замечала. Во всех мужских описаниях страсти роковой фигурирует некая потрясающая дама, которая насмерть пленила своего рыцаря тем, что была, в сущности, - не будем лицемерить, да? - просто естественным животным. Здоровым, молодым, полным сил и так далее. 

То, что в нашем коллективном среднеевропейском эгрегоре по умолчанию считается самым ценным и привлекательным в женщине, сводится к банальным гормонально - возрастным составляющим и лучше всего описывается шершавым языком этологии.

Первое имя, пришедшее в голову для иллюстрации - Манон Леско. В ту же лузу Кармен, Таис Афинская, леди Гамильтон, Магда из "Камеры обскуры". Не буду продолжать список, думаю, и так понятно, о чём веду речь.

Но вот ведь какая штука. Если ты, мужчина, полюбил женщину за то, что она - великолепная самка, будь готов к тому, что твоя избранница и станет вести себя именно как великолепная самка. И требовать от неё целомудрия или верности как-то нелепо. У животных нет этики. Апеллировать к совести в этом случае бессмысленно. Совесть - сугубо человеческая категория.

Есть у Дмитрия Савицкого - того самого, который ведёт музыкальную программу "49 минут джаза" на радио "Свобода" - повесть "Вальс для К". В ней описывается  роман автора c некой потрясающе раскованной француженкой. Из-за которой он, собственно, и сбежал в своё время из Союза, нелегально пересечя границу в багажнике машины.

Савицкого, похоже, сильно - как и меня в своё время - долбануло Набоковым, и с тех пор он пишет ещё более набокианским стилем, чем сам Владимир Владимирович. Эпигон, конечно, но какой талантливый.

Всё равно вторичность - она и в Африке вторичность. На протяжении достаточно (ненавижу слово) большого количества лет занимая себя сочинительством, поняла одну важную вещь. Вы только не обижайтесь. Светить нужно своим собственным фонариком. Сиять отражённым светом приличествует одной луне. Хотя... Дай Бог каждому такой вторичности.

Воссоединившись с возлюбленной, герой - любовник очень скоро терпит полное фиаско. Страсть роковая перерождается в отвращение. После пожара в джунглях наступает кораблекрушение. То, что ему так в ней нравится и сводит с ума, как оказалось при наблюдении за субъектом вожделения в естественной среде обитания (а именно в её родной Франции), нравится и сводит с ума кучу других мужчин, с которыми его зазноба охотно проделывает те же самые пресловутые синхронные телодвижения, из-за которых, собственно, весь сыр-бор. Бедный протагонист впадает в ступор и чуть ласты не склеивает от такого её вероломства.

Спрашивается - чего это он? Чего с ума сходить-то? Он чего от неё - Такой - ожидал-то? Что она наденет паранджу, ошейник и будет за ним на поводке ходить?

И я у многих своих знакомых дядек спрашивала. Где логика? Получается: за что ты её полюбил, за то же и возненавидел? Вот если всё это она проделывает с тобой, таким хорошим, то она тоже хорошая. А если всё это же самое, но с другим - то и этот другой плохой и она тоже плохая.

- Почему?

...Гм. Концы с концами не сходятся.

Никто мне ничего внятного ответить не смог. Лишь Романдаом* туманно обронил: "Там, где любовь, логики не ищи".

Ага - ага. Будем из этого, значит, и исходить. Закон жизни, тайна веков.

..."Так много девушек хороших, но что-то тянет на плохих". И жо делать?

Я не знаю ответов. Я всего лишь задаю вопросы.

                * * * * *
*Романдаом, он же Виктор Кондратьев-Лутковский. Представитель киевской богемной тусовки, считающий себя философом с эзотерическим уклоном. В прошлом я довольно длительное время находилась под его интеллектуальным влиянием, сейчас наши пути разошлись. 

                30 сентября 2012

                ///\\\///\\\///\\\

На иллюстрации картина Михаила Врубеля "Испания", 1894.
Холст, масло, 248 х 89 см. Находится в Третьяковской галерее. 

©Моя сестра Жаба


Рецензии