Глава 49. Труба позора путь в никуда

                Издавна в характере русского народа
                образовалось такое качество, что если
                русский человек был недоволен средою,
                в которой жил, то не собирал своих сил
                для противодействия, а бежал,
                искал себе нового отечества.
                Н. И. Костомаров. Русская история.               

Когда американцы получили чувствительный удар по самолюбию после запуска в СССР искусственного спутника Земли, а тем более первого полета человека в космос, то начали реформировать свою систему образования. Американцы, да и не только они, не любят проигрывать.

Кроме того, они продолжили послевоенную практику всеми доступными, а иногда и не очень, методами завлекать к себе лучшие умы человечества. Началась откровенная охота за мозгами, от которой пострадала, в первую очередь, Германия, другие европейские страны. Американская воронка втянула в себя значительное число специалистов из азиатских стран. Весь мир, кроме СССР, откуда ручеек еле сочился, был обложен данью по сбору талантов лишь потому, что США могли платить больше и создавать лучшие условия для работы.

СССР не мог пойти по такому пути. Когда значительное число спецов, работавших в царской России, покинуло страну, а многие из оставшихся занимались саботажем или откровенным вредительством, ставка была сделана на пробуждение творческого потенциала всех наций, входящих в СССР. И она блестяще оправдалась. Не по «щучьему велению», не благодаря «невидимой руке». Беспримерная борьба с неграмотностью, разбуженная ею тяга к знаниям, социальные лифты, возносившие беспризорников в академики, сотворение кумиров для молодежи из числа героических тружеников, достигавших фантастических результатов в промышленности, сельском хозяйстве, науке и технике. Именно они были у молодежи примерами для подражания, а не банкиры, чиновники, представители гламурных профессий.

Поскольку российские обществоведы, а тем более не слишком образованные политические деятели, предвзято описывающие историю первых лет советской власти, доверия не вызывают, разве что за редким исключением, приходится обращаться к зарубежным авторам, кто готов вопреки общепринятым стандартам честно излагать факты. Им-то приукрашивать советские достижения ни к чему.

Хироаки Куромия (Hiroaki Kuromiya) — японско-американский исследователь советской и российской истории, современных России и Украины. Защитил диплом доктора философии в Принстонском университете в 1985 году. С 1990 года — профессор университета в Индиане (США). Развивает представления об экономической системе СССР 1930-х годов как о комбинации командно-приказных механизмов и квазирыночных отношений — механизмов вспомогательного уровня.
«Гигантские усилия по индустриализации страны в 1928-1932 годах Хироаки Куромия назвал Сталинской Промышленной революцией. Было еще название «вторая революция» или «революция сверху». Во главе государства стояли самые убежденные и энергичные революционеры, и с этой позиции они мобилизовали десятки миллионов рабочих, дисциплинировали их, поднимая их из тьмы безграмотности и религиозного мракобесия на другой уровень. Центральный тезис книги Куромии заключается в том, что Сталин преуспел в мобилизации рабочих на ускоренную индустриализацию, представляя ее как классовую войну угнетенных против старых эксплуататорских классов и против вредителей из их собственных рядов» (Людо Мартенс. Другой взгляд на Сталина (Запрещенный Сталин).

Можно было бы предложить нашим доморощенным ниспровергателям результатов советской индустриализации попытаться выступить со своими выводами в Принстоне. Представляю, с каким недоумением восприняли бы ученые, привыкшие оперировать объективными данными, нагромождения лжи большинства нынешних российских историков. С восторгом их встретили бы только те, кто дискредитирует нашу историю по заказу правительственных чиновников США. 
Но факты упрямая вещь. Всего за 18 лет, если считать с момента окончания Гражданской войны в 1922 году, СССР превратился в мощную державу, способную выдержать натиск фашистской Германии, опирающейся на ресурсы практически всей Западной Европы

После распада Советского Союза чувствительные потери в интеллектуальной области понесла и Россия. По разным оценкам за рубеж уехали от 1-го до 1,7 млн. ученых и специалистов. Нет ни одной причины не доверять подсчетам ректора Российского нового университета В. Зернова, что «приблизительная сумма ущерба, который «нанесен российской экономике от потери квалифицированных кадров свыше одного триллиона долларов. С одной стороны, на Западе признают, что наши специалисты на голову выше западных, с другой - мы несем потери».

Проблема утечки мозгов далека от интересов обывателя. Благодаря нашему телевидению складывается впечатление, что за границу убегают одни проворовавшиеся банкиры и чиновники. К сожалению, мало кому известно, что утекает и цвет нации – ученые, инженеры, бизнесмены, зажимаемые представителями власти.
«200 000 предпринимателей только в 2014 г. сотрудники право-охранительных органов обобрали, возбудив уголовные дела, лишили их бизнеса?
В. Путин даже не осознал, насколько наглядно и убедительно этот факт доказывает всему миру, что нет в России ПРАВОСУДИЯ. (НТВ. Ru: http://www.ntv.ru/novosti/1612580/?fb#ixzz42kUZ5x9l
Зададимся вопросом – сколько из них останется в России? Нетрудно предположить, что только те, кого окончательно разорили. Тоже происходит и с другими эмигрантами – не убегает только тот, у кого нет шансов устроиться на новом месте в лучших условиях, чем в России.

Одна из самых последовательных борцов за возрождение отечественной науки профессор Л. К. Фионова считает, что «…уже почти двадцать лет исправно действует третья труба, по которой утекает самый ценный природный ресурс – мозги». Но если «…благодаря двум трубам - нефтяной и газовой, по которым природные богатства страны утекают за рубеж» в нашу казну поступают так называемые нефтедоллары, то наличие третьей трубы приносит стране одни убытки.

Суть проблемы дошла даже до некоторых режиссеров, которых наша пресса почему-то представляет, как неких всезнающих оракулов. Видимо, потому, что к ним проявляет симпатию первое лицо. А это верный компас для осознания ценности того или иного человека или явления.
Не желаю склоняться в идолопоклонстве перед очередным «властителем душ», но здравую мысль процитирую: «Талант… - вот главная, уникальная ценность общества, которую ему надо беречь». Но вот беда – возвести-то их в оракулы возвели, а не слушают. Ох, как зря. 

«Даже согласно официальной статистике за рубежом сегодня работает около 700 тысяч (по некоторым данным до 800 000) научных сотрудников из России. … это число надо по крайней мере удвоить или даже утроить, ибо они эмигрируют с жёнами и детьми. Ежегодно страну покидает до 15% выпускников ВУЗов, эмиграция специалистов (в основном молодых) сохраняется на уровне 10 -15 тысяч человек в год». (http://www.za-nauku.ru/).

Уже упоминалось, что третья труба несет убытки и нешуточные. Согласно оценкам ЮНЕСКО, к середине 1990-х годов потери России от «утечки умов» превысили 30 миллиардов долларов. Эта сумма, по сути, вложена в бюджеты принимающих стран. [Немного позднее были официально признаны потери страны от научной эмиграции, эквивалентные 600 миллиардам долларам. - Ред. сайта ДЗВОН.]. (http://www.za-nauku.ru/).

На этом фоне совершенно удивительно, что: «В 2015 г. на третьем месте по выручке после нефтянки и оружейников оказались не металлурги или химики, а поставщики компьютерных программ. … Разнообразное программное обеспечение теперь занимает третью позицию в российском экспорте. … Как выяснил Минпромторг, если в 2014 г. Россия продала за рубеж программ на 6 млрд долл., что равно почти 400 млрд руб. по текущему курсу, год спустя программная выручка подскочила до 7 млрд долл., то есть до 460 млрд рублей. Это внушительные 16% годового роста.
… Если сравнить вес программной составляющей со всей российской внешней торговлей, доля интеллектуального экспорта окажется только 1,5%. На мировом рынке экспорта программ у нашей страны примерно 2,5%» (Аргументы недели, № 17, 2016).

Видимо, это достижение не слишком известно нашему руководству, которое падение экономики пытается представить «отрицательным ростом», а незначительный рост в сельском хозяйстве преподносят как великий успех. Но там всего лишь проценты, а здесь целых 16. Если бы не было утечки мозгов, то могли бы, может быть, конкурировать даже с Индией, у которой соответствующие стоимостные показатели намного выше.

Вспоминаю, как в 90-е годы познакомился с одним индийским бизнесменом. Узнав, что я работаю в журнале Академии наук, он предложил наладить сотрудничество индийских и российских программистов. Вскоре он уехал в Бангалор, научную столицу Индии. Однако после возвращения от энтузиазма не осталось и следа. Его соотечественники не проявили интереса к предложенной идее, мотивируя отказ не слишком высоким уровнем наших специалистов.

В советские времена все было по-другому. Надолго запомнилось выступление академика А. Самарского на заседании Президиума АН СССР. В то время быстродействие советских вычислительных машин было на порядок, т.е. в 10 раз меньше, чем американских. Зато наши программисты работали на порядок эффективнее. За счет этого сложнейшие расчеты, например, траекторий полетов космических кораблей или моделирования условий ядерного взрыва, в СССР проводили примерно на том же уровне, что и американцы.
Говоря о необходимости совершенствования вычислительной техники, ученый предупреждал, что если американцы начнут считать быстрее, то в этом случае будет бессильна даже интеллектуальная мощь отечественных специалистов. Теперь в значительной мере утрачены и мощь, и программисты, а решение серьезных задач приходиться проводить на импортной технике.

Третью трубу с полным основанием следует признать трубой позора для страны, не способной перекрыть ее. К тому же, постоянный отток молодых, умных, высокообразованных граждан приводит к резкому падению как интеллектуального уровня общества, так и к снижению гражданского потенциала.
«Голодные и нищие не устраивают бунты, они боятся выступить в защиту своих прав. Во всём мире социально-политические «циклоны» формируют молодёжь и представители среднего класса, которому есть чего терять. Поэтому власти порочат эту социальную группу, навешивая на неё через подконтрольные СМИ ярлыки «креаклов», «офисного планктона». (Первоапрельская шутка правительства удалась, В. Ваньков, Свободная пресса, 2016).

И добавим, совсем не прочь, чтобы последние «свалили» из страны. Им плевать, что «По подсчётам экспертов ООН отъезд за рубеж одного человека с высшим образованием наносит стране ущерб в размере от 300 тысяч до 800 тысяч долларов. По сообщению ректора МГУ академика В. Садовничего, на обучение одного специалиста мирового класса Московский Государственный Университет тратит до 400 тысяч долларов. Таким образом, только выпускники МГУ ежегодно «уводят» за границу 120 миллионов долларов». (http://www.za-nauku.ru/).
Спокойствие дороже. А экономические неурядицы их-то не коснутся, тяжелым прессом пройдутся по тем слоям населения, которое вынужденно выживать, а не протестовать.

Уважаемые читатели!
Информирую вас о выходе книги «Культ ничтожеств», опубликованной ранее на Прозе.ру, в существенно переработанном виде в издательстве Ridero.ru.
Тем, кто пожелает ознакомиться с содержанием, могу посоветовать скачать электронную версию (80 руб.) в интернет-магазинах Литрес, Ozon.ru, ТД "Москва" (moscowbooks.ru), Google Books (books.google.ru), Bookz.ru, Lib.aldebaran.ru, iknigi.net, Bookland.com, на витринах мобильных приложений Everbook, МТС, Билайн и др.,
Печатный вариант по цене 250 руб. можно приобрести на Авито.ру или Алиб.ру.
Буду признателен за Ваши отзывы и пожелания, в том числе критические, которые можете направлять по адресу igorzudov@mail.ru.
С уважением И. А.


Рецензии